Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества
презентация по теме

Макеева Светлана Васильевна
Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Но что означают нравственные нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentaciya_o_nravstvennosti.zip1.32 МБ

Подписи к слайдам:

Сущность нравственного воспитания Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к«Словарю русского языка» С. И. Ожегова.Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность. Как посмотришь на нашу молодежь,то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена!Как не думает ни о чем кроме удовольствий,растлевающих и нравственность, и здоровье,приготовляющих самую печальную будущность.Мне кажется, что всему этому причина -неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь. Святитель Игнатий Брянчанинов Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравственные нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду.Как воспитывать детей, чтобы их помыслы, чувства, поступки были нравственными? Нравственная основа личности формируется в условиях того нравственного пространства, в котором живёт личность, сюда входят: общение с товарищами, общение и отношение на улице. Самым важным пространством в жизни ребёнка является семья, главным воспитателями в которой являются родители. Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят:Отношения и общение в коллективеОтношения и общение на улицеОбщение с товарищамиОтношение к себеОтношение к природе, к внешнему мируОтношение к общественным требованиямОтношения в семье, которое является самым важным пространством для ребёнка. Из всего вышеперечисленного немаловажное значение в формировании нравственности ребёнка играет роль сказки, а также игры детей. Понятно, что каждая семья стремится воспитать своих детей достойными, хорошими людьми. Но всегда ли родители достигают желаемого, всегда ли их дети становятся такими, какими их хотели видеть в будущем? К сожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи. Беседы со школьниками подтверждают, что их потребность во внутрисемейном общении не уменьшается. Организация содержательного и достаточно продолжительного общения с детьми — необходимое условие их воспитания в любом возрасте. Из опыта воспитания детей. огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы. Воспитание через сказку Сказка является первым инструментов в воспитании эстетики детей, знакомя с основными категориями добра и зла. В сказке всегда есть злодей, который в конце сюжета будет наказан, и положительный герой, получающий за свои добродетели желаемое вознаграждение. Таким образом, ребенок усваивает схему моральной оценки любого действия и понимает ее значимость. В сказке могут встречаться логические задачи и сложные стереотипы поведения (например, правила этикета за столом). К значению сказки в воспитании детей нужно подойти со всей серьезностью. В суете будней и порой невнимательности друг к другу, сказка перед сном может стать тем самым эмоциональным мостиком, который соединит души родных и близких людей. Вам напомнит о счастливой роли родителя, а ребенку даст уверенность, что его любят и принимают. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но возрастает. Единство нравственных требований семьи и школы, откровенность в процессе воспитания способствуют устойчивости нравственных убеждений ребенка. Какую помощь может оказать семья ребенку, начинающему обучение в школе? 1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок. 2. Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх — плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении. 3.  При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребенок испытывает трудности? Как помочь ему их преодолеть? 4.   Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок(«я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него. 5. Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.Замечательно сказал об этом В. Берестов: Любили тебя без особых причинЗа то, что ты — внук,За то, что ты — сын,За то, что — малыш,За то, что растешь,За то, что на папу и маму похож.И эта любовь до конца твоих днейОстанется тайной опорой твоей. Определив проблемы, с которыми сталкивается семья, их оплошности и ошибки, педагог оказывает семье хорошую помощь полезными советами, наставлениями. При всем этом его интерес должен быть сосредоточен на воспитании у детей гуманных чувств, настоящей любви к близким им людям, культуры поведения в обществе, общении с людьми, патриотизме к Родине в воспитании важны домашние чтения, слушание музыки, приглашение к ребёнку его приятелей, организация игр, веселья. Слова родителей, сказы о добре и зле, 1-ые книги о жизни животных и растений - все порождает начальные представления ребенка о морали.Слово родителей очень западает в рассудок малыша, если оно произнесено тихо и благосклонно, в отсутствии назидательного тона, который у молодых людей вызывает ожесточение и упорство. Лучше только совместно с ребенком дискутировать, раздумывать о явлениях природы и действиях людей, оценивать их, подводить его к самостоятельному выводу. Как правило, семья должна оказывать на ребёнка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребёнка, это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Конфликты нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и 88% детей в такой ситуации чувствуют себя ущербными и несчастными. Критерии оценки для родителей Критерий УровниСемейно-бытовая Работа, здоровье, друзья, любовь, семья.Профессионально-творческая Интересная работа, образование, творчество, развитие.Эстетическая Красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре.Альтруистическая Любовь, счастье других, общение с друзьямиГедонистическая Удовольствие развлечения, здоровье, любовь, свобода.Интеллектуальная Образование, познание, приобщение к культуре, развитие.Общественная Общение, признание, общественно-политическая активная деятельная жизнь.Ценности дела Аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах.Принятие других Терпимость, альтруизм, чуткостьСамоутверждение Высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость.Самореализация и самоорганизация Рационализм, самоконтроль, жизнерадостность.Этические Честность, чуткость, воспитанность. Критерии оценки для детей: Критерии Уровни Высокий средний низкийГотовность придти на помощь 50%40%10%Уважение к старшим 70%30%Дружелюбие 30%40%30%Трудолюбие 40%50%10%Физическая активность 50%20%30%Коллективизм 20%60%20%Творческая направленность 30%50%20% Духовный вакуумСуррогатная духовностьПереоценка нравственных ценностей Просвещение как получение некоторого объема знаний АнтикультураБезнравственный образ жизни Разрушающие духовность и личность секты Образ жизниПороки общества Разрушение духовности Развитие пороков общества: Вседозволенность, алкоголизм,наркомания САМОУНИЧТОЖЕНИЕ обществаДуховная смертьВымирание страны Совместные прогулки Обратитесь за помощью к специальной литературе Храните традиции Будьте терпимыми

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты нравственности (сборник по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения)

В данном сборнике представлены  наработки  Чистяковой О.Ю. по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения.Материал будет интересен педагогам дополнительного образования, а также...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Развивая  у обучащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географи...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 14-18 ЛЕТ

РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 14-18 ЛЕТ...