Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.
статья на тему
Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков.Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолений негативных поступков и проявлений в поведении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.
Подростковый возраст – трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков.
Период взросления в подростковом возрасте, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью». Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание своего одиночества и оторванности от мира.
Особо следует назвать те осложнения подросткового возраста, которые влечёт за собой бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной организации, так и в развитии сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается подростком. В другом случае неравномерность развития сердечно -сосудистой системы может привести к артериальному давлению, головным болям. И, пожалуй, самое заметное на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого – эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднить его отношения с окружающими.Повышенная конфликтность, особенно в отношении со взрослыми, которая нередко проявляется у подростков, объясняется не только органическими изменениями, но и теле, что меняется вся система отношений подростка со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным по отношению к своим родителям, учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других проблем у ребёнка, связано с рядом неблагоприятных событий перенесённых в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику. В категорию же трудновоспитуемых попадают, как правило, такие дети подросткового возраста. как: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки ничем не интересующиеся, агрессивные дети, учащиеся прогуливающие школьные занятия, подростки, состоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и в инспекции по делам несовершеннолетних, дети из семей, находящихся в социально опасном положении и т.д.
Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков очень важна.
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой
практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал
комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его
структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции
проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на
общепринятые идеалы, на опыт народов и осуществлялось всем миром, всеми
социальными институтами, базировалось на принятой нормативно-правовой основе
На сегодняшний день школа была и остается одним из наиболее важных
участников воспитательного процесса. В различных организационных формах
образования проходит значительная часть жизни практически всех детей нашей
страны. И это при том, что школа выступает центром интеграции воспитательной
деятельности различных субъектов воспитания.
Общество крайне нуждается в информированной, компетентной, критически
мыслящей, социально активной личности, способной принять решения в ситуации
выбора и несущей ответственность за них, способной участвовать в управлении
страной, в решении задач различного уровня от общенациональных до семейно-
бытовых. Ранее школа не формировала такую личность. Сегодня же складывается
система гражданско-правового образования, которое в состоянии обеспечить учащимся
устойчивое правосознание, усвоение правовой культуры и воспитание высоких
нравственных качеств личности, создать условия для ее самореализации .
Знание ребенком нравственных норм еще не говорит о его воспитанности.
Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивами поведения. Необходимо активно-положительное, устойчивое отношение к нравственным нормам
со стороны ребенка. Необходимо, чтобы нравственное поведение разносторонне и
полно стимулировалось системой предъявляемых к подросткам требований.
Нравственность человека проявляется только в одном – в его поступках, а
поступки происходят от характера помыслов. Нравственное воспитание молодежи
является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.
После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти
лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для
дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
Безнравственное отношение к своему делу в каждой сфере непременно завершиться
браком, порчей, вредом, убытками, лишениями, страданиями для многих.
Одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с
интеллектуальным развитием является нравственное воспитание молодого поколения.
Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
В свою очередь воспитание, осуществляемое в системе образования, также можно рассматривать как один из сегментов процесса становления
человека на протяжении его жизни под влиянием многочисленных обстоятельств и во
взаимосвязи с различными социальными институтами, структурами, организациями.
Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи относительно
осмысленным и целенаправленным, осуществляется в определенном месте, в
определенное время и в определенной организации. Кроме того, его дискретность
определяется тем, что поскольку отдельные виды воспитания и типы воспитательных
организаций не имеют единых целевых установок и отлаженной и непротиворечивой
взаимосвязи, постольку взращивание человека не становится непрерывным процессом
(даже в системе образования воспитание имеет объективно дискретный характер).
Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением
проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная
тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребенка. Это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что
приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших
социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное
взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной
только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать
ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в
понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей,
формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолений негативных
поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские
отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и
общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка
нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако как показывает практика, что некоторые родители не имеют
специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении
контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее
эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы
педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая
роль принадлежит последним и не все родители откликаются на стремление педагога к
сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего
ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения
этой проблемы, исключающий авторитаризм и дидактизм.
В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей
занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель
директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите
детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные
руководитель и воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого
развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания.
Таким образом, к основным направлениям работы образовательного учреждения
с семьей относятся следующие организационные мероприятия:
1. Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера
их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
2. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по
организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и
учащихся.
3. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа
жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других
негативных проявлений у детей и подростков.
4. Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами,
вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность,
направленную на повышение их авторитета.
5. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в
управлении образовательным учреждением; организации учебно-воспитательного
процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских
формирований.
6. Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных
педагогов, родительского комитета.
7. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта,
коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни
(беседы, консультации, классные часы)
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если
организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе
чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося,
помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки,
вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его
творческих интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи и школы в воспитании
Обобщение и распространение опыта воспитательной работы классного руководителя....
Родительское собрание на тему"«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».
Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет...
"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."
Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...
"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."
Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...
Роль семьи и школы в воспитании 9 классника
родительское собрание...
Родительское собрание – практикум «Роль семьи и школы в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка»
В связи с вступлением в силу ФГОС актуализировалась сфера духовно-нравственного развития личности детей. Поэтому данная разработка является очень значимой и полезной в педагогическ...
Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании
Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании...