Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.
статья на тему

Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков.Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолений негативных поступков и проявлений в поведении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.

Подростковый возраст – трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков.

Период взросления в подростковом возрасте, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью». Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание своего одиночества и оторванности от мира.

Особо следует назвать те осложнения подросткового возраста, которые влечёт за собой бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной организации, так и в развитии сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается подростком. В другом случае неравномерность развития сердечно -сосудистой системы может привести к артериальному давлению, головным болям. И, пожалуй, самое заметное на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого – эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднить его отношения с окружающими.Повышенная конфликтность, особенно в отношении со взрослыми, которая нередко проявляется у  подростков, объясняется не только органическими изменениями, но и теле, что меняется вся система отношений подростка со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным по отношению к своим родителям, учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки.                                                                                                         Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других проблем у ребёнка, связано с рядом неблагоприятных событий перенесённых  в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.                                                                                                                   В категорию же трудновоспитуемых попадают, как правило, такие дети подросткового возраста. как: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки ничем не интересующиеся,  агрессивные дети, учащиеся  прогуливающие школьные занятия, подростки, состоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и  в инспекции по делам несовершеннолетних,  дети из семей, находящихся  в социально опасном положении и т.д.

Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков очень важна.

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой

практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал

комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его

структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции

проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на

общепринятые идеалы, на опыт народов и осуществлялось всем миром, всеми

социальными институтами, базировалось на принятой нормативно-правовой основе

На сегодняшний день школа была и остается одним из наиболее важных

участников воспитательного процесса. В различных организационных формах

образования проходит значительная часть жизни практически всех детей нашей

страны. И это при том, что школа выступает центром интеграции воспитательной

деятельности различных субъектов воспитания.

Общество крайне нуждается в информированной, компетентной, критически

мыслящей, социально активной личности, способной принять решения в ситуации

выбора и несущей ответственность за них, способной участвовать в управлении

страной, в решении задач различного уровня от общенациональных до семейно-

бытовых. Ранее школа не формировала такую личность. Сегодня же складывается

система гражданско-правового образования, которое в состоянии обеспечить учащимся

устойчивое правосознание, усвоение правовой культуры и воспитание высоких

нравственных качеств личности, создать условия для ее самореализации .

Знание ребенком нравственных норм еще не говорит о его воспитанности.

Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивами поведения. Необходимо активно-положительное, устойчивое отношение к нравственным нормам

со стороны ребенка. Необходимо, чтобы нравственное поведение разносторонне и

полно стимулировалось системой предъявляемых к подросткам требований.

Нравственность человека проявляется только в одном – в его поступках, а

поступки происходят от характера помыслов. Нравственное воспитание молодежи

является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.

После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти

лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для

дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

Безнравственное отношение к своему делу в каждой сфере непременно завершиться

браком, порчей, вредом, убытками, лишениями, страданиями для многих.

Одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с

интеллектуальным развитием является нравственное воспитание молодого поколения.

Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

В свою очередь воспитание, осуществляемое в системе  образования, также можно рассматривать как один из сегментов процесса становления

человека на протяжении его жизни под влиянием многочисленных обстоятельств и во

взаимосвязи с различными социальными институтами, структурами, организациями.

Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи относительно

осмысленным и целенаправленным, осуществляется в определенном месте, в

определенное время и в определенной организации. Кроме того, его дискретность

определяется тем, что поскольку отдельные виды воспитания и типы воспитательных

организаций не имеют единых целевых установок и отлаженной и непротиворечивой

взаимосвязи, постольку взращивание человека не становится непрерывным процессом

(даже в системе образования воспитание имеет объективно дискретный характер).

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением

проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная

тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и

личностного развития ребенка. Это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что

приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших

социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное

взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной

только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать

ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в

понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей,

формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолений негативных

поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские

отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и

общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка

нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако как показывает практика, что некоторые родители не имеют

специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении

контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее

эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы

педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая

роль принадлежит последним и не все родители откликаются на стремление педагога к

сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего

ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения

этой проблемы, исключающий авторитаризм и дидактизм.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей

занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель

директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите

детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные

руководитель и воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого

развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания.

Таким образом, к основным направлениям работы образовательного учреждения

с семьей относятся следующие организационные мероприятия:

1. Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера

их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

2. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по

организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и

учащихся.

3. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа

жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других

негативных проявлений у детей и подростков.

4. Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами,

вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность,

направленную на повышение их авторитета.

5. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в

управлении образовательным учреждением; организации учебно-воспитательного

процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских

формирований.

6. Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных

педагогов, родительского комитета.

7. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта,

коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни

(беседы, консультации, классные часы)

        Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если

организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе

чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося,

помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки,

вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его

творческих интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и школы в воспитании

Обобщение и распространение опыта воспитательной работы классного руководителя....

Родительское собрание на тему"«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет...

"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."

Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья  имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...

"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."

Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья  имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...

Родительское собрание – практикум «Роль семьи и школы в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка»

   В связи с вступлением в силу ФГОС актуализировалась сфера духовно-нравственного развития личности детей. Поэтому данная разработка является очень значимой и полезной в педагогическ...

Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании

Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании...