Школьный парламент как форма социализации детей.
статья на тему
Создание и деятельность школьного парламента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация деятельности школьного парламента. | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный парламент как форма социализации детей.
Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
В.Г.Белинский
Образовательные и воспитательные процессы отечественная педагогика всегда рассматривала, как единую систему и исходила из того, что нельзя обучать не воспитывая. Однако, всегда было очевидным, что не школа преобразовывает жизнь, а наоборот - жизнь приспосабливает школу к своим потребностям. Современная общественная жизнь государства требует от наших выпускников умения адаптироваться в стремительно развивающемся мире. И потому образовательные и воспитательные государственные программы перед школой ставят задачи:
- создать условия для социализации личности;
- сформировать в сознании школьника представления об основах нравственной, правовой, политической культуры;
- воспитывать гражданственность;
Эти задачи можно объединить в одну: необходимость развивать в ребятах качества творческой и инициативной личности, что позволит им в будущем свободно ориентироваться в окружающей действительности, принимать самостоятельные решения, включиться в полноценную жизнь общества. Социальная адаптация выпускников – вот та важная задача, которую в первую очередь должна решать современная школа.
Фактом является то, что российское общество идет по пути формирования правового государства, главной чертой которого можно называть взаимную ответственность личности и государства. Воспитание ответственной личности – одна из основных задач педагогики. Великий философ, отвечая на вопрос: «С какого момента нужно начинать воспитывать ребенка?», заметил: «С того, когда родились его родители». Трудно с этим не согласиться и не начать уже сегодня работу по формированию в подрастающем поколении гражданственности.
В этом году в 556 школе Курортного района был сформирован школьный парламент. Идея его создания появилась у старшеклассников. В ходе обсуждения своей будущей деятельности ребята обратились к администрации школы с просьбой открыть школьное радиовещание. Работа радиорубки оживила будничную рабочую жизнь школы. На переменках зазвучали познавательные передачи, информационные сообщения, поздравления именинников, обращения администрации к учащимся, концерты по заявкам учителей и ребят. Участвуя вместе с ребятами в создании программ, учителя замечают, как, работая над передачами, меняются их подопечные. В сознании наших активистов постепенно происходит переоценка собственных сил, и формируются истинные критерии в отношении действий и поступков своих товарищей. Определяющим в работе и общении для них становятся не взаимные симпатии и дружеские связи, а ответственность коллег, обязательность, умение доходчиво объяснять собственные идеи. Ребята стали ценить умение идти на компромисс ради общего дела.
Параллельно с деятельностью радиорубки шел процесс формирования партий, будущих участниц выборов, а затем парламентской деятельности. Современная статистика утверждает, что современные молодые люди испытывают значительные трудности в выборе достойных представителей на выборах по причине большого количества партий и схожести их программ. Подобные затруднения ведут к единственному, с их точки зрения, решению - отказу от голосования. Этим они выражают свою аполитичность. Наша задача помочь подросткам избежать подобной ситуации и уже в школе дать им возможность получить первый опыт принятия ответственного решения. Школьный орган самоуправления – стал первой ступенькой приобщения подростка к организации жизни большого коллектива. Ни какая ролевая игра или лабораторные задания на уроках обществознания не ведут к реальным практическим результатам и не способствуют зарождению ответственности перед коллективом. Работа по созданию парламента, набирая обороты, требовала от ребят получения новых знаний и освоения новых видов деятельности. Для подготовки и проведения выборов была создана Центральная избирательная комиссия. Члены избирательной комиссии проводили инструктаж потенциальных избирателей, объясняя им их права и обязанности, но предварительно, самостоятельно ознакомились с технологией выборов и деятельностью избиркомов. В течение двух недель, во время которых шла предвыборная борьба, школьная жизнь была буквально взбудоражена. В ходе избирательной компании было сформировано 2 партии: «НАШИ» и «МЫ». Создавая программы школьных партий, ребята обратились к документам ныне существующих российских партий, для оформления собственных Представители партий встречались с избирателями, разъясняя свои программы. Развернулась наглядная агитация, и, что примечательно, ребята использовали идеи плакатной живописи предвыборных кампаний прежних лет российского государства. Это погружение в историю и правовые дисциплины вне школьной программы не могло не радовать учителей. Во время предвыборной борьбы появилась школьная пресса. А за день до выборов заявила о себе незарегистрированная партия. Цель, которую преследовали учителя, создавая парламент, была достигнута. К жизни пробудились, ранее дремавшие, творческие силы наших ребят. Те из них, кто не смог себя проявить в работе радиорубки, не участвовал в создании партий и их программ, не вошел в редакцию газеты, нашли для себя еще незаполненную нишу, где они могли бы реализовать потребность в общественной деятельности и общественном признании. Если, делая первые шаги по организации парламента, учителям приходилось преодолевать пассивность школьников, ломать лед безразличия и равнодушия к общественной работе, то сегодня интересные идеи переполняют самих ребят, и они готовы воплощать их в жизнь. Однако, не всегда активная деятельность направлена на решение общешкольных задач и ради общественного блага, некоторые пытались собственные амбиции утвердить через новые ученические коллективы. С этой оборотной стороной общественной жизни всем участникам предстоит столкнуться еще не раз и решить для себя как быть.
Разрабатывая положение о парламенте, ребята не стали замыкаться в стенах собственной школы, а нашли единомышленников и наставников в этом для них еще незнакомом и очень трудном деле. Во многом их представления о парламенте были сформированы после встречи с депутатом Государственной Думы от партии «Единая Россия» Шевелевым Очень полезными оказались практические советы, которые получили ребята от руководителей молодежного движения Санкт-Петербурга. В беседах с ними учащиеся получили информацию об опыте других школ по созданию органов самоуправления. Надеемся, что эти встречи станут началом тесного и плодотворного сотрудничества. Сегодня, когда парламент сформирован, комитеты образованы, задачи поставлены, хочется подвести первые итоги. Через парламент наши учащиеся должны были получить возможность проявить свои творческий потенциал, проверить свои возможности, попробовать силы в различных формах общественной деятельности, т. е. через парламент получить первые навыки социальной адаптации. Теперь становится очевидным, что эта задача успешно реализовывается через включение ребят в разнообразную деятельность: от редактирования газетной статьи и установления аппаратуры в радиорубке до процедуры подсчета голосов на выборах и составления протоколов собраний. А впереди их ждет трудная, но увлекательная работа по воплощению в жизнь тех замыслов, которыми переполнены их программы. «Демократией малых пространств» назвал А.Солженицын тот уровень, на котором мы трудимся; и «малое» здесь не означает незначительное. Ребята, определяя жизнь школы, сегодня и сейчас приучаются к самодисциплине, ответственному подходу к делу, получают знания и деловые навыки. И мы верим в то, что этот опыт, полученный сегодня, со временем позволит им свободно ориентироваться в реальной действительности, принимать взвешенные самостоятельные решения и активно участвовать в жизни общества.
Автор статьи:
Билялетдинова Нурдия Андреевна
методист НМЦ Курортного района,
учитель истории 556 школы
контактный телефон: 437-14-89
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания
У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...
Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе
Обобщение опыта по теме самообразования "Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе". Примерные пути решения данной проблемы....
Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы
В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...
«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...
«ПЕРСПЕКТИВА: ДОРОГА В БУДУЩЕЕ» (социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством использования активных форм и методов естественнонаучного образования)
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и на ваше обсуждение) представляется авторская дополнительная общеобразовательная программа. Дидактическая основа представленной программы – теоретическая мод...
Проектная деятельность на уроках СБО как инновационная форма социализации детей с нарушением интеллекта
В данном материале представлен опыт использования метода проектной деятельности в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках СБО....