Программа кружка "Мир логики"
рабочая программа (6 класс) по теме
Программа кружка "Мир логики" разработана для обучающихся 5-7 классов с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_logiki_programma.docx | 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии
Рассмотрена на ШМО Утверждена
Протокол №1 от 26.08.2016г. приказ №108-ОД от01.09.2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «МИР ЛОГИКИ»
2016-2017 учебный год
Учитель: Николаева Т.А.
2016г.
Программа кружка «Мир логики»
Пояснительная записка.
В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей, коррекционных программ. Учащихся с нарушениями интеллекта отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности; речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.
Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии.
Задачи коррекционной работы:
развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;
формирование умственного плана действий и речевых функций;
развитие произвольности психической деятельности.
Выбрана групповая форма работы, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни семьи.
Система коррекционной работы, направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с умственной отсталостью, разделена на 4 основных блока:
1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
- расширение словарного запаса.
3. Развитие произвольности психической деятельности:
- умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;
- произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;
- произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
4. Развитие пространственных представлений:
- формирование умений различать геометрические формы;
- усвоение учащимися понятия величины;
- ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;
- овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;
- совершенствование координаций движений в пространстве;
- формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.
В данный курс включены игры и упражнения, направленные на развитие у детей логического мышления, внимания, всех видов памяти, скорости мышления, обогащение словарного запаса.
Предлагаемые задания позволяют научить детей выполнять такие мыслительные операции, как:
- сравнение
- выделение существенных признаков
- обобщение
- классификация
- определение отношений «вид- род»
- анализ – синтез
Проведение занятий в игровой форме способствует развитию у детей интереса к учёбе, стремления к познанию.
Все задания в каждой теме расположены так, что степень их сложности возрастает.
Курс рассчитан на 1 год (5-7 классы). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - 30 минут.
Содержание программы.
Общие понятия:
Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, окружность.
Признаки предметов, сходство, различие, сравнение, существенные признаки.
Понятие «род – вид», понятие определения.
Знакомство с синонимами, антонимами.
Закономерности, обмены, логические задачи.
Практические занятия:
Головоломки со спичками, танграм.
Игры: «Логика», «Сложи квадрат», «Наборщик», «Внимание», «Зашифрованные слова».
Классификация, обобщение, анализ – синтез.
Упражнения на развитие всех видов памяти.
Упражнения на быстроту мышления.
Закономерности, поиск 9-го.
Обмены, логические задачи.
Схема построения коррекционно-развивающего занятия
1. Введение в занятие.
2. Основное содержание занятия.
3. Заключительный этап занятия.
Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия, которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.
В качестве примера можно предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, встречаясь друг с другом, улыбаются и произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя к предложенному хлопанье в ладоши, пожатие рук, объятия; или все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.
Следующее обязательное упражнение – «Новости» - включает в себя ряд очень важных моментов: дети имеют возможность, во-первых, обменяться информацией о событиях, происшедших с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания и вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, оценить в баллах свое настроение.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.
Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. В качестве примера мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.
Календарно – тематическое планирование.
(33 часа)
№ | Название темы. | Количество часов | Из них: | |
Теорет. | Практ. | |||
1 | Логические задачи | 5 | 1 | 4 |
2 | Закономерности | 5 | 1 | 4 |
3 | Поиск девятого | 4 | 1 | 3 |
4 | Обмены | 4 | 1 | 3 |
5 | Игра «Логика» | 4 | - | 4 |
6 | Анализ – синтез | 2 | - | 2 |
7 | Развитие внимания | 2 | - | 2 |
8 | Развитие речи | 4 | 1 | 3 |
9 | Тестирование | 3 | - | 3 |
| ИТОГО: | 33 | 5 | 28 |
Планирование занятий:
В качестве разминочных даются упражнения на развитие памяти, быстроты мышления, умение классифицировать предметы, давать определения, ребусы, загадки.
№ занятия | Содержание занятия. |
1 | Развитие зрительной памяти. Закономерности. |
2 | Разминка. Логические задачи. |
3 | Существенные признаки. Игра «Логика» |
4 | Обобщение. Ребусы. |
5 | Упражнения на быстроту мышления. Обмены. |
6 | Цифровой диктант. Развитие речи. |
7 | Развитие зрительной памяти. Развитие внимания. |
8 | Упражнения на быстроту мышления. Закономерности. |
9 | Разминка. Игра «Логика» |
10 | Ребусы. Логические задачи. |
11 | Существенные признаки. Ребусы. |
12 | Цифровой диктант. Обмены. |
13 | Определения. Развитие речи. |
14 | Тренировка логической памяти. Закономерности. |
15 | Цифровой диктант. Анализ – синтез. |
16 | Разминка. Логические задачи. |
17 | Обобщения. Игра «Логика» |
18 | Упражнения на быстроту мышления. |
19 | Существенные признаки. Обмены. |
20 | Развитие слуховой памяти. Закономерности. |
21 | Упражнения на быстроту мышления. Развитие внимания. |
22 | Разминка. Логические задачи. |
23 | Ребусы . Развитие речи. |
24 | Определения. Анализ – синтез. |
25 | Классификация. Поиск девятого. |
26 | Развитие зрительной памяти. Обмены. |
27 | Упражнения на быстроту мышления. Закономерности. |
28 | Существенные признаки. Логические задачи. |
29 | Разминка. Игра «Логика» |
30 | Цифровой диктант. Развитие речи. |
31-33 | Тестирование |
Ожидаемые результаты :
Уметь анализировать, сравнивать
Находить существенные признаки предметов
Уметь устанавливать родовидовые отношения
Уметь решать логические задачи разных видов
Находить закономерности в расположении фигур
Проверка знаний, умений и навыков проводится в форме тестирования.
Методическое обеспечение.
Все задания в каждой теме расположены так, что степень их сложности возрастает. Занятия проводятся в игровой форме.
Для проведения занятий используются:
- раздаточный материал для учащихся.
- наборы развивающих игр.
Используемая литература.
Опубликовано 09.10.16 в 21:04
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа ДО "Логика"
В основе лежит переработанная и дополненная программа Горячева А.В. по информатике. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 8 - 10 лет и рассчитана на 3 года....
Образовательная программа "Интеллект. Логика. Развитие"
Авторская образовательная программа. В качестве базовой может быть использована тренерами по интеллектуальным играм....
Рабочая программа по логике 8 класс
Курс логики 8 класса включает следующие темы:введение в математическую логику; логические операции; законы алгебры логики; кванторы и др....
Основы логики в 8 классе. Задания по логике
Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....
Программа курса "Логика в информатике"
При изучении данного курса учащиеся получат возможность получить представления и расширить свои знания о предмете логики. Профориентационная составляющая курса поможет учащимся определиться с вы...
Программа курса «Логика» (научно – познавательное направление) 1, 2 класс
Программа «Логика» реализует познавательное направление в блоке универсальных действий во внеурочной деятельности в 1 и во 2 классах в рамках апробации федерального государственного образовательного с...
презентация "Алгебра логики. Основные понятия алгебры логики"
Можно использовать как дополнение к уроку "Алгебра логики"...