Образовательная программа "Интеллект. Логика. Развитие"
методическая разработка по теме

Авторская образовательная программа. В качестве базовой может быть использована тренерами по интеллектуальным играм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Свердловского района г. Перми

РЕКОМЕНДОВАНО                                                       УТВЕРЖДЕНО

методическим советом                                                    педагогическим советом

МОУ ДОД «Центр Детского творчества»                     МОУ ДОД «Центр детского творчества»

Свердловского района г.Перми                                      Свердловского района г.Перми

протокол № 1 от 31.08.2005г.                                          протокол № 1 от 07.09.2005г.

                                                                                            Директор МОУ ДОД ЦДТ

                                                                                            _______________ Н.Б. Орлова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КЛУБА IGC

«ИНТЕЛЛЕКТ. ЛОГИКА. РАЗВИТИЕ»

Возраст: 12-18 лет.

Срок реализации: 3 года.

                                                                      Авторы: 

                                                                      педагог

                                                                      высшей квалификационной категории

                                                                      Летягин Андрей Владимирович,

                                                                      педагог дополнительного образования

                                                                      высшей квалификационной категории

                                                                      Егоркин Сергей Михайлович

.

Пермь, 2005


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Отдел:                                        «Центр детского творчества»

                                                                Свердловского района г. Перми,

                                                                       Отдел интеллектуального развития

  1. Форма учебного объединения        Интеллектуальный клуб

  1. Название программы                        «Интеллект. Логика. Развитие»

  1. Вид программы                                Авторская

  1. Направление                                Интеллектуальное развитие,                 

                                                                социальная адаптация

6.      Образовательные области                Общие (энциклопедические) знания

7.      Уровни освоения                                От общекультурного до

                                                                профильного

8.    Продолжительность освоения                1-3 года

               программы                                            

9.     Возраст                                        12 – 18 лет

10.  Форма организации                         Групповая, индивидуальная

           образовательного процесса  

        


Содержание

Пояснительная записка.        

Краткие сведения о коллективе        

Актуальность программы        

Особенности организации образовательного процесса        

Учебная нагрузка        

Цели и задачи программы.        

Учебно-тематический план.        

1-й уровень обучения        

2-й уровень обучения        

3-й уровень обучения        

Содержание программы        

1-й уровень обучения        

2-й уровень обучения        

3-й уровень обучения        

Психологическое обеспечение программы        

Предполагаемые результаты.        

1-й уровень обучения.        

2-й уровень обучения.        

3-й уровень обучения.        

Условия реализации программы.        

Литература        

Приложение №1        

Примерные критерии определения уровня.        

Приложение №2        

Примерный тест для определения уровня.        


Пояснительная записка.

Краткие сведения о коллективе

Интеллектуальный клуб «IGC» существует с 1992 года и наиболее развитым направлением его деятельности остаётся интеллектуально-игровое направление.

С 1994 года клубом проводятся чемпионаты районов города Перми среди школьников, а с 1996 года чемпионат клуба, который впоследствии приобрёл статус чемпионата города и разделился на 2 группы: школьники и взрослая молодёжь, состоящая в основном из выпускников нашего и других интеллектуальных клубов области.

С 2001 года в турнирах, проводимых клубом «IGC», принимают участие команды из области, а с 2003 года и команды из других субъектов РФ.

Клуб ведёт активную работу с Пермской областной организацией Всероссийского общества инвалидов: регулярно проводятся чемпионаты ПОО ВОИ, в 2003 году проведён областной интегрированный турнир для смешанных команд инвалидов и волонтёров. Опыт работы клуба с инвалидами был рекомендован для распространения на Всероссийском семинаре-совещании руководителей региональных   организаций обществ инвалидов, проходившем в 2002 году в городе Перми, и в 2005 году на слёте молодёжного актива Приволжского Межрегионального совета Всероссийского общества инвалидов.

Итоговым турниром сезона является Областной фестиваль знатоков «Кубок IGC», который с 2006 года получает статус открытого. В фестивале принимают участие лучшие команды области (сейчас края) и приглашённые команды из других субъектов РФ.

Лучшими игровыми достижениями клуба являются: 2-е место в 2004 году и 4-е место в 2005 году на чемпионате России среди школьников по игре «Что? Где? Когда?» в младшей возрастной группе и 3-е место на чемпионате России среди студентов в 2005 году.

Многие выпускники продолжают играть в турнирах по интеллектуальным играм среди взрослых, помогают в организации и проведении игр. Некоторые работают тренерами и организаторами игр на профессиональной основе.

Новые направления деятельности клуба (школа журналистики и школа прав человека) также создаются при активном участии выпускников клуба.

 

Актуальность программы        

В 70-80-х годах XX века в Советском Союзе возник интерес к телевизионной игре «Что? Где? Когда?», на волне которого был создан спортивный вариант игры, дающий возможность проводить турниры с неограниченным количеством команд.  Стали возникать интеллектуальные клубы, которые взяли на себя подготовку команд, организацию и проведение турниров, причём не только по игре «Что? Где? Когда?», но и по созданному клубами спортивному варианту «Своей игры» (впоследствии возникли и другие виды игр).

Первый интеллектуальный клуб Пермской области возник в городе Березники (клуб «Аквилон»), он принимал участие в съёмках телевизионного «Брейн-ринга», проводил  фестивали знатоков разного уровня.  В Перми движение интеллектуальных игр началось с создания в 1992 году интеллектуального клуба (впоследствии получившего название «Гиперборей») на базе городского научного общества учащихся при городском Дворце творчества юных.  Позже стали проводится турниры между командами школ. В этом же году возник и клуб IGC.

Интеллектуальные игры достаточно популярны среди подростков, и корни привлекательности игр можно найти в особенностях подросткового возраста: стремление к познанию мира, интерес к собственной личности, установка на расширение общения и выход его за рамки ученических дел, стремление к волевым напряжениям и к проверке себя, интеллектуальное соперничество – все эти характеристики выводят интеллектуальные игры  в зону привлекательности.

В традициях клуба привлекать игроков (учащихся) к написанию и редактированию вопросов, организации и проведению игр. Всё это  способствует интенсификации интеллектуального развития подростков.

Занятия в форме тренировок и участие в играх позволяют проверить себя, своё мышление, интеллект в нестандартной, экстремальной ситуации (ограничение во времени, наличие соперников, часто незнакомое место: игра на чужом поле), а наличие болельщиков, личный вклад в результаты команды, представительство (команда играет от школы, района, клуба) поднимают общественный статус подростка.

Следовательно, интеллектуальные игры – это возможность реализовать важную потребность подросткового возраста: признание со стороны других, заявление и подтверждение своей социальной значимости.

В современном обществе остро стоит проблема осознанного принятия решения. Многие в процессе принятия собственных решений стремятся примкнуть к большинству, некоторые наоборот хотят выделиться. При этом и те, и другие делают это исходя из неких жизненных принципов: «быть как все» или «выделиться любой ценой», а не принятия обоснованных решений в каждом конкретном случае.

Данная программа направлена на  устранение выше обозначенной проблемы. В ходе реализации программы учащимися приобретаются навыки работы с информацией, вычленение главного в полученной информации, умение анализировать и обобщать, выдвигать возможные варианты ответов и принимать  аргументированные решения.  

Также учащиеся приобретают навыки общения через работу в команде: совместные тренировки, мероприятия, турниры, чемпионаты, разного уровня.

Для достижения поставленных задач на тренировках используются методики развития памяти, конкретных видов мышления, упражнения на выбор версии, быстроту реакции. На играх и тренировках игрокам предлагаются вопросы и задания из разных областей знаний, что повышает общий уровень эрудиции.

Вся деятельность клуба направлена на развитие подвижного интеллекта (умения быстро и точно обрабатывать текущую информацию для принятии оптимального решения)  и самореализацию личности, её социализацию, нахождение своего круга общения.

Для многих обучающихся и выпускников знания, умения и навыки, приобретённые в клубе, пригодились при обучении в школе и поступлении в вуз,  помогли адаптироваться в социуме. Многие выпускники сами становятся тренерами и организаторами игр, эта деятельность становится их профессией.

Особенности организации образовательного процесса

Структура интеллектуально-игрового направления клуба подразумевает наличие команд с постоянно-переменным составом. Наличие переменного состава объясняется возможностью игрока в течение сезона сменить команду. Смена команды происходит в исключительных случаях по причинам игровой и психологической несовместимости с другими игроками команды или полученным приглашением из команды более высокого уровня.

Команда составляется из «свободных» игроков клуба, исходя из психологической совместимости игроков с учётом их игрового потенциала, и преимущественно с учётом возраста. Состав каждой команды: 6 человек, один из игроков является капитаном, который избирается командой или назначается тренером. В командах возможно наличие запасных игроков. Команды могут формироваться самостоятельно (на основе класса, школы, приятельских отношений), а могут формироваться тренерами по принципу сборных одно- или разновозрастных команд. Формирование команд тренерами происходит в следующих случаях: при необходимости сформировать сборную команду из лучших игроков или при наличии свободных игроков, не занятых ни в одной из команд. Перед каждой командой на каждый игровой сезон ставятся определенные /с учетом уровня, состава и готовности команды/ задачи, которые могут корректироваться в течение сезона. С учётом игровых показателей команд и игровой полезности игроков состав команд может корректироваться, а игроки менять команду, или игровой статус. Все игроки разделяются на 3 уровня подготовки, переход игрока с одного уровня на другой происходит после окончания игрового сезона (учебного года) с учётом игровых показателей команды, выполнением поставленных перед командой задач и с учётом соответствия критериям перехода на более высокий уровень. При высоком игровом потенциале вновь сформированная команда может начинать обучение со 2-го или 3-го уровня на основании тестирования, а также может переходить через уровень обучения.

Учебная нагрузка

Уровень обучения

Количество занятий в неделю

Количество

учащихся в группе

Продолжительность занятий

Игровая практика

Нагрузка

на 1 группу

1-й уровень обучения


2-й уровень

обучения


3-й уровень обучения

1




2




2



12




10




6



3 часа




3 часа




3 часа



3 часа




3 часа




3 часа

6




9




9



Количество учащихся в одной группе определено необходимостью работы с конкретной командой и может составлять 6-15 обучающихся (1-2 команды в т.ч. запасные игроки). Игровая практика предусматривает участие команд в играх, проводимых клубом IGC, и турнирах, проводимых другими клубами города, области и т.д.

Программа рассчитана на 3 года,  возраст обучающихся: 12-18 лет.

В процессе освоения данной программы у обучающихся есть возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал не только в качестве игрока, но и в качестве автора и редактора вопросов, организатора игр, члена апелляционного жюри и т.д., поэтому они могут продолжить обучение по программе «Организаторы игр».

Цели и задачи программы.

Цель:  реализация интеллектуального потенциала и социализация личности через вовлечение в различные виды интеллектуальной и общественной деятельности.

 Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи:

  1. создать условия для развития интеллектуальных способностей личности через участие в различных видах интеллектуальной деятельности: участие в интеллектуальных играх викторинного типа, составление вопросов,  подготовка и проведение мероприятий клуба, чемпионатов и турниров и пр.;
  2. сформировать у ребенка навыки оперативного анализа проблемы и привить ему необходимость осознанного принятия решения в любой ситуации;
  3. сформировать и развить навыки взаимодействия в группе;

Задачи по уровням обучения:

1-й уровень обучения:

  1. способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости в выполнении поставленных задач;
  2. создать условия для развития реакции мышления и выносливости интеллекта;
  3. сформировать навыки внутрикомандного взаимодействия.

2-й уровень обучения:

  1. создать условия для развития способности к неформальному логическому мышлению и решению многоходовых логических задач;
  2. сформировать навыки решения многоходовых логических задач;
  3.  обеспечить уровень подготовки команды, необходимый для того, чтобы войти в число трёх лучших команд района.

3-й уровень обучения:

  1. сформировать навыки проведения комплексного анализа выступлений команды;
  2. обеспечить уровень подготовки команды, необходимый для того, чтобы войти в число трёх лучших команд города.


Учебно-тематический план.

             

1-й уровень обучения

№ ТЕМЫ

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Теория

Практика

Всего

Формирование команд

6

6

12

Формирование индивидуальных игровых качеств

6

12

18

Формирование навыков внутрикомандного взаимодействия

12

36

48

Тренировка реакции у капитанов

9

18

27

Игровая практика

102

102

Анализ игр

9

9

Всего:

33

183

216

         


2-й уровень обучения

№ ТЕМЫ

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Теория

Практика

Всего

Корректировка в формировании команд. Задачи в игровом сезоне

6

9

15

Развитие индивидуальных игровых качеств

15

30

45

Развитие навыков внутрикомандного взаимодействия

21

81

102

Знакомство с приёмами стенографирования

6

12

18

Тренировка реакции у капитанов

3

9

12

Игровая практика

105

105

Анализ игр

27

27

Всего:

51

273


324

             

3-й уровень обучения

№ ТЕМЫ

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Теория

Практика

Всего

Корректировка в составах команд. Задачи в игровом сезоне

6

12

18

Поддержание игровых навыков

33

90

123

Тренировка реакции у капитанов

6

24

30

Игровая практика

108

108

Анализ игр

15

30

45


Всего:

60

264


324

Данное распределение часов может корректироваться, в зависимости от выступления команд в турнирах по интеллектуальным играм.

Особенностью данной программы является то, что одна тренировка может включать в себя задания и упражнения для изучения различных учебных тем.

По окончании учебного года возможен переход обучаемых на следующий уровень по результатам тестирования (см. Приложение 1).

Содержание программы

1-й уровень обучения

  1. Формирование команд.

Психологическая и игровая совместимость. Определение игрового уровня обучающихся. Распределение игровых ролей в команде. Выбор капитана в команде. В течение сезона состав команд может корректироваться.

  1. Формирование индивидуальных игровых качеств.

Концентрация внимания. Понятие концентрации внимания. Влияние физического и эмоционального состояния на концентрацию внимания. Установление приоритетов при получении новой информации. Выносливость ума. Повышение силы ума. Упражнения с числами. Упражнения с буквами. Упражнения со словами. Определение уровня развития природной и культурной памяти. Виды памяти: зрительная, слуховая; краткосрочная, долговременная. Избирательность памяти.

  1. Формирование навыков внутрикомандного взаимодействия

Игры: «Контакт», «Пойми меня», создание проблемных ситуаций. Логические задачи. Как доказать что угодно. Задачи-детективы и задачи-истории. Знакомство с правилами командных интеллектуальных игр.

  1. Упражнения на выбор правильной версии

Игры «Кто хочет стать миллионером?», «Эрудит - лото», «Верю, не верю», «Орёл или решка». Анатомия выбора. Оценка и проверка возможных решений.

  1. Тренировка реакции у капитанов

Упражнения «Гонка за лидером», «Интеллектуальный покер», «Ты – мне, я – тебе». Работа на «кнопке».

  1. Игровая практика

Участие команды в Чемпионате района, возможно участие в районных тематических играх.

  1. Анализ игр

Выявление положительных и отрицательных тенденций в игровой практике команды (после каждой игры).

 2-й уровень обучения

  1. Корректировка в формировании команд. Задачи в игровом сезоне

Корректировка в составе команд на основе выступлений команды на 1-ом уровне обучения и предварительной диагностики 2-го уровня. Постановка задач на игровой сезон.

  1. Развитие индивидуальных игровых качеств

Ассоциативная память. Поиск закономерностей как способ запоминания. Анатомия памяти. Упражнения для памяти. Диагностика. Надёжность и гибкость памяти. Концентрация внимания. «Захватчики» внимания. Выносливость ума. Повышение силы ума.

  1. Развитие навыков внутрикомандного взаимодействия

Решение одно и многоходовых логических задач. Логические развлечения: «Одурачен или не одурачен», «Рыцари и лжецы», головоломки и, так называемые, «дурацкие» штучки. Вопросы «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» как многоходовая логическая задача. Взаимодействие и сотрудничество внутри команды. Функциональная роль каждого игрока в команде. Правильная рассадка во время игры. Упражнения на выбор правильной версии. Игры «Кто хочет стать миллионером?», «Эрудит - лото», «Верю, не верю», «Орёл или решка». Анатомия выбора. Оценка и проверка возможных решений.

  1. Знакомство с приёмами стенографирования

Вычленение главного при записи вопроса. Быстрота записи, использование знаков стенографии. Диагностика с целью выявления игроков с навыками быстрой и качественной записи данных вопроса.

  1. Тренировка реакции у капитанов

Упражнения «Гонка за лидером», «Интеллектуальный покер», «Ты - мне, я – тебе». Работа на «кнопке». Реакция на аудиовизуальные сигналы.


6.  Игровая практика

Участие в турнирах по интеллектуальным играм всех уровней.

7.   Анализ игр

Выявление положительных и отрицательных тенденций в игровой практике команды. Анализ изменения положения команды в общем рейтинге соревнований, с учетом изменения положения соперников (после каждой игры).

3-й уровень обучения

  1. Корректировка в составах команд. Задачи в игровом сезоне

Корректировка в составе команд на основе выступления команды на 2-ом уровне обучения и предварительной диагностики 3-го уровня, постановка задач на игровой сезон.

  1. Поддержание игровых навыков

Закрепление и развитие игровых навыков полученных на предыдущих уровнях обучения (память, концентрация внимания, выносливость ума и т.д.).

  1. Тренировка реакции у капитанов

Упражнения «Гонка за лидером», «Интеллектуальный покер», «Ты – мне, я – тебе». Работа на «кнопке». Реакция на аудиовизуальные сигналы. Реакция мышления при выборе версии. Интуиция.

  1. Игровая практика

Участие в турнирах по интеллектуальным играм всех уровней (в том числе в финалах).

  1. Анализ игр

Выявление положительных и отрицательных моментов в игровой практике команды. Анализ изменения положения команды в общем рейтинге соревнований, с учетом изменения положения соперников. Оценка качества вопросов (после каждой игры).

Психологическое обеспечение программы

Реализация представленной программы требует психологического сопровождения. Педагогами-психологами проводятся предварительная, промежуточная и итоговая диагностика на исследование мотивации, личности обучающегося, уровень его коммуникативных и организаторских способностей.     Диагностика проводится с целью определения мотивации к занятиям интеллектуальным творчеством, исследования степени совместимости игроков в команде, исследования уровня комфортности в коллективе и т.д.

В ходе работы применяются следующие методики: тесты Ровена, Айзенка, МЕНСА, на кратковременную и долгосрочную память, на уровень развития внимания, на мышление. Диагностика проводится в течение всего учебного года. Результаты исследования заносятся в банк данных, где составляются индивидуальные карты, с целью последующей корректировки состава команд, нахождения оптимальной игровой и психологической совместимости игроков, а также отслеживается уровень развития в клубе каждого игрока. Практические рекомендации психологов реализуются педагогами клуба. Совместная деятельность психологов и педагогов помогает осуществлять индивидуальный подход к каждому игроку клуба.

В клубе проводятся групповые и индивидуальные консультации, психологические тренинги, ролевые игры. Психологи помогают адаптироваться новым членам клуба в коллективе, осуществляют помощь при составлении команды, что способствует повышению уровня игры.

Предполагаемые результаты.

1-й уровень обучения.

К концу 1-го уровня обучения игрок клуба должен:

  1. Уметь различать виды интеллектуальных игр.
  2. Знать правила основных игр викторинного типа.
  3. Отличать игру от игровой программы.
  4. Уметь пользоваться справочной литературой.
  1. Уметь работать в коллективе.
  2. Уметь концентрировать внимание.
  3. Уметь оценивать и проверять возможные решения.
  4. Уметь доказывать и опровергать любые утверждения.
  5. Уметь быстро переносить своё внимание с объекта на объект.
  6. Команда должна стабильно входить в пятёрку лучших команд района.

2-й уровень обучения.

К концу 2-го уровня обучения игрок клуба должен:

  1. Владеть навыками 1-го уровня.
  2. Уметь вычленять главное при записи вопросов.
  3. Уметь расставлять приоритеты при получении информации.
  4. Уметь пользоваться навыками быстрой и качественной записи.
  5. Уметь решать многоходовые логические задачи.
  6. Принимать участие в турнирах по интеллектуальным играм всех уровней.

3-й уровень обучения.

К концу 3-го уровня обучения игрок клуба должен:

  1. На высоком уровне владеть навыками 1-го и 2-го уровней
  2. Уметь самостоятельно анализировать игру команды.
  3. Игровой уровень команды должен соответствовать финалу городских турниров.

По итогам освоения программы в целом предполагаются следующие результаты:

  1. оптимальная реализация интеллектуальных способностей каждого обучающегося через участие в интеллектуальных играх викторинного типа, составление вопросов,  подготовку и проведение мероприятий клуба, чемпионатов и турниров различного уровня (в т.ч. городских, региональных, российских и международных), а также другие виды интеллектуальной деятельности;
  2. сформированность навыков оперативного анализа проблемы и осознанного принятия решения в любой ситуации;
  3. высокий уровень взаимодействия в группе, умение выстроить взаимоотношения в коллективе.


Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимы:

  1. Педагогические кадры
  2. Учебный кабинет для тренировок
  3. Помещение для проведения игр
  4. Библиотека справочной и энциклопедической литературы
  5. Банк вопросов
  6. Компьютер для хранения информации и проведения игр, замера реакции на «кнопке»
  7. Система для игры в «Брейн-ринг» с 2-мя лампочками
  8. Столы, стулья
  9. Бумага, ручки


Список использованной литературы.

  1. Брокгауз, Ф.А. Россия. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. – Л., 1991.
  2. Вартанян, Э. История с географией / Э.Вартанян. – Каменск-Уральский,1996.
  3. Весь мир / Справочник. – Минск, 1996.
  4. Все столицы мира. Популярный справочник / сост. Л.М. Еремина. – М., 2001.
  5. Всё обо всех: в 10 томах / Сборник. – М.., 1995.
  6. Вьюжек, Т. Логические игры / Т. Вьюжек. – М., 2003.
  7.  Знаменитые головоломки мира / Сборник. – М., 2003.
  8. Малый атлас мира / справочник. – М., 2005
  9. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. А.П. Горкина. – М., 2000.
  10. Норманн, В. Логические тесты и головоломки / В.Норманн. – М., 2002.
  11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Екатеринбург, 1994
  12. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2005.
  13. Проверьте свои знания: в 10 томах  / Сборник. – М., 2000.
  14. Развивайте интеллект: сб. логических задач. – М., 2002, 2003.
  15. Рассел, К. Тесты британского клуба МЕНСА  / К. Рассел, Ф.Картер. -  Минск, 1996.
  16. Расширяем кругозор детей / Сборник. – Ярославль, 1993.
  17. Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994.
  18. Справочник необходимых познаний / Сборник. - Пермь, 1994.
  19. Стернберг, Р. Практический интеллект / Р.Стенберг. – СПб., 2002.
  20. Тесты по истории России: в 3-х томах / Сборник. – М., 1993.
  21. Факты. Люди. Даты. События. Малый энциклопедический справочник / пер. с англ. – М., 2002.
  22. Холодная, М. Психология интеллекта / М.Холодная. – СПб., 2002.
  23. Энциклопедия Аванта+ / Сборник. – М., 1998.
  24. Энциклопедия психологических тестов / под ред. А.А. Карелина. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»

Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все  р...

Интеграция образовательной и коррекционной программ в образовательной области «Физическое развитие» в логопедической группе»

Представление опыта работы по организации совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в образовательной области физическое развитие...

Интеграция образовательной и коррекционной программ в образовательной области «Физическое развитие» в логопедической группе»

Представление опыта работы по организации совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в образовательной области физическое развитие...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие во второй младшей группе на тему "Совместное рассказывание сказки "Волк и семеро козлят"

В конспекте представлена интеграция образовательных областей с использованием мультимедийной презентации. Конспект будет полезен воспитателям 2 младшей группы....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» ТЕМА: «Зима»

Возраст: группа раннего возраста, 2-3 года.Цель: Формировать элементарные представления о зиме.Задачи:- закрепить представления  о признаках зимы, - уточнить  и закрепить  словарь ...

Образовательная программа "Логика в сказочных образах"

В основу программы положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения логических понятий...

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее» возрастная группа: дети 5 – 6 лет

Конспектнепрерывной  образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие»и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее&ra...