Рабочая программа по логике 8 класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) по теме

Курс логики 8 класса включает следующие темы:введение в математическую логику; логические операции; законы алгебры логики; кванторы и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_logike_8_klass.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

                Рабочая программа по логике 8 класс

  1. Пояснительная записка

         Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются: индукция и дедукция, общение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Логическое мышление необходимо всем как в повседневной жизни, так и при изучении различных наук.

       Данная программа способствует удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике.

Курс «Элементы логики» включает в себя следующие темы:

  1. Основы теории множеств.
  2. Основы теории вероятностей.
  3. Введение в математическую логику (алгебра логики).

     Овладение логической культурой предполагает ознакомление учащихся с основами логической науке. Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию научного мировоззрения.

      Обучение логической грамоте и привитие логической культуры происходит в основном на уроках математики. Это обусловлено спецификой математики, как науки, в которой логические формы и отношения выступают  в обнаженном, в очищенном от всевозможных наслоений виде.

     Изучая математику, школьники постоянно встречаются с такими логическими понятиями и действиями, как определения, классификация, логические связки, логические отношения, доказательство.

     В действующих учебных пособиях логические понятия не включены или включены частично. Имеется ряд примеров, когда использование логических понятий проведено без всякого обоснования и предварительной теоретической подготовки. Видимо, авторы учебных пособий считают, что неопределяемые и первичные понятия не требуют никакого объяснения(например, использование понятия множества при записи корней управления: подход к решению неравенств, основанный на объединении и  пересечённый множеств). Хотелось бы отметить, что изучение логических понятий локально и единовременно не может принести должного результата. Систематическое и разнообразное использование логических понятий, целенаправленное привлечение к ним внимания учащихся - необходимые условия успеха в деле воспитания логической         культуры. При изучении математического курса среднего звена учащиеся повсеместно сталкиваются с трудностями логического характера, проистекающими из самой сущности математики как науки, из особенностей ее понятий и методов. Зачастую приходиться оперировать понятиями, которые сформированы только на представленческом уровне. При компоновке программы данного курса все эти трудности имелись виду; не уделив им достаточного внимания, едва ли можно рассчитывать на полноценное усвоение курса.

     Изучение логики развивает ясность и четкость мышления, способность предельно уточнять предмет мысли, внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях, умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли, помогает избегать структурных ошибок в логической речи.

     Методологической основой логики является теория познания (гносеология). Общее о теории познания и изучении логики состоит в том, что и познание, и изучение протекают по общим законам (имеется сходство в структуре и способах деятельности). Логическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является – общее всестороннее знакомство с методами познания действительности. Это включает понимание диалектической взаимосвязи математики, а вместе с ней и логики, и действительности. А так же представление о предмете и методе математики и логики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики и логики для решения научных и прикладных задач. Изучение науки способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества логических и математических рассуждений. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития логической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в каждый багаж каждого культурного человека.

     Курс логики в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения:

  1. Формирование представлений о логике как части общечеловеческой культуры.
  2. Формирование представлений об идеях и методах логики.
  3. Развитие основных параметров мыслительной деятельности (скорость, гибкость, конструктивность).
  4. Интеллектуальное развитие учащихся.
  5. Овладение основами логических понятий, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

 

  1. Структура курса логики

     Данный курс «Элементы логики» составлен с учетом возрастных особенностей для учащихся 5 – 9 классов.

     Программа строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, методы и законы формулируются в виде правил.

     В 8 классе рассматривается отдел «Введение в математическую логику». В разделе рассматриваются утверждения и их структуры, законы и операции, строение и виды теорем.

     Причинами введения этого раздела в программу явились: отсутствие достаточного обоснования строения теорем и рассуждений в их доказательстве в действующих учебных пособиях. А так же необходимость логически правильного оформления речи, отсутствие системы использования символов. Определенную роль сыграло отсутствие порядка записи решения математических задач (оформление переходов в решении, ответов).

     Реализация поставленных целей курса достигается путем использования различных методов и способов преподавания, базирующихся на общей методике преподавания математики.

     В обучении логики используется как репродуктивный метод, так и исследовательский и частично – поисковый, что позволяет включить учащихся в ситуацию творческой деятельности.

      Данный курс формирует у  учащихся положительное отношение к учебе. Содержание курса дает возможность развивать речь учащихся, формировать у них навыки умственного труда.  

  1. Требования к подготовке учащихся

8 класс

     Изучение раздела «Введение в математическую логику» дает возможность учащимся:

  1. Познакомиться со структурой математических утверждений.
  2. Знать основные принципы их построения.
  3. Давать оценку истинности высказываний и предикатов ( множеств истинности)
  4. Уметь выделять вид теорем, создавать требуемый и проводить оценку их существования
  5. Ориентироваться в достаточных и необходимых условиях, самостоятельно анализируя структуру.

                                                                 

  1. Содержание обучения

8 класс

Введение в математическую логику

     Высказывания. Виды высказываний. Высказывательные формы или предикаты. Виды предикатов. Область определения предиката. Множество истинности предиката.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

  1. Знать определение высказывания, предиката и их виды
  2. Уметь отличать предикат от высказывания, утверждения от предложений
  3. Уметь находить и записывать на теоретико-множественном языке структуру, ООП и Т (для предиката)

Логические операции

       Операции над высказываниями и предикатами. Свойства операций.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

  1. Знать операции над математическими утверждениями.
  2. Уметь пользоваться таблицами истинности операций.
  3. Уметь выполнять операции над утверждениями и вести грамотную запись на теоретико-множественном языке.
  4. Уметь определять истинность полученных после операции утверждений.

Законы алгебры логики

     Законы де Моргана. Закон двойного отрицания.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

    уметь пользоваться законами при решении задач по данной теме.

Кванторы. Отношения следования и равносильности. Необходимые и достаточные условия.

      Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

  1. Уметь определять вид отношений.
  2. Уметь выделять необходимые и достаточные условия.
  3. Знать правила использования кванторов.

Строение и виды теорем

   Строение теорем. Виды теорем.

      Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

  1. Знать логическую классификацию теорем.
  2. Уметь выделять условия сосуществования теорем разных видов.
  3. Уметь построить теорему данного вида из заданного вида и оценить ее истинность.

В процессе изучения темы формируется навык строгого подхода к математическому языку.

                       5.Тематическое планирование курса

8 класс

Введение в математическую логику

№      

                            Тема

Кол-во часов

1

Повторение. Элементы теории множеств.

     1

2

Математические утверждения и их структура:

-Высказывания, виды высказываний.

-Высказывательные формы или предикаты.

-Область определения предиката, множество истинности предиката.

     3

     

3

Логические операции:

-Конъюнкция высказываний, конъюнкция предикатов.

-Дизъюнкция высказываний, дизъюнкция предикатов.

-Отрицание высказываний, отрицание предикатов, построение отрицания сложного высказывания.

-Импликация высказываний, импликация предикатов, несамостоятельность импликаций

     

     2

     2

     2

     2

4

Законы алгебры логики:

-Законы де Моргана.

-Закон двойного отрицания.

     3

Зачет 1

     1

5

Кванторы:

-Квантор всеобщности.

-Квантор существования.

-Квантор существования и единственности.

-Формальное правило отрицания.

     2

6

Отношения следования и равносильности:

-Отношение следования.

-Отношение равносильности.

     3

7

Необходимые и достаточные условия:

-Необходимые условия.

-Достаточные условия.

-Необходимость и достаточность условий.

     3

Зачет 2

     1

8

Строение и виды теорем:

-Строение теорем.

-Виды теорем(прямая теорема, обратная теорема, противоположная теорема, обратная теорема противоположной теореме)

     1

     4

Зачет 3

     1

9

Обобщение и повторение курса математической логики 8 класса.

     3

                                                                                                                                      Итого:          34 час.

                         6.Литература

1. Альхова З. Н., Макеева А. В. Внеклассная работа по математике. Издательство « Лицей» 2001.
2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев.-М.:Новая школа, 1996г.
3. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. –М.:РОСТ 1998г.
4. Гетманова А.Д. Учебник по логике.-М.:Владос , 1994г.
5. Жигулев Л.А.  Элементарные логические рассуждения. Л.: ЛГУ, 1988г.
6. Иванов Б.А. Логика.-М.: Изд-во БЕК 1996г.
7. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика.-М., 1995г.
8. Курбатов Б.И. Логика.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996г.
9. Математический кенгуру. Математика на клетчатой бумаге. Выпуск №8 СПБ.: Левша 2003.
10. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М.: Просвещение 1984г.
11. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М.: Культура и спорт, ЮНИМ, 1997г.
12. Шарыгин И.Ф. Математический винегрет. М.: «Орион» 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Новая Рабочая программа по логике для 5-7 классов.

Рабочая программа по курсу логики 5-7 классов....

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).

Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....