Программа по внеклассной работе "Туризм"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) по теме

Бауэр Людмила Васильевна

Обраовательная программа по внеклассной работе в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Туризм"31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного кружка «Туризм»

учитель физической культуры

МБОУ Гимназия №5

 г.Новосибирска Советского района

Бауэр Людмилы Васильевны

                                             

                                                                Составлено на основе

                                                                    примерной программы

                                                                         внеурочной деятельности

 М.: Просвещение, 2011г.

                                                                (Стандарты второго поколения).

Новосибирск 2016-2017г.

Пояснительная записка

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Спорт и туризм относятся к тем видам деятельности, воспитательный потенциал которых практически неисчерпаем. Почти все проблемы, связанные с воспитанием, можно решать средствами спорта и туризма.

Программа «Туризм» предназначена для оздоровительной работы с детьми, которые проявляют интерес к занятиям и стремятся освоить мастерство в туризме. Программа составлена на 3 часа в неделю.

Самодеятельный пешеходный туризм – трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

 Краткая характеристика образовательного учреждения

Гимназия №5  осуществляет образовательную деятельность с 1963 года. С момента образования  гимназия №5 (школа №166) имеет высокий статус в районе и городе как учебное заведение с высоким уровнем преподавания естественных наук, работающая в инновационном режиме.

 Для гимназии приоритетным направлением остается освоение и внедрение в учебный процесс инновационных технологий в образовательное пространство гимназии. Итогом деятельности должно стать повышение эффективности ученического и учительского труда при сохранности здоровья.

Лозунг гимназии: «Следуй за своей мечтой».

Актуальность

Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских и районных соревнованиях по спортивному ориентированию, в туристических слётах, походах, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.

 Цель занятий:

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

 Задачи занятий:

В области образования:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;

- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

В области воспитания:

- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

- гуманное отношение к окружающему миру;

- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.

В области физической подготовки:

- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);

- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.

 Методы работы.

-  исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев  с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях);

- метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях;

- метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей;

- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

  Формы работы.

- проведение соревнований по спортивному ориентированию;

- участие в туристических слётах;

-участие в фестивалях детско-юношеского туризма;

- участие в военно-спортивных играх;

-проведение конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы.

 

 Планируемые результаты и критерии их оценки.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны. 

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

 

 Ожидаемые результаты реализации программы

1. Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни:

- приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни;

- о правилах поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах;

- о правилах передвижения по дорогам;

- о правилах обращения с опасными инструментами;

- о правилах обращения с незнакомыми людьми;

- об основных нормах гигиены;

- о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;

- о принятых в обществе нормах отношениях к природе, к памятникам истории и культуры;

- о рисках и угрозах нарушения этих норм;

- о действенных способах защиты природы;

- об истории и культуре родного края;

- о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек;

- об основах организации коллективной творческой деятельности.

2. Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

- развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

- приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;

- опыта управления другими людьми и принятия ответственности за других людей, опыта волонтёрской (добровольной) деятельности.

 По завершении обучения кружковцы должны 

знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности;

-типы костров, правила разведения костров.

 уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе  естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; 

-разводить костёр;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- правильно применять туристские узлы;

-устанавливать палатку;

- проводить поисково-спасательные работы;

- ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

 

 Этапы и сроки реализации.

1. Подготовительно-организационный - сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.

3. Заключительный (итоговый туристический слёт, летние походы, жизнь в палаточных лагерях) - июнь, июль.

 Программа

«Туризм»

Дата

Тема занятий

Количество часов

1

Инструктаж по технике безопасности.

Вводное занятие. Что такое туризм и какого его значение в физическом и духовном развитии человека. История развития туризма. Подвижные игры.

3

2

Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной гигиены. Конкурсы: укладка рюкзака.

3

3

Безопасность юного туриста. Правила поведения в лесу, у водоёмов. Подвижные игры.

3

4

Безопасность юного туриста. Правила обращения с огнём, с инструментами. Обучение легкоатлетическим видам спорта.

3

5

Быт юного туриста. Групповое и личное снаряжение. Личная гигиена. Кроссовая подготовка. Подвижные игры.

3

6

Быт юного туриста. Укладка рюкзака, место для костра. Отношение к природе. Подвижные игры.

3

7

Кухня юного туриста. Продукты в походе. Приготовление пищи на костре.

3

8

Установка палатки. Вязка узлов. Силовая подготовка.

3

9

Туристские узлы и их назначение. Кровотечения и раны. Обучение легкоатлетическим видам спорта.

3

10

Ориентирование на местности. Карта. Компас. Подвижные игры.

3

11

Узлы. Практические занятия.

Кроссовая подготовка.

3

12

Функции санитара. Возможные виды травм и способы оказания первой доврачебной помощи.

3

13

Личное и групповое туристское снаряжение.

Подвижные игры.

3

14

Транспортировка пострадавшего при любой травме. Обучение элементам игры в баскетбол.

3

15

Аптечка, применение, дозировка медицинских препаратов. Обучение элементам игры в баскетбол.

3

16

Личная гигиена. Прокладывание лыжни.

Освоение техники лыжных ходов.

3

17

Кровотечения и раны. Освоение техники лыжных ходов.

3

18

Организация туристского быта, привалы, ночлеги. Правила движения в походе.

Прохождение дистанции 4км.

3

19

Питание в туристском походе. Преодоление контруклонов.

                  3

20

Преодоление подъёмов лесенкой, ёлочкой, зигзагом. Свободное передвижение на лыжах.

3

21

Спуски в основной стойке лыжника.

Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий.

3

22

Техника безопасности при проведении туристских походов. Свободное передвижение на лыжах.

3

23

Приготовление разнообразной пищи. Утилизация отходов в походе. Подвижные игры.

3

24

Воспитание выносливости. Питание в туристском походе. Техника безопасности.

3

25

Азимут. Стороны горизонта. Подвижные игры.

3

26

Способы и правила страховки и самостраховки. Круговая силовая тренировка.

3

27

Способы и правила страховки и самостраховки. Эстафетные игры.

3

28

Характеристика местности по карте. Подвижные игры.

3

29

Определение расстояний на глаз, шагами.

Подвижные игры.

3

30

Экскурсия в исторический музей ЦДТ Советского района. Изучение своего района.

3

31

Аптечка, применение, дозировка медицинских препаратов. Функции санитара. Возможные виды травм и способы оказания первой доврачебной помощи. Подвижные игры.

3

32

Транспортировка пострадавшего при любой травме. Подвижные игры.

3

33

Занятия по карте, ориентирование на местности.

3

34

Бережное отношение к природе. Обучение элементам игры в футбол.

3

35

Отработка навыков туристского быта.

Обучение элементам игры в футбол.

3

36

Распределение обязанностей в походе. Функции командира группы. Обучение элементам игры в футбол.

3

108

 Заключение.

 Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия в кружке дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм.  Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности. Работа кружка подтверждает на практике, что цели и задачи выполняются учащимися с интересом, об этом говорят призовые места  и грамоты, полученные на соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию как в командном, так и личном зачётах.

 

Литература.

1. Нормативная:

1.1. Примерные программы внеурочной деятельности.

 П76 Начальное и основное образование /(В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-111 с.-(Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09—25705-3.

1.2. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.

1.3.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.

1.4. К.В. Бардин  «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.

 2. Туризм:

2.1.Г.И.Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР». – Ростов: Издательство Ростовского университета, 1988г.

2.2. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.

2.3. Подготовка и проведение туристского похода с учащимися. - Омск: УНООО, 1989г.

2.4. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.

3. Топография и ориентирование. Туристская техника:

3.1.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.

3.2.Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе  ГТО». – М.: Физкультура и спорт, 1983г.

3.3. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 1969г.

3.4. Н.В.Андреев «Основы топографии и картографии». - М.: Просвещение, 1972г.

4. Подготовка и проведение похода:

4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.

4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.

4.3. А.Евтушенко «Организация, подготовка и проведение походов выходного дня». Методическая разработка, - Ставрополь, 2004г.

5. Краеведение:

5.1.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974гю

5.2.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.

5.3.Географическое краеведение. Региональный компонент.6 класс. ТОИПКРО, 2006г.

6. Зелёная аптека:

6.1.Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 1987г.

6.2.Лечение лекарственными растениями в народной медицине. – Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992г.

6.3.П.Е.Вавриш, Л.Ф. Горовой « Грибы в лесу и на столе». – Киев: Урожай, 1993г.

7. Медицина:

7.1. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Возрождение". Внеклассная работа классного руководителя с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях. Работая с подростками, встречаешься со многими трудностями, как в обучении, так и в воспитании, потому что некото...

Примерная программа по внеклассной работе 5 класс(баскетбол)

Примерная программа по внеклассной программе(баскетбол)...

Программа по внеклассной работе "АЗБУКА РУЧНОЙ ВЫШИВКИ"

Программа предусматривает знакомство уч-ся с историей появления вышивки, инструментами и материалами, необходимыми для её выполнения, способами перевода рисунка на ткань и изменениями его  размер...

Программа по внеклассной работе "Волшебные лоскутки"

Программа рассчитана на занятия с учащимися 6 -8 классов. Освоив эту программу  учащиеся приобретают навыки по правильному подбору тканей для работы, её подготовке, созданию цветовой гаммы ...

Рабочая программа по внеклассному занятию по ФГОС (класс 2) Литературный кружок

Данная программа составлена по правилам ведения внеклассного занятя по новым страндартам ФГОС....

Программа для внеклассной работы учителя "Подвижные и спортивные игры для младших школьников"

Программа поможет учителям 4-5-х классов освоить с младшими школьниками множество подвижных игр на основе баскетбола...