Проект по краеведению "Мой город"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Краеведческий проект класса «Мой город»
как средство воспитания личности младшего школьника
с интеллектуальными нарушениями
(2014-2017гг.)
Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности и специфические черты. Начиная в 2014 году работу в первом классе, мы поняли, что для воспитания учащихся, классного коллектива нужна одна объединяющая и интересная для всех идея. Воспитанию доброты, эстетических, нравственных чувств, гуманизма, любви к природе, патриотических чувств в большей степени способствует работа по краеведению. Краеведение учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, преумножать славу земли русской. Краеведение также является действенным средством воспитания коллектива учащихся и их социализации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования для обучающихся с умственной отсталостью обязательной является Программа духовно-нравственного развития. В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, формирование целостной образовательной среды, … учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/) Таким образом, формирование знаний о месте, где живут обучающиеся, является приоритетным и с точки зрения введенных нормативных документов образования.
Наш краеведческий проект называется «Мой город», целью проекта является осуществление комплексного подхода к воспитанию младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в духе патриотизма, нравственности и гуманизма.
По мере реализации проекта мы создаем в классе собственную Карту, на которой отражаем те населенные пункты, в которых проживают учащиеся класса. Пункты прибавляются по мере сбора детьми и их родителями сведений о месте своего проживания. Также в классе создается Книга, в которой страницы оформляются учениками. В книге собирается материал о шуйских достопримечательностях и памятных местах той местности, где проживает ребенок.
- Диагностика.
Проведенная в начале 1 класса диагностика по уровню владения краеведческими знаниями показала, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в этой области обнаруживаются большие пробелы. Первые три группы вопросов были направлены на выявление фактических знаний учащихся, а четвертая – на выявление личного отношения к родному городу. Наибольшие достижения здесь выявлены в положительном личностном отношении к месту своего проживания. Дети любят город, где они учатся и ту местность, где они поживают. На этой позитивной основе мы и начали работу по воспитанию личностных качеств учащихся через изучение истории и культуры родной земли.
Беседы с родителями учащихся показали, что они не просто хотели бы, чтобы в классе реализовывался проект по краеведению, но и высказали желание самим проявлять в этом активность, помогать детям в сборе необходимых сведений.
- Экскурсия к дому ученика.
В первом классе мы совершили две занимательные экскурсии.
Маршрут экскурсии составлял путь следования из дома в школу одного из учеников – Андрея Ф. Его путь из дома в школу необычный, на нем встречаются много памятников (Колокольня Воскресенского собора, Шуйский арбат, Храм святого Благоверного князя Александра Невского, здание средней школы №2 им.К.Бальмонта). Мы в классе распределили между учениками задания. Учащимся совместно с родителями нужно было узнать особенности, историю конкретного памятника. После того, как учащиеся собрали информацию, мы отправились на экскурсию, где ученики смогли немного почувствовать себя экскурсоводом. Получился настоящий экскурсионный маршрут.
Дом, в котором проживает Андрей – непростой. Его дом на улице Садовой (бывшей малая Соборная улица) является тем домом, где прошли детские и юношеские годы К.Д.Бальмонта.
Во время экскурсии дети были воодушевлены, эмоциональны. Такое совместное мероприятие сдружило детей и дало им возможность почувствовать себя активными членами общества.
Победа в конкурсе.
Данную экскурсию мы описали и направили в виде проекта на Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий». В этом конкурсе мы заняли 1 место и получили много одобрительных отзывов экспертов.
Участие в праздновании 70-летия Победы в ВОв.
В преддверии праздника мы совершили экскурсию к дому еще одного ученика – Ромы К. Его путь из школы домой проходит мимо здания средней школы №2, которое в годы войны служило госпиталем, а также мимо Мемориала Славы. Мемориал Славы «Вечный огонь» хранит память о погибших в годы войны и дети, прочитав выложенные золотистыми буквами великие слова о подвиге павших, смогли по-настоящему прикоснуться к истории тех великих лет. Представленное на Мемориале Славы настоящее боевое оружие «Зверобой» сделало посещение памятника живым и очень поучительным.
Делясь с нами интересными сведениями о месте своего проживания – деревне Панино Савинского района одна из учениц – Таня Д. поведала нам, что рядом с ними проживает настоящий свидетель той войны - ветеран ВОВ Плотицын Виктор Михайлович Виктор Михайлович не раз рассказывал о своих нелегких военных годах в годы ВОВ. Узнав подробности жизненного пути и великие подвиги этого уважаемого человека и составив их описание, Таня Д. смогла принять участие в конкурсе, проводимом Литературно-краеведческим музеем им. К.Д.Бальмонта викторине «Награды моего дедушки».
От класса мы также направили две работы на Городской конкурс детского рисунка «Салют Победы». А в областном конкурсе «Поклонимся великим тем годам» ученик нашего класса занял 3 место.
Внеклассные мероприятия.
В течение реализации проекта в классе проводятся внеклассные занятия по краеведению. На занятиях присутствуют и родители. Учащиеся делятся теми сведениями, которые они самостоятельно или с помощью родителей получили о своем населенном пункте и узнают новые сведения об истории, культуре, памятниках, природе своего города. На занятиях дети поют песни о любимом городе, выполняют поделки с местной символикой.
Основные достопримечательности.
Шуя богата большим количеством достопримечательностей, о которых мы говорим с детьми в рамках нашей работы. Двум из них мы отводим особое внимание.
- Колокольня Воскресенского собора известна тем, что является первой по величине в России из отдельно стоящих. В связи с этим мы стараемся детям показать значимость этого памятника для нашего города. Мы проводили занятия, на которых рассказывали о об этом памятнике, неоднократно совершали экскурсии к колокольне, а также выполняли поделку – вырезанку колокольни. На пасхальный праздник наш класс надеется осуществить мечту и позвонить в колокола на вновь отреставрированном памятнике.
- Наша школа находится в зданиях, являющимися памятниками. Сохранивший свою планировку комплекс относится к числу ранних купеческих усадьб Шуи с развитым хозяйственно-промышленной и парковой зонами. Купцы Корниловы, проживающие здесь, занимались развитием полотняного предприятия, нанесением на ткани рисунков с помощью метода набойки. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. Корниловы также занимались украшением платков. Один из таких платков находится и сейчас в нашем Литературно-краеведческом музее им. К.Бальмонта. Посещение музея, находящегося недалеко от школы, в нашем классе происходит достаточно часто.
Проект «Мир движений – океан возможностей».
Помощь в работе нам оказывают волонтеры – студенты Шуйского филиала ИвГу, посещающие нашу школу в рамках проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Мир движений – океан возможностей».
Таким образом, разнообразная по форме, видам деятельность по краеведению, интерес детей к этим занятиям, участие в работе родительской общественности делает процесс воспитания живым, занимательным, конструктивным и естественным. Ценным для нас является то, что в течение двух лет работы с классом мы наблюдаем положительную динамику личностного развития детей и в этом несомненная заслуга и работы по краеведению. В дальнейшем мы планируем продолжить эту работу, расширяя горизонты познаний детей в этой области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Путеводитель по городу Губкинскому.
Муниципальное общеобразовательное учреждение"Общеобразовательная средняя школа №5" города Губкинского Проект...
Проект "Познаю свой город"
Маршрут выходного дня...
Проект урока "Средневековый город - город мастеров"
Формирование у учащихся яркого, эмоционально окрашенного образа средневекового европейского города в период расцвета ремесла....
Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»
Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...
Социальный проект «Здоровая нация» - в рамках проекта «Молодое поколение города Кстово за трезвую Россию».
Социальный проект «Здоровая нация» - в рамках проекта «Молодое поколение города Кстово за трезвую Россию»....
Проект "Спортивная площадка для школы" в рамках конкурса социальных проектов «Измени свой город к лучшему»
Цель проекта: разработать проект для улучшения среды школы, строительства многофункциональной спортивной площадки, отвечающей требованиям к сооружениям для детей....