Внеаудиторное занятие "Занимательное черчение"
рабочая программа (8 класс) на тему

Осипова Александра Владимировна

 

Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Если отбросить отпугивающую многих учеников сложную внешнюю сторону учебных предметов, станет ясно, что все они (предметы) полезны для учащихся, интересны, увлекательны, занимательны. Роль развлекательного элемента в обучении видится не в том, чтобы науку, предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению.

 

Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Это закономерно.

Человек изменяет устройство общества в процессе революционной практики; в условиях своего бытия он преобразует окружающую жизнь в соответствии с потребностями общества.

Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в энциклопедическом словаре, интерес становится «... реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов».

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность.

Способность удивляться - ценнейшая из способностей человека - лежит у основания глубокого акта познаний, нередко знаменует собой сложнейшие научные открытия и изобретения, содержит возможности активного, познавательного отношения к миру. Вышеописанное заложено в основу предлагаемой программы;

В программе предусмотрена новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Занимательность, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснение тому или иному явлению в имеющихся знаниях, находить выход из создавшейся ситуации.

В программе используется возможность пробудить способность учащихся удивляться, показать ученику, что окружающий, столь обычный для него мир наполнен чудесными и удивительными явлениями. Используются в программе головоломки вербальные: загадки, ребусы, кроссворды, занимательные задачи и др. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тех или иных тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем.

 

 Цель: Развить пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности воспитанников.

  Задачи:

  • научить школьников читать и выполнять чертежи, решать проблемные задания, головоломки, загадки, ребусы, шарады, кроссворды и т.д.;
  • научить моделировать и конструировать, создавать проекты, пользоваться учебниками и справочными пособиями;
  • обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;
  • развить желание, стремление ученика самому искать и предлагать варианты решения задач;
  • при самостоятельном решении задач выработать у учащихся: внимательность, настойчивость, умение преодолевать трудности;
  • сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
  • сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rppo_zanimatelnomu_chercheniyu_v_8_a.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

________________________________

(подпись)

Руководитель МО                                                                                                   

Протокол  № __________________

от  «_____»  ______________20___ г.  

Согласовано

____________________________

(подпись)

Зам. директора по УВР

«_____»  ______________20___ г.  

Утверждено

_______________________________

(подпись)

Директор школы

Г.А. Афонский

«_____»  ______________20___ г.  

Рабочая программа

 внеаудиторного  занятия в 8 «а» классе

«Занимательное черчение»

разработала: Осипова А.В., учитель черчения

Пояснительная записка

Актуальность программы

Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Если отбросить отпугивающую многих учеников сложную внешнюю сторону учебных предметов, станет ясно, что все они (предметы) полезны для учащихся, интересны, увлекательны, занимательны. Роль развлекательного элемента в обучении видится не в том, чтобы науку, предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению.

Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Это закономерно.

Человек изменяет устройство общества в процессе революционной практики; в условиях своего бытия он преобразует окружающую жизнь в соответствии с потребностями общества.

Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в энциклопедическом словаре, интерес становится «... реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов».

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность.

Способность удивляться - ценнейшая из способностей человека - лежит у основания глубокого акта познаний, нередко знаменует собой сложнейшие научные открытия и изобретения, содержит возможности активного, познавательного отношения к миру. Вышеописанное заложено в основу предлагаемой программы;

В программе предусмотрена новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Занимательность, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснение тому или иному явлению в имеющихся знаниях, находить выход из создавшейся ситуации.

В программе используется возможность пробудить способность учащихся удивляться, показать ученику, что окружающий, столь обычный для него мир наполнен чудесными и удивительными явлениями. Используются в программе головоломки вербальные: загадки, ребусы, кроссворды, занимательные задачи и др. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тех или иных тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем.

 Цель: Развить пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности воспитанников.

  Задачи:

  • научить школьников читать и выполнять чертежи, решать проблемные задания, головоломки, загадки, ребусы, шарады, кроссворды и т.д.;
  • научить моделировать и конструировать, создавать проекты, пользоваться учебниками и справочными пособиями;
  • обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;
  • развить желание, стремление ученика самому искать и предлагать варианты решения задач;
  • при самостоятельном решении задач выработать у учащихся: внимательность, настойчивость, умение преодолевать трудности;
  • сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
  • сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству.

 Воспитательные аспекты

Реализация программы «Занимательное черчение» способствует формированию графической культуры воспитанников, творческого подхода к деятельности. Программа направлена на профориентацию обучающихся и развитие их познавательных интересов.

 Возраст, возрастные особенности

Программа рассчитана на 1 год обучения на детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю.  Программа  учитывает возрастные особенности школьников, в неё включены проекты и творческие задания.

Формы работы

Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: учебное занятие, выставки детского творчества

По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.

Методы работы

При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций,  диапозитивов,объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.

Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы детей и работы группами, а также деятельность всего объединения.

Условия реализации программы – 1 год

Занятия группы проходят 1 раз в неделю по 1ч., в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.

Результативность

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 8 кл.

После окончания курса обучения, предусмотренного программой, обучающиеся должны знать:

  • правила оформления чертежей;
  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекции;
  • алгоритм построения чертежа, представленного одним, двумя и тремя видами;
  • алгоритм построения по двум заданным проекциям третьей;
  • расположение осей прямоугольной изометрической проекции, алгоритм их построения и размеры, откладываемые по осям;
  • алгоритм построения изометрической проекции детали по ее комплексному чертежу;
  • алгоритм выполнения эскиза и технического рисунка.

обучающиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;
  • моделировать и конструировать, создавать проекты, пользоваться учебниками и справочными пособиями;
  • читать и выполнять комплексные чертежи и аксонометрические проекции различной степени сложности;
  • выполнять геометрические построения, связанные с делением отрезка, угла и окружности на равные части, построение сопряжений;
  • анализировать геометрическую форму предмета в натуре, по наглядному изображению и комплексному чертежу;
  • анализировать графический состав изображений;
  • выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения его чертежа;
  • читать и выполнять чертежи, решать проблемные задания, головоломки, загадки, ребусы, шарады, кроссворды и т.д.;
  • осуществлять различные преобразования формы объектов, изменять пространственное положение объектов и их частей на комплексных чертежах и наглядных изображениях.
  • применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим заданием.

Связь с другими объединениями основным образованием и будущей деятельностью

К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении и могут продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего возрасту.

 Тематический план (организационно-массовая работа)

  1. Участие на предметных олимпиадах
  2. Участие в школьных выставках творческих проектов.

Содержание программы

Для 8 класса:

  1. Введение.
  2. Формы и их элементы.
  3. Основные правила оформления чертежей.
  4. Основные правила оформления чертежей «плоских» деталей
  5. Геометрическое черчение.
  6. Способы проецирования, чтение и выполнение чертежей.
  7. Аксонометрические проекции.

 Список литературы

1.Воротников И.А. Занимательное черчение, -М., 2004

2.Николаев, Н С. Проведение олимпиад по черчению. - М., 1981.

3.Павлова, А. А. Графика и черчение: рабочие тетради. - М., 2001.

4.Перельма. Я. И. Занимательные задачи и опыты. - Екатеринбург, 1995.

5.Степакова В.В. Рабочие тетради по черчению 7-8 кл., М., 1999

6.Н.Г.Петров, Н.С.Бурнашев Сборник задач, 2002

7.Вышнепольский И.С. Техническое черчение

8. Виноградов и др.Словарь-справочник по черчению

9. Оконешников В.Н. «Наглядное пособие по черчению», 2001


Учебно-тематический план

8 класс

№ темы

Разделы и темы

Практика

Общее количество часов

1

Введение

Черным по белому. История развития чертежа.

Беседа, чертежные игры.

1

2

Люди разной профессии о чертеже.

Беседа, вербальные головоломки (кроссворд).

1

3

История инструментов, приспособлений. Организация рабочего места. Оформление чертежей.

Простейшие приемы работы с инструментами.

Вербальные головоломки (кроссворд «Чертежные инструменты и принадлежности», стихи-загадки о чертежных инструментах, ребусы «Чертежные инструменты и принадлежности»), приемы работы с инструментами.

1

4

Формы и их элементы.

Понятие о предмете, его положение в пространстве. Геометрические фигуры. Анализ геометрической формы предмета.

Вербальные головоломки (кроссворд в картинках «Знакомство с формами и их элементами», ребусы, анализ геометрической формы предмета, викторина «Вспомни геометрические тела», изготовление форм «Оригами».

1

5

Основные правила оформления чертежей

Что такое стандарт. Форматы. Рамка. Основная надпись чертежа.

Игровая ситуация «Догонялки», вербальные головоломки (кроссворд «Чертежи», чайнворды «Термин «чертеж», головоломка «Ход конем», ребусы «Оформление чертежей»).

1

6

Линии чертежа.

Игровая ситуация «Разорванное письмо», вербальные головоломки (кроссворд «Линии чертежа»), самостоятельная работа по индивидуальным заданиям.

1

7

История развития шрифта.

Беседа, чертежные игры: символика, пиктограммы.

1

8

Чертежный шрифт.

Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям.

1

9

История масштабов и размеров.

Вербальные головоломки (кроссворд «Размеры»), проект «Масштаб»

1

10

Нанесение размеров на чертежах.

Вербальные головоломки (кроссворд «Размеры»), самостоятельная работа по индивидуальным заданиям.

1

11

Размеры и симметрия.

Игра «Грамотный критик», решение занимательных задач.

1

12

Основные правила оформления чертежей «плоских» деталей

Плоскостная графика.

 решение занимательных задач.

1

13

Геометрическое черчение

История геометрических построений. Деление отрезка, угла.

Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям.

1

14

Деление окружности.

Решение занимательных задач.

1

15

Конструирование графического образа-знака.

Игровая ситуация «Набор букв», Проект «Графический образ-знак» (логотип, символ, товарный знак). Конструирование.

1

16

Сопряжения

Решение графических, занимательных задач, игровые ситуации «Шифровка», проект «Плоская фигура игрушки», «Узор кованой части предмета домашнего обихода».

1

17

Сопрягаемые линии в очертаниях животных

Решение занимательных задач по индивидуальным заданиям.

1

18

Орнамент из лекальных кривых.

Решение занимательных задач по индивидуальным заданиям.

1

19

Способы проецирования, чтение и выполнение чертежей.

Смешные тени и их серьезные родственники. Луч определяет проекцию. 

Решение занимательных задач по индивидуальным заданиям.

1

20

Чертеж и рисунок.

Решение занимательных задач.

1

21

Понятие о проецировании. История развития видов.

Игра «Чертежное лото», решение графических задач по индивидуальным заданиям.

1

22

Основные виды. Образование видов.

Решение графических задач «Одинаковые виды», «Сообрази!», «Одна деталь на четырех чертежах», викторина «Счастливый случай».

1

23

Количество основных видов.

Игра « Крутись, крутись, волчок!», «Вертолина», решение занимательных задач-головоломок.

1

24

Выбор главного вида. Силуэт.

Решение творческих задач по индивидуальным заданиям.

1

25

Местные виды.

Решение творческих задач по индивидуальным заданиям.

1

26

Проволочная головоломка.

Решение творческих задач по индивидуальным заданиям «Проволочные модели», «Согни модель из проволоки», чайнворд (кроссворд-головоломка)

1

27

Логика в черчении.

Решение занимательных задач

1

28

Геометрические тела и точки на их поверхности.

Решение занимательных задач, ребусы «Геометрические тела и их проекции».

1

29

Развертки поверхностей геометрических тел.

Решение занимательных задач.

1

30

Изготовление многогранников.

Изготовление многогранников (гексаэдр, тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр).

1

31

Конструкторская смекалка

Игра «Пятнашки», решение занимательных задач.

1

32

Аксонометрические проекции

Объемная графика (объемные формы)

Игровая ситуация   «Чтения чертежа», «Чертежное домино», вербальные головоломки, решение занимательных задач.

1

33

Технический рисунок.

Игровая ситуация «Загадочная телеграмма», решение занимательных задач по индивидуальным заданиям.

1

34

Итоговое занятие

Выставка работ, защита проделанной работы за год

1

Итого 34 часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование ИЗО с элементами черчения и черчения в 8-9

Календарно-тематическое планирование по учебнику Черчение под редакцией В.В.Степаковой. М."Просвящение 2009 год"...

Рабочая пограмма по черчению область технологии 10-11 класс."Элементы начертательной геомнтрии. Машиностроительное черчение"

Курс черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, творческого потенциала личности, расширения приобретённых умений и навыков в период о...

7 класс. Системы компьютерного черчения. Черчение геометрических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС

7 класс. Технология обработки графической информации. Системы компьютерного черчения. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАСПрезентация для дистанционного изучени...

Презентация к уроку черчения в 8 классе "Учебный предмет "Черчение".

Презентация поможет разобрать с детьми следующие вопросы: роль чертежа в жизни человека; имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи; виды графических изображения...

«Опыт профессиональной педагогической деятельности учителя черчения Ципиной А.И, по внедрению новых компьютерных технологий в процесс преподавания предмета «Черчение» раздел «Технология».

Результаты реализации программы по черчению и мои методические наработки с внедрением новейших компьютерных технологий для повышения качества образования по предмету "Черчение" раздел "Технология"....

Развитие навыков графического черчения и трехмерного видения предмета на уроках черчения

Развитие  навыков графического черчения и трехмерного  видения предмета на уроках черчения...

Внеклассное мероприятие по черчению "Занимательное черчение"

Внеклассное мероприятие по черчению "Занимательное черчение". Викторина «Занимательное черчение»  - это демонстрация  знаний и умений школьников  по предмету ...