Внеаудиторное занятие "Занимательное черчение"
рабочая программа (8 класс) на тему
Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Если отбросить отпугивающую многих учеников сложную внешнюю сторону учебных предметов, станет ясно, что все они (предметы) полезны для учащихся, интересны, увлекательны, занимательны. Роль развлекательного элемента в обучении видится не в том, чтобы науку, предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению.
Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Это закономерно.
Человек изменяет устройство общества в процессе революционной практики; в условиях своего бытия он преобразует окружающую жизнь в соответствии с потребностями общества.
Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в энциклопедическом словаре, интерес становится «... реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов».
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность.
Способность удивляться - ценнейшая из способностей человека - лежит у основания глубокого акта познаний, нередко знаменует собой сложнейшие научные открытия и изобретения, содержит возможности активного, познавательного отношения к миру. Вышеописанное заложено в основу предлагаемой программы;
В программе предусмотрена новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Занимательность, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснение тому или иному явлению в имеющихся знаниях, находить выход из создавшейся ситуации.
В программе используется возможность пробудить способность учащихся удивляться, показать ученику, что окружающий, столь обычный для него мир наполнен чудесными и удивительными явлениями. Используются в программе головоломки вербальные: загадки, ребусы, кроссворды, занимательные задачи и др. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тех или иных тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем.
Цель: Развить пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности воспитанников.
Задачи:
- научить школьников читать и выполнять чертежи, решать проблемные задания, головоломки, загадки, ребусы, шарады, кроссворды и т.д.;
- научить моделировать и конструировать, создавать проекты, пользоваться учебниками и справочными пособиями;
- обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;
- развить желание, стремление ученика самому искать и предлагать варианты решения задач;
- при самостоятельном решении задач выработать у учащихся: внимательность, настойчивость, умение преодолевать трудности;
- сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
- сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rppo_zanimatelnomu_chercheniyu_v_8_a.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено ________________________________ (подпись) Руководитель МО Протокол № __________________ от «_____» ______________20___ г. | Согласовано ____________________________ (подпись) Зам. директора по УВР «_____» ______________20___ г. | Утверждено _______________________________ (подпись) Директор школы Г.А. Афонский «_____» ______________20___ г. |
Рабочая программа
внеаудиторного занятия в 8 «а» классе
«Занимательное черчение»
разработала: Осипова А.В., учитель черчения
Пояснительная записка
Актуальность программы
Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Если отбросить отпугивающую многих учеников сложную внешнюю сторону учебных предметов, станет ясно, что все они (предметы) полезны для учащихся, интересны, увлекательны, занимательны. Роль развлекательного элемента в обучении видится не в том, чтобы науку, предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению.
Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Это закономерно.
Человек изменяет устройство общества в процессе революционной практики; в условиях своего бытия он преобразует окружающую жизнь в соответствии с потребностями общества.
Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в энциклопедическом словаре, интерес становится «... реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов».
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность.
Способность удивляться - ценнейшая из способностей человека - лежит у основания глубокого акта познаний, нередко знаменует собой сложнейшие научные открытия и изобретения, содержит возможности активного, познавательного отношения к миру. Вышеописанное заложено в основу предлагаемой программы;
В программе предусмотрена новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Занимательность, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснение тому или иному явлению в имеющихся знаниях, находить выход из создавшейся ситуации.
В программе используется возможность пробудить способность учащихся удивляться, показать ученику, что окружающий, столь обычный для него мир наполнен чудесными и удивительными явлениями. Используются в программе головоломки вербальные: загадки, ребусы, кроссворды, занимательные задачи и др. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тех или иных тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем.
Цель: Развить пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности воспитанников.
Задачи:
- научить школьников читать и выполнять чертежи, решать проблемные задания, головоломки, загадки, ребусы, шарады, кроссворды и т.д.;
- научить моделировать и конструировать, создавать проекты, пользоваться учебниками и справочными пособиями;
- обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;
- развить желание, стремление ученика самому искать и предлагать варианты решения задач;
- при самостоятельном решении задач выработать у учащихся: внимательность, настойчивость, умение преодолевать трудности;
- сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
- сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству.
Воспитательные аспекты
Реализация программы «Занимательное черчение» способствует формированию графической культуры воспитанников, творческого подхода к деятельности. Программа направлена на профориентацию обучающихся и развитие их познавательных интересов.
Возраст, возрастные особенности
Программа рассчитана на 1 год обучения на детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа учитывает возрастные особенности школьников, в неё включены проекты и творческие задания.
Формы работы
Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: учебное занятие, выставки детского творчества
По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.
Методы работы
При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций, диапозитивов,объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.
Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы детей и работы группами, а также деятельность всего объединения.
Условия реализации программы – 1 год
Занятия группы проходят 1 раз в неделю по 1ч., в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.
Результативность
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 8 кл.
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, обучающиеся должны знать:
- правила оформления чертежей;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекции;
- алгоритм построения чертежа, представленного одним, двумя и тремя видами;
- алгоритм построения по двум заданным проекциям третьей;
- расположение осей прямоугольной изометрической проекции, алгоритм их построения и размеры, откладываемые по осям;
- алгоритм построения изометрической проекции детали по ее комплексному чертежу;
- алгоритм выполнения эскиза и технического рисунка.
обучающиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- моделировать и конструировать, создавать проекты, пользоваться учебниками и справочными пособиями;
- читать и выполнять комплексные чертежи и аксонометрические проекции различной степени сложности;
- выполнять геометрические построения, связанные с делением отрезка, угла и окружности на равные части, построение сопряжений;
- анализировать геометрическую форму предмета в натуре, по наглядному изображению и комплексному чертежу;
- анализировать графический состав изображений;
- выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения его чертежа;
- читать и выполнять чертежи, решать проблемные задания, головоломки, загадки, ребусы, шарады, кроссворды и т.д.;
- осуществлять различные преобразования формы объектов, изменять пространственное положение объектов и их частей на комплексных чертежах и наглядных изображениях.
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим заданием.
Связь с другими объединениями основным образованием и будущей деятельностью
К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении и могут продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего возрасту.
Тематический план (организационно-массовая работа)
- Участие на предметных олимпиадах
- Участие в школьных выставках творческих проектов.
Содержание программы
Для 8 класса:
- Введение.
- Формы и их элементы.
- Основные правила оформления чертежей.
- Основные правила оформления чертежей «плоских» деталей
- Геометрическое черчение.
- Способы проецирования, чтение и выполнение чертежей.
- Аксонометрические проекции.
Список литературы
1.Воротников И.А. Занимательное черчение, -М., 2004
2.Николаев, Н С. Проведение олимпиад по черчению. - М., 1981.
3.Павлова, А. А. Графика и черчение: рабочие тетради. - М., 2001.
4.Перельма. Я. И. Занимательные задачи и опыты. - Екатеринбург, 1995.
5.Степакова В.В. Рабочие тетради по черчению 7-8 кл., М., 1999
6.Н.Г.Петров, Н.С.Бурнашев Сборник задач, 2002
7.Вышнепольский И.С. Техническое черчение
8. Виноградов и др.Словарь-справочник по черчению
9. Оконешников В.Н. «Наглядное пособие по черчению», 2001
Учебно-тематический план
8 класс
№ темы | Разделы и темы | Практика | Общее количество часов |
1 | Введение Черным по белому. История развития чертежа. | Беседа, чертежные игры. | 1 |
2 | Люди разной профессии о чертеже. | Беседа, вербальные головоломки (кроссворд). | 1 |
3 | История инструментов, приспособлений. Организация рабочего места. Оформление чертежей. Простейшие приемы работы с инструментами. | Вербальные головоломки (кроссворд «Чертежные инструменты и принадлежности», стихи-загадки о чертежных инструментах, ребусы «Чертежные инструменты и принадлежности»), приемы работы с инструментами. | 1 |
4 | Формы и их элементы. Понятие о предмете, его положение в пространстве. Геометрические фигуры. Анализ геометрической формы предмета. | Вербальные головоломки (кроссворд в картинках «Знакомство с формами и их элементами», ребусы, анализ геометрической формы предмета, викторина «Вспомни геометрические тела», изготовление форм «Оригами». | 1 |
5 | Основные правила оформления чертежей Что такое стандарт. Форматы. Рамка. Основная надпись чертежа. | Игровая ситуация «Догонялки», вербальные головоломки (кроссворд «Чертежи», чайнворды «Термин «чертеж», головоломка «Ход конем», ребусы «Оформление чертежей»). | 1 |
6 | Линии чертежа. | Игровая ситуация «Разорванное письмо», вербальные головоломки (кроссворд «Линии чертежа»), самостоятельная работа по индивидуальным заданиям. | 1 |
7 | История развития шрифта. | Беседа, чертежные игры: символика, пиктограммы. | 1 |
8 | Чертежный шрифт. | Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям. | 1 |
9 | История масштабов и размеров. | Вербальные головоломки (кроссворд «Размеры»), проект «Масштаб» | 1 |
10 | Нанесение размеров на чертежах. | Вербальные головоломки (кроссворд «Размеры»), самостоятельная работа по индивидуальным заданиям. | 1 |
11 | Размеры и симметрия. | Игра «Грамотный критик», решение занимательных задач. | 1 |
12 | Основные правила оформления чертежей «плоских» деталей Плоскостная графика. | решение занимательных задач. | 1 |
13 | Геометрическое черчение История геометрических построений. Деление отрезка, угла. | Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям. | 1 |
14 | Деление окружности. | Решение занимательных задач. | 1 |
15 | Конструирование графического образа-знака. | Игровая ситуация «Набор букв», Проект «Графический образ-знак» (логотип, символ, товарный знак). Конструирование. | 1 |
16 | Сопряжения | Решение графических, занимательных задач, игровые ситуации «Шифровка», проект «Плоская фигура игрушки», «Узор кованой части предмета домашнего обихода». | 1 |
17 | Сопрягаемые линии в очертаниях животных | Решение занимательных задач по индивидуальным заданиям. | 1 |
18 | Орнамент из лекальных кривых. | Решение занимательных задач по индивидуальным заданиям. | 1 |
19 | Способы проецирования, чтение и выполнение чертежей. Смешные тени и их серьезные родственники. Луч определяет проекцию. | Решение занимательных задач по индивидуальным заданиям. | 1 |
20 | Чертеж и рисунок. | Решение занимательных задач. | 1 |
21 | Понятие о проецировании. История развития видов. | Игра «Чертежное лото», решение графических задач по индивидуальным заданиям. | 1 |
22 | Основные виды. Образование видов. | Решение графических задач «Одинаковые виды», «Сообрази!», «Одна деталь на четырех чертежах», викторина «Счастливый случай». | 1 |
23 | Количество основных видов. | Игра « Крутись, крутись, волчок!», «Вертолина», решение занимательных задач-головоломок. | 1 |
24 | Выбор главного вида. Силуэт. | Решение творческих задач по индивидуальным заданиям. | 1 |
25 | Местные виды. | Решение творческих задач по индивидуальным заданиям. | 1 |
26 | Проволочная головоломка. | Решение творческих задач по индивидуальным заданиям «Проволочные модели», «Согни модель из проволоки», чайнворд (кроссворд-головоломка) | 1 |
27 | Логика в черчении. | Решение занимательных задач | 1 |
28 | Геометрические тела и точки на их поверхности. | Решение занимательных задач, ребусы «Геометрические тела и их проекции». | 1 |
29 | Развертки поверхностей геометрических тел. | Решение занимательных задач. | 1 |
30 | Изготовление многогранников. | Изготовление многогранников (гексаэдр, тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр). | 1 |
31 | Конструкторская смекалка | Игра «Пятнашки», решение занимательных задач. | 1 |
32 | Аксонометрические проекции Объемная графика (объемные формы) | Игровая ситуация «Чтения чертежа», «Чертежное домино», вербальные головоломки, решение занимательных задач. | 1 |
33 | Технический рисунок. | Игровая ситуация «Загадочная телеграмма», решение занимательных задач по индивидуальным заданиям. | 1 |
34 | Итоговое занятие | Выставка работ, защита проделанной работы за год | 1 |
Итого 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование ИЗО с элементами черчения и черчения в 8-9
Календарно-тематическое планирование по учебнику Черчение под редакцией В.В.Степаковой. М."Просвящение 2009 год"...
Рабочая пограмма по черчению область технологии 10-11 класс."Элементы начертательной геомнтрии. Машиностроительное черчение"
Курс черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, творческого потенциала личности, расширения приобретённых умений и навыков в период о...
7 класс. Системы компьютерного черчения. Черчение геометрических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС
7 класс. Технология обработки графической информации. Системы компьютерного черчения. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАСПрезентация для дистанционного изучени...
Презентация к уроку черчения в 8 классе "Учебный предмет "Черчение".
Презентация поможет разобрать с детьми следующие вопросы: роль чертежа в жизни человека; имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи; виды графических изображения...
«Опыт профессиональной педагогической деятельности учителя черчения Ципиной А.И, по внедрению новых компьютерных технологий в процесс преподавания предмета «Черчение» раздел «Технология».
Результаты реализации программы по черчению и мои методические наработки с внедрением новейших компьютерных технологий для повышения качества образования по предмету "Черчение" раздел "Технология"....
Развитие навыков графического черчения и трехмерного видения предмета на уроках черчения
Развитие навыков графического черчения и трехмерного видения предмета на уроках черчения...
Внеклассное мероприятие по черчению "Занимательное черчение"
Внеклассное мероприятие по черчению "Занимательное черчение". Викторина «Занимательное черчение» - это демонстрация знаний и умений школьников по предмету ...