Рабочая пограмма по черчению область технологии 10-11 класс."Элементы начертательной геомнтрии. Машиностроительное черчение"
методическая разработка (технология, 10 класс) по теме
Курс черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, творческого потенциала личности, расширения приобретённых умений и навыков в период обучения в 8-9 классе и на подготовку учащихся для учёбы в высшем учебном заведении.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов информации.
Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства достигнутый учащимися в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей.
Формирование графической культуры есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.
Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития пространственного, логического, абстрактного мышления при решении графических задач.
Черчение формирует у школьников аналитические, созидательные, комбинаторные компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.
Творческий потенциал личности развивается при включении школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mashinostroitelnoe_cherchenie.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ЧЕРЧЕНИЮ
ОБЛАСТЬ ТЕХНОЛОГИЯ
10 – 11 КЛАСС
« ЭЛЕМЕНТЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ.
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ».
ГОУ СОШ № 448 ВАО
Педагог Л.М. Мартюхова
Москва 2008 год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ 10, 11 класс.
Пояснительная записка.
1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Курс черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, творческого потенциала личности, расширения приобретённых умений и навыков в период обучения в 8-9 классе и на подготовку учащихся для учёбы в высшем учебном заведении.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов информации.
Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства достигнутый учащимися в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей.
Формирование графической культуры есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.
Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития пространственного, логического, абстрактного мышления при решении графических задач.
Черчение формирует у школьников аналитические, созидательные, комбинаторные компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.
Творческий потенциал личности развивается при включении школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач.
Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа:
- понимание;
- запоминание;
- применение знаний;
- решение творческих задач. -1-
Без последнего этапа процесс обучения остаётся незавершённым, поэтому усвоение учебного материала каждого раздела должен содержать решение творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.
Творческие задачи развивают творческий потенциал учащихся, создают условия для развития творческого мышления, способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпению, умению доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения.
Результатом творческой деятельности является рост интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционального опыта, что обеспечивает развитие творческого потенциала личности.
Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Целью обучения черчению является приобщение учащихся к графической культуре, а также формирование и развитие мышления и творческого потенциала личности.
Цель обучения конкретизируется в основных задачах:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования, о способах построения изображений на чертежах, а также способах построения аксонометрических проекций;
- научить школьников читать и выполнять чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей машин и механизмов различного назначения;
- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям и словесному описанию;
- научить самостоятельно пользоваться справочным материалом, формировать умение применять графические знания.
-2-
3.МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ.
- Политехническая направленность курса осуществляется на основе связи теории графических методов и способов отображения информации с практикой производства, технической и художественно-конструкторской деятельностью. Осуществляется взаимосвязь курса черчения с другими предметами блока «Технология».
- Знакомить учащихся с особенностями технологии изготовления деталей, влияющими на выбор главного вида и нанесение размеров.
- Уделять особое внимание формированию умений анализировать форму, отображать её на плоскостях проекций, анализировать полученные изображения, выявляя характерные признаки, обеспечивающие узнавание формы геометрических тел.
- Необходимо уделять равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей.
- При обучении построению аксонометрических изображений следует обращать внимание на выбор рационального способа их выявления.
- При изучении разрезов и сечений следует помнить, что их получение базируется на мысленном рассечении предметов плоскостью. Если учащиеся будут хорошо знать сходство и различия между разрезом и сечением, сравнив их изобразительные возможности, то смогут осознанно использовать эти изображения при составлении чертежа.
- При обучении чтению сборочных чертежей необходимо вырабатывать у школьников определённую последовательность считывания информации об изделии, что поможет целенаправленно получать необходимые сведения о геометрической форме изделия и его составных частей, относительном положении деталей между собой, способах соединения деталей, работе изделия, а также о других технических и технологических характеристиках.
- Изучение правил ГОСТ ЕСКД ( общие правила оформления чертежей, масштабы, нанесение размеров) осуществляется по мере необходимости при раскрытии вопросов изучаемых тем. -3-
- При изучении чертежей сборочных единиц основное внимание должно быть направлено на формирование умений деталировать. Формирование умений деталировать достигается только в процессе выполнения чертежей (эскизов) деталей, входящих в сборочную единицу. При изучении формы сборочных единиц важно акцентировать внимание на то, что форма смежных деталей взаимообусловлена.
- Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения и методического обеспечения урока.
- Работа со справочным материалом должна стать неотъемлемой частью учебного процесса.
- В процессе обучения черчению следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления и др.) работая по трём уровням сложности дидактического материала.
- Широко использовать различные учебные пособия (карточки-задания, справочники, набор деталей, плакаты, таблицы) и другие средства обучения.
- Придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений.
- Привлекать учащихся к самооценке и самоконтролю знаний и умений. Необходимо, чтобы ученик не только знал, чему он научился и что ещё не усвоил, какие допустил ошибки при выполнении графической работы, но и осознавал справедливость оценки, поставленной учителем, понимал, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Следует комментировать выставляемые оценки на основе критериев.
- Углубление графических знаний и умений можно осуществлять в дополнительное время (по решению администрации школы). Особое внимание уделять проведению конкурсов, олимпиад, экскурсий.
- Время, отведённое в программе на изучение разделов и тем курса, примерное.
-4-
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
.
10 класс.
(34 часа, 1 час в неделю)
№ | Темы | Количество учебных часов |
1 | Повторение. Графическое оформление чертежей. Проецирование. | 2 |
2 | Элементы начертательной геометрии. Символы и обозначения. Методы проецирования. Точка, прямая, плоскость. | 2 |
3 | Геометрические тела: - тела вращения; - многогранники. | 2 |
4 | Пересечение поверхностей геометрических плоскостью. Определение натуральной величины сечения. Развёртки. Аксонометрические проекции. | 8 |
5 | Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел. Метод секущих плоскостей. Метод вращения. | 10 |
6 | Построение вырезов на геометрических телах. | 10 |
Итого | 34 |
-5-
11 класс.
(34 часа, 1 час в неделю)
№ | Тема | Количество учебных часов. |
1. | Рабочие чертежи деталей. Назначение, оформление, условности на рабочих чертежах. Нанесение размеров, шероховатость поверхности | 4 |
2. | Резьба. Изображение, обозначение. | 2 |
3. | Сечения. | 4 |
4. | Разрезы. | 4 |
5. | Построение выреза на аксонометрической проекции. | 4 |
6. | Сборочные чертежи. Упрощения применяемые на сборочных чертежах. Размеры, разрезы. | 8 |
7. | Деталирование сборочного чертежа. | 8 |
Итого | 34 |
-6-
4. ПРОГРАММА 10 – 11 КЛАСС.
(68 часов, по 1 часу в неделю.)
Введение (1час).
Современные технологии выполнения чертежей. Различные средства, используемые для выполнения чертежей ( чертёжные инструменты, материалы и принадлежности), машинные средства. Организация рабочего места для выполнения графических работ.
Методы проецирования и графические способы построения изображений. ( 12 часов).
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трёх взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Изображение точек, прямых, плоскостей в системе трёх плоскостей проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения изображений на чертеже. Основные и дополнительные виды. Выносной элемент.
Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая и диметрическая проекции. Способы построения аксонометрических проекций плоских фигур, пространственных тел и других объектов. Технический рисунок.
Геометрические тела (9 часов).
Тела вращения, многогранники. Пересечение поверхностей геометрических тел плоскостью. Определение натуральной величины сечения. Развёртки. Аксонометрические проекции.
Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел. Метод секущих плоскостей. Метод вращения. Построение вырезов на геометрических телах.
-7-
Чтение и выполнение чертежей ( 12 часов).
Общие понятия о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштабы изображения. Нанесение размеров на чертежах с учётом формы предметов и способов изготовления. Выполнение чертежей предметов и деталей машин с использованием геометрических построений. Уклон, конусность. Шероховатость поверхности.
Сечения и разрезы (14 часов).
Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила выполнения вынесенных и наложенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах. Разрезы простые и сложные. Правила выполнения и обозначения разрезов (фронтальных, горизонтальных, профильных, местных, ломаных, ступенчатых). Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях.
Условности и упрощения, применяемые на чертеже (6 часов).
Условное изображение и обозначение резьбы на чертежах. Упрощенное изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое, шпилечное). Типовые соединения деталей. Условности при изображении разъёмных (резьбовых, шлицевых, шпоночных) и неразъёмных (сварных, клеевых, паяных, сшивных) соединений.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих различные виды соединений.
Чертёж общего вида (1 час).
Назначение, особенности чертежа общего вида. Отличие чертежа общего вида от сборочного.
-8-
Сборочные чертежи (5 часов).
Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Сборочный чертёж. Изображения на сборочном чертеже. Штриховка сечений смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация. Чтение чертежей сборочных единиц.
Деталирование сборочного чертежа (8 часов).
Выполнение эскизов и чертежей по сборочному. Выполнение рабочих чертежей деталей входящих в сборку по эскизам. Нанесение размеров с учётом технологии изготовления, обозначение шероховатости поверхности.
-9-
5. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ.
- Выполнить диагностирующие задания.
- По наглядному изображению детали выполнение чертежей и эскизов в необходимом количестве изображений.
- Выполнение эскизов деталей с натуры с нанесением размеров и её технический рисунок.
- Геометрические построения. Сопряжения. Циркульные кривые. Лекальные кривые.
- Выполнение графических задач по теме « Точка, прямая, плоскость».
- Построение наклонных сечений, определение н.в. сечения, развёртка, аксонометрическая проекция.
- Пересечение фигур. Построение пересечения поверхностей двух геометрических тел.
- Сечения. Выполнение чертежей деталей с построением сечений.
- Разрезы. Выполнение рабочего чертежа детали с полезными разрезами.
- Чертёж резьбового соединения.
- Чтение и деталирование сборочного чертежа. Выполнение эскизов.
- Выполнение рабочего чертежа корпусной детали, входящей в сборку.
- Построение изометрии с вырезом детали «Корпус». Контрольная работа.
Индивидуальные задания по уровням составлены по учебнику
С.К. Боголюбова «Индивидуальные задания по курсу черчения».
-10-
6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны иметь представление:
- об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории России);
- об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
- о форме предметов и геометрических тел и положение предметов в пространстве;
- о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементов деталей и составных частях сборочной единицы;
- о видах соединений;
- о чертежах различного назначения.
Учащиеся должны знать:
- основные методы прямоугольного проецирования;
- способы построения прямоугольных проекций;
- способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- изображения на чертеже видов, разрезов, сечений;
- правила оформления чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться чертёжными инструментами;
- выполнять геометрические построения;
- анализировать форму предметов, выполнять технические рисунки;
- выполнять чертежи деталей, выбирать необходимое количество изображений, в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
- чтение чертежей деталей;
- деталировать чертежи сборочной единицы, выполняя эскизы;
- осуществлять преобразование геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизменённой детали;
-11-
- изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертёж детали в новом положении;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием с элементами конструирования.
7.ОЦЕНКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ.
За графические работы и решение задач учащимся выставляются отметки по пятибалльной системе.
Графические работы оцениваются двумя оценками, дифференцированно отражающими правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой подход удобен при подведении итогов сформированности знаний и умений.
8.ЛИТЕРАТУРА.
Для учащихся.
-Учебное пособие «Индивидуальные задания по курсу черчения»
С.К.Боголюбов.
- «Справочник по машиностроительному черчению»
В.А.Федоренко А.И.Шошин.
- Учебник «Черчение»
А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский
-Учебник «Черчение»
Н.А.Гордиенко, В.В.Степакова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая пограмма по русскому языку для 5-9 классов на основе ФГОС
Программа содержит пояснительную записку, требования к результатам, планируемые результаты, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование для 5 класса....
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» в 5 классе
базовый уровень...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» в 6 классе
базовый уровень...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИИ 5 – 9 КЛАСС
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИИ «ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ» 5 – 8 КЛАСС1. Синица Н.В. Технология. Индустриальные технологии. 5 - ...
Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Технология» предметной области «Технология» для 6 классов
Календарно - тематическое планирование по технологии, для девочек 6 класса по программе: Технология Программа 5 - 8 классы /А.Т. Тищенко,Н.В. Синица. – М.: Вентана - Граф 2015, к уче...
Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Технология» предметной области «Технология» для 6 классов (девочки). Адаптировано под детей ОВЗ.
Календарно - тематическое планирование по технологии, для девочек 6 класса по программе: Технология Программа 5 - 8 классы /А.Т. Тищенко,Н.В. Синица. – М.: Вентана - Граф 2015, к уче...
Рабочие программы по образовательной области "математика" 5-11 классы
Рабочая программа по математике для 5 – 9 классов разработана на основе авторской программы А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир,Е. В.Буцко «Математика. 5 – 9 классы» и&la...