Тематическое планирование ИЗО с элементами черчения и черчения в 8-9
календарно-тематическое планирование по технологии (9 класс) по теме

Страхова Зинаида Ивановна

Календарно-тематическое планирование по учебнику Черчение под редакцией В.В.Степаковой. М."Просвящение 2009 год"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

по ИЗО (с элементами черчения)

для 9 классов  

учитель МОУ педагогический лицей города Димитровграда

Страхова Зинаида Ивановна

  Пояснительная записка

         Согласно прика зу Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государствен ных образовательных стандартов начального общего, ос новного общего и среднего (полного) общего образования» определен обязательный минимум содержания основных об разовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников основной школы по разделу «Черчение и гра фика» образовательной области «Технология». Обязатель ный минимум содержания основных образовательных про грамм по разделу «Черчение и графика» позволит учителю представить совокупность базовых знаний, составляющих образовательный минимум, необходимый для выполнения проектной деятельности в области художественного констру ирования (дизайна), технического и архитектурного проек тирования, содержание образовательной линии стандарта, а также определить направления педагогической деятельности по формированию информативной и коммуникативной компетентности выпускников школы.

Действуют два базис ных учебных плана (БУП): БУП 1998 г., в котором черче ние представлено как самостоятельный учебный предмет образовательной области «Технология» основной школы для изучения в 9 классе из расчета 1 ч в неделю (програм ма — 34 ч), и БУП 2004 г., в котором одним из разделов предмета технология является раздел «Черчение и графи ка». Данная программа рассчитана на 1 час в неделю в 9 классах.

Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, разви тие мышления, а также творческого потенциала личности.

Понятие «графическая культура» широко и многогран но. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области осво ения графических способов передачи информации. Приме нительно к обучению школьников под графической культу рой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графиче ской культуры учащихся есть процесс овладения графиче ским языком, используемым в технике, науке, производст ве, дизайне и других областях деятельности.

Формирование графической культуры школьников не отделимо от развития образного (пространственного), логи ческого, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс чер чения у школьников формирует аналитические и созида тельные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений уча щихся.

Процесс усвоения знаний включает в себя три этапа: по нимание, запоминание, применение знаний для решения репродуктивных и творческих задач. Этапы связаны с дея тельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения зна ний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обу чения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать ре шение пропедевтических, творческих задач, локально на правленных на усвоение соответствующих знаний. Си стематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала уча щихся, который в конце обучения реализуется при реше нии задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности уча щихся (способности к длительному напряжению сил и ин теллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпе ния, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников явля ется рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.

Перечисленные концептуальные положения взаимосвя заны, взаимообусловлены и раскрывают современные пред ставления о графической подготовке школьников.

Цель и задачи курса.

Целью обучения черчению являет ся приобщение школьников к графической культуре, а так же формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

  1. формировать знания об основах прямоугольного про ецирования на одну, две и три плоскости проекций, о спо собах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
  2. научить школьников читать и выполнять неслож ные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, техни ческие рисунки деталей различного назначения;
  3. развивать статические и динамические пространст венные представления, образное мышление на основе ана лиза формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов пред метов по проекционным изображениям, словесному описа нию и пр.;
  4. научить самостоятельно пользоваться учебными ма териалами;
  5. формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.

Требования к знаниям и умениям школьников

Учащиеся должны иметь представления:

об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России);

об использовании компьютеров и множительной аппа ратуры в создании и изготовлении конструкторской доку ментации;

о форме предметов и геометрических тел (состав, разме ры, пропорции) и положении предметов в пространстве;

о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплек ты, комплексы), конструктивных элементах деталей и со ставных частях сборочной единицы;

о видах соединений;

о чертежах различного назначения.

Учащиеся должны знать:

основы метода прямоугольного проецирования;

способы построения прямоугольных проекций;

способы построения прямоугольной изометрической про екции и технических рисунков;

изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);

правила оформления чертежей.

Учащиеся должны уметь:

правильно пользоваться чертежными инструментами;

выполнять геометрические построения (деление отрез ков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);

наблюдать и анализировать форму несложных предме тов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;

выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, се чений), в соответствии с ГОСТами ЕСКД;

читать чертежи несложных изделий;

деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5—6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) од ной из них;

осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видо измененной детали;

изменять положение предмета в пространстве относи тельно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении;

 применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конст руирования.

Обязательный минимум графических работ

  1. По наглядному изображению детали выполнить чер теж в трех видах.
  2. По наглядному изображению детали выполнить чер теж, содержащий сопряжения.
  3. Выполнить эскиз детали с натуры (с нанесением раз меров) и ее технический рисунок.
  4. По заданным  видам детали  выполнить необходи мые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вы резом.
  5. По чертежу или наглядному изображению детали выполнить необходимые сечения.
  6. Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению).
  7. Разработать (доработать) конструкцию одной детали, входящей в состав сборочной единицы, по заданному усло вию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа, иллюстри рующий предлагаемое решение.
  8. Контрольная работа: по сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали, входящей в состав сборочной единицы.

Список литературы

Карточки-задания по черчению. В 2 ч. / [В. В. Степако-ва, Л. Н. Анисимова, Р. М. Миначева и др.]; под ред. В. В. Степаковой. — М.: Просвещение, 2005.

Степанова В. В. Методическое пособие по черчению: графические работы: кн. для учителя / В. В. Степанова. — М.: Просвещение, 2006.

Степанова В. В. Рабочая тетрадь по черчению / В. В. Сте панова. — М.: Просвещение, 2006.

Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / [В. В. Степанова, Л. Н. Анисимова, Л. В. Курцаева и др.]; под ред. В. В. Степаковой. — М.: Просвещение, 2009.

Итоговая аттестация выпускников: материалы для под готовки и проведения экзамена: черчение: 9 кл. / сост. В. В. Степанова. — М.: Просвещение, 2002.

                               

№ раздела

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия

Планируемые результаты обучения и уровень усвоения цели

Методика оснащения

Межпред

метные связи

Формы контроля

Форма урока

Домашнее задание

1                                                                        Ведение  (3 часа)

1

Введение

1 час

Чертеж, как основной графический документ.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы чертежными инструментами.

Иметь представление об основных этапах развития чертежа;

Знать назначение инструментов и приспособлений;

Уметь правильно пользоваться чертежными инструментами

Учебник, рабочая тетрадь, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока.

История, графика, МХК

Объяснение нового материала

§1-3;

Прочитать

2

Типы линий

1 час

Элементы графического языка. Линии чертежа.

Иметь представление о графическом языке; Знать назначение линий чертежа;

Уметь выполнять линии чертежа.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Графика, геометрия

Граф.

работа

Комбинированный урок

§6,7

Граф. Раб.

3

Чертежный шрифт.

1 час

Стандарт ЕСКД,

шрифт чертежный, основная надпись чертежа.

Иметь представление о стандарте ЕСКД;

Знать форматы чертежной бумаги;

Уметь выполнять прописные и строчные буквы

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Графика

Практическая работа

Комбинированный урок

§8

Выполнение букв.

2                                                              Геометрические тела. Анализ формы предмета (2 часа)

4

Понятие о предмете и его форме.

1 час

Форма простых геометрических тел.

Иметь представление о формах предмета;

Знать состав формы;

Уметь определять форму.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Фронтальный опрос

Комбинированный

§9,10, прочитать

5

Анализ геометрической формы предметов

1 час

Анализ формы с натуры и по графическим изображениям

Иметь представления о формах предмета;

Знать названия геометрических тел;

Уметь анализировать

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный

§11,

Прочитать стр.

44-46

3                                         Метод проецирования и графические способы построения изображений (13 часов)

6

Проецирование как метод графического  отображения формы предмета. Прямоугольное проецирование.

1 час

Методы проецирования, прямоугольное проецирование на одну плоскость

Иметь представление о методах проецирования;

Знать способ прямоугольного проецирования;

Уметь строить проекцию на одну плоскость

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный

§12, 13, прочитать, ответить на вопрос №3

7

Сопряжение

1 час

Сопряжение

Иметь представление о применении сопряжения;

Знать последовательность выполнения;

Уметь выполнять сопряжения.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§14,

Выполнить зад. №3.

8

Деление окружности на равные части

1 час

Деление на 3, 4, 5, 6, 7,8, 10 равных частей

Иметь представление о способах деления окружностей на равные части;

Знать приемы деления без транспортира;

Уметь делить на 3, 4, 5, 6; 8, 10 равных частей

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§15,

Выполнить чертеж детали

9

Граф. раб.

1 час

Выполнение фронтальной проекции детали по наглядному изображению с использованием сопряжения и деления окружности на равные части

Иметь представления о сопряжении;

Знать приемы деления окружности и выполнения сопряжений;

Уметь применить знания при выполнении граф. работы

Карточки-задания,

Геометрия

Графическая работа

Контрольная работа

10

Проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекции

1 час

Проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекции

Иметь представление о фронтальной и горизонтальной плоскостях проекции;

Знать изображение граней и ребер предмета;

Уметь выполнять две проекции

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§16,

Выучить таблицу

11

Проецирование на три взаимно перпендикулярных плоскости проекции

1 час

Проецирование на три взаимно перпендикулярных плоскости проекции. Нахождение проекций точек, ребер и граней предмета

Иметь представление о фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостях проекции;

Знать изображение граней и ребер предмета;

Уметь выполнять три проекции

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§ 17, выполнить задание

12

Виды.

Нанесение размеров

1 час

Способы построения видов на чертеже

Иметь представление об основных шести видах,

Знать способы построения видов на основе анализа формы предмета;

Уметь выполнять чертеж и наносить размеры.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§18, 19, выполнить пр.раб.

§26, стр.116-119

13

Моделирование и изготовление моделей.

1 час

Общие сведения о формообразовании. Операции с трехмерными объектами и отображение их на чертеже, Моделирование

Иметь представление о формообразовании;

Знать способы моделирования;

Уметь моделировать по чертежу

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§20, 21.

Закончить работу

14

Аксонометрические проекции.

1 час

Изометрическая проекция

Иметь представления о прямоугольной изометрической проекции и косоугольной фронтальной диметрической проекции;

Знать расположение осей;

Уметь строить изометрическую проекцию квадрата, круга (овал)

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§22, 23

15

Изометрические проекции плоских фигур, геометрических тел

1 час

Правила построения изометрических проекций геометрических фигур: треугольника, шестиугольника; геометрических тел: призмы, пирамиды, цилиндра, конуса

Иметь представление о значении наглядного изображения детали;

Знать правила построения изометрических проекций; Уметь строить изометрические проекции плоских фигур и геометрических тел

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§23 стр.99-101

16

Изометрическая проекция детали

1 час

Способы построения изометрической проекции детали

Иметь представлении о значении наглядного изображения детали;

Знать способы построения изометрической проекции детали;

Уметь выполнять изометрическую проекцию детали

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§23

Стр101-107

17

Технический рисунок

1 час

Приемы выполнения технического рисунка, оттенение формы приемами шатировки

Иметь представление об историческом значении технического рисунка; Знать виды выявления объема: шатировки, штраффировки, точечного оттенения;

Уметь выполнять технический рисунок с оттенением формы приемами шатировки

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§25

Гр.раб.

18

Графическая работа

Выполнение чертежа по наглядному изображению

1 час

Выполнения чертежа по наглядному изображению

Иметь представление о проецировании;

Знать способы построения чертеж в трех вида;

Уметь выполнять чертеж с нанесением размеров

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Графиче6ская работа

Контрольная работа

4

Сечения и разрезы (7 часов)

19

Сечения

1 час

Получение сечения, виды сечения, обозначение

Иметь представление о получении сечения;

Знать обозначение сечения в зависимости от расположения;

Уметь строить сечение

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§27, зад.№7

20

Разрезы

1 час

Разрезы, классификация разрезов, обозначение

Иметь представление о получении разрезов;

Знать классификацию разрезов;

Уметь выполнять простой разрез

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§28

Зад.№8

21

Соединение вида и разреза. Местные разрезы

1 час

Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза

Иметь представление о выборе необходимого разреза;

Знать правила выполнения и обозначения разрезов;

Уметь соединять вид и разрез

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§29

Зад.№4

22

Графическая работа

1 час

Выполнить необходимые разрезы

Иметь представление о выборе необходимого разреза;

Знать правила выполнения и обозначения разрезов;

Уметь соединять вид и разрез

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Графическая работа

Контрольная работа

23

Разрезы на аксонометрических проекциях

1 час

Выполнение разрезов (вырезов) на аксонометрических изображениях деталей.

Иметь представление о необходимости показа внутреннего строения детали на наглядном изображении;

Знать последовательность построения выреза;

Уметь выполнять вырез

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§30,

Зад. По карточке

24

Эскизы. Чтение чертежей и эскизов деталей

1 час

Последовательность выполнения эскиза детали. Чтение чертежей и эскизов деталей.

Иметь представление о последовательности  выполнения эскиза;

Знать назначение эскиза;

Уметь читать чертеж и эскиз детали.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§32, 33

25

Графическая работа

1 час

Построить аксонометрическую проекцию с вырезом

Иметь представление о необходимости показа внутреннего строения детали на наглядном изображении;

Знать последовательность построения выреза;

Уметь выполнять вырез

карточки-задания,

Геометрия

Графическая работа

Контрольная работа

5

Сборочные чертежи (8 часов)

26

Общие сведения об изделии

1 час

Общие представления о детали и ее конструктивных элементах

Иметь представление о конструктивных элементах детали- сборочных единицах;

Знать что такое сборочная единица;

Уметь читать техническую информацию об изделии

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

§34, 35, 36, 37, 38

27

Условное изображение и обозначение резьбы на чертежах

1 час

Общее представление о соединениях деталей, изображение и обозначение резьбы

Иметь представление о видах  соединений деталей;

Знать назначение резьбы;

Уметь изображать и обозначать резьбу.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Практическая работа

Комбинированный урок

§39,40

28

Резьбовые соединения

1 час

Чертежи соединений деталей

Иметь представление о видах соединений деталей;

Знать конструктивные элементы резьбовых соединений;

Уметь выполнять чертеж резьбового соединения

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные таблицы по теме урока

Практическая работа

Комбинированный урок

§41 стр. 174-181

29

Чертежи неразъемных соединений

1 час

Чертежи соединений деталей

Иметь представление о видах соединений деталей;

Знать изображение и обозначение неразъемных соединений;

Уметь читать чертежи с неразъемными соединениями.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Практическая работа

Комбинированный урок

§41 стр.182-187

30

Графическая работа.

1 час

Выполнить чертеж резьбового соединения

Иметь представление о видах соединений деталей;

Знать конструктивные элементы резьбовых соединений;

Уметь выполнять чертеж резьбового соединения

Карточки-задания

Графическая работа

Комбинированный урок

31

Сборочный чертеж

1 час

Иметь представление о сборочном чертеже;

Знать какие графы содержит спецификация;

Уметь работать со спецификацией.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Практическая работа

Комбинированный урок

§42, 43

32

Чтение чертежей. Деталирование

1 час

Иметь представление о сборочном чертеже;

Знать последовательность деталирования;

Уметь читать чертеж.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Практическая работа

Комбинированный урок

§44, 45

33

Контрольная работа

1 час

По сборочному чертежу выполнить чертеж одной детали

Иметь представление о сборочном чертеже;

Знать последовательность деталирования;

Уметь выполнять чертеж.

Рабочая тетрадь, карточки-задания,

Графическая работа

Контрольная работа

34

Итоговый урок

1 час



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

по черчению

для 8-9 классов  

учитель МОУ педагогический лицей города Димитровграда

Страхова Зинаида Ивановна

Пояснительная записка

         Согласно прика зу Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государствен ных образовательных стандартов начального общего, ос новного общего и среднего (полного) общего образования» определен обязательный минимум содержания основных об разовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников основной школы по разделу «Черчение и гра фика» образовательной области «Технология». Обязатель ный минимум содержания основных образовательных про грамм по разделу «Черчение и графика» позволит учителю представить совокупность базовых знаний, составляющих образовательный минимум, необходимый для выполнения проектной деятельности в области художественного констру ирования (дизайна), технического и архитектурного проек тирования, содержание образовательной линии стандарта, а также определить направления педагогической деятельности по формированию информативной и коммуникативной компетентности выпускников школы.

Действуют два базис ных учебных плана (БУП): БУП 1998 г., в котором черче ние представлено как самостоятельный учебный предмет образовательной области «Технология» основной школы для изучения в 9 классе из расчета 1 ч в неделю (програм ма — 34 ч), и БУП 2004 г., в котором одним из разделов предмета технология является раздел «Черчение и графи ка». Данная программа рассчитана на 1 час в неделю в 8 и 9  классах.

Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, разви тие мышления, а также творческого потенциала личности.

Понятие «графическая культура» широко и многогран но. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области осво ения графических способов передачи информации. Приме нительно к обучению школьников под графической культу рой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графиче ской культуры учащихся есть процесс овладения графиче ским языком, используемым в технике, науке, производст ве, дизайне и других областях деятельности.

Формирование графической культуры школьников не отделимо от развития образного (пространственного), логи ческого, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс чер чения у школьников формирует аналитические и созида тельные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений уча щихся.

Процесс усвоения знаний включает в себя три этапа: по нимание, запоминание, применение знаний для решения репродуктивных и творческих задач. Этапы связаны с дея тельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения зна ний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обу чения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать ре шение пропедевтических, творческих задач, локально на правленных на усвоение соответствующих знаний. Си стематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала уча щихся, который в конце обучения реализуется при реше нии задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности уча щихся (способности к длительному напряжению сил и ин теллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпе ния, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников явля ется рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.

Перечисленные концептуальные положения взаимосвя заны, взаимообусловлены и раскрывают современные пред ставления о графической подготовке школьников.

Цель и задачи курса.

Целью обучения черчению являет ся приобщение школьников к графической культуре, а так же формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

  1. формировать знания об основах прямоугольного про ецирования на одну, две и три плоскости проекций, о спо собах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
  2. научить школьников читать и выполнять неслож ные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, техни ческие рисунки деталей различного назначения;
  3. развивать статические и динамические пространст венные представления, образное мышление на основе ана лиза формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов пред метов по проекционным изображениям, словесному описа нию и пр.;
  4. научить самостоятельно пользоваться учебными ма териалами;
  5. формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.

Требования к знаниям и умениям школьников

Учащиеся должны иметь представления:

об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России);

об использовании компьютеров и множительной аппа ратуры в создании и изготовлении конструкторской доку ментации;

о форме предметов и геометрических тел (состав, разме ры, пропорции) и положении предметов в пространстве;

о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплек ты, комплексы), конструктивных элементах деталей и со ставных частях сборочной единицы;

о видах соединений;

о чертежах различного назначения.

Учащиеся должны знать:

основы метода прямоугольного проецирования;

способы построения прямоугольных проекций;

способы построения прямоугольной изометрической про екции и технических рисунков;

изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);

правила оформления чертежей.

Учащиеся должны уметь:

правильно пользоваться чертежными инструментами;

выполнять геометрические построения (деление отрез ков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);

наблюдать и анализировать форму несложных предме тов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;

выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, се чений), в соответствии с ГОСТами ЕСКД;

читать чертежи несложных изделий;

деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5—6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) од ной из них;

осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видо измененной детали;

изменять положение предмета в пространстве относи тельно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении;

 применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конст руирования.

Обязательный минимум графических работ

  1. По наглядному изображению детали выполнить чер теж в трех видах.
  2. По наглядному изображению детали выполнить чер теж, содержащий сопряжения.
  3. Выполнить эскиз детали с натуры (с нанесением раз меров) и ее технический рисунок.
  4. По заданным  видам детали  выполнить необходи мые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вы резом.
  5. По чертежу или наглядному изображению детали выполнить необходимые сечения.
  6. Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению).
  7. Разработать (доработать) конструкцию одной детали, входящей в состав сборочной единицы, по заданному усло вию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа, иллюстри рующий предлагаемое решение.
  8. Контрольная работа: по сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали, входящей в состав сборочной единицы.

Список литературы

Карточки-задания по черчению. В 2 ч. / [В. В. Степако-ва, Л. Н. Анисимова, Р. М. Миначева и др.]; под ред. В. В. Степаковой. — М.: Просвещение, 2005.

Степанова В. В. Методическое пособие по черчению: графические работы: кн. для учителя / В. В. Степанова. — М.: Просвещение, 2006.

Степанова В. В. Рабочая тетрадь по черчению / В. В. Сте панова. — М.: Просвещение, 2006.

Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / [В. В. Степанова, Л. Н. Анисимова, Л. В. Курцаева и др.]; под ред. В. В. Степаковой. — М.: Просвещение, 2009.

Итоговая аттестация выпускников: материалы для под готовки и проведения экзамена: черчение: 9 кл. / сост. В. В. Степанова. — М.: Просвещение, 2002.

8 класс  (первый год обучения)

№ раздела

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия

Планируемые результаты обучения и уровень усвоения цели

Методика оснащения

Межпред

метные связи

Формы контроля

Форма урока

Домашнее задание

1                                                                        Введение  (5 часов)

1

Введение

1 час

Чертеж, как основной графический документ.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы чертежными инструментами.

Иметь представление об основных этапах развития чертежа;

Знать назначение инструментов и приспособлений;

Уметь правильно пользоваться чертежными инструментами

Учебник, рабочая тетрадь, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока.

История, графика, МХК

Объяснение нового материала

§1-3;

Прочитать

2-3

Типы линий

2 часа

Элементы графического языка. Линии чертежа.

Иметь представление о графическом языке; Знать назначение линий чертежа;

Уметь выполнять линии чертежа.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Графика, геометрия

Граф.

работа

Комбинированный урок

§6,7

Граф. Раб.

4-5

Чертежный шрифт.

2 часа

Стандарт ЕСКД,

шрифт чертежный, основная надпись чертежа.

Иметь представление о стандарте ЕСКД;

Знать форматы чертежной бумаги;

Уметь выполнять прописные и строчные буквы

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Графика

Практическая работа

Комбинированный урок

§8

Выполнение букв.

2                                                              Геометрические тела. Анализ формы предмета (3 часа)

6

Понятие о предмете и его форме.

1час

Форма простых геометрических тел.

Иметь представление о формах предмета;

Знать состав формы;

Уметь определять форму.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Фронтальный опрос

Комбинированный

§9,10, прочитать

7-8

Анализ геометрической формы предметов

2 часа

Анализ формы с натуры и по графическим изображениям

Иметь представления о формах предмета;

Знать названия геометрических тел;

Уметь анализировать

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный

§11,

Прочитать стр.

44-46

3                                         Метод проецирования и графические способы построения изображений (25 часов)

9

Проецирование как метод графического  отображения формы предмета. Прямоугольное проецирование.

1 час

Методы проецирования, прямоугольное проецирование на одну плоскость

Иметь представление о методах проецирования;

Знать способ прямоугольного проецирования;

Уметь строить проекцию на одну плоскость

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный

§12, 13, прочитать, ответить на вопрос №3

10-11

Сопряжение

2 часа

Сопряжение

Иметь представление о применении сопряжения;

Знать последовательность выполнения;

Уметь выполнять сопряжения.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§14,

Выполнить зад. №3.

12-13

Деление окружности на равные части

2 часа

Деление на 3, 4, 5, 6, 7,8, 10 равных частей

Иметь представление о способах деления окружностей на равные части;

Знать приемы деления без транспортира;

Уметь делить на 3, 4, 5, 6; 8, 10 равных частей

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§15,

Выполнить чертеж детали

14

Граф. раб.

1 час

Выполнение фронтальной проекции детали по наглядному изображению с использованием сопряжения и деления окружности на равные части

Иметь представления о сопряжении;

Знать приемы деления окружности и выполнения сопряжений;

Уметь применить знания при выполнении граф. работы

Карточки-задания,

Геометрия

Графическая работа

Контрольная работа

15

Проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекции

 1 час

Проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекции

Иметь представление о фронтальной и горизонтальной плоскостях проекции;

Знать изображение граней и ребер предмета;

Уметь выполнять две проекции

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§16,

Выучить таблицу

16-19

Проецирование на три взаимно перпендикулярных плоскости проекции

4 часа

Проецирование на три взаимно перпендикулярных плоскости проекции. Нахождение проекций точек, ребер и граней предмета

Иметь представление о фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостях проекции;

Знать изображение граней и ребер предмета;

Уметь выполнять три проекции

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§ 17, выполнить задание

20-22

Виды.

Нанесение размеров

3 часа

Способы построения видов на чертеже

Иметь представление об основных шести видах,

Знать способы построения видов на основе анализа формы предмета;

Уметь выполнять чертеж и наносить размеры.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§18, 19, выполнить пр.раб.

§26, стр.116-119

24

Моделирование и изготовление моделей.

1 час

Общие сведения о формообразовании. Операции с трехмерными объектами и отображение их на чертеже, Моделирование

Иметь представление о формообразовании;

Знать способы моделирования;

Уметь моделировать по чертежу

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§20, 21.

Закончить работу

25-26

Аксонометрические проекции.

2 часа

Изометрическая проекция

Иметь представления о прямоугольной изометрической проекции и косоугольной фронтальной диметрической проекции;

Знать расположение осей;

Уметь строить изометрическую проекцию квадрата, круга (овал)

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§22, 23

27-28

Изометрические проекции плоских фигур, геометрических тел

2 часа

Правила построения изометрических проекций геометрических фигур: треугольника, шестиугольника; геометрических тел: призмы, пирамиды, цилиндра, конуса

Иметь представление о значении наглядного изображения детали;

Знать правила построения изометрических проекций; Уметь строить изометрические проекции плоских фигур и геометрических тел

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§23 стр.99-101

29-30

Изометрическая проекция детали

2 часа

Способы построения изометрической проекции детали

Иметь представлении о значении наглядного изображения детали;

Знать способы построения изометрической проекции детали;

Уметь выполнять изометрическую проекцию детали

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§23

Стр101-107

31-32

Технический рисунок

2 часа

Приемы выполнения технического рисунка, оттенение формы приемами шатировки

Иметь представление об историческом значении технического рисунка; Знать виды выявления объема: шатировки, штраффировки, точечного оттенения;

Уметь выполнять технический рисунок с оттенением формы приемами шатировки

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§25

Гр.раб.

33

Графическая работа

Выполнение чертежа по наглядному изображению

1 час

Выполнения чертежа по наглядному изображению

Иметь представление о проецировании;

Знать способы построения чертеж в трех вида;

Уметь выполнять чертеж с нанесением размеров

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Графиче6ская работа

Контрольная работа

34

Итоговый урок

1 час

9 класс  (второй  год обучения)

№ раздела

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия

Планируемые результаты обучения и уровень усвоения цели

Методика оснащения

Межпред

метные связи

Формы контроля

Форма урока

Домашнее задание

1

Введение (1 час)

1

Введение

1 час

Чертеж, как основной графический документ.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы чертежными инструментами.

Иметь представление об основных этапах выполнения чертежа;

Знать назначение инструментов и приспособлений;

Уметь правильно пользоваться чертежными инструментами

Учебник, рабочая тетрадь, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока.

История, графика, МХК

Объяснение нового материала

§1-3;

Прочитать

2

Метод проецирования и графические способы построения изображений (6 часов)

2

Анализ геометрической формы предметов

1 час

Анализ формы с натуры и по графическим изображениям

Иметь представления о формах предмета;

Знать названия геометрических тел;

Уметь анализировать

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный

§11,

Прочитать стр.

44-46

3-4

Проецирование на три взаимно перпендикулярных плоскости проекции

2 часа

Проецирование на три взаимно перпендикулярных плоскости проекции. Нахождение проекций точек, ребер и граней предмета

Иметь представление о фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостях проекции;

Знать изображение граней и ребер предмета;

Уметь выполнять три проекции

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§ 17, выполнить задание

5

Моделирование и изготовление моделей.

1 час

Общие сведения о формообразовании. Операции с трехмерными объектами и отображение их на чертеже, Моделирование

Иметь представление о формообразовании;

Знать способы моделирования;

Уметь моделировать по чертежу

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§20, 21.

Закончить работу

6-7

Изометрические проекции плоских фигур, геометрических тел

2 часа

Правила построения изометрических проекций геометрических фигур: треугольника, шестиугольника; геометрических тел: призмы, пирамиды, цилиндра, конуса

Иметь представление о значении наглядного изображения детали;

Знать правила построения изометрических проекций; Уметь строить изометрические проекции плоских фигур и геометрических тел

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§23 стр.99-101

3

Сечения и разрезы (12 часов)

8-9

Сечения

2 часа

Получение сечения, виды сечения, обозначение

Иметь представление о получении сечения;

Знать обозначение сечения в зависимости от расположения;

Уметь строить сечение

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§27, зад.№7

10-11

Разрезы

2 часа

Разрезы, классификация разрезов, обозначение

Иметь представление о получении разрезов;

Знать классификацию разрезов;

Уметь выполнять простой разрез

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§28

Зад.№8

12-13

Соединение вида и разреза. Местные разрезы

2 часа

Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза

Иметь представление о выборе необходимого разреза;

Знать правила выполнения и обозначения разрезов;

Уметь соединять вид и разрез

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§29

Зад.№4

14

Графическая работа

1 час

Выполнить необходимые разрезы

Иметь представление о выборе необходимого разреза;

Знать правила выполнения и обозначения разрезов;

Уметь соединять вид и разрез

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Графическая работа

Контрольная работа

15-16

Разрезы на аксонометрических проекциях

2 часа

Выполнение разрезов (вырезов) на аксонометрических изображениях деталей.

Иметь представление о необходимости показа внутреннего строения детали на наглядном изображении;

Знать последовательность построения выреза;

Уметь выполнять вырез

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§30,

Зад. По карточке

17-18

Эскизы. Чтение чертежей и эскизов деталей

2 часа

Последовательность выполнения эскиза детали. Чтение чертежей и эскизов деталей.

Иметь представление о последовательности  выполнения эскиза;

Знать назначение эскиза;

Уметь читать чертеж и эскиз детали.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные геометрические тела, таблицы по теме урока

Геометрия

Практическая работа

Комбинированный урок

§32, 33

19

Графическая работа

1 час

Построить аксонометрическую проекцию с вырезом

Иметь представление о необходимости показа внутреннего строения детали на наглядном изображении;

Знать последовательность построения выреза;

Уметь выполнять вырез

карточки-задания,

Геометрия

Графическая работа

Контрольная работа

3

Сборочные чертежи (14 часов)

20

Общие сведения об изделии

1 час

Общие представления о детали и ее конструктивных элементах

Иметь представление о конструктивных элементах детали- сборочных единицах;

Знать что такое сборочная единица;

Уметь читать техническую информацию об изделии

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

§34, 35, 36, 37, 38

21

Условное изображение и обозначение резьбы на чертежах

1 час

Общее представление о соединениях деталей, изображение и обозначение резьбы

Иметь представление о видах  соединений деталей;

Знать назначение резьбы;

Уметь изображать и обозначать резьбу.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Практическая работа

Комбинированный урок

§39,40

22-25

Резьбовые соединения

4 часа

Чертежи соединений деталей

Иметь представление о видах соединений деталей;

Знать конструктивные элементы резьбовых соединений;

Уметь выполнять чертеж резьбового соединения

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, объемные таблицы по теме урока

Практическая работа

Комбинированный урок

§41 стр. 174-181

26-27

Чертежи неразъемных соединений

2 часа

Чертежи соединений деталей

Иметь представление о видах соединений деталей;

Знать изображение и обозначение неразъемных соединений;

Уметь читать чертежи с неразъемными соединениями.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Практическая работа

Комбинированный урок

§41 стр.182-187

28

Графическая работа.

1 час

Выполнить чертеж резьбового соединения

Иметь представление о видах соединений деталей;

Знать конструктивные элементы резьбовых соединений;

Уметь выполнять чертеж резьбового соединения

Карточки-задания

Графическая работа

Комбинированный урок

29-30

Сборочный чертеж

2 часа

Иметь представление о сборочном чертеже;

Знать какие графы содержит спецификация;

Уметь работать со спецификацией.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Практическая работа

Комбинированный урок

§42, 43

31-32

Чтение чертежей. Деталирование

2 часа

Иметь представление о сборочном чертеже;

Знать последовательность деталирования;

Уметь читать чертеж.

Учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, таблицы по теме урока

Практическая работа

Комбинированный урок

§44, 45

33

Контрольная работа

1 час

По сборочному чертежу выполнить чертеж одной детали

Иметь представление о сборочном чертеже;

Знать последовательность деталирования;

Уметь выполнять чертеж.

Рабочая тетрадь, карточки-задания,

Графическая работа

Контрольная работа

34

Итоговый урок

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по черчению для 7 класса

Календарно-тематическое планирование по черчению (к учебнику А.Д. Ботвинникова)  для 7 класса   .ю....ю...........ээжж...

Календарно-тематическое планирование по черчению для 8 класса

Календарно-тематическое планирование по черчению (к учебнику А.Д. Ботвинникова) для 8 класса...

Календарно-тематическое планирование по черчению

Календарно-тематическое планирование по черчениюУчебник «Черчение» под ред. Ботвинникова...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по «Моделированию-конструированию(черчение)»

             Планирование составлено на основе программы МОРФ Москва  «Просвещение» 2000. Автор:  Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольс...

тематическое планирование черчение 9 класс

тематическое планирование  черчение 9 класс...