Методическая разработка экскурсии "История платка"
методическая разработка (8 класс) на тему
Аннотация
Экскурсионная деятельность в школе является частью современного образовательного процесса. Сам материал экскурсии, посвященный истории платка, оказывает воспитательное воздействие на обучающихся, формирует их мировоззрение.
Целью экскурсии «История платка» является знакомство с историей платка и шали, способам их изготовления.
Задачами экскурсии являются:
- рассказать о платке как неотъемлемой части русского традиционного костюма;
-познакомить с видами платков, способами их изготовления;
-воспитать интерес к народным обычаям и традициям;
-формировать уважение к труду мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_dlya_ekskursii_istoriya_platka.docx | 49.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №35»
Нижегородского района г.Нижнего Новгорода
Методическая разработка экскурсии «История платка»
Разработчик:
учитель русского языка и литературы
Любезнова Юлия Викторовна
Нижний Новгород
2016
Аннотация
Экскурсионная деятельность в школе является частью современного образовательного процесса. Сам материал экскурсии, посвященный истории платка, оказывает воспитательное воздействие на обучающихся, формирует их мировоззрение.
Целью экскурсии «История платка» является знакомство с историей платка и шали, способам их изготовления.
Задачами экскурсии являются:
- рассказать о платке как неотъемлемой части русского традиционного костюма;
-познакомить с видами платков, способами их изготовления;
-воспитать интерес к народным обычаям и традициям;
-формировать уважение к труду мастеров.
Методическая разработка
Этапы экскурсии | Основной материал |
1.Вступление | Загадка |
2.Платок как головной убор | Канавата, фата, бандана. История возникновения платка |
3.Русская традиция ношения платка | Ношение платка на Руси. Убрус, шали, палантин. |
4.История нижегородских платков | Павлопосадские. Ивановские. |
5.История оренбургских платков | Оренбургский платок |
6.Мастер-класс | Дефиле «Способы ношения платков» |
7.Заключение | Платки бывают классическими и кокетливыми, нарядными и необычными, тёплыми и лёгкими, но они всегда делают вас, милые девушки и женщины, более прекрасными и выразительными. |
Текст экскурсии «История платка»
Алина: Здравствуйте, дорогие гости:
Максим: Здравствуйте, сударыни и судари!
Алина: Поклон вам, гости званые
Здравствуйте, лебедушки!
Здравствуйте, молодушки!
Максим: Эх, полным-полна моя коробушка
Будет славный разговор.
Подходите, гости званые,
Расскажу вам обо всем!
Алина: О чем обо всем?
Максим: А загадку разгадаете и вещь узнаете!
« У нас в коробушке-сундучке лежит предмет одежды- кусок ткани, обычно квадратный или вязаное изделие такой же формы. Лоскут, равносторонний, шелковый, шерстяной, холщовый, какими женщины повязывают головы, мужчины- шею, носят в руках или кармане».
Алина: Разгадали мы загадку,
Ведь лоскут равносторонний-
Это плат, платок, платочек,
Для него и наш денечек.
Блок1 Платок как головной убор
Надежда:
Русский платок тесно связан с женским национальным нарядом. В стихах А.Блока мы видим родину-мать в образе женщины.
Ну что ж?
Одной заботой боле-
Одной слезой река шумней,
А ты все та же - лес да поле,
Да плат узорный до бровей.
Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани - платком, сначала поверх головного убора, а затем прямо на волосы. В большом ходу был платок не квадратной, а продолговатой формы и назывался он - фата. Ее делали из шелка или канавата.
Канавата
Шаль - большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.
Лиза:
Головные женские платки! Какие невыдуманные истории могли бы поведать они о тех, чьи головы покрывали. В укромном темном закутке, шепотом, причитала женщина над своей судьбинушкой, прикрывая рот уголком платка. Этим же уголком вытирала слезы, а самый красивый, самый нарядный платок был всегда припасен для особого случая или праздника.
Надя: Платки носили не только крестьянки в деревне, но и городские женщины. Только в городе больше предпочитали разноцветные шали. И стоили они очень дорого.Прообраз современного платка появился в каменном веке: во время непогоды люди защищали шею узкими полосами ткани.
Лиза: В 1974 году на территории Китая была обнаружена армия из 7 500 статуй терракотовых воинов императора Цинь Шихуанди, созданных в 210 году до н.э. Каждая фигура имела свои уникальные черты. У большинства воинов на шее был вылеплен платок из глины. По мнению ученых, в то время он выполнял защитную функцию.
Надя: В Древнем Египте платки носили фараоны, повязывая их на шею для защиты от ветра.В античный период платок получил широкое распространение в Риме, преимущественно среди мужчин. Легионеры различными способами обвязывали им шею, чтобы защитить ее от натирания пластинами панциря или кольчугой. Во II веке платок надевали древнеримские актеры во время спектаклей.
Лиза: Упоминания о платке содержались в текстах Нового Завета. Его применяли для покрытия головы и вытирания пота с лица. В поздний античный период в Израиле появился платок, получивший название талит. Он представлял собой прямоугольное покрывало и являлся частью повседневной одежды. Талит изготавливали из льняной и хлопчатобумажной ткани.
Надя: При византийском дворе платок имели право носить только дамы из императорской семьи. Они закрепляли его на левом плече или локте. В Средние Века в Европе дамы дарили мужчинам платок со своими инициалами. Рыцари прикрепляли его к своему копью как напоминание о победе в турнире в честь возлюбленной. Платок, брошенный между двумя готовыми к поединку мужчинами, мог предотвратить схватку и примирить их.
Лиза: В XV веке в Кашмире началось производство первых шалей, которые складывали треугольником и надевали на голову. Мода на шали появилась во времена Египетского похода Наполеона. Он прислал кашемировую шаль в подарок Жозефине. Шаль ей так понравилась, что впоследствии их было у императрицы 400 (четыреста) штук. Мягкие кашемировые шали защищали, от холодов дам, в декольтированных платьях.
Надя: В конце XIX века испанские пастухи и американские ковбои носили платки с целью защиты от пыли, поднимаемой скотом во время перегона. Его концы завязывали на шее таким образом, чтобы получался треугольник. Платок был назван банданой.
Блок 2.Русская традиция ношения платка
Алина: С XII века на Руси замужние женщины покрывали голову убрусом — узким длинным платком изо льна, хлопка или шелка. Его концы обвязывали вокруг шеи. Убрус носили под шапкой либо использовали в качестве самостоятельного головного убора. В зависимости от достатка владелицы платок этого типа могли украшать драгоценными камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. Позднее убрус стали изготавливать в форме квадрата. Женщины складывали его по диагонали и закалывали под подбородком. Концы убруса богато расшивали. Православная традиция требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях.
Вика: С конца XVIII-начала XIX века в моду вошли шали, выполненные из кашемира. В Российскую империю они были привезены из Западной Европы и с Востока, но вскоре их производство наладили в ряде губерний. Наибольшую известность получили изделия мануфактуры Надежды Мерлиной. Шали и палантины выполнялись из пуха диких тибетских коз. Из 13 граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. За год 16 мастериц могли сделать только 20 изделий. Стоимость одного изделия могла достигать 12 тысяч рублей. Такая шаль была основой приданого девушки.
Алина: В России платок был символом нравственности, чистоты, скромности. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. В танце с его помощью девушки подчеркивали грациозность и легкость своих движений.Замужняя русская женщина должна была надевать платок поверх головных уборов, а девушки – непосредственно на голову. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику.
Блок 3.Нижегородская история
Артем: Старообрядцы всегда серьезно относились к традициям. Женщины были одеты в сарафаны и платки, заколотые под подбородком, при этом цвет платка мог меняться в зависимости от праздника (например, на Пасху по желанию надевают красный, а на Троицу — зеленый). Обычай закалывать платок под подбородком булавкой распространен среди всех старообрядческих согласий.
Давно-давно в России была создана текстильная промышленность, которая выпускала до 40 видов платков. Особенно славились платки из Павлова - Павловопосадские.
Алина: Во времена былинные, стародавние
Собирался купец в страны дальние
За товарами чудесными.
И с такими речами к дочке обращался.
Максим: Ой, ты, доченька родная,
Уезжаю я в страны заморские,
В страны дивные.
Долго ль буду там, сам не ведаю,
А тебя думаю порадовать
Привезти подарочков.
Что-то душеньке угодно?
Может ларчик весь резной?
Перстенечек золотой?
Анастасия: Буду я и так молить
Чтоб ни буря, ни булат
Или чей -то черный взгляд
Не могли тебя сразить
Чтоб тебе живому быть!
Ну а коле про подарок…
То купи, пусть и не ярок,
Мне платок всех красивей -как у царских дочерей!
Алина: Месяцок прошел , другой
Прибыл наш купец домой.
Максим: За семью морями был,
Земли все исколесил
Лишь платочек из Посада
Всей душою полюбил.
Блок 4. История Павловопосадских платков
Артем: История павлопосадских платков насчитывает более двухсот лет, за это время он смог превратиться из заурядной детали традиционного национального костюма в изысканный и модный аксессуар. Купцы Я.Лабзин и В.Грязнов только в начале 60-х годов девятнадцатого века наладили производство. С девятнадцатого века рисунок на платочную ткань наносились резными деревянными формами - « манерами» и «цветками». «Цветки» вырезались из дерева. С их помощью на ткань наносили краски, каждый цвет требовал использования отдельной доски. А контур рисунка набивали «манерами», их изготовление было более трудоемким: сначала выжигали на дереве узор, потом его заливали свинцом. Полученные контуры накладывали на отдельные доски. В последние 15-20 лет рисунки художников на шалях и платках все в большей степени отражают современные направления в моде и текстильном дизайне. В узоре павлопосадских платков преобладают пышные цветочные гирлянды и букеты.
Алина:
Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин павлопосадский платок,
Что-то важное, вспомнила сразу душа
Как свободы глотнула глоток.
Анастасия:
А в платке то самом: поле, поле цветет!
И цветы в нем безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы!
Алина:
Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павлопосадский платок…
(музыка, девочки танцуют с платками).
Артем: С давних времен изготовление ивановских платков было особым видом искусства.
Наиболее известной коллекцией считают собрание ивановских платков, начало которому положил Дмитрий Бурылин, который был местным фабрикантом. Именно он первым приступил к изготовлению изящной шелковой мануфактуры, но начинал с пошива мешочков для пороха из шелка. Ивановский платок в России всегда был любим женщинами, востребован и в будни и в праздники, он был завершающим аккордом создаваемого образа и главным украшением наряда.
Блок 5. Шали
Вика: Вы, наверное, видели журналы мод (показывает). Вот в одном таком парижском журнале проявилось предложение носить шали. Слово «шаль» произошло от персидского слова «шал», что значит большой. Шаль большая, а платок маленький. Сначала шали привозили к нам из Индии и Персии, но в скорее и у нас в России в Нижнем Новгороде начали выработку шалей. Сначала они были только белого цвета с «индийским узором», но позже в Воронежской губернии была открыта мастерская, где изготовлялись черные и зеленые шали, украшенные красивыми каймами. Теперь русские шали не уступали европейским по красоте, превосходили их в прочности, долго сохраняя живость красок.
Артем:
И известны всем в мире цветные платки,
А похожих отыщешь едва ли.
Словно зарево, шали красивы.
В этих ярких узорах и пышных цветах
Самобытный характер России.
Не платок — красота, всех красавиц мечта
На головках девичьих играет.
Как набросят платок, так охапка цветов
На груди у девчат расцветает.
Блок 6 Оренбургские платки
Лиза: Нарядные платки стали в наши дни модной деталью одежды. Какие бы ветры ни царили в мире моды, они не смогли унести обыкновенный, привычный всем нам платок. Он придаст вашему облику привлекательность и неповторимость, и вы сейчас убедитесь в этом.
Во второй половине XVIII века в Оренбурге началось производство пуховых платков. Их вязали ручным способом их козьего пуха и применяли для повседневной носки. Существовала также паутинка — более тонкая, ажурная версия изделия. Она надевалась в торжественных случаях. На изготовление одного изделия уходило 2 недели, в качестве основы применялась шелковая нить.
В 1862 году на выставке в Лондоне международная комиссия наградила Марию Ускову из Оренбурга медалью «За шали из козьего пуха». Платки, представленные вязальщицей, были раскуплены за несколько дней.
Алина: Оренбургские платки бывают нескольких видов:
- простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
- паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях.
- палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Лиза: Никогда в России не переставали носить платки. Их цвета, рисунки, качество материала – своеобразная летопись своего времени. Платок всегда был дополнением к наряду женщины. Как женщина носит платок: повязывает косынку или накидывает шаль - говорит о ее вкусе, характере, настроении.
Алина:
К нам в гости пришел стилист, он продемонстрирует вам, как красиво можно завязать шарфик, платок, шаль.
(в роли стилиста Максим)
1. Платок поверх головы теплый.
В древности в холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком, платок охватывал подбородок и шею, а узел завязывали высоко на макушке. Такая манера носить платок сохранилась кое - где в России до начала 20 века.
2. Платок поверх головы.
Позже стали завязывать платок поверх головного убора, а узел завязывали сзади на шее.
3. Платок на повойник
Так носили платок замужние женщины. Платок одевали на «повой» - «покрывало», «полотенце». Головной убор непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос и сохранился у Коми народа.
4. Платок, завязанный концами вверх.
Платок, завязанный концами вверх надо лбом, означал в первую очередь способность уберечь, защитить от опасности, как реальной, так и злого духа, и служил оберегом.
5. Платок на волосах (3 варианта.)
В христианские времена женщины носили платки, завязанные поверх головы, узлами назад, наперед, пропускали угол платка через завязанные концы.
6. Платок – шарф.
Посмотрите на этот платочек – шарфик, с ним вы будете нарядно выглядеть на прогулке и на деловом вечере.
7. Ожерелье.
Такое украшение, дополняющее наряд, можно сделать из тонкого платка. Накиньте шарф вокруг шеи и скрутите концы один вокруг другого.
8. Бандана.
Теплым летним днем от солнца спасет платок – бандана – современная деталь одежды молодых людей.
Артем:
Сегодня считается, что истинная женщина всегда имеет наготове платок, а настоящая модница – даже не один, в одно мгновение преображая костюм и самое заурядное платье. Платки бывают классическими и кокетливыми, нарядными и необычными, тёплыми и лёгкими, но они всегда делают вас, милые девушки и женщины, более прекрасными и выразительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР- КЛАСС Тема «Магия шейного платка»
Демонстрация вариантов завязывания, драпировки и использования платка....
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...