Интегрированное воспитательное мероприятие для старшеклассников "Неподражаемый, бессмертный Ломоносов!"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс) на тему

Карманова Анна Александровна

Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников "Неподражаемый, бессмертный Ломоносов!". М.В.Ломоносов - великий учёный XVIII века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nepodrazhaemyy_bessmertnyy_lomonosov.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Интегрированное воспитательное мероприятие

                                               для старшеклассников

           «Неподражаемый, бессмертный

                           Ломоносов!».

Цель: 

сформировать у учащихся представление о М.В. Ломоносове, как великом учёном XVIII века.

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить учащихся с основными биографическими данными, научными открытиями, историческими трудами и выводами М.В. Ломоносова.
  2. Развивающая – развитие интереса к личности Ломоносова, к  его литературной, научной и  художественной деятельности.
  3. Воспитание патриотических качеств учащихся к малой Родине.

Оборудование: портрет, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  презентация, кроссворд.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. (Слайд №1)

«Упорный, упрямый и удачливый» - как вы думаете о ком говорят эти строки?

Эпиграфы к занятию:

«Да, велико его значенье –

Он, верный русскому уму

        Завоевал нам просвещенье…»
                                                                                            Ф.И.Тютчев

(Слайд №2) Исполнение песни  «Поморский край».

(Слайд №3)  2. «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов!» (Г.Р.Державин)

«…Ломоносов обнял  все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…»

                                                                                                                  А.С. Пушкин

3. (Слайд №4) «На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца».

                                                                                          В.Г.Белинский. 1834г.

 4. Краткая биография учёного:

(Слайд №5) – Где родился М.В.Ломоносов? Кто были его родители?

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии. Его отец, Василий Дорофеевич Ломоносов (1681 – 1741), - государственный крестьянин, занимавшийся морским промыслом. Мать, Елена Ивановна, урожденная  Сивкова, - дочь дьякона соседнего Николаевского Матигорского прихода..

(Слайд №6) Обучающийся №1- Он, обнимавшийся с волною,

Как с яростным гривастым львом,

Палимый холодом, что зноем,

Сквозь ветер шедший напролом,

Простой, земной, обыкновенный,

Сбивавший об утёс колена,

Он, самый рядовой в ряду,

Отлично цену знал труду!

(Слайд №7) Каким мальчиком рос Михайло? Во сколько лет он научился читать и писать? Кто его обучал?

 С самого раннего детства Михаил был очень любознательным и наблюдательным, но только к 12 годам его научили читать и писать сначала сосед Иван Шубный, а потом дьячок местной церкви Сабельников.

(Слайд №8) – Где обучался другим наукам Ломоносов?

 В 1731он поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
В конце 1735 года Ломоносов с двенадцатью лучшими учениками
Славяно-греко-латинской академии был направлен в Петербург для обучения в академическом университете.
В сентябре 1736 года Ломоносова в числе трех лучших учеников
Университета  послали в Германию для изучения химии, горного дела и металлургии.

(Слайд №9) - Какую профессию считал главной в своей жизни Михаил Васильевич?

Ломоносов считал своей «главной профессией» химию.
    Став профессором химии, Ломоносов построил химическую
    лабораторию –
первую научно-исследовательскую и учебную
    лабораторию России,
в которй он провёл более четырёх опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (смальт) стёкол.

 В химической лаборатории Ломоносов провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию  изготовления цветных прозрачных и непрозрачных
(смальт) стекол.

(Слайд №10) – Какую фабрику построил наш земляк и где?

Мы должны быть благодарны ему за то, что до сих пор пользуемся различными изделиями из стекла.

5. Сообщение-презентация о мозаике Ломоносова. (Грязнова Татьяна)

6. (Слайд №11) Михаил Васильевич Ломоносов - это гениальная личность, это целая эпоха в истории русской и мировой науки и культуры.

 – В области ещё каких наук учёный сделал открытия?

 - В области какой науки было сделано им крупнейшее открытие и какое?

Ломоносов занимался изучением труднейших проблем физики. В созданной им теории дано объяснение многих физических явлений. Крупнейшим достижением Ломоносова в области астрономии было открытие в мае 1761 года атмосферы на Венере.

 (Слайд №12) Михаил Васильевич – родоначальник минералогии и геологии в России.

(Слайд №13) М.В.Ломоносов явился первым основателем правил русского языка в «Российской грамматике», она не потеряла научного значения до нашего времени.

«С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом…»

                                                                                                                      В.Г.Белинский

 (Слайд№14) Учёный участвовал в  создании нового географического атласа и обосновал возможность плавания Северным  морским путем.

  (Слайд№15) Патриотизм привел Ломоносова к занятиям русской историей. Он резко выступал против «норманской теории» происхождения русского народа. Хорошо зная русские летописи и европейские источники, Ломоносов использовал их в исторических работах. Он написал историю Киевской Руси, где поставил вопрос о происхождении восточных славян, высоко оценив их культуру.

  7. Учитель.  Ломоносов был самым компетентным историком своего времени. Он был историком-исследователем.

Обучающийся №1. Наряду с другими научными интересами М.В. Ломоносов с особым патриотическим вдохновением занимался историей своей страны. Ломоносов прекрасно понимал политическое значение истории и не мог допустить, чтобы самая патриотическая наука оказалась в руках иноземцев. М.В. Ломоносов целенаправленно занимался историей в течение 25 лет академической деятельности. Часто история находилась в центре научных интересов ученого. В 50-х годах XVIII века  «часто блуждал в древностях российских».

Обучающийся №2.  Среди сочинений по истории первое место занимает сводный труд «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава I, или до 1504 г». Ломоносов разработал свою систему взглядов на историю народов южной и восточной Европы в противовес «немецкой системе», которая утверждала, что древние славяне были второстепенными и дикими людьми. Эта антинаучная и фальсифицированная теория служила реакционным политическим целям. Она оправдывала засилье иноземцев при дворах. Ломоносов первым сформулировал научное антинормандское течение русской историографии, дал отечественной истории то патриотическое, демократическое и гуманистическое направление, по которому она развивается до нашего времени.

Обучающийся №1. М.В. Ломоносов поставил проблемы, многие из которых не утратили своего значения до сих пор. Основная цель – вопрос о происхождении и становлении Российского государства и исследование истории до княжеской Руси, определение места российского народа среди других народов. Он доказывает, что славяне были «старожитным» населением Европы и «древнейшими обитателями» России. Он утверждал, что «российский народ был за многое время до Рюриков», и решительно отверг теорию о вероятности завоевания Руси. Славяне – народ высокой для той поры материальной и духовной культуры.

 Обучающийся №2. Своим трудом «Древняя Российская история…» Ломоносов опередил свое время, поднял историю на уровень науки и дал русским патриотам острое оружие со всевозможными фальсификаторами русской истории. Следует добавить, что все литературное наследие Ломоносова сугубо исторично.  Михаил Васильевич считал, что история несет в себе большой воспитательный и образовательный заряд, наметил содержание картин на исторические темы.

 Обучающийся №1.  Ломоносов был таким же первооткрывателем и революционером в науке история, каким был он в естествознании и технике. При всей разносторонности научных интересов и знаний наш первый академик был удивительно цельной натурой. А.Н. Радищев обратил внимание, что Ломоносов шел к славе «не одной тропинкой, но многими стезями вдруг».

 8. Кроссворд (Слайд №16)

М

О

З

А

И

К

А

С

Л

А

В

Я

Н

Е

П

А

Т

Р

И

О

Т

Х

О

Л

М

О

Г

О

Р

Ы

С

Е

В

Е

Р

П

И

Н

Е

Г

А

Я

Р

О

С

Л

А

В

  1. Исторические темы часто находили отражение в этом виде творчества Ломоносова («Петр I», «Полтавская битва»).
  2. Народ великой материальной и духовой культуры, по мнению Ломоносова.
  3. Он не только великий ученый, исследователь, но и …
  4. Место рождения Ломоносова.
  5. Большое место Ломоносов уделял изучению этого края, и не случайно.
  6. Ломоносов был горд, что его земляк Дежнёв, обогнувший чукотский полуостров был с этих мест.
  7. Его «Древняя Российская история…» заканчивается правлением этого князя.

  1. Подведение итогов (Слайд №17) – Во сколько лет наш земляк ушёл из жизни?

4 (15) апреля 1765 года    Ломоносова не стало. Ему    было 54 года. Похоронен великий ученый в Александро- Невской лавре в    Санкт-Петербурге.

Вывод : «Ломоносов страстно любил  науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно  было для блага его Родины. Он хотел служить не чистой науке, а только Отечеству».                              

                                                                                                  Н.Г. Чернышевский

(Слайд №18)  - Нужно ли нам хранить память о нашем земляке? Почему? Что он оставил после себя?        

(Слайд №19) –Какое здание стало лучшим памятником гениальному учёному? Когда он (МГУ) был открыт?

 12 января 1755 г. был открыт Московский государственный университет. МГУ им.Ломоносова стал крупным центром мировой культуры и лучшим памятником России великому ученому. В его память ежегодно проводятся Ломоносовские чтения, которые заканчиваются присуждением Ломоносовской премии МГУ.

(Слайд №20)  Обучающийся №1 -Он, распознавший атом-чудо,

Вперёд взглянув на сотни лет,

Защитник крепостного люда,

Свидетель всенародных бед,

Был страшен тем, кого бывало,

С поличным за руку ловил.

Хлопот им доставлял немало,

За что и был всегда не мил.

Он претерпел от жизни

Всё омерзительное в ней

Не для себя, а для Отчизны,

Для завтрашних грядущих дней!

 

10.  Работа на компьютере (создание мозаики «Астроном»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное воспитательное мероприятие д/о «Наш дом – природа» и театра кукол. Экологическая викторина – сказка про корову, шмелей, детей, клевер и кота Ваську."

Представленное мероприятие интегрированное, проводилось педагогами и учащимися двух объединений "Наш дом - природа" и театра кукол.Цели: Расширить представление детей о взаимосвязи живых существ в при...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. ЛОМОНОСОВ»

Данное мероприятие можно проводить в рамках предметной недели....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)

Методические рекомендации содержат цель, основные задачи, материально-техническое обеспечение и примерный ход занятия. Реализуется в рамках ДООП для обучающихся младшего школьного возраста....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)

Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)...