СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. ЛОМОНОСОВ»
методическая разработка по теме
Данное мероприятие можно проводить в рамках предметной недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_ts_e_n_a_r_i_y_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. ЛОМОНОСОВ»
На сцене сидят за столами группы учащихся и проводят опыты по физике, химии, пишут перьями, читают книги. 3 ведущих. | |
1 ученица: | Элективные курсы по химии, физике, биологии – все хочется посетить, а времени мало! |
2 ученик | А ты к нам на интегрированный курс приходи, увидишь как у нас интересно, мы сейчас заканчиваем сборку машины времени! |
3 ученик | Шутишь? Это все сказки! |
2 ученик | Ничего не сказки! Правда, в будущее мы пока заглянуть не сможем, но в прошлое – пожалуйста. Хочешь, в 18 век перенесемся? |
1ученица | Конечно, хочу! На уроках я слышала, что тогда жил и творил великий человек – Михаил Васильевич Ломоносов. |
2 ученик | Ну, так приготовьтесь - ВПЕРЕД! В ПРОШЛОЕ! |
Видеозаставка из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (сцена сборки машины времени), в зале появляется Ломоносов, оглядывается. | |
1ученик | Здравствуйте, Михайло Васильевич! |
Ломоносов: | Юные отроки, откуда вы, из каких стран! |
3 ученик | Что Вы, мы из лицея №…, россияне мы. Из 2014 года. |
Ломоносов: | Что за чудеса вы мне рассказываете! Расскажите, расскажите мне побольше о вашем далеком будущем. |
1 ученик: | Мы пользуемся плодами, сделанных Вами, Михаил Васильевич, открытий. |
2 ученик: | Российская Академия наук существует и работает. Московский Университет носит ваше имя и пополняет ряды научных работников. Выпускники нашей школы учатся в университетах на различных факультетах. Ваши работы по химии, физике, астрономии, языкознании не забыты. |
Ломоносов: | Благодарю вас за уважение к наукам. «Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха, Науки пользуют везде: Среди народов и в пустыне. В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. |
Ломоносов | Ну, что же, был рад с вами познакомиться. Зрю я множество умных и талантливых этом зале собралось. Вот они семена! Будущее науки Российской! (показывает на зал и на учащихся на сцене). Ну а я прощаюсь с Вами, работать пора, ждут меня мои научные изыскания. Прощайте! (жмет руки, уходит) |
Звучит музыка (возвращаемся из прошлого) | |
1 ученица: | Вот это побывали в прошлом!!! Вот с каким человеком повидались!!! Давай расскажем всем о его удивительной судьбе |
2 ученик | Согласен. |
1 ученик | Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинская Архангельской губернии. Происходил он из семьи крестьян – поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, и его отец, Василий Дорофеевич», занимались хлебопашеством, но основным делом являлась рыбная ловля, зверобойный промысел. Семья Ломоносовых имела средний достаток. Василий Дорофеевич волевой, предприимчивый человек, опытный мореход, один из первых в своем крае построил и по-европейски оснастил двухмачтовый корабль, который назвал «Чайка». Использовал его для перевозки товаров по всему побережью Белого моря. Северного Ледовитого океана, Северной Двине. |
Выходит Ломоносов | |
Ломоносов: | О севере обмолвился едва А мне то слово душу разбудило! Хорошая народная молва Про Холмогоры издавна ходила. Тот городок я вижу, как живой… (поднимает голову) Я помню, как отец бранил меня за леность, за любовь к науке. Он не верил ни учению, ни людям и считал, что ученье вздор! Покойный сон страдальческому праху- Тяжелый крест он до могилы нес, И жаль, что весть отрадная о сыне не усладила дней его последних. А мать моя, - она меня любила, хоть тоже от неё мне доставалось! А как я их ужасно огорчил, когда вдруг скрылся из дому… Как много с тех пор со мной случилось перемен. |
2 ученик | Первые годы жизни Ломоносов находился на попечении матери, которая в 1720 году умерла. Отец его женился еще дважды, но с мачехами у Ломоносова отношения не складывались. С 10 лет он помогал отцу на промыслах. Они ходили как в дальние плавания по Северному Ледовитому океану, так в ближние – до Соловецких островов. Трудные морские переходы физически закалили Ломоносова, развили его ум, наблюдательность, обогатили разнообразными знаниями. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. Его интересовали китобойный промысел, и солеварное дело, жизнь и обычаи коренных народов севера. Юный Ломоносов быстро освоил грамоту, переписывал церковные книги, читал для прихожан «Псалтырь» и «Жития святых». Известны имена первых учителей Ломоносова – сосед Шубный и местный дьяк Семен Никитич Сабельников. |
3 ученик | В 14 лет Михайло грамотно и красиво писал. Его первыми учебниками были «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого и «Псалтырь» Полоцкого. Ломоносов назвал эти книги «вратами своей учености», выучил их наизусть. Стремление к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение отправиться в Москву, чтобы «поступить там в учение». Получив паспорт, заняв у соседа Шубного 3 рубля, в декабре 1730 года 19-летний Ломоносов отправился с рыбным обозом в столицу. |
Ломоносов | Трески сушеной вязка Висит в сенях на стенке У проруби салазки опять забыл убрать… «В Москву» - вздохнула вьюга, «В Москву» - шепнули мыши И снежный дед на крыше гудит: «бежать, бежать…» |
Ломоносов на раскладном стуле и со связкой книг подходит к ученикам за столы, присаживается и слушает рассказ про себя. | |
4 ученик | Через 3 недели будущий ученый прибыл в Москву. Ломоносов хотел начать свое обучение с Математической навигационной школы, которая размещалась Сухаревской башне. В ней изучали грамоту, арифметику, тригонометрию, мореплавание и астрономию. Ломоносову необходим был латинский язык, так как он считался в то время языком науки. В январе 1731 года Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведение, которое готовило служителей церкви и государственных служащих, где можно было в совершенстве изучить латинский язык. Ломоносов утаил крестьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Академию не принимали. |
5 ученик | В течение года Ломоносов прошел 3 класса академии, научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. Он читал летописи, богословские, философские и математические книги, увлекался латинской и русской поэзией. За короткий срок Ломоносов добился больших успехов, стал первым учеником по всем предметам, несмотря на лишения и материальные трудности. В славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился пять лет. |
Ломоносов | «Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться» |
6 ученик | В 1735 году числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами. |
Видео из фильма как Ломоносов уезжает в Петербург. | |
7 ученик | В сентябре 1736 года вместе с Виноградовым (будущим изобретателем русского фарфора) и Райзером его направляют для обучения химии и гонному делу в Германию. В Марбургском университете он слушал лекции профессора Вольфа. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 года Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. В письмах в Петербург профессор Вольф отмечал успехи русских студентов в обучении, особенно выделяя достижения Ломоносова.
|
Танец «Полонез» | |
8 ученик | Осенью 1738 года Ломоносов написал первую студенческую работу по физике, которая получила положительную оценку академиков в Петербурге. К началу 1739 года русские студенты закончили обучение в Марбурге, летом того же года были направлены в город Фрейберг к профессору Генкелю, известному специалисту горного дела. Там они изучали минералогию, металлургию, посещали рудники, металлургические заводы. Химические исследования проводились в одной из лучших лабораторий Европы. В городе Фрейберге Ломоносов, кроме занятий горным делом, увлекся изучением русского стихосложения. |
9 ученик | В июне 1741 года Ломоносов прибыл в Санкт-Петербургскую Академию наук. С приходом Ломоносова начался новый период в развитии русской науки, который историками был назван Ломоносовским. Михаил Васильевич в эти годы (с 1741 по 1765 года) занимался составлением минералогического каталога, физическими, химическими исследованиями, переводами с немецкого на русский язык научных статей. |
10 ученик | В январе 1742 года Ломоносов получил звание адъюнкта. В это время он разработал проект химической лаборатории, однако руководители Академии оставили его без внимания. В 1745 году Ломоносов начал читать публичные лекции на русском языке по физике. До этого студенты слышали лишь латынь от профессоров. С конца 1740-х годов Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей, в результате чего подготовил уникальный труд «Древняя Российская история». Большим событием в жизни Ломоносова стало издание в 1751 году сборника его литературных произведений. В марте 1751 года Ломоносову за достижения в науке был присвоен чин коллежского советника, что дало ему право на потомственное дворянство. Ломоносов в течении 20 лет обучал студентов химии, физике, натуральной и минеральной «гистории», физической географии, писал учебники, пособия на русском языке. |
11 ученик | Любимая наука Ломоносова – химия. Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу. В 1748 году он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разработал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 году. |
12 ученик | Велики открытия Ломоносова в области физики: он открыл закон сохранения материи, сконструировал термометр, громоотвод. В области астрономии Ломоносов усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительный прибор», открыл атмосферу на Венере. Велик вклад Ломоносова в русскую литературу. Он разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика». В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова». |
13 ученик | Ломоносов – великий историк. Он написал первый том «Российской истории» и составил «Краткий летописец с родословием» Ломоносов – величайший географ. Он составил «Полярную карту», разработал приборы для морского кораблевождения, доказал существование материка на Южном полюсе – Антарктиды, доказал возможность Северного морского пути в Индию. «Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на Восток» |
14 ученик | Открытия Ломоносова имеют прикладной характер. Он первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Он составил Каталог минералов России, написал трактат о причинах землетрясений. Ломоносов – талантливый художник. Он открыл секрет изготовления смальты и создал 40 мозаичных картин, открыл мозаичную мастерскую и заводы по производству фарфора и бисера. |
15 ученик | Ломоносов всегда радел о просвещении российского народа. В 1755 году по его инициативе и проекту был основан Московский университет «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Пушкин сказал о Ломоносове: «Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом». Ломоносов владел 31 языком. Оставил после себя богатейшее научное наследие, многие его открытия опережали время. |
Видеонарезка из фильма про Ломоносова. | |
Ломоносов | «Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был. И в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын - в том нет нужды». О, ваши дни благословенны! Дерзайте, ныне ободрены, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. |
16 ученик | О Ломоносов, бог познанья! Мы отдаём тебе признанье. Ты наш учёный, наш поэт, Наш первый университет. Достойны ль мы хвалу взносить Тебе, о Человек, деянья чьи Так велики и так могучи, Сравниться с ними даже кручи Гигантов-гор не смеют. Нет, ты не бог, Не наделён божественной ты властью. Но разумом божественных высот достиг, О Человек, что испытал всё и проник. Ты умер, но деяния твои живут. |
Презентация про труды и открытия Ломоносова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Жизнь даётся один раз"
Сценарий к недели ЗОЖ....
Внеклассное мероприятие "Жизнь в море"
Внеклассное мероприятие"Жизнь в море и океане.Охрана морей."...
Внеклассное мероприятие "Жизнь и творчество У. Шекспира"
Внеклассное мероприятие 8-й класс...
Конспект внеклассного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"
БЕСЕДА-ДИАЛОГ С ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ. «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА» Цели: - дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела, помочь детя...
Сценарий внеклассного мероприятия "Жизнь, посвященная небу и Отечеству"
Сценарий внеклассного мероприятия о военных летчиках, покоривших небо....
Сценарий внеклассного мероприятия «Берегите тишину, люди!»
Одним из возможных путей формирования гражданской зрелости, патриотизма является внеклассная работа. В предложенной методической разработке представлен опыт проведения открытого воспитательного м...