СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. ЛОМОНОСОВ»
методическая разработка по теме

Федянина Наталия Александровна

Данное мероприятие можно проводить в рамках предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_ts_e_n_a_r_i_y_vneklassnogo_meropriyatiya.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. ЛОМОНОСОВ»

На сцене сидят за столами группы учащихся и проводят опыты по физике, химии, пишут перьями, читают книги. 3 ведущих.

1 ученица:

Элективные курсы по химии, физике, биологии – все хочется посетить, а времени мало!

2 ученик

А ты к нам на интегрированный курс приходи, увидишь как у нас интересно, мы сейчас заканчиваем  сборку машины времени!

3 ученик

Шутишь? Это все сказки!  

2 ученик

Ничего не сказки! Правда, в будущее мы пока заглянуть не сможем, но в прошлое – пожалуйста.  Хочешь, в  18 век  перенесемся?

1ученица

Конечно,  хочу!  На уроках я слышала, что тогда жил и творил великий человек – Михаил Васильевич Ломоносов.

2 ученик

Ну, так приготовьтесь - ВПЕРЕД! В ПРОШЛОЕ!

Видеозаставка из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (сцена сборки машины времени), в зале появляется Ломоносов, оглядывается.

1ученик

Здравствуйте, Михайло Васильевич!

Ломоносов:

Юные отроки, откуда вы, из каких стран!

3 ученик

Что Вы, мы из  лицея №…, россияне мы. Из 2014 года.

Ломоносов:

Что за чудеса вы мне рассказываете!  Расскажите, расскажите мне побольше о вашем далеком будущем.

1 ученик:

Мы пользуемся плодами, сделанных  Вами, Михаил Васильевич, открытий.

2 ученик:

Российская Академия наук    существует и работает. Московский Университет носит ваше имя и пополняет ряды научных работников. Выпускники нашей школы учатся в университетах на различных факультетах. Ваши работы по химии, физике, астрономии, языкознании не забыты.

Ломоносов:

Благодарю вас за  уважение к наукам.

«Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне.

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Ломоносов

Ну, что же, был рад с вами познакомиться. Зрю я множество умных и талантливых  этом зале собралось. Вот они семена! Будущее науки Российской! (показывает на зал и на учащихся на сцене). Ну а я прощаюсь с Вами, работать пора, ждут меня мои научные изыскания. Прощайте! (жмет руки, уходит)

Звучит музыка (возвращаемся из прошлого)

1 ученица:

Вот это побывали в прошлом!!! Вот с каким человеком повидались!!! Давай расскажем всем о его удивительной судьбе

2 ученик

Согласен.

1 ученик

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинская Архангельской губернии.   Происходил он из семьи крестьян – поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, и его отец, Василий Дорофеевич», занимались хлебопашеством, но основным делом являлась рыбная ловля, зверобойный промысел. Семья Ломоносовых имела средний достаток. Василий Дорофеевич волевой, предприимчивый человек, опытный  мореход, один из первых в своем крае построил и по-европейски оснастил двухмачтовый корабль, который назвал «Чайка». Использовал его для перевозки товаров по всему побережью Белого моря. Северного Ледовитого океана, Северной Двине.

Выходит Ломоносов

Ломоносов:

О севере обмолвился едва

А мне то слово душу разбудило!

Хорошая народная молва

Про Холмогоры издавна ходила.

Тот городок я вижу, как живой…

(поднимает голову)

Я помню,  как отец бранил меня за леность, за любовь к  науке.

Он не верил ни учению, ни людям и считал, что ученье вздор!

Покойный сон страдальческому праху-

Тяжелый крест он до могилы нес,

И жаль, что весть отрадная о сыне не усладила дней его последних.

А мать моя, - она меня любила, хоть тоже от неё мне доставалось!

А как я их ужасно огорчил, когда вдруг скрылся из дому…

Как много с тех пор со мной случилось перемен.

2 ученик

Первые годы жизни Ломоносов находился на попечении матери, которая в 1720 году умерла. Отец его женился еще дважды, но  с мачехами у Ломоносова отношения не складывались. С 10 лет он помогал отцу на промыслах. Они ходили как в дальние плавания по Северному Ледовитому океану, так в  ближние – до Соловецких островов. Трудные морские переходы физически закалили Ломоносова, развили его ум, наблюдательность, обогатили разнообразными знаниями. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. Его интересовали китобойный промысел, и солеварное дело, жизнь и обычаи  коренных народов севера. Юный Ломоносов быстро освоил грамоту, переписывал церковные книги, читал для прихожан «Псалтырь» и «Жития святых». Известны имена первых учителей Ломоносова – сосед  Шубный и местный дьяк Семен Никитич Сабельников.

3 ученик

В 14 лет Михайло грамотно и красиво писал. Его первыми учебниками были «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого и «Псалтырь» Полоцкого. Ломоносов назвал эти книги «вратами своей учености», выучил их наизусть. Стремление к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение отправиться в Москву, чтобы  «поступить там в учение». Получив паспорт, заняв у соседа  Шубного 3 рубля, в декабре 1730 года 19-летний Ломоносов отправился с рыбным обозом в столицу.

Ломоносов

Трески сушеной вязка

Висит в  сенях на стенке

У проруби салазки опять забыл убрать…

«В Москву» - вздохнула вьюга,

«В Москву» - шепнули мыши

И снежный дед на крыше гудит: «бежать, бежать…»

Ломоносов на раскладном стуле и со связкой книг подходит к ученикам за столы, присаживается и слушает рассказ про себя.

4 ученик

Через 3 недели будущий ученый прибыл в Москву. Ломоносов хотел начать свое обучение с Математической навигационной школы, которая размещалась  Сухаревской башне. В ней изучали грамоту, арифметику, тригонометрию, мореплавание и астрономию. Ломоносову необходим был латинский язык, так как он считался в то время языком науки. В январе 1731 года Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведение, которое готовило служителей церкви и государственных служащих, где можно  было в совершенстве изучить латинский язык. Ломоносов утаил крестьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Академию не принимали.

5 ученик

В течение года Ломоносов прошел 3 класса академии, научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. Он читал летописи, богословские, философские и математические книги, увлекался латинской и русской поэзией. За короткий срок Ломоносов добился больших успехов, стал первым учеником по всем предметам, несмотря на лишения и материальные трудности. В славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился пять лет.

Ломоносов

«Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться»

6 ученик

В 1735 году  числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.

Видео из фильма как Ломоносов уезжает в Петербург.

7 ученик

В сентябре 1736 года вместе с Виноградовым (будущим изобретателем русского фарфора) и Райзером его направляют для обучения химии и гонному делу в Германию. В Марбургском университете он слушал лекции профессора Вольфа. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 года Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. В письмах в Петербург профессор Вольф отмечал успехи русских студентов в обучении, особенно выделяя достижения Ломоносова.

                                             

Танец «Полонез»

8 ученик

Осенью 1738 года Ломоносов написал первую студенческую работу по физике, которая получила положительную оценку академиков в Петербурге. К началу 1739 года русские студенты закончили обучение в Марбурге, летом того же года были направлены в город Фрейберг к профессору Генкелю, известному специалисту горного дела. Там они изучали минералогию, металлургию, посещали рудники, металлургические заводы. Химические исследования проводились в одной из лучших лабораторий Европы. В городе Фрейберге Ломоносов, кроме занятий горным делом, увлекся изучением русского стихосложения.

9 ученик

В июне 1741 года Ломоносов прибыл в Санкт-Петербургскую Академию наук. С приходом Ломоносова начался новый период в развитии русской науки, который историками был назван Ломоносовским. Михаил Васильевич в эти годы (с 1741 по 1765 года) занимался составлением минералогического каталога, физическими, химическими исследованиями, переводами с немецкого на русский язык научных статей.

10 ученик

В январе 1742 года Ломоносов получил звание адъюнкта. В это время он разработал проект химической лаборатории, однако руководители Академии оставили его без внимания. В 1745 году Ломоносов начал читать публичные лекции на русском языке по физике. До этого студенты слышали лишь латынь от профессоров. С конца 1740-х годов Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей, в результате чего подготовил уникальный труд «Древняя Российская история». Большим событием в жизни Ломоносова стало издание в 1751 году сборника  его литературных произведений. В марте 1751 года Ломоносову за достижения в науке был присвоен чин коллежского советника, что дало ему право на потомственное дворянство. Ломоносов в течении 20 лет обучал студентов химии, физике, натуральной и минеральной «гистории», физической географии, писал учебники, пособия на русском языке.

11 ученик

Любимая наука Ломоносова – химия. Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу. В 1748 году он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разработал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 году.

12 ученик

Велики открытия Ломоносова в области физики: он открыл закон сохранения материи, сконструировал термометр, громоотвод. В области астрономии Ломоносов усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительный прибор», открыл атмосферу на Венере.

Велик вклад Ломоносова в русскую литературу. Он разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика». В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».

13 ученик

Ломоносов – великий историк. Он написал первый том «Российской истории» и составил «Краткий летописец с родословием»

Ломоносов – величайший географ. Он составил «Полярную карту», разработал приборы для морского кораблевождения, доказал существование материка на Южном полюсе – Антарктиды, доказал возможность Северного морского пути в Индию.

«Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на Восток»

14 ученик

Открытия Ломоносова имеют прикладной характер. Он первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Он составил Каталог минералов России, написал трактат о причинах землетрясений.

Ломоносов – талантливый художник. Он открыл секрет изготовления смальты и  создал 40 мозаичных картин, открыл мозаичную мастерскую и заводы по производству фарфора и бисера.

15 ученик

Ломоносов всегда радел о просвещении российского народа. В 1755 году по его инициативе и проекту был основан Московский университет «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Пушкин сказал о Ломоносове: «Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом».

Ломоносов владел 31 языком. Оставил после себя богатейшее научное наследие, многие его открытия опережали время.

Видеонарезка из фильма про Ломоносова.

Ломоносов

 «Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был. И в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын -  в том нет нужды».

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

16 ученик

О Ломоносов, бог познанья!

Мы отдаём тебе признанье.

Ты наш учёный, наш поэт,

Наш первый университет.

Достойны ль мы хвалу взносить

Тебе, о Человек, деянья чьи

Так велики и так могучи,

Сравниться с ними даже кручи

Гигантов-гор не смеют.

Нет, ты не бог,

Не наделён божественной ты властью.

Но разумом божественных высот достиг,

О Человек, что испытал всё и проник.

Ты умер, но деяния твои живут.

Презентация про труды и открытия  Ломоносова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Жизнь в море"

Внеклассное мероприятие"Жизнь в море  и океане.Охрана морей."...

Конспект внеклассного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"

БЕСЕДА-ДИАЛОГ С ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ. «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»   Цели: - дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела, помочь детя...

Сценарий внеклассного мероприятия "Жизнь, посвященная небу и Отечеству"

Сценарий внеклассного мероприятия о военных летчиках, покоривших небо....

Сценарий внеклассного мероприятия «Берегите тишину, люди!»

Одним из возможных путей формирования гражданской зрелости, патриотизма является внеклассная работа. В предложенной методической разработке представлен опыт проведения открытого воспитательного м...