УГА - 2017 Рабочая программа экологического клуба "Зеленые"
рабочая программа (6 класс) на тему

Рыжих Ольга Николаевна

Формирование экологического сознания на основе конкретного практико- ориентированой деятельности,направленной на изучение и защиту природы, в том числе в первую очередь природы родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская  средняя общеобразовательная школа № 2»

имени Почетного гражданина Алтайского края И.А. Яркина

                

Рабочая программа

 экологического клуба «Зеленые»

        на 2016 – 2017 учебный год

/разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Экологический клуб », под редакцией Е. Репетуновой. Составители: С. Бондаревская, О. Жихарева. Э. Лущаев  Барнаул 2003 /

Составитель:

Рыжих О.Н. учитель биологии

высшей квалификационной категории

                                                               

с.Алтайское

2016 г.

Программа экологического клуба «Зеленые»

Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения - двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.

Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных. Эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек-часть живой природы; его назначение -познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодоление экологического кризиса, в решении экологических проблем.

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной.
До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.

В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико- ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок «Юный эколог» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области экологии. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
             Экологическая культура включает:
культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

          Занятия проводятся для учащихся 3-11 классов, 2 раза в неделю, 60 часов в год. Занятия направлены на работу по проектам предложенным  ФГБУ "Государственный заповедник "Тигирекский", АКОО "Геблеровским экологическим обществом" в ноябрь-декабрь «Летопись природы», январь-март «Следопыт» и «Птицы на кормушке», март-май  «Когда горит трава», «Птичий дом» и «ФОТООХОТА: птицы в фокусе»

Программа будет реализована в 2016-17 учебном году.

Цель –  развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.

Задачи: 

Образовательные задачи:

-научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;

- научить работать со справочниками и определителями;

- научить оформлять исследовательские работы; 

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности,

уважения к мнению другого человека, коллективизма;

- воспитывать аккуратность, вежливость;

- формировать стремление к активной деятельности

по улучшению и сохранению природной среды,

пропаганде природоохранительных знаний,

нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.

Развивающие задачи:

- развивать способность оценивать состояние природной

среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

- развивать духовную потребность в общении с природой,

осознание ее облагораживающего воздействия;

- развивать понимание многосторонней ценности

природы как источника материального и духовного развития общества.

Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:

  1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;
  2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь  окружающего мира;
  3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
  4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
  5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Система экологических умений осуществляется путем ориентации школьников на экологические проблемы той местности, где они живут. Приемом обучения является работа в “поле”. Полевая экология занимает важное место в изучении школьного курса экологии, так как способствует более глубокому и осмысленному изучению этой науки, формирование практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала. Теоретические знания, полученные учеником на уроках должны стать базой для самостоятельной исследований, наблюдений, умение обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Формы проведения занятий

  • - беседа
  • - экскурсия
  • - лекция
  • - мониторинг
  • - исследовательская работа
  • - полевые исследования

Формы организации занятий

  1. коллективная (фронтальная)
  2. групповая (более 2-х человек)

Формы подведения итогов

  1. выставка
  2. оформление гербариев
  3. письменный отчет
  4. конкурс
  5. защита творческого проекта

 Для успешной деятельности важно не ограничиваться только одним видом экологической работы, а выбрать несколько направлений, сочетающихся между собой:

Работа ведется по следующим направлениям:

  1. Полевая экология;
  2. Окружающая среда и человек;
  3. Противопожарная агитация.

Возраст детей от 10 до 17 лет.

Режим занятий: 2 часа в неделю. Походы по суббота  с 11.00

Отличительной особенностью данной программы заключается в организации жизнедеятельности подросткового коллектива, как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимался своим проектом, и в тоже время работал на общий результат группы.

Состав группы постоянный, но может изменяться по следующим причинам:

* учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

* смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  1. Что изучает экология;
  2. Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
  3. Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
  4. Правила поведения в природе;
  5. Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
  6. Главные особенности природы своей местности;
  7. Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
  8. Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
  9. Виды животных и растение занесенных в Красную книгу Алтайского края

 Учащиеся должны уметь:

  1. Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
  2. Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
  3. Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
  4. Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
  5. Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
  6. Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
  7. Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
  8. Проводить подкормку птиц и животных;
  9. Охранять растения и животных;
  10. Озеленять территорию школы;

Ожидаемый результат:

  1. Выполнять исследовательские проекты. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
  2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
  3. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
  4. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
  5. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
  6. Участие в районных и областных конкурсах.

Методическое обеспечение

Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется проектной работе, а также большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам.

Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес школьников к данному направлению воспитательной работы.

Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:

  1. по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);
  2. по использованию в практике работы школы: традиционные и инновационные;
  3. по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;
  4. по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.

Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.

Используемые группы методов обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративные
  2. Репродуктивные
  3. Методы проектного обучения
  4. Методы проблемного обучения:
  5. Проблемное изложение
  6. Частично-поисковые, или эвристические
  7. исследовательские
  8. Практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с литературой, опыты, тренинги, эксперименты, исследования.

Метапредметные связи:

Ожидаемый результат и способы определения его результативности. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:

• мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);

• информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);

• инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной деятельности);

• деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

1. Основные виды диагностики результата:

∙ входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

∙ текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

∙ промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;

∙ итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: фестиваль «Калейдоскоп проектов».

2. В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося  по определенным критериям:

выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;

выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);

подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);

система награждения и поощрения обучающихся. Лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.

Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Календарно -тематический план экологического клуба «Зеленые»

тема

часы

сроки

примечание

1.Введение.

Знакомство с экологией как наукой

1

10.09

Знакомство с простейшими методиками

1

10.09

Инструктаж ТБ

2.Исследовательские методики.

Проведение простейших фенологических наблюдений

1

17.09

Инструктаж ТБ

Сбор материалов

1

17.09

Сбора материалов

1

24.09

Карта –схема путешествия

1

24.09

Обработки данных и обобщение с последующей обработкой результатов

1

01.10

Отчет. Формулировка вывода

1

01.10

3.Музейные занятия.

Экскурсия. Работа в зале природы.

1

08.10

Экскурсия. Работа в зале природы

1

08.10

4.Человек и окружающая среда

Собираюсь в путь

1

15.10

Инструктаж ТБ

Фенологические наблюдения в природе

1

15.10

Наблюдений за явлениями природы

1

22.10

Взаимосвязи живой и неживой природы

1

22.10

Дневник наблюдений

1

29.10

Отчет. Выводы

1

29.10

Отчет. Выводы

1

29.10

5.Полевая экология.

Снаряжение для полевых работ

1

05.11

Размещение лагеря

1

05.11

Инструктаж ТБ

Размещение лагеря

1

12.11

Знакомство с полевыми исследованиями

1

19.11

Закладка пробных площадок.

1

19.11

Как вести дневник

1

26.11

Инструктаж ТБ

Как вести дневник

1

26.11

Простейшие описания и схемы

1

03.12

Простейшие описания и схемы

1

03.12

Работа на пробных площадках

1

10.12

Работа на пробных площадках

1

10.12

Следы животных

1

17.12

Инструктаж ТБ

Следы животных

1

17.12

Мониторинг – наблюдение на пробных площадках

1

24.12

Мониторинг. Наблюдение на пробных площадках

1

24.12

Определение по следам животных и птиц

1

07.01

Инструктаж ТБ

Определение по следам животных и птиц

1

07.01

Мониторинг

1

14.01

Мониторинг

1

14.01

Дневник наблюдений

1

21.01

Инструктаж ТБ

Наблюдение следового хода зайца

1

21.01

Наблюдение следового хода лисы

1

04.02

Наблюдение следового хода полевки

1

04.02

Наблюдение следов колонка

1

11.02

Наблюдение следов собаки

1

11.02

Наблюдение следов кошки, лошади

1

18.02

Наблюдение следов белки

1

18.02

Наблюдение за птицами в селе

1

04.03

Наблюдение за птицами открытых пространств

1

04.03

Наблюдение за водоплавающими птицами

1

18.03

Наблюдение за бобрятником

1

18.03

Отпечатки птиц на снегу

1

25.03

Следы жизнедеятельности копытных - косуль

1

25.03

Инструктаж ТБ

Следы жизнедеятельности маралов (оленей)

1

08.04

Отчет по проекту

1

08.04

6.Пожары– причины и следствие

Походная аптечка

1

22.04

Инструктаж ТБ

Первая помощь

1

22.04

Инструктаж ТБ

Пожар в лесу

1

06.05

Проведение простейших исследовательских работ на местах пожаров

1

06.05

Инструктаж ТБ

Костер

1

13.05

Инструктаж ТБ

Живые компоненты почв и их значение

1

13.05

Противопожарная агитация

1

20.05

Творческий отчет кружка.

1

20.05

                                                                               Итого 60 ч

Материально – техническое обеспечение

Техническое оснащение занятий:

Аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы

Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.

Учебно-дидактический материал 

Для учащихся

 Экологические знаки,

Карточки с заданиями,

Красная книга  «Животные»

Дневник юного туриста

Литература

  1. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002, - 112 с.
  2. Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2001.-112с
  3. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2006.-64с.
  4. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2000.
  5. Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2003 г.
  6. Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 1998 г.
  7. Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 1997 г.
  8. Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие. – М.: МЦМНО, 1998 г.
  9. Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. – М.: ЦСЮК, 2001 г.
  10. Макшин П.В. Методика определения численности популяции двустворчатых моллюсков. – Пущино, ОНТИПНЦ, 1999 г.
  11. Обзор состояния окружающей природной среды Алтайского края, 2003 г.
  12. Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. – М.: Просвещение, 1999 г.
  13. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. Программа по экологическому образованию детей. – Брянск, ИСАР, 1999 г.
  14. Харченко А.Л. Полевая экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Рабочая программа экологического кружка.

Экологический кружок"Зеленые спасатели"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...

рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...