«Концептуальные основы реализуемой превентивной программы». Программа классного руководителя «Полезные навыки».
рабочая программа (6 класс) по теме

Афанасьева Наталья Александровна

Программа по профилактике ПАВ. Можно использовать во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preventivnaya_programma.docx75.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Концептуальные основы  реализуемой превентивной программы».

Программа классного руководителя  «Полезные навыки».

 

Концепция

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т. е. практически каждого пятогожителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные навыки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Актуальность

    Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией  наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – классный час.

Цель программы:    овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. 

Задачи:

1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем. 

2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. 

3. Научить детей эффективно общаться. 

4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. 

5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам. 

Принципы программы:

  • принцип природосообразности;
  •  принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • принцип сотрудничества;
  •  деятельностный подход;
  •  личностно-ориентированный подход;
  • возрастной подход.

 Воспитательное значение - воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.

Просветительное значение - расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.

Профилактическое значение - сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна - как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил.

Методы обучения по программе «Полезные навыки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения - энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:

В рамках когнитивного компонента

  Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках;  ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы

В рамках ценностного и эмоционального компонентов

 Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента

Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;  умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.

Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:

Регулятивные

- ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- ученик научится принимать решения в проблемной  ситуации;

- ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;

- ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;

- ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ

 Коммуникативные

- ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.

Личностные

- ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;

- ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;

Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:

- ученик  получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

- ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;

- ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Ожидаемые результаты:

  1. У обучающихся должны сформироваться навыки эффективного общения в разнообразных ситуациях.
  2. Формирование  навыков рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.

Оценка достижения результатов  

Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных  тестовых заданий.

Формы подведения итогов: Тесты, брейн-ринг, игры.

 Методическое оснащение и сопровождение:

  • пособие для учителя; рабочие тетради  для учащихся; брошюры для родителей;
  • компьютер; проектор; экран.

Количество часов: программа рассчитана на 8 часов.  

Содержание программы:

 Тема 1: «Тревожность» (1ч.)

  Понятие тревожности. Ситуации,  вызывающие тревожность.

 Тема 2: «Преодоление тревожности» (1ч.)

 Способы преодоления тревожности.

 Тема 3: «Как начать разговор?» (1ч.)

 Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.

 Тема 4: «Как поддерживать и завершать разговор?» (1ч.)

 Условия эффективного общения.

 Тема  5:« Манипулирование» (1ч.)

 Понятие манипулирование. Различные виды поведения.

 Тема 6: «Манипулирование и давление» (1 ч.)

 Манипулирование как одно из видов давления.

 Тема 7: «Наркотики» (1ч.)

 Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.

 Тема 8: «Итоговое занятие в форме  брейн - ринга» (1ч.)

 

 Тематическое планирование

6класс

1

Тревожность

1

2

Как преодолеть тревожность

1

3

Как начать разговор

1

4

Как поддерживать и завершать разговор

1

5

Манипулирование

1

6

Манипулирование и давление

1

7

Наркотики

1

8

 Брейн – ринг

1

Нормативно – правовые документы.

    Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.

  1. Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
  2. Концепция демографической политики РФ  на период до 2025 года.
  3. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
  4.  ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06. 1999 г.
  5. Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением. (От 14.10.2015 г.).

                                           Список литературы:

1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000

4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.

5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.

6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.

7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.

8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых  - Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

9.Кинчер Дж. Книга о тебе. - Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

10.Материалы для учителя. «Полезные навыки».

11.Рабочая тетрадь «Полезные навыки».

12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Программа воспитания подростков в классном коллективе «Вера в себя

1. Программа воспитания подростков в классном коллективе "Вера в себя"...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Статья классного руководителя "Полезная экскурсия" ноябрь, 2017г.

Статья классного руководителя "Полезная экскурсия" в рамках профориентации и оказания первой медицинской помощи....

программа программа по физике к учебнику А.В.Перышкина ФГОС основана на программе Филонович

Рабочая программа по физике к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 7 класс", ФГОС, основана на рабочей программе Филонович, рассчитана на два часа в неделю....

Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»

Круглый стол с классными руководителями  «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»...