Школа лидеров «Звездный десант»
проект на тему
Среднесрочная программа деятельности подростков и молодежи.
Работа в «Школе лидеров» ведется по различным направлениям и подростки, и молодежь могут самостоятельно определиться, каким видом деятельности они хотят заниматься. Кроме обучения проходят практические занятия (подготовка и проведение «Акций» и «Операций», круглых столов, различных мероприятий, деловых и ролевых игр) и проектная деятельность. Кроме того, участники школы принимают участие в Окружных и Всероссийских фестивалях, конкурсах и форумах.
Так как, кроме учащихся в ней задействована и молодежь. То есть в Школе тесно связаны несколько поколений, идет постоянный обмен опытом. Успешность своей деятельности Школа видит в воспитании современного культурного социально активного человека на основе интеграции ресурсов дополнительного образования, практической деятельности и предпрофессиональной подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._zvezdnyy_desant1.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа лидеров «Звездный десант»
среднесрочная программы деятельности подростков и молодежи
АННОТАЦИЯ.
ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Город у нас небольшой. Основное население нашего города составляют школьники и учащаяся молодежь - это треть всех жителей.
В каждой школе есть действующая общественная организация. Кроме того, в городе действуют и другие общественные организации.
В нашей школе тоже действует Детская и Юношеская Общественная Организация «Лидер». «Родилась» она из театра-студии «Каламбур». Участникам театра-студии в какой-то момент стало мало заниматься только театром, и они решили расширить свое поле деятельности. Так и появилась организация.
Но у школьников и учащейся молодежи слабо развито чувство гражданской ответственности перед Обществом за общее дело, нет сформированных навыков лидерского поведения, нет умения уважать чужые мнения и ценности, слушать и говорить, работать сообща и руководить работой коллектива. То есть, у них нет ни опыта, ни необходимых знаний.
Кроме того, даже если активисты знают в теории, что и как нужно делать, то у них нет практического опыта работы. Данный же проект направлен на развитие практического опыта лидеров в большей степени, чем на дачу теоретических знаний. Ведь практика без теории бедна, а теории без практики просто не жить.
Поэтому, проблема, которую должна решить программа - это подготовка активистов (наиболее активной части молодежи и подростков) к социальному творчеству, и действию в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
В связи с выше сказанным, идея программы состоит в том, чтобы повлиять, обучить активистов. Используя при этом различные формы и методы.
Так как основным ядром нашей организации «Лидер» являются участники театра-студии «Каламбур». («Лидер» был создан на основе «Каламбура»). То основным методом является – метод театральной педагогики.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОЕКТА
Кто такой лидер? Лидер - ведущий человек. Он способный повести за собой людей. Он стремиться «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства, именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение группы, он способен «завести» окружающих. Роли у лидеров различны: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроения (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-умельцы.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков, Е. Крушельницкий являются: волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить. Кроме того, «лидер» должен уметь хорошо говорить, владеть техникой ведения делового разговора, знать этикет и деловой этикет, основы права.
В психологии принято различать следующие типы лидеров
Эмоциональный лидер - умеет выстраивает доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.
Лидер-критик - умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.
Лидер-интеллектуал - умеет продуцировать разные позитивные идеи.
Лидер-организатор - умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.
Лидер-исполнитель - умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.
Все это требует наличия определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклонятся от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственных силах, организаторские способности, сильная воля.
Сейчас становится очевидным, что для достижения успеха в современном обществе невозможно обойтись без культуры делового общения, культуры ведения разговора, утверждения своей точки зрения, достижения согласия, культуры ненавязчивого руководства коллективом и разрешения конфликта.
Во всей стране воспитанию лидерских качеств отводится приоритетное положение. Наш город в этом отношении сильно отстает. Но в Покачах треть населения - в возрасте до 18 лет. И вопросами развития лидерских качеств, коммуникативных способностей молодежи мы должны заниматься в первую очередь.
В большинстве городов округа уже действуют школы лидерского актива. Однако в нашем провинциальном маленьком городе такого опыта нет.
Данный проект будет востребован и на других территориях. Проект является цикличным и не завершает своего существования после реализации, он сможет развиваться.
НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОЕКТА
При разработке данного проекта учитывался опыт аналогичных объединений и клубов. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах.
Принципиальным отличием программы является разностороннее обучение подростков и молодежи, которое включает в себя как теоретические, так и практические дисциплины. Причем практика занимает больше времени, чем освоение теоретических знаний.
Работа в «Школе лидеров» ведется по различным направлениям и подростки, и молодежь могут самостоятельно определиться, каким видом деятельности они хотят заниматься. Кроме обучения проходят практические занятия (подготовка и проведение «Акций» и «Операций», круглых столов, различных мероприятий, деловых и ролевых игр) и проектная деятельность. Кроме того, участники школы принимают участие в Окружных и Всероссийских фестивалях, конкурсах и форумах.
Данный проект является инновационным.
Так как, кроме учащихся в ней задействована и молодежь. То есть в Школе тесно связаны несколько поколений, идет постоянный обмен опытом. Успешность своей деятельности Школа видит в воспитании современного культурного социально активного человека на основе интеграции ресурсов дополнительного образования, практической деятельности и предпрофессиональной подготовки учащихся.
Формирование творческой личности, наделённой позитивным целостным отношением к общечеловеческим ценностям, ведётся на основе созидательной деятельности детей и взрослых: создание детско-взрослых сообществ, проектная деятельность, практическая деятельность (подготовка и проведение «Акций» и «Операций», различных мероприятий, деловых и ролевых игр).
Кроме того, работа в «Школе лидеров» стоится на принципах театральной педагогики, что тоже является новшеством. Ведь в большинстве своем люди воспринимают театр, как место для развлечения. А театральную деятельность, как игру. Но воспитание лидерских качеств методом театральной педагогики дает воспитанникам гораздо больше. Это очень действенный метод. Ведь это один из методов, который помогает школьникам раскрыться, найти себя.
Воспитанием лидеров занимаются многие структуры, организации, органы. Но воспитанием лидера по методу театральной педагогики не занимается еще никто. Это наше открытие.
Название проекту дано не случайно. Ведь в театре каждый актер – звезда. Вот именно такие «звезды» и будут «десантироваться» для решения наболевших проблем Общества.
Актером можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!!
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гражданской активностью, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества методами театральной педагогики.
Задачи проекта:
- приобретение подростками и молодежью знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально-значимых проектах, гражданских инициативах;
- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
- приобретение практического опыта, который усилит социальную компетентность и предрасположенность подростков и молодежи к социально-значимой деятельности;
- развитие коммуникативных способностей;
- создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
- формирование и развитие лидерских качеств;
- формирование умений и навыков лидерского поведения;
- самовыражение каждого активиста через участие в его конкретных делах;
- развитие культуры межличностного общения молодежи, создание здорового стиля взаимоотношений;
- формирование коллективно-творческого мышления;
- формирование гражданской активности у подростков и молодежи;
- стимулирование деловой и социальной активности молодежи;
- создание условий для использования творческого потенциала молодежи, возможности самореализации в деловой, политической или социальной сфере;
- содействие в подготовке и становлении молодых лидеров;
- создание механизма, гарантирующего успешную реализацию молодежных проектов;
- развитие индивидуальных лидерских навыков, необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития;
- создание условий для практики общения молодых людей в демократической среде и оказание помощи в создании собственного малого социума. (При этом расширяются личные контакты ребят, они находят новых друзей);
- создание предпосылок для возникновения среды деловых цивилизованных кадров;
- оказание помощи учебным заведениям в освоении и применении новых методик демократического воспитания и образования;
- подготовка молодых людей к роли активных граждан, участников общественной и политической жизни страны.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные направления деятельности «Школы лидеров»:
- развивающая деятельность;
- обучающая деятельность;
- практическая деятельность;
- проектная деятельность;
- просветительская деятельность.
Направления деятельности | Вид деятельности | Формы, методы, технологии |
1. Развивающая деятельность | - Психофизические тренинги, на основе метода театральной педагогики. - Тренинги на выявление лидерских качеств. - Тренинги на развитие коммуникативных качеств. - Тренинги на развитие памяти, внимания, общения, личностного роста и др. |
Групповые тренинги на коммуникабельность и лидерские качества, психотренинги и сплочение; |
2. Обучающая деятельность | - Правилам лидерского поведения. - Проектной деятельности. - Ораторскому искусству. - Технике делового общения. - Публичному выступлению. |
- Диалогический подход;
- Теоретические и практические занятия; |
3. Практическая деятельность | - Подготовка и проведение театрализованных «Акций» и «Операций», круглых столов, различных мероприятий, деловых и ролевых игр. - Участие в Окружных и Всероссийских фестивалях, конкурсах и форумах. |
- Проведение ролевой игры. |
4. Проектная деятельность | Подготовка и реализация проектов. |
- Теоретические и практические занятия; |
5. Просветительская деятельность | - Работа агитбригады. - Работа театральной группы. | - Лекции; - Концертная деятельность; |
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ, ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Концептуальный проект представляет программу организации жизнедеятельности старшеклассников (5-10 классы и 11 классы) в «Школе лидеров».
Направленность модели "Школе лидеров» связана с реализацией компенсационной функции свободного времени по отношению к периоду школьного учебного года. Жизнедеятельность в свободное время - это добровольная практическая деятельность, которая совершается личностью, наделенной качествами современного делового лидера, с целью самовыражения и удовлетворения своих интересов.
При реализации данной программы используются следующие формы, методы и технологии:
- Индивидуальные беседы;
- Групповые тренинги на коммуникабельность и лидерские качества, психотренинги и сплочение (совместно с психологом);
- Веревочный курс;
- Метод дискуссий;
- диалогический (полисубьектный) подход;
- Метод проектов;
- Теоретические и практические занятия;
- Проведение деловых игр;
- Подготовка и проведение «Акций» и «Операций»;
- Проведение ролевой игры.
- Главный метод, используемый в проекте – это метод театральной педагогики.
Воспитанием лидеров занимаются многие организации, объединения, но особенность данного проекта в том, что при воспитании лидера используется метод театральной педагогики.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
Реализаторы программы:
- руководитель;
- педагог-психолог;
- тренеры;
Проектом руководит координационный совет, который собирается один раз в три месяца. В период между советами проектом руководит руководитель проекта.
- СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Программа рассчитана на период до 3 лет.
Этапы реализации программы | Мероприятия |
1 этап - Подготовительный | |
Подготовительный | 1. Создание материально-технической и документальной базы. 2. Организация набора. 3. Организация рекламной компании. 4. Подбор специалистов. 5. Разработка программ. |
2 этап – Развивающий | |
Теоретический | 1. Теоретические занятия с участниками «Школы лидеров». 2. Проведение тренингов, мастер классов, брифингов по социальному проектированию. |
Практический
| 1. Участие в Региональном молодежном образовательном фестивале «Диалог цивилизаций» г. Нефтеюганск. 2. Участие в Окружном конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права, законодательства о референдуме, взаимосвязи выборов с политическими, социальными и иными процессами в обществе. 3. Участие в Окружном этапе Всероссийской Акции «Я – гражданин России». 4. Подготовка Акций: - ко Дню народного Единства; - ко Дню Защитника Отечества; |
3 этап – Реализации | |
Просветительский | 1. Работа со СМИ. 2. Выступление в средствах массовой информации. |
Деятельностный | 1. Организация проектной деятельности. 2. Участие в Окружных конкурсах социальных проектов. 3. Участие в Окружном этапе Всероссийской Акции «Я – гражданин России». 4. Участие в Региональном молодежном образовательном фестивале «Диалог цивилизаций». 5. Участие в Окружном конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права, законодательства о референдуме, взаимосвязи выборов с политическими, социальными и иными процессами в обществе. 6. Участие в Слете детских общественных объединений ХМАО. 7. Участие в Слете молодежных общественных объединений ХМАО «Импульс Югры». 8. Участие в Окружном конкурсе «Лидер 21 века». |
Творческий | 1. Подготовка и проведение различных театрализованных мероприятий. 2. Работа агитбригады. 3. Проведение Акций и Операций. |
4 этап – Подведение итогов | |
Итоговый |
3. Планирование дальнейшей работы. |
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Проект представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик, элементов психологического тренинга, игр, тестов, практических занятий, дискуссий и методов театральной педагогики.
Использование метода театральной педагогики, является особенностью проекта. Это основной метод проекта.
Принять участие в работе Школы лидеров может любой желающий. Отбора, как такового нет. Но в процессе работы Школы будет, конечно, стихийный отбор. Возраст участников 5-11 классы.
Программа рассчитана на период до 3 лет.
Основная деятельность участников Школы лидеров – практическая. На это делается особый упор. Участие в практической деятельности обязательно для всех участников Школы лидеров. Все теоретические знания участники будут получать через практические занятия.
Для участников разработана система индивидуального роста. Она состоит из трех ступеней: участник, организатор, творец. Форма системы - рейтинговая таблица. Где независимым жюри (руководителем центра, педагогом-психологом, кураторами и тьютерами) отмечается участие каждого "лидера", их достижения и успехи в каждом виде программы, выставляются баллы от 0 до 2. Рейтинговая таблица вывешивается на видное место, и каждый участник может увидеть свое положение в ней. Это побуждает его стремление к большим успехам, что воспитывает уверенность в себе, самостоятельность, дает возможность к творческому росту. По окончанию каждого года работы участникам выдают удостоверения с указанием ступени его индивидуального роста.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Место проведения (помещения для работы групп, актовый зал).
- Команда педагогов.
- Материально-техническое обеспечение: помещение, материалы для оформления и творчества участников.
- Содержательное обеспечение: готовность специалистов.
ОСНОВНЫЕ ПАРТНЕРЫ
- ПАРТНЕРСКАЯ СЕТЬ
Партнер | Форма участия | Материальный и организационный вклад | Выгоды, получаемые от участия в проекте |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» № 1 | - финансовая и организационная поддержка | - финансовая поддержка; - предоставление помещения; | - организация досуга подростков и учащейся молодежи; - предпрофильная подготовка учащихся. |
Администрация города Покачи | - организационная поддержка | - организационная поддержка | - повышение уровня гражданского самосознания подростков и молодежи |
Управление образования Администрации г. Покачи | - частичное финансирование проекта; | - финансирование участия в Окружных конкурсах и фестивалях; | - позитивный имидж; |
Телерадиокомпания "Ракурс +" | - предоставление эфира | - организация и совместное проведение телепрограмм; | - повышение рейтинга телепрограмм; |
Городская газета «Покачевский вестник» | - информационная поддержка | - организация и совместный выпуск статей; | - повышение рейтинга; |
Комитет по молодежной политике города | - организационная поддержка | - информационная и организационная поддержка | - организация досуга подростков и учащейся молодежи |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (штатное расписание)
1. Руководитель центра – 1 человек.
2. Педагог-психолог - 1 человека.
3. Тренеры – 5 человека;
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
- ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПРОЕКТА
Целевая группа | Примерное количество ее членов, которые ощутят эффект от реализации проекта | Выгоды, получаемые от реализации проекта |
Школьники 6-11 класс МОУ СОШ № 1 | 350 | Опыт участия в общественной жизни города, принятии решений и реализации их на практике; |
Школьники МОУ СОШ № 2 и МОУ СОШ № 4 | 500 | |
Учащиеся училища | 100 |
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- повышение социальной активности детей и подростков.
- приобретение подростками и молодежью знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально-значимых проектах, гражданских инициативах;
- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
- приобретение практического опыта, который усилит социальную компетентность и предрасположенность подростков и молодежи к социально-значимой деятельности;
- развитие коммуникативных способностей;
- создание условий для реализации творческого потенциала каждой
личности; - формирование и развитие лидерских качеств;
- формирование умений и навыков лидерского поведения;
- самовыражение каждого активиста через участие в его конкретных делах;
- развитие культуры межличностного общения молодежи, создание здорового стиля взаимоотношений;
- формирование коллективно-творческого мышления;
- формирование гражданской активности у подростков и молодежи;
- стимулирование деловой и социальной активности молодежи;
- создание условий для использования творческого потенциала молодежи, возможности самореализации в деловой, политической или социальной сфере;
- содействие в подготовке и становлении молодых лидеров;
- создание механизма, гарантирующего успешную реализацию молодежных проектов;
- развитие индивидуальных лидерских навыков, необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития;
- создание условий для практики общения молодых людей в демократической среде и оказание помощи в создании собственного малого социума. (При этом расширяются личные контакты ребят, они находят новых друзей);
- создание предпосылок для возникновения среды деловых цивилизованных кадров;
- оказание помощи учебным заведениям в освоении и применении новых методик демократического воспитания и образования;
- подготовка молодых людей к роли активных граждан, участников общественной и политической жизни страны.
- МЕХАНИЗМЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ОЦЕНКИ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
Эффективность реализации проекта и оценку его результатов предполагается осуществлять в следующих формах и по следующим критериям:
- Социологическое исследование, измеряющее предполагаемое изменение поведенческих стереотипов подростков и молодежи.
- Число участников Школы лидеров «Звездный десант».
- Контент-анализ в течение осуществления проекта оценочных суждений о его мероприятиях официальных лиц и материалов местных СМИ.
- Психологическая оценка эмоционального состояния участников программы.
- Психологическая диагностика (метод анкетирования) эмоционально-личностной сферы детей и подростков, что позволит составить портрет лидера и познакомит каждого участника с его личностными особенностями. Психологическая диагностика проводится до начала работа и в конце работы.
- Система индивидуального роста каждого участника. Рейтинговая таблица.
- Практические дела.
- ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПРОЕКТА
Жизнеспособность данного проекта можно оценивать по ряду характеристик, среди которых:
- высокий уровень профессиональной компетенции специалистов вовлеченных в деятельность проекта и наличие значительной социально-активной группы подростков и молодежи готовой к реализации проекта;
- поддержка власти и общественных организаторов как потенциальных партнеров готовых принимать участие в реализации проекта;
- соответствие проекта действительным потребностям молодежного и в целом городского сообщества;
- возобновление проектных и организационных циклов в рамках открытой социальной модели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа лидера"
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «ак...
программа школы Лидер
Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы сог...
Программа социально-педагогической направленности "Школа Лидера"
Программа «Школа Лидера» - это социально-образовательная развивающая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста.Настоящая программа является годичной программой допо...
Програма дополнительного образования "Школа лидера"
Авторская программа дополнителньного образования "Школа лидера" для обучения лидеров детских организаций и руководителей детского самоуправления в школе. Программа - призер республиканского конкурса а...
Курс «Основы красноречия» в рамках каникулярной школы «Школа лидеров»
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, имеет пропедевтический характер, может быть расширен до 34 часов и иметь логическое продолжение в 10-11 классах....
Конспекты занятий с юными лидерами детского движения в рамках работы "Школа Лидера"
На занятиях юные лидеры учатся мастерству общения, взаимодействию со свертсниками, проявлению своей лидерской позиции...
Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"
Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...