Курс «Основы красноречия» в рамках каникулярной школы «Школа лидеров»
элективный курс (9 класс) на тему
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, имеет пропедевтический характер, может быть расширен до 34 часов и иметь логическое продолжение в 10-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_osnovy_krasnorechiya.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Верхневилюйский республиканский лицей-интернат М.А. Алексеева»
Рабочая программа курса «Основы красноречия»
в рамках каникулярной школы «Школа лидеров»
Составила: Павлова С.П.
2015-2016 учебный год
Аннотация
Риторика – это теория ораторского искусства и искусство убеждать людей в правильности своего мнения. Это научно-прикладная дисциплина, сочетающая в себе интеграционный синтез знаний из области русского языка, психологии, этикета и др.
Вряд ли стоит сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы. Основатель Славяно – Греко – латинской академии в Москве С. Лухуд писал: «Еже есть Бог в небе и душа в теле, тоежде и риторика в жизни гражданстей». От степени овладения речевым искусством во многом зависит будущее ученика. Ведь слово само по себе способно существенно влиять на состояние человека.
В свое время А. П.Чехов писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно было считать таким же неприличным, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».
Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
В настоящее время риторика активно востребована представителями разного возраста, разных профессий. Как самостоятельный курс данный учебный предмет преподают в некоторых высших учебных заведениях (гуманитарных), занимающихся подготовкой учителей и специалистов по связям с общественностью.
Теоретический анализ существующих программ, используемых и рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, позволяет сделать вывод об отсутствии программ данного направления. Имеются лишь отдельные направления (по 2-4 часа за учебный год) данной дисциплины в программах по “Русскому языку”.
Считаю, что риторика востребована, потому что является:
· важной составляющей воспитанности современной личности;
· необходимым компонентом профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля;
· приоритетным аспектом успешной личности.
Актуальность курса:
Наверное, в мире нет таких профессий, где не пригодилось бы искусное владение словом. Чтобы добиться вершин в профессии учителя, юриста, радио – или телеведущего, менеджера, социального работника, работника по связям с общественностью, работника сферы обслуживания и т. д., необходимо овладеть искусством речи. А чтобы произнести публичную речь, во время которой надо убедить слушателя, необходимо знать законы подготовки и произнесения речи с целью оказания воздействия на аудиторию, т. е. нужно знать основы риторики для успешной коммуникации.
В современной действительности отсутствует грамотная литературная речь: дети говорят на сленге, жаргоне, не могут логически выразить свои мысли. А сейчас умение выражать свои мысли литературным языком, коммуникативная культура человека, специалиста, профессионала – требование времени.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, имеет пропедевтический характер, может быть расширен до 34 часов и иметь логическое продолжение в 10-11 классах.
ЦЕЛЬ элективного курса – содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, владеющей навыками успешной коммуникации.
ЗАДАЧИ элективного курса:
1. Формирование у учащихся представления об ораторском искусстве как своеобразном виде эмоционально – интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова.
2. Обнаружение и преодоление негативных проявлений в речи учащихся.
3. Формирование толерантности, способности к диалогу и готовности к сотрудничеству, успешному общению;
4. Формирование практических навыков успешного, эффективного речевого поведения в различных жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.
Сроки реализации программы: 17 часов (1 раз в неделю в течение 2 полугодия).
Практическая значимость курса.
Курс «Основы красноречия» имеет практическую значимость в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Теплоозерск», т. к. на протяжении 13 лет в данном ОУ реализуется программа «Дебаты».
Курс поможет в определении членов команд, которые будут принимать участие в муниципальных и региональных чемпионатах. В рамках подготовки команд введение данного курса необходимо.
Виды деятельности.
В рамках занятий будут использованы следующие виды деятельности:
1. Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, связанную с осмыслением заявленных проблем и не исключают диалогического общения учащихся с учителем;
2. На семинарских занятиях используются активные методы обучения: деловые игры, дискуссии, проектная деятельность и т. д., позволяющие избежать пассивного восприятия информации и максимально использовать творческий потенциал учащихся;
№ | Тема занятий | Количество часов | Практикумы проекты |
1 | Риторика. | 1 | |
2 | Из истории риторики | 2 | |
3 | Логика в ораторской речи | 2 | |
4 | Речь, речевая культура | 5 | 2 |
5 | Дебаты как игра, технология игры | 5 | |
15 | 2 | ||
Итого | 17 |
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения | Учебно – методическое обеспечение | Дата |
1 | Вводное занятие. Риторика. Предмет и задачи курса | 1 | Лекция с элементами беседы | Д. Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» | |
2 - 3 | Из истории риторики | 2 | Семинар | Толковый словарь, Античные риторики, БЭКМ - диски | |
4 - 5 | Логика в ораторской речи – секреты мастерства | 2 | Практикум | Раздаточный материал Упражнения из книги А. А. Мурашова «Основы педагогической риторики» | |
6 | Оратор перед аудиторией: культура речи, языковые нормы, психологические основы выступления | 1 | Лекция с выполнением практических заданий | Тексты для правки | |
7 - 8 | Критерии оценивания речи. Речевая культура – основа риторики | 2 | Конкурс импровизированной речи «И помнит мир спасенный» | Материалы для выступлений учащихся | |
9-10 | «Я слушаю, меня слушают». Роли и их специфика | 2 | Тренинг | Таблицы со спецификой ролей | |
11-12 | Защита микропроекта (создание и защита публичной речи) | 2 | Практикум по составлению проекта «Нет – войне!» | П. Соппер гл. «Агитационная речь» | |
13 | Роли спикеров в Дебатах | 1 | Лекция | Материалы семинара | |
14 | Построение речи спикеров | 1 | Лекция с элементами практики | ||
15 | Как создать аргумент | 1 | Лекция | ||
16-17 | Игра «Дебаты» | 2 | Практикум | Схемы, таблицы, речи | |
итого | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная хрестоматия по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» «Использование опыта народной педагогики и народной медицины малых народов Севера на уроках ОБЖ в средней общеобразовательной школе»
МБОУШИ «Ляминская средняя общеобразовательная ...
Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК. (Опыт педагогического исследования.)
В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательно...
Поддержка и развитие одаренных детей через организацию каникулярной профильной школы «Прорыв»
Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определённую сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но и научить его самостоятельно б...
Реализация компетентностной модели образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы
КОНКУРС ФЦПРО 2016-2020, направление «Инициативный инновационный проект»Актуальность проведения мероприятий в части реализации компетентностной модели образования на уровне школы определяе...
Сценарий районной школы актива "Школа молодого лидера"
Сценарий для школы актива....
Преодоление рисковых факторов на основе наставничества в форме "Учитель-учитель" в рамках регионального проекта "Школы, которым можно доверять"
Выступление на XI региональной (XVIмуниципальной) Выставке-ярмарке инновационных управленческих и педагогических идей «Роль наставничества в реализации обновленных ФГОС: ресурсы, инструмент...
Методическая разработка серии программ для проведения Междисциплинарной каникулярной смены МКС Лидер SPACE
МКС Лидер Space — междисциплинарная каникулярная смена, реализующая следующие направления:— инженерно-математическая каникулярная школа «Траектория»;— математическая кани...