Психологический практикум: «Дорога в Завтра»
план-конспект занятия (11 класс) по теме

Денисова Лидия Алексеевна

Цель:                        Цель: Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.

Задачи:

 1.     Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.

 2. Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doroga_v_zavtra.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический практикум: «Дорога в Завтра» 11 класс.

Автор: воспитатель высшей категории, СКК им. М.В.Банных

Денисова Лидия Алексеевна

Цель: Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.

Задачи:

 1.     Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.

 2. Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.

Плакаты с высказываниями.

« Я интересуюсь своим будущим, поскольку собираюсь провести там всю оставшуюся жизнь» (Ч.Кеттеринг)

“Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”. (Сенека)

“Истинное сокровище для людей – умение трудиться”. (Эзоп)

Введение.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

                                            Ю. Левитанский

Классный руководитель: Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.

Назовите ситуации, когда выбор сделать легко и ничто не создает препятствий.

Назовите ситуации, когда выбор сложен и влияет на дальнейшую судьбу, формирует ее, накладывает отпечаток на будущее.

А что именно мешает сделать выбор в последнем случае? Почему это жизненно важный выбор? Нужны ли для выбора смелость, решимость?

Кто из окружающих может способствовать выбору? Чье мнение более авторитетно для вас?

Кто несет ответственность за выбор?

Целеполагание:

А какой же выбор в скором будущем вам предстоит сделать , ваши предположения о чём пойдёт речь на классном часе?

/выбор профессии, сферы деятельности и пути подхода, дорогу в завтра/

Выбор профессии, сферы деятельности, относится к ситуации сложного, многоэтапного выбора, требующего учитывать многие факторы. И вот в этом мы постараемся сегодня разобраться.

А прежде   определим правила нашей работы:  /отвечаем с места/

Наш стиль общения будет  -  доверительным, искренним;

Участие в происходящем будет -  активное;

К говорящему будем проявлять - уважение

Не будем его - перебивать;

С места - не выкрикивать.

В мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы эту массу профессий привести в какой-то порядок, учёные придумывают различные классификации.

В зависимости от того, с кем работает человек, профессии делятся на 5 групп и я вам предлагаю объединиться в группы,  к которым вы принадлежите согласно предварительному опросу по методу Климова.

Человек – природа
Человек – техник
Человек – знак
Человек – человек
Человек – художник

Игровое упражнение «Кто есть кто?»

     Готовясь к реальной жизни, в условиях высокой конкуренции на современном рынке труда очень важно быть лучшим.

И вы, так или иначе,  уже наметили, а кто-то определился окончательно с выбором будущей профессии, о чём вы ранее и сообщили в своих анкетах.

    Ваша цель сейчас — найти соответствие характера ваших одноклассников и возможных подходящих им профессий.

   Упражнение проводится в течение 5 мин.

Готовы?


     Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.

     Подумайте и ответьте, согласны ли вы с утверждениями. Запишите, с какими вы согласны, а с какими нет:

профессия выбирается раз и навсегда.

выбор профессии зависит от толщины кошелька.

нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

профессия предназначена человеку от рождения.

по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

профессии. Можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.

профессию следует выбирать, уже став взрослым.

чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.

психолог – не помощник в выборе профессии.

Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.

     1 ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

3-5 тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Итак, этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Развести  понятия:

Человеческий труд и профессиональная деятельность — не одно и то же. Уборка квартиры, сада, работа на приусадебном участке, возня с собственными детьми вполне могут называться трудом, но не профессиональной деятельностью.

 Давайте выясним, по каким критериям можно судить о деятельности профессиональной:

соответствующее образование, квалификацию, навыки и умения. Подтверждается это дипломом о полученном образовании, свидетельствами, сертификатами о прохождении курсов, переобучении, переаттестации и т. д.

 имея квалификацию и навыки в той или иной сфере, человек при их помощи пытается заработать себе на жизнь, иными словами, продает свою рабочую силу.

социальный характер, т. е., выбрав сферу деятельности, человек вливается в коллектив и принимает его этические нормы и правила поведения, ценности и установки.

Конечно, есть сферы деятельности, не требующие каких-то особых знаний, навыков и образования.

Назовоте их?

 А кто-нибудь мечтает о такой профессии?

 Почему?

 В каких ситуациях люди вынуждены заниматься неквалифицированным трудом?    Как этого избежать?

Действительно, если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достойную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. Для этого предназначена система профессионального образования.

Определения:

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

     Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете? /5 типичных ошибок/

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана

.

Классный руководитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).

Физкульт.  минутка: показать пантомимой, жестами, мимикой три профессии соответствующие вашему типу, остальные команды должны отгадать название профессии.

 Человек - природа. (овощевод, ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист).

 Человек - техника. (электрик, слесарь,  летчики, водители, матросы, токарь )

 Человек - человек. (  учитель, врач, журналист, продавец.)

Человек - знаковая система.  (программист, секретарь, бухгалтер, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.)

 Человек - художественный образ.  (музыканты, художники,  актер, дизайнеры)

Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр)

 Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец) 

Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик)

Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер)

Специалист по обработке дерева. (Столяр)

Минутка для шутки.  Дети и профессии.

Сын метеоролога:

Малыш, сколько тебе лет?

Плюс пять.

Дочь военного:

Скажите, тяжело быть дочерью военного?

Так точно!

Дочь проводника:

Здравствуй, девочка! Я - Дед Мороз, тебе подарки принес!

Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или провожающая?

Сын стоматолога:

Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?

БОРмашинка!

ЗАДАНИЕ № 1

Ведущий . Что бы принять правильное  решение или сделать обоснованный выбор нужно…

рассмотреть все «+» и все «-«.  Рассмотрим профессию  учитель. Будут ли какие – то предложения, для того что бы ваши доводы были более компетентными? /приглашают педагогов для работу в группе/

 Список отрицательных качеств – первые две команды

·  колоссальные нервные перегрузки на уроках;

·  подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимают время у семьи;

·  нужно постоянно что-то читать, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень;

·  отсутствие полноценных выходных (субботники, воскресники, олимпиады, экскурсии и т. п.);

·  некогда заниматься своими детьми;

·  неблагодарность учеников, которым учитель отдает душу;

·  низкий уровень оплаты при очень большой отдаче.

Вывод: учитель - это профессия, которая отнимает у человека

здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи.

Положительные стороны  профессии учитель – две вторые команды.

·  постоянное общение с молодежью - это верный способ сохра­нить молодость;

·  постоянная работа над собой, повышение интеллекта - верное средство избежать склероза;

·  большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям;

·  собственные дети всегда на глазах, можно постоянно следить за их развитием;

·  рабочий день заканчивается вместе с уроками - можно занять­ся домашними делами;

·  работа учителя очень важна для общества, и это дает мораль­ное удовлетворение;

·  зарплата учителя зависит от него самого: учителя высокой ква­лификации получают вполне достойные деньги.

Вывод: учитель - это замечательная профессия, которая дает человеку моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.

Классный руководитель. Доводы «за» и «против» достаточно убедительны. Каков же будет вердикт: хороша или плоха профессия учителя.

Заключительные выводы пятой команды:

·  Для кого-то, может быть, эта профессия и в самом деле становится каторгой, если она не подходит человеку по его характеру, психологическим качествам.

·  Все зависит от человека: для кого-то такая работа каторга, а кто-то в школе как рыба в воде.

·  Все трудности перечеркиваются от сознания важности и нужности это работы.

·  Все равно профессия учителя очень уважаемая, хоть низкооплачиваемая.

·  Хорошая или плохая профессия учитель - это должен решать сам человек в зависимости от особенностей своего характера.

Классный куратор. Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование и выбор будет по-настоящему осознанный.

ЗАДАНИЕ № 2. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

"Закончить предложения":

1.  Люди работают ради…

2.  Настоящий труд – это…

3.  При выборе профессии люди часто не учитывают…

4.  В любом профессиональном труде самое важное…

5.  Счастье – это…     (Записали, зачитали).

Классный куратор: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

Классный куратор: Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком

 «Формула профессии»

Чему равно a x d   (длину умножить на ширину) = S /площадь/

Какие понятия нужно сложить, чтобы получился правильный выбор

«хочу»+«могу» + «надо» = правильный -  осознанный выбор

Объясните значения этих величин.

1.  хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

2.  могу - это все, что мне по силам, по способностям;

3.  надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и  потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Демонстрация осознанного выбора профессии

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Кл. рук. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

 Рефлексия.
Все мы разные, у каждого свои способности, характер, темперамент, которые будут помогать добиваться успеха в жизни.
Вспомните притчу о работниках, которые везли тачки с камнями. Их было трое. И на вопрос, чем они занимаются, были получены такие ответы: 


Везу проклятую тачку;


Зарабатываю себе на хлеб;


Строю прекрасный храм…


Вам, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. А вы все сегодня смогли показать и доказать, что готовы к реальной жизни.

Классный руководитель: Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

/Примерные ответы детей:/

·  Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

·  Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.

·  Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

·  Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.

·  Куда скажут родители, туда и пойду.

·  Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.

Классный руководитель: Возьмите изображение смайлика соответствующего  вашему настроению и установите его на то направление, которое соответствует вашему выбору.

А теперь, ребята,  мы на листочках бумаги напишем  о том, где хотим учиться, какую профессию планируем получить. Листочки мы сложим в коробку. А через 5 лет, на встрече выпускников, мы их прочитаем.  И посмотрим,  совпадут ли  наши планы с реальностью!

Сегодняшнюю встречу  заканчиваем просмотром мультфильма о нестандартных детях, а прокомментировать его мы попросим такого же неординарного вашего одноклассника… Ф.И.

Пусть ваш выбор будет правильным!

Тысячи тропок готовит судьба.

Сотни загадок в запасе хранит.

Какой она будет – тропинка твоя,

Это тебе доказать предстоит.

Будешь ли ты водить корабли,

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли,

Может, ты станешь железо ковать.

Вырастешь клоуном – самым смешным –

И улыбками мир расцветет.

Клоуны тоже на свете нужны –

Они отправляют наши души в полет.

Выбрать какую тропинку себе –

Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе,

Поверь в свои силы, в победу поверь

Спасибо вам за работу. А эту тему мы продолжим на экскурсиях по предприятиям и учебным заведениям, которая,  уже состоится 1марта на «Дне открытых дверей» в Горном институте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профориентации "Дорога в завтра"

Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...

Открытый классный час " Дорога в завтра"

Данный классный час направлен на то, чтобы  учащихся еще раз  серьезно осмыслили вопрос  о  поиске выбора профессииКлассный час носит и ознакомительный характер, а именно познакоми...

Дорога в завтра

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ...

Классный час по профориентации "Дорога в завтра"

В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда. Большинство подростков хотят иметь интересную и в...

Классный час "Дорога в завтра"

                       Классный час по профориентации в 9 классе ...

Личностно – ориентированный классный час – нравственно-психологический практикум «Моя дорога к Себе и к Другим»

Участники: классный руководитель, учащиеся 10-го класса сельской малокомплектной школы (всего 7 человек),  мамы десятиклассников, три учителя....

«Дорога в завтра» (КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ )

laquo;Дорога в завтра» (КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ) Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Эзоп Цель: расширить представление детей о различных профессиях; формиров...