Литературно-музыкальная композиция с элементами беседы
методическая разработка на тему
Жанр: литературно-музыкальная композиция с элементами беседы
Цель: воспитание любви, доброго отношения, внимания к матери; содействовать детям в оценке, а возможно, и переоценке своёго поведения по отношению к маме; развивать познавательный интерес к произведениям литературы и изобразительного искусства на данную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_budem_vechno_proslavlyat_tu.docx | 31.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Мы будем вечно прославлять ту
женщину, чьё имя МАТЬ»
Жанр: литературно-музыкальная композиция с элементами беседы
Цель: воспитание любви, доброго отношения, внимания к матери; содействовать детям в оценке, а возможно, и переоценке своёго поведения по отношению к маме; развивать познавательный интерес к произведениям литературы и изобразительного искусства на данную тему.
Оформление класса : на доске плакаты с цитатами Н. Островского («Есть прекраснейшее существо , у которого мы всегда в долгу, — это мать») У. Теккерия («Мать — это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей»), портреты матери Епистинии Федоровны Степановой и её сыновей; на стеллажах выставка книг, высказывания великих людей, предоставленные сельской библиотекой; фотографии женщины-матери с ребенком, репродукция иконы Казанской Богоматери и другие экспонируются на экран через проектор с компьютера; на стенде репродукции картин К.С.Петрова-Водкина («Петроградская мадонна»), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна»).
Ход мероприятия:
Звучит инструментальная музыка.
(на экране слайд 2: фотография матери с ребенком)
Учитель
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою...
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Резвая улыбка малыша:
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем — исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу, его:
«МАМА!»
Согласитесь, слово это особое, оно рождается как бы вместе с нами и сопровождает нас всю жизнь. Любовь к матери заложена в нас биологически самой природой, но мы не всегда умеем осознать ее.
Сегодня мы попробуем поразмышлять о своей судьбе и судьбе вашей мамы, задуматься над сущностью и смыслом счастья, любви, понимания. Постараемся, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.
В конце ноября в России отмечается День матери. Но давайте не только в этот день беречь, любить и славить свою маму.
Ма-ма! Это слово первым произносит малыш, В той, к кому оно обращено, заключается для него весь мир. Она кормит его и купает, поет ему колыбельную и катает в коляске, она вскакивает ночью на его крик и не отходит от кроватки, когда у него начинается жар. Ее не надо звать, потому что она и без того рядом, измученная и неутомимая. Но малыш, как заклинание, повторяет это одно-единственное слово, бессознательно веря, что мама все может и все умеет, что с нею ничего не страшно, что она только одна поможет и спасет... И она спасает, отводя беду неистовой силой материнской любви.
(слайд 3: репродукция иконы Пресвятой Богородицы Казанской)
Уильям Теккерей сказал: «Мать - это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей».
Любовь, святость, мать, имя Бога — именно здесь мне хотелось бы упомянуть о великой женщине и о великой Матери — о Деве Марии, которая подарила христианскому миру самого великого младенца - Христа.
1 – й ученик.
Потребность в женском божестве, в поклонении матери, заступнице и помощнице сильна была в любых культурах и религиях. В древней Греции почитали Деметру, в Малой Азии - Кибелу, в Древнем Египте - Исиду. Но в христианской Деве Марии впервые воплотилось реальное человеческое начало — женское и материнское, понимаемое как божественное. Приход нового человека в мир признавался таинством, у истоков которого стояла Мать. Господь, как известно, разыскивал мать Иисуса, словно обычный земной мужчина выбирал Мать, которая продолжит его род.
Сколько душевных сил необходимо матери, чтобы сохранить веру в высокое предназначение рожденного тобой ребенка. Душевное единство Иисуса отражается в записанных в Евангелии Его словах: «Те, кто рядом со Мной, Меня не поняли. Единственным близким существом осталась Мать».
Обожествление Марии далеко не сразу было принято христианством. В трех Евангелиях мать Иисуса даже не названа среди присутствующих при распятии. Только в конце IV в. появилось учение анонимного автора «Об успении Марии», в котором рассказывается о последних годах жизни Матери Иисуса, ее смерти и вознесении на небо.
Только в V веке установился культ Марии. Ее начали называть Богородицей и Богоматерью, в честь нее учреждаются праздники, ее образ становится для страждущих единственной отрадой среди непонимания и жестокости этого мира.
Учитель.
Да, этот образ стал священным для всех христиан, спасительным в трудных ситуациях. У нас сегодня представлена репродукция иконы Казанской Богоматери.
В центре репродукции — поясное изображение Богоматери с младенцем на руках. Печальные глаза Богоматери трудно описать словом; ее сердце пронзено страданием за сына и за все людские беды и горести. И сейчас в наше трудное время мы всегда можем обратиться к святому лику Богородицы.
(слайд 7: фотография матери с ребенком.)
2-й ученик.
О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучание в напеве колыбельном,
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставят на крыло.
О матери...
Зачем так дни спешат?
Зачем так незаметно и без спросу
Ей седина вплелась в густую косу?
Дохнуло стужей, горечью утрат...
Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,
Речной поток не обратится вспять.
Останешься без матери родимой –
Стократ острей поймешь, что значит мать.
Не первым, не последним на земле
Кричу: «И кто придумал это?!»
Земля и небо не дают ответа,
Зарницы гаснут дальние во мгле...
Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово «мама»,
Которого священней в мире нет.
Учитель.
А какими вы нежными словами называете свою маму? У каждого из вас свое проявление любви, но чувства в это маленькое слово мы вкладываем одни и те же. И мама всегда отвечает нам любовью, пониманием. Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни. Любовь к своему малышу для нее так же естественна, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает ребенка. Мать приобщает дитя к жизни. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувств народа. Она наставляет нас, помогает постичь вечные ценности. Задумайтесь! А не это ли держит мир?
У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все. Жизнь матери — это самопожертвование, самозабвение. Эти слова точнее всего характеризуют материнскую любовь.
(песня В.Толкуновой «Поговори со мною мама») слайды
А сейчас послушайте старинную грустную легенду. (слайды)
«Было у матери трое сыновей. Двое - дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его... И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой... и безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, пытались напомнить, сколько обид мать простила ему. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим делам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно убить родную мать. И не ушли…
Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорить всех окружающих, выбежал из дому на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: «Тебе не больно, ты не ушибся сынок?»
– Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду?
– Почему, несмотря ни на что мать беспокоится о своем сыне?
– Была ли в вашей жизни ситуация, когда на причиненную боль маме, она отвечала вам добротой и заботой?
(Идет обсуждение легенды.)
3-й ученик.
Есть на земле приют,
Любовь и верность там живут.
Все, что порой лишь снится нам,
Навеки приютилось там —
То сердце матери... Оно
Так нежно, верно,
Суждено ему жить радостью твоей,
Нести ярмо твоих скорбей.
Учитель:
Да, матери всегда дорог ее ребенок — пусть он не Моцарт, не прославленный ученый, не полководец-победитель, пусть не очень удачливый. Их бескорыстие, их верность и преданность поистине безграничны. «Берегите матерей! — провозгласил в своей поэме Расул Гамзатов. Можно было бы добавить: берегите матерей, как они берегут нас! Этот призыв был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И все же...
Живут на свете матери. Молодые и давно поседевшие. Те, что только учатся пеленать новорожденного, и те, которые вырастили детей и проводили их в дальнейшую дорогу, в большую жизнь. Каждая из них достойна уважения и почитания, потому что она — Мать. Но среди миллионов и миллионов матерей были и есть такие, что подарили миру сынов и дочерей, ставших гордостью народа. Было время, когда на родную землю пришел враг. В черном вдовьем платке, повязанном по самые брови, мать бежала вслед за сыном, уходившим в солдатском строю, и душила в себе рвущийся крик, из последних сил улыбаясь ему помертвелыми губами, чтобы ободрить его, идущего на смертельный бой... И вот где-то во вьюжной степи, изрытой воронками взрывов, ее сына, ее кровинушку, повстречала вражеская пуля. Он упал вниз лицом, обнимая руками землю, как обнимают мать, и напоследок позвал меркнущим голосом: «Мама...»
Она была далеко, она не могла в то смертное мгновенье заслонить собой свое дитя, вторично подарить ему жизнь - пусть даже ценой собственной жизни. А если бы была такая немыслимая возможность, то она сделала бы это, не размышляя, не медля ни минуты.
4-й ученик.
Она их проводила за село –
И с дня того спокойно не заснула.
В каком краю их снегом занесло?
В каком краю нашла шальная пуля?
Идут года.
Мать терпеливо ждет.
Ждет за селом в ненастье и морозы,
Давно старушка выплакала слезы.
Она заботу выбрала одну —
Ходить сюда остаток жизни малый,
И снова провожать их на войну,
И повторять, что им тогда сказала.
Глаза не видят. Но болит былье –
Бегут воспоминаний реки...
Сыны не уходили от нее.
Сыны живые.
С ней они. Навеки!
Учитель:
Под Москвой и в Смоленске, в белорусских лесах и в сожженных степях Сталинграда, на крутых склонах Днепра и на тихой Висле — миллионы и миллионы могильных холмиков остались вехами на трудном пути войны.
Осиротевшая мать солдата, ты не одна на свете. Все матери земли разделили твою утрату. Мы все благодарны ей, что вырастила она настоящего мужчину, патриота, в трудный для всех час заслонившего грудью свой народ от фашизма. И сколько бы зим и лет ни пронеслось над миром, мы не смеем забывать подвиг твоего сына и твой незаметный и незнаменитый материнский подвиг.
5-й ученик.
Увидела. Припомнила, Узнала.
– Надолго ли?
– Да с месяц поживу.
– А мой Володька...
И не удержалась,
Слезой горячей
Пала на траву.
Ну что сказать ей?
Ничего не скажешь.
С опущенной стою я головой.
Как будто без оружия, без каски
Позорно убежал с передовой.
И в самом деле,
По весне, по маю
К черемуховой белой тишине
Который раз домой я приезжаю,
А сын ее воюет где-то на войне...
Учитель.
Имя простой кубанской колхозницы известно всему миру. Родилась она на Украине, но с детских лет жила на Кубани. У неё было редкое имя – Епистиния. В переводе с греческого – «знающая». Вместе с родителями, гонимыми нуждой, приехала на Северный Кавказ. Здесь вышла замуж за крестьянского парня Михаила Степанова. 15 детей было в их семье. Четверых еще до революции скосили болезни и голод. В 1918 году был убит старший сын Александр. Ему было всего семнадцать. Тяжело переживала утрату Епистиния Федоровна. В тридцать третьем не стало мужа, Михаила Николаевича. Умер хлебороб, добрый мастеровой человек, руки которого знали ремесло бондаря и кузнеца, столяра и жестянщика. Дети Епистинии Федоровны росли дружными, работящими, веселыми. Их любили на селе. Но в двери материнского дома уже стучалась война. В 1939 году в боях на Халхин-Голе, в братской Монголии, выполняя интернациональный долг, погиб Федор.
В годы Великой Отечественной войны на фронтах, в партизанских отрядах, в фашистском концлагере погибли сыновья Павел, Василий, Илья, Филипп. Самому младшему, Александру, за мужество и воинскую доблесть, проявленные при форсировании Днепра в 1943 году, было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. Получила мать похоронку и на сына Николая. Но в августе 1945 года он вернулся из госпиталя, долго болел, умер от ран.
Сильное, мужественное, героическое сердце было у Епистинии Федоровны Степановой. Велик материнский подвиг простой женщины.
7 февраля 1969 года Епистинии Федоровны не стало. Ей было 94 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашевского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями.
В кубанском городе Тимашевске открыт музей семьи Степановых, в музее храниться всё, что долгие годы так берегла Епистиния Федоровна: письма сыновей с фронта, , музыкальные инструменты – баян и скрипка. На которых они играли, ноты, написанные рукой Василия, горсти земли с могил сыновей…
«…Пусть светлое имя Е. Ф. Степановой, потерявшей девять сыновей, станет великим, бессмертным символом верности, веры и патриотизма, а в памятнике ей пусть воплотится любовь и боль всех матерей, чьи сыновья не вернулись с войны!»
(песня Л.Гурченко «Молитва») слайды
Женщина и война... Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую... Эти понятия несопоставимы... Великая Отечественная война закончилась, но в мире опять неспокойно, и в разных концах планеты возникают «горячие точки»: Афганистан, Чечня, Беслан, Осетия. И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром вырастает сгорбленная горем фигура матери.
Глаза миллионов матерей навеки останутся мокрыми от слез. Прошло много лет, и сейчас вы должны сделать все, чтобы глаза ваших мам всегда светились радостью и счастьем.
Встречая маму, возвращаясь домой, мы внимательно смотрим в глаза мамы. Ведь говорят, что глаза - это зеркало души.
— Расскажите, какие глаза у ваших мам?
— Что вы увидели в их глазах?
— А какие чаще всего бывают глаза у ваших мам , грустными или веселыми?
— Давайте вдумаемся, а не можем ли мы сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам?
— Знакома ли вам такая ситуация: вы сказали маме, что задерживаетесь после школы, зайдете в библиотеку. Но потом встретили друга, решили зайти к нему за книгой, диском, заговорились, а когда пришли домой, то увидели полные страха и отчаянья заплаканные глаза мамы.
— Как бы вы поступили на мамином месте?
— Или другая ситуация: вы просите маму купить вам что-ни-будь, потому что у всех есть, а у вас — нет. Мама объясняет, что сейчас она не может это купить, или вообще не купит, так как очень дорого. Но вы продолжаете требовать, кричать, что мама вас не жалеет, не любит, и уходите, хлопнув дверью. Что в этот момент испытывает мама?
— Так что же должны делать мы, чтобы в маминых глазах чаще светилась радость?
Как вы думаете, почему надо чаще заглядывать в мамины глаза? Умеем ли мы ценить мамину любовь, ее внимание, ее заботу? Умеем ли мы понимать свою маму?
(видиосюжет)
Вы уже в том возрасте, когда можете стараться понимать своих мам, стремиться больше знать о них, чтобы понимать лучше. Вы можете уже и помочь, и посочувствовать, и подарить им радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Это нужно не только маме, но и вам. Максим Горький говорил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». А ведь самое страшное равнодушие – это равнодушие к собственной матери. Равнодушие, обида, непонимание — очень часто эти качества накапливаются в нас, и родной, близкий человек становится чужим. Порой тяжело подойти и попросить прощенье, обнять, сказать какие-то ласковые слова, которые так необходимы.
Постоянной заботы, внимания, сочувствия, доброго слова ждет от вас мама. Не все сегодня смогли вслух высказаться о своей маме, о своих чувствах к ней, да и это не было целью нашей беседы. Но сейчас вы имеете такую возможность. У вас на партах лежат сердечки, на которых вы сейчас напишите признание своей любимой маме, те слова благодарности, которые вы унесете сегодня с нашей встречи. Напишите, положите к сердцу и дома отдайте маме.
Закончим нашу беседу стихотворением С.Винокурова «Прозрение»
7-й ученик.
Пришло прозренье в дальнем далеке:
Как мало я пожил с тобой, как мало
Твою я руку грел в своей руке,
Как много задолжал тебе я, мама,
И по своей и по чужой вине:
Мне рано в жизни выпала дорога…
И часто сниться, сниться часто мне,
Что я у твоего стою порога.
Стою и оправдания слова
Невнятно бормочу, почти рыдая…
А у тебя, ах, мама , голова
Уже совсем, совсем почти седая.
Ты на меня. Печальная , в упор
Гладишь, не начиная разговора...
О, молчаливый матери укор!
На свете тяжелее нет укора.
«Прости!» — я в тишине произношу.
Прости, что добротой твоей беспечно
Дышал я так, как воздухом дышу...
И это, мне казалось, будет вечно.
Но от тебя и дома вдалеке
Пришло прозренье все-таки: как мало
Твою я руку грел в своей руке,
Как много задолжал тебе я, мама!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НИКОЛАЙ И АЛЕКСАНДРА» Литературно-музыкальная композиция /с элементами театрализации/
Данный сценарий нацелен на формирование патриотических чувств и сознания учащихся. ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции с элементами экскурсии «Есть такая планета - Сибирь», посвящённой 75-летию Иркутской области.
Внеклассная работа: литературно-музыкальная композиция с элементами экскурсии для учащихся 8-11 классов «Есть такая планета - Сибирь»,посвящённой 75-летию Иркутской области. Цель: патриотическое и дух...
История одного класса. Литературно-музыкальная композиция с элементами экскурсии.
История одного класса.Литературно-музыкальная композиция с элементами экскурсии.Место проведения - школьный музейЦель: воспитание гражданской позиции, патриотизма на примерах краеведческого характера,...
«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.
Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов. Через знакомство с интересными фактами биографи...
Литературно - музыкальная композиция "Отчизны верные сыны" с элементами театрализации разработана к празднику Великой Победы.
Литературно - музыкальная композиция "Отчизны верные сыны" с элементами театрализации разработана к празднику Великой Победы. Сюжетная линия композиции построена от начала горестных дней Великой Отече...
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...