История одного класса. Литературно-музыкальная композиция с элементами экскурсии.
план-конспект занятия (8 класс) по теме

 Хасиятулина Венера Гакиловна

История одного класса.

Литературно-музыкальная композиция с элементами экскурсии.

Место проведения - школьный музей

Цель: воспитание гражданской позиции, патриотизма на примерах краеведческого характера,

активизация познавательной деятельности через внеклассную работу

продолжить изучения истории России методами личностно-ориентированного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_odnogo_klassa.docx20.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

История одного класса.

Литературно-музыкальная композиция с элементами экскурсии.

Место проведения - школьный музей

Цель: воспитание гражданской позиции, патриотизма на примерах краеведческого характера,

активизация познавательной деятельности через внеклассную работу

продолжить изучения истории России методами личностно-ориентированного подхода

Оборудование:  документы, газетные статьи, фотографии, презентации

                                          План:

1. Организация класса.

2. Сообщение темы, цели урока мужества.

Учитель.   В две тысячи десятом году наша страна будет праздновать  65 лет Победы в Великой Отечественной войне, а в  этом году наша школа будет отмечать- 90 лет.

 Школа вместе со всей страной переживала и радости, и горе. Из стен школы вышли в жизнь будущие академики, врачи, учителя, строители. Но мирный труд граждан был варварски прерван (слова Молотова)

1) Не могу понять, почему через 1000лет захотел увидеть ту ночь и этот рассвет, когда началась страшная война, закончившаяся, к счастью всего человечества, нашей победой.

А ведь мы были в позиции зыбкой, слабой, если вспомнить лето сорок первого и триумфально-победные для Германии дни.

   Я смотрел на рассветное небо, а оно нежно розовело за деревьями, пустынно-чистое, обещающее вечную молодость, любовь, безмятежную жизнь.

Не было ни звезд, ни месяца. Как в  околдованной белой воде, стояла ночь на хрупком переломе, еще длился час нерушимости всего земного.

     И в этот час непорочного рассвета началось то, что стоило нам миллионы жизней.

                                                                                       Ю. Бондарев    22 июня.

2)     От Бреста до Москвы – тысяча сто км, от Москвы до Берлина-1600. Итого - две тысячи 700 км. Не так уж и много, правда?

1) Если поездом, то двое суток, самолетом - около трех часов.

Но перебежками и по-пластунски, в боях и в поединках с врагом, в отступлениях и атаках, в санитарных поездах и эшелонах на передовую - четыре трудных года.

2) Эта история о тех, кто 22 июня праздновал свой выпускной вечер. Это был последний счастливый вечер в их мирной жизни.

3)  Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой

И глаза молодых солдат

С фотографий ушедших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя

Ни солгать, ни обмануть,

 Ни с пути свернуть

4) Ведомость учета успеваемости 10 С класса на 1941-1942 учебный год Мелекесской средней школы № 1 Куйбышевской области. Ничего особенного в этом документе нет. Пожелтевший от времени лист, поблекшие чернила.

      Этот уникальный документ (кусочек истории страны) хранится в музее средней школы№9 г. Димитровграда.

       Современным классным руководителям он знаком: в конце каждого учебного года они сдают ведомость по качеству успеваемости своего класса. Только отметки сегодняшним выпускникам выставляются по-другому и обучаются они в институтах мирным профессиям.

          История 10 С класса особенная. Сразу же после окончания школы, 8 го августа 1942 года несколько ребят поступают в Ульяновское танковое училище и уже в 1943 году направляются на фронт.

          34 фамилии в ведомости 10 С класса 41-42 военного года. Из 11 ушедших на фронт только пятеро вернулись с войны: 4 парня и одна девушка.

                            Песня.   Вспомните ребята.

5)    Уходили мальчики-нА плечах шинели,

Уходили мальчики - храбро песни пели,

Отступали мальчики – пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами.

Поднимались мальчики по свистку в атаку

В черный дым сражений. На броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты

Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом

Показали мальчики за четыре года,

Ч то такое мальчики нашего народа.

6)  Первое письмо о гибели сына получает Топталина  К. П.

28 сентября 43 года. Здравствуйте, Клавдия Петровна!

Привет вам от меня, т.е. Долгова Тимофея Алексеевича.

Я работал на одном танке с вашим сыном Сашей. Был у него механиком-водителем…

Наш танк сгорел, а меня отправили в госпиталь. Пролежал 12 дней, а когда вернулся мне товарищи рассказали, что Топталин Саша убит - прямое попадание снаряда. Ещё задолго до этого боя мы дали друг другу адреса и договорились, что если что-нибудь случится с одним из нас, то второй сообщит родителям. Товарищи говорили мне, что его похоронили со всеми военными почестями, которых он был удостоен как красный офицер нашей родной Красной Армии.                  Долгов Т.А.

7) Как ждали матери солдатские письма с фронта. Они были единственной нитью, связывавшей близкие сердца. Письма много раз перечитывались, проливали над ними  сладкие или горькие слезы. Солдатские письма – это особый жанр литературы, самый искренний и достоверный, созданный непосредственно участниками событий.

( показ писем на стенде)

И как боялись люди получить вот такие извещения. ( Показывает на стенде)

8) Четырнадцатым в классной ведомости был Коробов Николай. Его мама, Коробова Наталья, получила извещение 14 июня 1944 года. «Ваш сын гвардии лейтенант Коробов Николай Павлович, в бою за Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 21 января 1944 года»

            В письме командира части сообщалось о том, что Николай был доставлен в госпиталь в тяжелом состоянии, два дня находился в бессознательном состоянии вследствии большой потери крови и тяжелого шокового состояния. В извещении в графе похоронен стоит вопросительный знак.

            Музыка Высоцкого

9)  Почему все не так?

Вроде все как всегда:

То же небо опять голубое,

Тот же лес,  тот же воздух

И та же вода  …

Только он не вернулся из боя.

10) Самым маленьким по росту, но добрым и озорным был в классе Саша Меляшинский: в списке класса он семнадцатый.

  Зимой 45 го его танк гонит фашистов по территории Польши. Близится победа, долгожданная встреча с близкими, любимой девушкой, с которой Саша учился в одной школе. Но и в дом Меляшинских приходит беда: друзья-танкисты, командир танкового взвода пишут, как погиб Александр. Затем-похоронка, затем-указ о посмертной награде. И только ни его мама, ни Лидочка Гусева, его любимая девушка, не верили в гибель Саши. Через полтора месяца из Львова в дом Меляшинских пришло письмо: медсестра госпиталя, где лежал Александр Сергеевич, сообщила, что их сын жив. Но тяжело ранен, даже ослеп. Когда снаряд попал в танк, Александра выбросило далеко в снег. Нашли его поляки, по фамилии в документах приняли за соотечественника и , увидев, что он ещё жив, отправили в госпиталь. Так он попал во Львов, откуда и пришла радостная весть.

Только летом 1946 года Меляшинский вернулся в родной Мелекесс.

         Да, так и должно быть. Потому, что верил солдат в Победу, потому, что не мог обмануть тех, кто остался ждать его.

         В нашем музее хранится вырезка с газетным очерком « Любовь, победившая смерть»

11)    Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть.

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут

Позабыв вчера.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: Повезло!

Не понять не ждавшим им, как среди огня

Как среди огня.

Ожиданием своим ты

Спасла меня.

Учитель. На стенде обозначены фамилии выпускников и учителей школы, погибших во время Великой Отечественной войны и тех, кого война догнала в мирное время.

12) Ушла война, оставив списки

Погибших в праведном бою

Застыли скорбью обелиски

В недвижном каменном строю.

13) пал смертью храбрых, -отвечаем

И вновь живем грядущим днем

Минутой скорбного молчанья

Давайте павших помянем.

Минута молчания.

Перестроение.

Благодарим, солдаты, вас-

За жизнь

За детство

за весну

за тишину

за светлый дом

за мир

в котором мы живем

Все вместе: Благодарим, благодарим, благодарим…

Учитель: К сожалению, войны не утихают на нашей земле. Афганистан, Чечня, Нагорный Карабах…Непрекращающиеся бои в различных горячих точках уносят тысячи жизней молодых ребят. А сколько матерей так и не дождались своих сыновей.

     Песня.   Матерям погибших героев.

Заключение.  И все-таки жизнь продолжается. И вновь наступает весна, цветут сады

И наша задача - не забывать тех, кто обеспечил нам мир и покой.

  История одного класса.

     Музейный урок. Литературно-музыкальная композиция

              с элементами экскурсии.

                                                          Разработала

                                                       Хасиятулина В.Г.

                                                       учитель истории

                                                       МБОУ СОШ№9

                                                       г. Димитровграда

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции с элементами экскурсии «Есть такая планета - Сибирь», посвящённой 75-летию Иркутской области.

Внеклассная работа: литературно-музыкальная композиция с элементами экскурсии для учащихся 8-11 классов «Есть такая планета - Сибирь»,посвящённой 75-летию Иркутской области. Цель: патриотическое и дух...

КТД: Театрализовано-познавательная система микромодульных игровых технологий(ролевая).9-10 классы.Литературно-музыкальная композиция "Лебединая песня Ивана Сергеевича Тургенева"( к юбилею со дня рождения)

Литературно-музыкальная композиция"Лебединая песня  И.С.Тургенева"посвящена 195-летию со дня рождения русского писателя И.С.Тургенева.Его творчество принадлежит к лучшим страницам мировой литерат...

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 4 – 7 классов литературно-музыкальная композиция «Война стояла у ворот столицы осаждённой»

Цель: воспитание  патриотизма,  любви к своей   Родине и её  защитникам. Задачи. Образовательные: •          расширять знания...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 10 класса. Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения Роберта Бернса.

Организация внеклассной работы является одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку.Внеклассная работа по английскому языку в нашей школе имеет большое общеобразовательное, во...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....