Классный час “Сотрудничество как способ общения”
методическая разработка по теме

Денисова Лидия Алексеевна

Цель: приобрести практические навыки взаимодействия и сотрудничества друг с другом.

Задачи:

-стимулировать способность взаимопонимания между учащимися;

-развитие навыков эффективного взаимодействия на практике (научить детей договариваться);

- зафиксировать опыт эмоционального, дружного, благодарного восприятия друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichetvo-kak_sposob_obshcheniya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час “Сотрудничество как способ общения”

 Цель: приобрести практические навыки взаимодействия и сотрудничества друг с другом.

Задачи:

-стимулировать способность взаимопонимания между учащимися;

-развитие навыков эффективного взаимодействия на практике (научить детей договариваться);

- зафиксировать опыт эмоционального, дружного, благодарного восприятия друг друга.

Ход занятия:

Вводная часть  15 мин

Я рада видеть и приветствовать вас.

Упражнение «Фруктовый салат».

Цель: эмоциональный и физический «разогрев» включение в работу.

Каждый по очереди, протягивает руку соседу и  называет свое имя, фрукт, с которым он себя ассоциирует и определение, почему именно так. Фрукты и причины не должны повторяться.

(Воспит. показывает пример и подводит итог.)

Трудно было справиться с заданием?

 Почувствовали ли вы себя фруктами из одного салата?

«У нас получился очень вкусный и красочный фруктовый салат. А сливками к этому салату будет наша совместная работа». 

И для начала предлагаю  посмотреть  мультфильм.

Как вы поняли,  о чем этот м/ф?

В чем преимущество?  В ИХ СПОСОБНОСТИ СООБЩА объединиться и преодолеть опасность.

Или какое качество они проявили? Как можно обобщить и одним словом назвать вышеперечисленные действия? Умение договариваться или  сотрудничать.

Как  называются люди, занятые в совместной труде? (Сотрудники)

Наверняка вы поняли, о чем  будет занятие? О чем? ( Ответы детей )

Что вы ждете от занятия?  Что будем делать для  достижения цели?

СЛАЙД 2

Тема занятия «Сотрудничество, как способ общения».

Спрашиваю учащихся: «А как вы понимаете термин -  Сотрудничество?»

Любой ответ принимается  и записывается на доске. Обсуждаем.

Даём определение - «сотрудничество», например, так: сотрудничество - способность людей вместе работать для достижения общих целей. 

Слайд 3

  -Умение сотрудничать, то есть, правильно взаимодействовать с другими людьми, необходимо нам всегда и везде: в классном коллективе, в компании друзей, в кругу семьи. Но, думаю, вы согласитесь со мной, что не всегда нам удается найти общий язык с окружающими.

 Вот поэтому, цель нашего сегодняшнего занятия - приблизиться к взаимопониманию и приобрести практические навыки взаимодействия и сотрудничества  друг с другом.

Предлагаю ребятам припомнить, когда они работали вместе с кем-нибудь, чтобы сделать что-то общее или учувствовали в каком либо мероприятии, выступая командой,  прошу желающих рассказать об этом классу. Для подсказки вывешиваю наводящие вопросы:

Слайд 4

Было просто или непросто вспомнить об этом? Почему?

Что вы делали вместе? Какой был  результат?

Чем вам понравилась работа вместе?

Чем не понравилась?

Испытывали ли вы какие-нибудь трудности? В чем состояли трудности?

Как их можно преодолеть, избежать?

Есть ли такая работа, которую лучше делать одному?

Мозговая атака.

Как расширить сотрудничество в классе?

Как сделать совместную работу в классе более интересной?

Что, по вашему мнению, способствует успеху в сотрудничестве?

Все предложения обсуждаются. Принимаем решение на практике применить наиболее интересные соображения, тем самым мы как бы определили принципы или правила сотрудничества в классе. ? (правильное распределить обязанности, умение слушать др. друга, не оскорбляйте др. друга, не злитесь, просто спокойно объясните ему, почему вы с ним не согласны, умение договариваться) 

Сотрудничество на практике

Предлагаю ребятам выбрать фигурку, согласно выбранной фигуре ребята делятся на 2 группы.

Что вы думаете о пословице: «Одна голова хорошо, а две лучше».

Упражнение 1. «Рисуем вместе» (7 мин)

Учащиеся делятся на пары. У каждой пары  будет только один лист бумаги и один карандаш (фломастер).

-Нарисуйте вдвоем картинку на любую тему. Рисовать нужно вдвоем, одновременно, вместе держась за один карандаш. Во время выполнения задания помните о правилах и принципах совместной работы, о которых мы говорили. 
По окончании выполнения задания желающие демонстрируют свои рисунки остальным ребятам, коротко рассказывают содержание рисунков. Поблагодарить все пары и предложить участникам каждой пары поблагодарить друг друга.

Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером?

Сложно ли было вам рисовать молча?

Пришли  вы  к единому мнению?

Пытался ли кто-нибудь взять на себя контроль над выполнением задания?

Проявлялись ли по ходу игры нетерпение, готовность помочь, подсказать?

Упражнение 2.  "Согласованные действия" цель: научить ребят договариваться.

Реквизит. Ленты и шарик.

Упражнение Го́рдиев узел (10 мин) 

Го́рдиев узел — сложный узел, завязанный по легенде фригийски царём Гордием, который разрубил Александр Македонский.

Поэтому гордиевым узлом называют. всякое запутанное дело.  Разрубить «гордиев узел» - значит, смело, энергично решить сложное дело.

Участники разбиваются на группы по восемь человек. Каждая группа образует круг.

Все участники вытягивают левые руки в центр круга.

Затем каждый сжимает руку какого-то другого игрока, только не руки своих соседей.

После этого каждый игрок вытягивает правую руку и находит чью-либо свободную руку. Обратите внимание играющих на то, что нельзя держать обе руки одного и того же человека.

В результате всех манипуляций получится узел, и группа должна, не разрывая соединения рук, распутать его.

 Важные правила: чтобы никто не вывихнул и не повредил руки, в одно и то же время двигаться может только один участник; если какой-либо игрок почувствует, что его рука выворачивается, он может на мгновение отпустить руку, чтобы затем принять терпимое положение.

В конце игры важно подвести итоги, предоставив участникам право ответить на следующие вопросы:

Пытался ли кто-нибудь взять на себя контроль над выполнением задания?

Оставался ли кто-то из игроков совершенно пассивным?

Какой была атмосфера в группе?

Проявлялись ли по ходу игры нетерпение, готовность помочь?

Не оказалась ли возникающая по ходу игры ситуация стрессовой для кого-то из участников?

Можно ли сравнить игру с повседневными социальными ситуациями?

Как пережили участники тесный физический контакт с другими членами группы?

Не чувствовали ли себя участники несвободными, словно в тюрьме?

Получили ли члены группы удовольствие от игры?

Слаженно ли работала команда?

Трудно было справиться с заданием?

Как можно было повысить эффективность работы?

Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?

Упражнение используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.

Необходимые материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Время: 20 минут.

Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.

Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе — комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (в классе) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей — какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.

Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.

После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.

Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими — нет?

Итоги: Большое спасибо вам за работу.

И в заключение встречи я попрошу дать оценку своей деятельности по методике «Пять пальцев». (слайд)

Посмотрите на ладонь и подумайте, глядя на:

Мизинец – какие знания, опыт я приобрел?

Безымянный – что я сделал для достижения результата группой?

Средний – каким было мое настроение?

Указательный – чем я порадовал других, помог им.

Большой – что я возьму с собой, что может пригодится?

Мне было очень приятно общаться с вами, я получила огромное удовольствие надеюсь и вы тоже.

Конец. Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Мне было очень приятно общаться с вами, я получила огромное удовольствие надеюсь и вы тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

55 способов общения с неговорящим ребёнком

55 способов общения с неговорящим ребёнкомАвтор: Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В....

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок в 11 классе "Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях"

Интегрированный урок (русский язык, основы православной культуры. информатика)...

Система уроков по искусству в 8 классе "Искусство как универсальный способ общения"

Презентация к  уроку "Мир в зеркале искусства" по общей теме  "Искусство как универсальный способ общения"...

Искусство как универсальный способ общения.

8 класс .Искусство. Презентация к уроку Мир в зеркале искусства....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В современном мире обмен информацией превращается в глобальный ресурс человечества. Роль обмена информацией в жизни общества настолько возросла, что профессиональное разделение труда все больше дополн...

«Обучение в сотрудничестве как способ формирования УУД на уроках английского языка»

Данный материал является конспектом мастер-класса для учителей английского языка. Задачами мастер-класса являются: Создание условий для взаимодействия участников мастер-класса, актуализация знан...