Классный час “Сотрудничество как способ общения”
методическая разработка по теме
Цель: приобрести практические навыки взаимодействия и сотрудничества друг с другом.
Задачи:
-стимулировать способность взаимопонимания между учащимися;
-развитие навыков эффективного взаимодействия на практике (научить детей договариваться);
- зафиксировать опыт эмоционального, дружного, благодарного восприятия друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichetvo-kak_sposob_obshcheniya.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час “Сотрудничество как способ общения”
Цель: приобрести практические навыки взаимодействия и сотрудничества друг с другом.
Задачи:
-стимулировать способность взаимопонимания между учащимися;
-развитие навыков эффективного взаимодействия на практике (научить детей договариваться);
- зафиксировать опыт эмоционального, дружного, благодарного восприятия друг друга.
Ход занятия:
Вводная часть 15 мин
Я рада видеть и приветствовать вас.
Упражнение «Фруктовый салат».
Цель: эмоциональный и физический «разогрев» включение в работу.
Каждый по очереди, протягивает руку соседу и называет свое имя, фрукт, с которым он себя ассоциирует и определение, почему именно так. Фрукты и причины не должны повторяться.
(Воспит. показывает пример и подводит итог.)
Трудно было справиться с заданием?
Почувствовали ли вы себя фруктами из одного салата?
«У нас получился очень вкусный и красочный фруктовый салат. А сливками к этому салату будет наша совместная работа».
И для начала предлагаю посмотреть мультфильм.
Как вы поняли, о чем этот м/ф?
В чем преимущество? В ИХ СПОСОБНОСТИ СООБЩА объединиться и преодолеть опасность.
Или какое качество они проявили? Как можно обобщить и одним словом назвать вышеперечисленные действия? Умение договариваться или сотрудничать.
Как называются люди, занятые в совместной труде? (Сотрудники)
Наверняка вы поняли, о чем будет занятие? О чем? ( Ответы детей )
Что вы ждете от занятия? Что будем делать для достижения цели?
СЛАЙД 2
Тема занятия «Сотрудничество, как способ общения».
Спрашиваю учащихся: «А как вы понимаете термин - Сотрудничество?»
Любой ответ принимается и записывается на доске. Обсуждаем.
Даём определение - «сотрудничество», например, так: сотрудничество - способность людей вместе работать для достижения общих целей.
Слайд 3
-Умение сотрудничать, то есть, правильно взаимодействовать с другими людьми, необходимо нам всегда и везде: в классном коллективе, в компании друзей, в кругу семьи. Но, думаю, вы согласитесь со мной, что не всегда нам удается найти общий язык с окружающими.
Вот поэтому, цель нашего сегодняшнего занятия - приблизиться к взаимопониманию и приобрести практические навыки взаимодействия и сотрудничества друг с другом.
Предлагаю ребятам припомнить, когда они работали вместе с кем-нибудь, чтобы сделать что-то общее или учувствовали в каком либо мероприятии, выступая командой, прошу желающих рассказать об этом классу. Для подсказки вывешиваю наводящие вопросы:
Слайд 4
Было просто или непросто вспомнить об этом? Почему?
Что вы делали вместе? Какой был результат?
Чем вам понравилась работа вместе?
Чем не понравилась?
Испытывали ли вы какие-нибудь трудности? В чем состояли трудности?
Как их можно преодолеть, избежать?
Есть ли такая работа, которую лучше делать одному?
Мозговая атака.
Как расширить сотрудничество в классе?
Как сделать совместную работу в классе более интересной?
Что, по вашему мнению, способствует успеху в сотрудничестве?
Все предложения обсуждаются. Принимаем решение на практике применить наиболее интересные соображения, тем самым мы как бы определили принципы или правила сотрудничества в классе. ? (правильное распределить обязанности, умение слушать др. друга, не оскорбляйте др. друга, не злитесь, просто спокойно объясните ему, почему вы с ним не согласны, умение договариваться)
Сотрудничество на практике
Предлагаю ребятам выбрать фигурку, согласно выбранной фигуре ребята делятся на 2 группы.
Что вы думаете о пословице: «Одна голова хорошо, а две лучше».
Упражнение 1. «Рисуем вместе» (7 мин)
Учащиеся делятся на пары. У каждой пары будет только один лист бумаги и один карандаш (фломастер).
-Нарисуйте вдвоем картинку на любую тему. Рисовать нужно вдвоем, одновременно, вместе держась за один карандаш. Во время выполнения задания помните о правилах и принципах совместной работы, о которых мы говорили.
По окончании выполнения задания желающие демонстрируют свои рисунки остальным ребятам, коротко рассказывают содержание рисунков. Поблагодарить все пары и предложить участникам каждой пары поблагодарить друг друга.
Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером?
Сложно ли было вам рисовать молча?
Пришли вы к единому мнению?
Пытался ли кто-нибудь взять на себя контроль над выполнением задания?
Проявлялись ли по ходу игры нетерпение, готовность помочь, подсказать?
Упражнение 2. "Согласованные действия" цель: научить ребят договариваться.
Реквизит. Ленты и шарик.
Упражнение Го́рдиев узел (10 мин)
Го́рдиев узел — сложный узел, завязанный по легенде фригийски царём Гордием, который разрубил Александр Македонский.
Поэтому гордиевым узлом называют. всякое запутанное дело. Разрубить «гордиев узел» - значит, смело, энергично решить сложное дело.
Участники разбиваются на группы по восемь человек. Каждая группа образует круг.
Все участники вытягивают левые руки в центр круга.
Затем каждый сжимает руку какого-то другого игрока, только не руки своих соседей.
После этого каждый игрок вытягивает правую руку и находит чью-либо свободную руку. Обратите внимание играющих на то, что нельзя держать обе руки одного и того же человека.
В результате всех манипуляций получится узел, и группа должна, не разрывая соединения рук, распутать его.
Важные правила: чтобы никто не вывихнул и не повредил руки, в одно и то же время двигаться может только один участник; если какой-либо игрок почувствует, что его рука выворачивается, он может на мгновение отпустить руку, чтобы затем принять терпимое положение.
В конце игры важно подвести итоги, предоставив участникам право ответить на следующие вопросы:
Пытался ли кто-нибудь взять на себя контроль над выполнением задания?
Оставался ли кто-то из игроков совершенно пассивным?
Какой была атмосфера в группе?
Проявлялись ли по ходу игры нетерпение, готовность помочь?
Не оказалась ли возникающая по ходу игры ситуация стрессовой для кого-то из участников?
Можно ли сравнить игру с повседневными социальными ситуациями?
Как пережили участники тесный физический контакт с другими членами группы?
Не чувствовали ли себя участники несвободными, словно в тюрьме?
Получили ли члены группы удовольствие от игры?
Слаженно ли работала команда?
Трудно было справиться с заданием?
Как можно было повысить эффективность работы?
Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?
Упражнение используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.
Необходимые материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.
Время: 20 минут.
Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.
Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе — комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (в классе) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей — какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.
Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.
После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.
Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими — нет?
Итоги: Большое спасибо вам за работу.
И в заключение встречи я попрошу дать оценку своей деятельности по методике «Пять пальцев». (слайд)
Посмотрите на ладонь и подумайте, глядя на:
Мизинец – какие знания, опыт я приобрел?
Безымянный – что я сделал для достижения результата группой?
Средний – каким было мое настроение?
Указательный – чем я порадовал других, помог им.
Большой – что я возьму с собой, что может пригодится?
Мне было очень приятно общаться с вами, я получила огромное удовольствие надеюсь и вы тоже.
Конец. Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Мне было очень приятно общаться с вами, я получила огромное удовольствие надеюсь и вы тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
55 способов общения с неговорящим ребёнком
55 способов общения с неговорящим ребёнкомАвтор: Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В....
Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?
способы общения ученика и учителя в результате формально- ролевого общения ...
Урок в 11 классе "Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях"
Интегрированный урок (русский язык, основы православной культуры. информатика)...
Система уроков по искусству в 8 классе "Искусство как универсальный способ общения"
Презентация к уроку "Мир в зеркале искусства" по общей теме "Искусство как универсальный способ общения"...
Искусство как универсальный способ общения.
8 класс .Искусство. Презентация к уроку Мир в зеркале искусства....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ
В современном мире обмен информацией превращается в глобальный ресурс человечества. Роль обмена информацией в жизни общества настолько возросла, что профессиональное разделение труда все больше дополн...
«Обучение в сотрудничестве как способ формирования УУД на уроках английского языка»
Данный материал является конспектом мастер-класса для учителей английского языка. Задачами мастер-класса являются: Создание условий для взаимодействия участников мастер-класса, актуализация знан...