РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ
статья по теме

Макарьевская Марина Владимировна

В современном мире обмен информацией превращается в глобальный ресурс человечества. Роль обмена информацией в жизни общества настолько возросла, что профессиональное разделение труда все больше дополняется коммуникативным. Выпускник техникума в своей будущей профессиональной деятельности выступает как активный субъект общения: ему необходимо уметь устанавливать контакты с различными людьми, передавать и принимать информацию от окружающих, убеждать их в правильности своих идей, отстаивать свою позицию и т. д. Между тем, выпускники испытывают значительные трудности в осуществлении коммуникативного процесса. Несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современный техникум с существующим в ней набором форм и методов обучения, не всегда способствует формированию коммуникативных способов общения. В этой ситуации актуальной становится разработка психологических основ подготовки студента техникума, способного адаптироваться в мультикультурной среде, имеющего навыки сотрудничества и координации своей деятельности, а также обладающего совокупностью коммуникативных качеств и умений, продуктивно организующих речевое и неречевое поведение адекватно задачам коммуникативного процесса. В связи с этим возникает необходимость исследования проблемы развития коммуникативных способов общения студентов техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.1.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Макарьевская Марина Владимировна

Старший мастер

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯСТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В современном мире обмен информацией превращается в глобальный ресурс человечества. Роль обмена информацией в жизни общества настолько возросла, что профессиональное разделение труда все больше дополняется коммуникативным. Выпускник техникума в своей будущей профессиональной деятельности выступает как активный субъект общения: ему необходимо уметь устанавливать контакты с различными людьми, передавать и принимать информацию от окружающих, убеждать их в правильности своих идей, отстаивать свою позицию и т. д. Между тем, выпускники испытывают значительные трудности в осуществлении коммуникативного процесса. Несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современный техникум с существующим в ней набором форм и методов обучения, не всегда способствует формированию коммуникативных способов общения. В этой ситуации актуальной становится разработка психологических основ подготовки студента техникума, способного адаптироваться в мультикультурной среде, имеющего навыки сотрудничества и координации своей деятельности, а также обладающего совокупностью коммуникативных качеств и умений, продуктивно организующих речевое и неречевое поведение адекватно задачам коммуникативного процесса. В связи с этим возникает необходимость исследования проблемы развития коммуникативных способов общения студентов техникума.

Проблема формирования коммуникативных способов общения давно привлекала внимание исследователей – философов, педагогов, психологов.

Еще на рубеже XIX и XX вв. некоторые педагоги поняли, что преподавание в учебном заведении какого-либо предмета по обязательной единой общегосударственной программе становится более успешным, если его дополнить циклом необязательных для студентов, предназначенных только для желающих, внепрограммных групповых занятий. Такие занятия должны были, прежде всего, учитывать «местные условия», а именно: реальные и потенциальные запросы и интересы конкретного коллектива, реальные возможности преподавателя вызвать и развить интерес к важным аспектам данного предмета, не охваченного обязательной программой. Так возникла идея факультативных занятий.

Целью организации факультативных занятий является расширение кругозора  учащихся, развитие самостоятельного, критического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств учащихся.

Факультативные занятия призваны, учитывая интересы и склонности студентов, расширить и углубить их знания в какой-либо области.

На факультативных занятиях, направленных на развитие коммуникативных способов общения преимущественно используются методы активного социально-психологического обучения (групповые дискуссии, анализ ситуаций, ролевые и деловые игры, элементы социально-психологического тренинга и др.). Применение данных методов позволяет максимально приблизить обучающую среду к условиям профессиональной деятельности, способствует оптимизации социально-психологического потенциала студентов, развитию их теоретической и практической компетентности как субъектов общения, развитию социально-перцептивных способностей, расширению коммуникативных возможностей, формированию у студентов знаний, умений, навыков эффективного оснащения профессиональной деятельности, повышению интереса, активности, творческой самостоятельности студентов. Активные методы социально-психологического обучения, с одной стороны, подводят студентов к осмыслению помех, затруднений, характерных для ситуации межличностного общения, а с другой – к определению условий и факторов, благоприятствующих и оптимизирующих общение, что естественным образом сказывается на развитии и совершенствовании профессиональных компетенций.

Факультативное занятие – это тоже занятие (лекция, семинар, тренинг), но студент имеет определенное право относительно его выбора и посещения. Факультативный предмет также предполагает оценку усвоенных знаний и умений [1, 10].

Знания, получаемые студентами при изучении учебных предметов и факультативов, требуют обобщения и осмысления таких теоретических понятий, как личность, общество, деятельность, общение, процесс познания, учебная деятельность, чувства, воля и др. Это обобщение и призван обеспечить факультатив. Именно он должен помочь сделать предметом деятельности и анализа собственную личность, свою деятельность, осознать закономерности становления и развития потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфер личности, оценить уровень развития коммуникативных способностей. В современных условиях ни один учебный предмет, такими возможностями не обладает.

Задачи факультативных занятий состоят в следующем:

  • развитие познавательных интересов к знаниям;
  • формирование активной жизненной позиции – представление себя в качестве субъекта профессиональной деятельности;
  • совершенствование интеллектуальной сферы личности (обобщение способов и приемов учебной деятельности);
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование потребности в самовоспитании и самообучении [2,66].

Как известно, степень активности личности (стремление узнать, изучить, выяснить, изменить и т. д.) зависит от уровня сформированности интереса. Одной из задач факультативных занятий является формирование устойчивого интереса к проблемам личности и ее развития, самопознания и самообучения. Как свидетельствуют результаты исследований  Н. Г. Морозовой, интересы студентов характеризуются тремя обязательными моментами:

  • положительными эмоциями по отношению к деятельности;
  • радостью познания и познавания;
  • наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности [3, 84].

Таким образом, факультатив для студентов может служить эффективным средством их воспитания и развития. Он содержит также большие возможности для формирования ориентации студентов на свою будущую профессию.

Занятия, организуемые и проводимые в техникуме в форме факультатива, имеют ряд преимуществ для развития коммуникативных способов общения студентов:

  • на факультативных занятиях возникает дополнительная возможность развивать коммуникативные способности, умения и навыки студентов, используя традиционные и нетрадиционные методы обучения;
  • факультативные занятия углубляют профессионально-коммуникативную направленность;
  • факультативные занятия ориентированы на студентов с разным уровнем сформированности коммуникативных навыков, что позволяет повысить его, если он низкий и совершенствовать, если он высокий [4,19].

Факультативные занятия способствуют:

  • изучению психологических основ коммуникативного аспекта общения;
  • освоению методов диагностики и самодиагностики коммуникативных явлений;
  • овладению способами, средствами, методами, приемами, техниками эффективной коммуникации [4,57].

Успех факультативных занятий зависит во многом от творческого подхода педагога к работе, от его профессиональных умений и навыков. Содержание и методы деятельности педагога должны обеспечить высокий уровень овладения студентами изучаемым материалом, так как полученные знания потребуются им в будущей профессиональной деятельности. Как показывает опыт, интересы студентов техникума весьма неоднородны. Задача педагога – организовать на факультативных занятиях целенаправленную работу по формированию у студентов устойчивого интереса к соответствующей отрасли знания, показать практическую значимость изучаемого материала для дальнейшей профессиональной деятельности и личностного развития. Руководство факультативным курсом требует от педагога постоянного совершенствования знаний, педагогических умений и навыков, систематической и кропотливой работы как по подбору материала к занятиям, так и по обобщению педагогического опыта собственного и своих коллег.

С целью изучения особенностей развития коммуникативных способов общения студентов проведено эмпирическое исследование.  Констатирующий этап исследования выявил преобладание у студентов техникума среднего уровня развития коммуникативных способов общения, а также значительный процент студентов, имеющих низкий уровень развития коммуникативных способов общения.

В связи с полученными данными была разработана в учебный процесс программа развития коммуникативных способов общения студентов в процессе факультативных занятий.

В настоящее время проблема коммуникации изучается с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, педагогики и педагогической психологии, каждая из которых рассматривает ту или иную грань этой в целом комплексной проблемы. Психолого-педагогической теорией и практикой накоплен богатый научный фонд идей по решению проблемы развития коммуникативных способностей личности, коммуникативной компетентности специалиста. Моя статья базируется на идеях и теоретических положениях Г. М. Андреевой, Л. С. Выготского, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Б. Д. Парыгина, С. Л. Рубинштейна и др., заложивших концептуальные основы к пониманию значения и сущности общения; А. Б. Добровича, В. А. Кан-Калика, А. А. Леонтьева, Е. И. Рогова и др., исследовавших различные  аспекты общения, его специфику и закономерности; Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской и др., создавших модели коммуникативной компетентности, а также определивших пути и методы ее формирования и развития. Данные идеи синтезированы в моей статье при обосновании системы коммуникативных способов общения.

Список использованных источников

  1. Горячев, М. Д. Психология и педагогика: учеб. пособие / М. Д. Горячев, А. В. Долгополова, О. И.Ферапонтова. – Самара: Самарский университет, 2011. – 187 с.
  2. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии / В. Н. Карандашев. – СПб. : Питер, 2012. – 250 с.
  3. Морозова Н. Г. Воспитание положительного отношения к учению / М. : Просвещение, 2012. – 182 с.
  4. Оськина, С. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности студента педагогического вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук  / Оськина Светлана Александровна. – Тамбов, 2010. – 24 с.
  5. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2011. – 301 с.
  6. Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер. – М. : Прогресс; Прогресс-Академия, 2012. – 416 с.
  7. Шмидт, Р. Искусство общения /  Р. Шмидт. – М. : Интерэксперт, 2010. – 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных функций общения детей с тяжелыми нарушениями речи

Данный материал адресован педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В материале есть сравнение нормативов развития коммуникативных навыков дошкольников,...

Методическая работа на тему: «Методы улучшения скоростных качеств у студентов факультативных занятий по волейболу»

Достижения высокого уровня физической подготовленности волейболистов нельзя решить без разработки эффективных средств и методов развития основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ги...

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения», специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» из методического пособия «Социализация детей и подростков с ОВЗ в условиях спец...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Статья "Общение с зарубежными сверстниками как способ развития коммуникативной компетенции учащихся в рамках Международного проекта Penfriends"

Статья опубликована в сборнике "Потенциал дополнительных общеобразовательных программ в развитии обучающихся в процессе внеурочной деятельности по предмету "Иностранный язык"...

Конспекты занятий к программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения»

Конспекты занятийк программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности«Волшебный мир общения»...