Программа "Коллективное инструментальное музицирование" 3 класс
статья на тему
Программа модуля "Коллективное инструментальное музицирование" предмета "Музыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzyka_kol_instr_muzitsir_pelageina.docx | 44.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
«РАССМОТРЕНО» На заседании кафедры | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» Директор гимназии: |
Протокол №__1_____от «_30__» 08 2016 г. Руководитель кафедры: ____________ | Зам. директора по УВР: ___________ ________ _____________________ «30 »____08____2016г. | Быданов В.А.__________ приказ № ______ от «__01_»_09______2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
Коллективное инструментальное музицирование
Внеурочная деятельность
__3_ класс
Количество часов: __1______
Программа составлена на основе
Программы по музыке для 1-4 классов начальной школы на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
Составитель: Пелагеина Е. В.
учитель музыки
МБОУ гимназии г. Советский
2016г.
- Пояснительная записка
Экспериментальная программа учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» для обучающихся начальной школы, разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), с учетом экспериментальной примерной основной образовательной программы.
Основной принцип формирования содержания учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» - приоритетность практической деятельности учащихся на занятиях:
- хорового, ансамблевого пения;
- театрализации (разыгрывания) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
- освоения элементов музыкального языка как средства восприятия музыкальной речи.
В основе воспитания интереса и любви детей к музыке, понимания ими музыкального искусства как особой ценности, и, на этой основе, развития его духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств, способностей, возможностей закладывается - собственная активная деятельность ребенка при освоении музыкального искусства.
Перенос акцента на практическое освоение предмета отвечает реалиям современного российского образовательного пространства.
Основная цель экспериментальной программы: формирование у обучающихся начальной школы умения художественно, творчески мыслить и практически воплощать собственное осмысление музыки в процессе совместного с другими детьми музицирования, инструментальной или вокально-хоровой деятельности.
Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности.
Цель учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» – художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенного опыта коллективной музыкально-исполнительской деятельности.
Задачи учебного предмета:
1. Развитие интереса к музыкальной деятельности, способностей к коллективному музицированию.
2. Развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.
3. Овладение средствами выразительности музыкального языка в доступной для учащихся игровой форме.
4. Развитие способностей учащегося, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности.
4. Обучение игре на Орф-инструментарии, блокфлейте, инструментах малого ударного состава.
5. Формирование исполнительской свободы.
6. Развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей и инициативы.
7. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления элементарной художественно-творческой деятельности.
Методы обучения
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);
- практический (работа на инструменте, упражнения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
II Требования к уровню подготовки учащихся
- Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью
- выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.
2. Личностные результаты
Личностные учебные действия по музыке выражаются:
- в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
- в воспитании любви к Родине, к родной природе, к русской народной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов.
Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам музыкальной культуры – профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира.
Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Основными видами деятельности, лежащими в основе содержания предмета «Коллективное инструментальное музицирование», являются игра на Орф-инструментах; игра на свирели; игра в ансамбле; ритмические упражнения, ритмоинтонирование, ритмодекламация; пластическое интонирование; творческие упражнения, импровизация, сочинение.
III Тематическое планирование учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование»
- Содержание учебного предмета 3 года обучения
Раздел | Содержание раздела | Кол - во час | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности |
1. Музыкальный проект «Сочиняем сказку». | Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость | 7 | Занятие изучения и первичного закрепления новых знаний | Формирование умений и навыков ансамблевого исполнения. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом |
2. Музыкальная грамота | Метроритм. Понятия: такт, метр, размер. Пластическое и графическое моделирование метроритма | 4 | Инструментальное сопровождение к пройденным песням с использованием изученных интервалов и трезвучий. | Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. |
3.Исполнительское мастерство | Работа с новыми ритмическими моделями. | 4 | Занятие изучения и первичного закрепления новых знаний | Слушание и исполнение музыкальных произведений. |
4. Я – артист | Свирель: совершенствование мастерства, работа над аппликатурой. Усложнение репертуара. (Вариативная часть – региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона) | 5 | Исполнение русских народных песен на инструментах | Формирование знаний об основных группах оркестра: |
5. Мир оркестра | Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): совершенствование игры в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур для малого и большого составов. | 3 | Занятие изучения и первичного закрепления новых знаний. Музыкальная викторина «Угадай инструмент». | Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования |
6.Я – исполнитель Исполнение элементарных пьес. | Исполнение элементарных канонов. Сочинение речевых пьес с шумовым аккомпанементом в простых размерах | 3 | Исполнение русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в России, песен a capella, канонов, | Исполнение песен в сопровождении народных инструментов |
7. Совместная деятельность с родителями. | Совместная деятельность с родителями. Музыкальные соревнования | 4 | Разыгрывание народных песен по ролям, игры-драматизации. | Исполнение песен текущего репертуара. |
8. Музыкально-театрализованное представление | Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций. | 3 | Открытые уроки. Концерты | |
9 Резервное занятие | 1 |
IV Способы реализации и методические основания экспериментальной программы
Коллективное инструментальное музицирование как вид музыкального исполнительства является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.
Данный вид деятельности самым естественным образом развивает музыкальные способности и исполнительские возможности детей, приобщая их к совместному музицированию, вызывая радость коллективного творчества.
Программа учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» разработана с учетом:
- особого отношения к уникальности мира каждого ребенка, признания его самобытности; создания условий для раскрытия природных дарований, творческого потенциала, развития индивидуальных особенностей и музыкальных способностей ребенка;
- создания пространства для благоприятного развития и реализации личностных качеств учащегося в творческом коллективе, объединенном общими учебными и исполнительскими задачами;
- приоритета игровых форм подачи материала как наиболее органичных при введении детей в особый мир художественной деятельности;
- пробуждения у детей желания заниматься особым видом творческой деятельности;
- воспитания в ребенке способности воспринимать прекрасное;
- нахождения таких способов организации музыкально-творческой деятельности, при которых дети получали бы радость, как от процесса познания, так и от конечного результата в виде выступлений на концертах и участия в музыкальных спектаклях.
Природная любознательность побуждает ребенка к исследованию звука, пониманию зависимости качества звучания от способа извлечения, зависимости «содержания» звука от эмоционально-смысловых переживаний. Различные приемы игры на инструментах позволяют получить звук разного качества, а, следовательно – разного «содержания», но экспериментирование со звуком не должно выходить за рамки красивого звучания.
Формирование отношения ребенка к музыкальному звуку наиболее эффективно начинать с инструментов элементарного музицирования, где способ действия не вызывает затруднения, а овладение разнообразным инструментарием помогает воспитанию «красочного слуха» – ярких ассоциаций между тембром звука и цветом.
Инструменты «открываются» ребенку постепенно, и чем многограннее будет их исследование, тем ярче эмоционально-ассоциативное восприятие окраски звука. Ребенок совершает «путешествие» – проходит путь от словесного описания внешних признаков инструмента: формы, цвета, конструкции, материала, из которого он изготовлен, к его главной тайне – неповторимому «голосу». Он должен найти то единственное красивое звучание, которое живет внутри инструмента и рождается в результате правильно организованной пластики и отношения к инструменту со стороны ребенка.
В работу включаются ударные инструменты, не имеющие определенной высоты звучания. Они незаменимы в формировании метроритмического чувства детей. Инструменты с определенной высотой звучания, обладающие большими выразительными возможностями, помогут сформировать более сложные исполнительские навыки, направленные на раскрепощение и организацию моторно-двигательного аппарата, мышечную свободу. Игра на инструментах элементарного музицирования помогает развить и сформировать устойчивую метроритмическую способность, игра на блокфлейте (либо другом духовом инструменте региона) – осмысленно относиться к мелодическому рисунку, выразительному интонированию.
Коллективное инструментальное музицирование направлено на воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональности детей и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; приобретение собственного опыта музыкальной деятельности через игру в оркестре.
Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности.
Занятия проводятся один раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность занятия – 40 минут. Форма проведения занятий групповая (до 25 человек), возможно деление учащихся на подгруппы (по 10 – 12 человек), а также мелкогрупповые занятия (от 2 до 10 человек).
V Учебно-методические средства обучения.
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
- музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;
- комплект элементарных музыкальных инструментов:
блокфлейта (свирель);
бубен;
бубенцы;
глокеншпиль (колокольчики);
кастаньеты;
колокольчик;
ксилофон;
ложки;
маракас;
металлофон;
ручной барабан;
тамбурин;
треугольник;
трещотка;
VI Мониторинг успешности программы
Для отслеживания результатов апробации экспериментальной программы предусматриваются следующие способы отслеживания:
- Экспертная оценка учителем музыки:
- интереса к поставленным на занятии задачам;
- степени усвоения материала занятия;
- степени активности детей в практической деятельности на занятии.
Диагностический инструмент экспертной оценки - дневник апробации программы (педагогических наблюдений).
Данный инструмент позволяет проводить текущее оценивание сформированности планируемых показателей успешности апробации.
Контроль за уровнем усвоения репертуара осуществляется руководителем в форме индивидуального опроса на занятиях.
Два раза в год для родителей проводятся отчётные концерты. Итоговая аттестация проходит в конце года в форме концертных выступлений. Важным элементом учебного процесса в школе является систематический контроль успеваемости учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия». Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...
Взгляд родителей на учебный процесс в инструментальном классе
Взгляд родителей на учебный процесс в инструментальном классе Анализ анкетирования родителей.Анкетирование проходило в начале 2011-12 уч. года. Было опрошено 49 респондентов-родите...
Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"
Урок по музыке для 5 класса соответствует ФГОС....
Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"
Урок соответствует ФГОС...
Развитие навыков творческого музицирования младших школьников в инструментальном классе ДШИ
Подбор мелодии по слуху, чтение с листа, транспонирование, импровизация-все эти выды и разновидности музыкальной деятельности, будучи, умело использованными, могут решить значительную часть задач, сто...
МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс
МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс (по видам) (инд).Раздел 4. Инструментальный ансамбль ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 1Текст задания: 1. Посадка при ансамблевой игре за инструментом...
методическая работа "Об особенностях концертмейстерской деятельности" (из опыта работы пианиста-концертмейстера в инструментальных классах ДШИ, хоровых и вокальных коллективах)
методическая работа об особенностях концертмейстерской деятельности в инструментальных классах ДШИ, хоровых и вокальных коллективах....