МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс
методическая разработка по музыке по теме
МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс (по видам) (инд).
Раздел 4. Инструментальный ансамбль
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 1
Текст задания: 1. Посадка при ансамблевой игре за инструментом и положение рук при игре. Разбор со счетом вслух несложных пьес.
Условия выполнения задания
1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 2
Текст задания: 1. Индивидуальное разучивание партии:
правильность исполнения нот, аппликатура, штрихи, темп, агогика
Условия выполнения задания
- Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 3
Текст задания: 1. Продемонстрировать на простом музыкальном произведении педализацию в ансамбле; переворачивание страниц и отсчет длинных пауз; синхронное начало и окончание ансамбля; динамика исполнения, четкость ритма, устойчивость.
Условия выполнения задания
1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 4
Текст задания: 1. На примере одного заданного произведения продемонстрировать умение чтения с листа.
Условия выполнения задания
- Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 5
Текст задания: 1. Разработка сценария лекции-концерта, организация выступления с концертной программой
Условия выполнения задания
Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 6
Текст задания: 1. Выразительное исполнение музыкальных произведений на основе анализа художественных задач
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задании: на учебной/производственной практике в ДОУ и общеобразовательной школе, аудитория с музыкальным инструментом
Критерии
оценивая выполнения заданий
«5» - Отличные умения и навыки владения инструментом в объеме курса инструментальный ансамбль.
Безупречное исполнение произведений; понимание стиля и художественного образа; владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте (темпе, динамике, штриховой стилистике)
- степень передачи участниками ансамбля характера исполняемого произведения, его стилистических особенностей;
- ритмическая согласованность и устойчивость исполнения;
- динамическое равновесие;
- единство фразировки у обоих исполнителей;
- чистота педализации;
- при исполнении переложений симфонической музыки – передача темброво-штрихового богатства оркестра.
«4» - Хорошие умения и навыки владения инструментом при некоторых технических погрешностях; понимание стиля и художественного образа; владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте.
«3» - Хорошее исполнение произведений с некоторыми неточностями (недостаток кантилены, чувства стиля, техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями)
«2» - Низкий уровень подготовки. Программа представлена не в полном объеме.
Текущий контроль по МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс (по видам) (инд).
Раздел 4. Инструментальный ансамбль
Требования к знаниям и навыкам
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
- особенности фортепианного ансамбля как вида искусства;
- методы анализа инструментального произведения;
- основные этапы развития фортепианного искусства, в том числе современные исполнительские школы;
- цели, задачи, принципы организации ансамбля, его роль в музыкальном образовании учеников;
- методику работы по организации и обучению игре фортепианного ансамбля;
- методику проведения репетиций и концертных выступлений ансамбля.
Уметь:
- формулировать исполнительские задачи в процессе работы над музыкальным произведением;
- анализировать инструментальное произведение различных стилей, жанров, исполнять музыкальные произведения на профессиональном уровне в ансамблевом исполнении;
- использовать новые технологии в исполнительской деятельности фортепианных ансамблей;
- самостоятельно работать над репертуаром с партнером:
- вести культурно-просветительскую деятельность;
- применять теоретические знания и умения в практической и профессиональной деятельности.
Практический опыт:
- Выразительное исполнение музыкальных произведений на основе анализа художественных задач
- реализовать в собственной практической деятельности основные теоретические положения методики музыкального образования;
- планировать музыкально-педагогическую деятельность и прогнозировать ее результаты.
Требования к репертуару
II курс
К первым шагам в овладении «ансамблевой техникой» можно отнести следующие требования начального обучения:
- особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на одном фортепиано;
-способы достижения синхронности при взятии и снятии звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;
- согласования приемов звукоизвлечения;
- передача голоса от партнера к партнеру;
- соразмеренность в сочетании несколько голосов;
- соблюдение общности ритмического пульса и т. д.
По мере усложнения художественных задач, расширяются и технические задачи совместной игры.
Примерная программа курса
- 3-4 несложные разнохарактерные пьесы;
- 1-2 произведения (чтение с листа)
Примерный репертуар:
II курс
Алексеева О., Науменко И. Два рояля – восемь рук (Ноты) /О. Алексеева , И. Науменко . – Санкт – Петербург : Союз художников , 2001. - 50 с.
Савельев Б. «На крутом бережку из м/ф «Леопольд и золотая рыбка»;
Уотт Д. « Песенка поросят из м/ф « Три поросенка».
Видякина Т. Музыкальные ступени (Ноты) / Т. Видякина. - Новосибирск: Нонпарель, 2001 - 60 с.
Градески Э. «Маленький поезд»;
Шмитц М. «Много пятерок в портфеле».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л. Захарова. - Ростов -н/Д : Феникс, 2010. - 119 с.
Чайковский П. «Мой садик»;
Глинка М. «Полька»;
Бетховен Л. «Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»;
Вебер К. «Вальс из оперы «Волшебный стрелок».
Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки (Ноты) / Л. Коршунова. - Новосибирск: Окарина,2002. - 23 с.
Гладков Г. «Песенка друзей»;
Стукалин Н. « Следствие ведут колобки».
Смирнова Н. Пьесы. Хрестоматия для фортепиано (1-3 классы). (Ноты) / Н. Смирнова. – Ростов- н/Д : Феникс, 2009. - 43 с.
«Вальс из шарманки»;
«Танец утят».
Шпиндлер Ф. Альбом для юношества .Ансамбли. Тетрадь 1.(Ноты) / Ф. Шпиндлер. – Новосибирск: Арт-классик,1999. - 25 с.
«Молитва»;
«Утром»;
«Вечерняя заря»;
«Беспечность»
Платонов В. Веселая электричка. Фортепианные ансамбли для младших и средних классов ДМШ (Ноты) / В. Платонов. - Новосибирск: Окарина,2006. - 42 с.
«Веселая электричка»
Барсукова С. Любимое фортепиано (Ноты) / С. Барсукова. - Ростов- н/Д : Феникс,2011 - 71 с.
Доницетти Г. «Тирольские мелодии»;
Ирадье С. «Голубка».
Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс (Ноты) / С. Барсукова. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2003. – 80 с.
Халаимов С. «Сладкоежка»;
Фрид Г. «Веселая прогулка».
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. (Ноты) / О.Геталова,И. Визная. - Санкт-Петербург : Композитор. 2005. - 160 с.
Градески Э. «Мороженое»;
Куперен Ф. «Кукушка»;
Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе».
Дулова В. Джаз в четыре руки (Ноты) /В. Дулова. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2003.- 30 с.
Шмитц М. «Рэг».
Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки и в 6 рук (Ноты)/ Ю.Маевский. – Санкт-Петербург : Композитор,1999. - 39 с.
Карамиа Т. «Прогулка по кукурузному полю»
Петерсен Р. «Старый автомобиль».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л.Захарова. - Ростов н/ Д : Феникс,2010. – 119 с.
Моцарт В.А. «Менуэт из оперы «Дон Жуан»;
Вебер К. «Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»;
Шуберт Ф. «Вальс».
Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки (Ноты) / Л. Коршунова. - Новосибирск : Окарина, 2006. - 72 с.
Дога Е. «Вальс из К/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;
Рамирес А. «Мелодия».
Митина С., Митин В. Юному пианисту. Учебное пособие для 1-4 классов ДМШ (Ноты) / С. Митина,В. Митин. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1997. - 207 с.
Бетховен Л. «Три немецких танца»;
Глинка М. «Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица»
Требования к репертуару
III курс
Самостоятельный анализ музыкальных произведений.
Развитие и совершенствование навыков чтения с листа. Работа над музыкальным произведением самостоятельно. Исполнительско – просветительская деятельность.
Примерная программа курса
- 5-6 разнохарактерные произведения
- Чтение с листа легких пьес.
Примерный репертуар:
III курс
Балаев Г.,Матевосян А. Фортепианные ансамбли. Для музыкальных школ. (Ноты) / Г.Балаев, А.Матевосян. - Ростов н/ Д : Феникс, 2000. - 72 с.
Балаев Г. «Армянский танец»
Балаев Г. «Горный ручей»
Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс (Ноты) / С. Барсукова. – Ростов н/ Д :Феникс, 2003. - 82 с.
Зив М. «Предчувствие»;
Фрид Г. «Танец»;
Азарашвили В. «Прогулка»;
Халаимов С. «Ночная сказка».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л.Захарова. - Ростов н/ Д : Феникс,2010. – 119 с.
Глинка М. «Краковяк из оперы «Иван Сусанин»;
Чайковский П. «Колыбельная в бурю»;
Шуберт Ф. «Музыкальный момент».
Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки. (Ноты) / Л. Коршунова. – Новосибирск : Окарина, 2006. – 72 с.
Петров А. « Песенка с морским дьяволом»;
Петров А. «Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»;
Петров А. «Я шагаю по Москве». Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
Счастливенко Л. В свободный час. Легкие переложения для фортепиано. Второй выпуск. (Ноты)/ Л.Счастливенко . – Новосибирск, 2007. -74 с.
Металлиди Ж. «Веселое шествие»;
Харито Н. «Приключения Макса Линдера».
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
«Полька и танго»;
«Регтайм №1».
Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано, 4-5 класс (Ноты)/ Г. Цыганова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2004. – 108 с.
Глинка М. «Марш Черномора»;
Киркулеску Н. «Мой друг»;
Хачатурян А. «Танец девушек».
Григоренко В.Ансамбли 5-7 класс (Ноты) / В. Григоренко. – Москва: Кифара, 1997. - 83 с.
Глазунов А. «Романеска»;
Раков Н. «Радостный порыв»;
Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты) / А. Дубровина. - Новосибирск : Окарина, 2006. - 70 с.
Чайковский П. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром ,1 часть (фрагмент)
Иванова М. Ансамбли нашим пианистам для средних и старших классов (Ноты) / М. Иванова. - Санкт-Петербург : Полифото-пресс, 1996. -100 с.
Бах И.С. «Шутка»;
Глинка М. «Вальс из оперы «Иван Сусанин»;
Моцарт В.А. « Ария Фигаро»;
Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица».
Криштоп Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты) / Л. Криштоп. - Санкт-Петербург : Северный олень, 1997. - 82 с.
Шуберт Ф. «Героический марш».
Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в четыре руки. Вып. 2 (Ноты) / Ю. Маевский. - Санкт Петербург : Композитор, 2002. - 61 с.
Щедрин Р. «Царь Горох».
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
«Болеро»;
«Полька».
Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс. (Ноты) / Г. Цыганова. –Ростов- н/Д: Феникс, 2004. - 108 с.
Рахманинов С. «Итальянская полька»;
Рубин В. «Вальс из оперы «Три Толстяка»;
Цфасман А. «Я хочу танцевать»;
Штраус И. «Полька Трик-трак».
Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (Ноты) / Г. Балаев , Матевосян А. – Ростов Н/ Д : Феникс, 2000. - 102 с.
Балаев Г. «Вальс»
Матевосян А. «Кукольный хоровод из цикла «Детская шкатулка»
Григоренко В. Ансамбли 5-7 класс (Ноты)/Григоренко.-М:-Кифара,1997-83с.
Свиридов Г. «Зимняя дорога».
Державин М. Ансамбли для старших классов (Ноты)/М.Державин.-СПб:Композитор, 1997.-69с.
Аренский А. «Полонез»;
Брамс И. «Венгерский танец №1»;
Глиэр Р. «Грустный вальс».
Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты)/А.Дубровина.-Новосибирск : Окарина, 2006.-70с.
Вивальди А. « Концерт ре минор, для скрипки, струнных и чембало, II часть»;
Вивальди А. «Концерт соль минор, для скрипки, струнных и чембало»;
Корелли А. «Соната №2, для двух скрипок и фортепиано».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л.Захарова. - Ростов н/ Д : Феникс,2010. – 119 с.
Аренский А. «Романс»;
Глиэр Р. «Грустный вальс»;
Мусоргский М. «Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
Криштоп Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты)/Л.Криштоп.-
Санкт-Петербург : Северный олень, 1997-82с.
«Три героических марша»;
«Шесть экосезов».
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
«Восточный напев»;
«Пьеса в испанском стиле»;
«Фокстрот».
Балаев Г. Русские народные песни. Переложение для двух фортепиано (Ноты) / Г. Балаев. – Ростов-н/Д: Феникс,2000. - 72 с.
«В низенькой светелке»;
«Ехал на ярмарку ухарь- купец»;
«То не ветер ветку клонит».
Доля Ю. Альбом фортепианных ансамблей (Ноты)/Ю. Доля. -Ростов- н/Д: Феникс, 2005.-212с.
Казелла А. «Маленький марш из цикла Марионетки»;
Равель М. «Разговор красавицы и Чудовища» из цикла «Моя матушка гусыня. Пять детских пьес».
Дубровина А.Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты)/А.Дубровина.-Новосибирск : Окарина, 2006.-70с.
Глиэр Р. «Концерт для голоса с оркестром,I часть» (фрагмент);
Корелли А. «Соната»№2, для двух скрипок и фортепиано I, II часть;
Казелла А. «Полька – галоп»
Кравцова В., Михайлова М.Ансамбли в 4 руки. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста №5.Тетрадь №4 (Ноты) / В. Кравцова, М. Михайлова. - Москва: Дека-ВС, 2002. – 55 с.
Вебер К. «Приглашение к танцу»;
Глинка «Вальс - фантазия»;
Прокофьев С. «Вальс из балета «Золушка».
Пыстин Г. Рояль на троих (Ноты) / Г. Пыстин. - Новосибирск: Окарина, 2004. – 32 с.
Черни К. «Французский романс «Уезжая в Сибирь»
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
«Бразильский карнавал»;
«Воспоминание о французском кино»;
«Танго».
Хромушин О. Лунная дорожка (Ноты)/О.Хромушин. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.-96с.Танго.
Дональдсон В. «Играем свинг»;
Маккартни П. «Вчера»;
Эллингтон Д. «Караван».
Пыстин Г. Альбом популярных пьес. Аранжировки для двух фортепиано (Ноты) / Г.Пыстин. - Новосибирск: Окарина, 2006. - 38 с.
Шнитке А. « Постлюдия».
Рекомендуемая литература
Методическая
1.Абдуллин Э. Методологическая культура педагога – музыканта (Текст) / Э. Абдуллин. – Москва : Издательский дом «Академия»,2002. - 267 с.
2.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано (Текст) А. Алексеев . – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961. - 271 с.
3.Баренбойм Л. Путь к музицированию (Текст) / Л. Баренбойм. – Ленинград; Москва : Советский композитор, 1973. - 269 с.
4.Баренбойм Л. За полвека. Очерки, статьи, материалы (Текст) / Л. Баренбойм. - Ленинград : Советский композитор,1989. - 365 с.
5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры(Текст) / Г. Нейгауз. -_Москва : Музыка,1987. - 239 с.
6.Судзуки С. Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов (Текст) / С. Судзуки. – Минск: ООО «Попурри», 2005. - 192 с.
7.Тайманов И.Фортепианный дуэт : современная жизнь жанра (Текст) / Ежеквартальный журнал « Пиано форум», редактор В. Задерацкий. - Москва: ООО «Международная музыкально-техническая компания»,- №2, 2011. – 64 с.
Нотная
- «Азбука игры на фортепиано» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008
- Альбом ученика-пианиста 3 класс ДМШ – Ростов-на Дону, «Феникс»,2006
- Альбом ученика-пианиста. 2 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
- Джаз для детей /выпуск 1,2,3,4,5/- Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
- Иванов А. «Каникулы» /детская сюита для фортепиано/ - Чебоксары, Чувашиздат,2002
- Играем в 4 руки на фортепиано.Вып.3 Составитель Голышева Ю.В.М-2001
- «Музыкальная мозаика» - авторские переложения Глуховой С.А. для фортепиано в 4 руки – Канаш, 2008
- Пьесы, сонатины и ансамбли.5-7 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
- Пьесы для игры на фортепиано в 4 руки:Джазовые мотивы:Переложение Л.В.Пилипенко.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003
- Первые шаги сборник для начинающих.Ансамбли.Сост. С.И.Голованова.Часть 2.Изд.2.М.:2000
- Пьесы для фортепиано в 4 руки.
- Флярковский А. «Русские народные песни» /вполифонической обработке для фортепиано/ - Москва, «Кифара», 2002
- Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fotrepiannyy_ansambl.doc | 104 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс (по видам) (инд).
Раздел 4. Инструментальный ансамбль
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 1
Текст задания: 1. Посадка при ансамблевой игре за инструментом и положение рук при игре. Разбор со счетом вслух несложных пьес.
Условия выполнения задания
1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 2
Текст задания: 1. Индивидуальное разучивание партии:
правильность исполнения нот, аппликатура, штрихи, темп, агогика
Условия выполнения задания
- Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 3
Текст задания: 1. Продемонстрировать на простом музыкальном произведении педализацию в ансамбле; переворачивание страниц и отсчет длинных пауз; синхронное начало и окончание ансамбля; динамика исполнения, четкость ритма, устойчивость.
Условия выполнения задания
1. Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 4
Текст задания: 1. На примере одного заданного произведения продемонстрировать умение чтения с листа.
Условия выполнения задания
- Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 5
Текст задания: 1. Разработка сценария лекции-концерта, организация выступления с концертной программой
Условия выполнения задания
Место выполнения задания: аудитория с музыкальным инструментом
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 6
Текст задания: 1. Выразительное исполнение музыкальных произведений на основе анализа художественных задач
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задании: на учебной/производственной практике в ДОУ и общеобразовательной школе, аудитория с музыкальным инструментом
Критерии
оценивая выполнения заданий
«5» - Отличные умения и навыки владения инструментом в объеме курса инструментальный ансамбль.
Безупречное исполнение произведений; понимание стиля и художественного образа; владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте (темпе, динамике, штриховой стилистике)
- степень передачи участниками ансамбля характера исполняемого произведения, его стилистических особенностей;
- ритмическая согласованность и устойчивость исполнения;
- динамическое равновесие;
- единство фразировки у обоих исполнителей;
- чистота педализации;
- при исполнении переложений симфонической музыки – передача темброво-штрихового богатства оркестра.
«4» - Хорошие умения и навыки владения инструментом при некоторых технических погрешностях; понимание стиля и художественного образа; владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте.
«3» - Хорошее исполнение произведений с некоторыми неточностями (недостаток кантилены, чувства стиля, техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями)
«2» - Низкий уровень подготовки. Программа представлена не в полном объеме.
Текущий контроль по МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс (по видам) (инд).
Раздел 4. Инструментальный ансамбль
Требования к знаниям и навыкам
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
- особенности фортепианного ансамбля как вида искусства;
- методы анализа инструментального произведения;
- основные этапы развития фортепианного искусства, в том числе современные исполнительские школы;
- цели, задачи, принципы организации ансамбля, его роль в музыкальном образовании учеников;
- методику работы по организации и обучению игре фортепианного ансамбля;
- методику проведения репетиций и концертных выступлений ансамбля.
Уметь:
- формулировать исполнительские задачи в процессе работы над музыкальным произведением;
- анализировать инструментальное произведение различных стилей, жанров, исполнять музыкальные произведения на профессиональном уровне в ансамблевом исполнении;
- использовать новые технологии в исполнительской деятельности фортепианных ансамблей;
- самостоятельно работать над репертуаром с партнером:
- вести культурно-просветительскую деятельность;
- применять теоретические знания и умения в практической и профессиональной деятельности.
Практический опыт:
- Выразительное исполнение музыкальных произведений на основе анализа художественных задач
- реализовать в собственной практической деятельности основные теоретические положения методики музыкального образования;
- планировать музыкально-педагогическую деятельность и прогнозировать ее результаты.
Требования к репертуару
II курс
К первым шагам в овладении «ансамблевой техникой» можно отнести следующие требования начального обучения:
- особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на одном фортепиано;
-способы достижения синхронности при взятии и снятии звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;
- согласования приемов звукоизвлечения;
- передача голоса от партнера к партнеру;
- соразмеренность в сочетании несколько голосов;
- соблюдение общности ритмического пульса и т. д.
По мере усложнения художественных задач, расширяются и технические задачи совместной игры.
Примерная программа курса
- 3-4 несложные разнохарактерные пьесы;
- 1-2 произведения (чтение с листа)
Примерный репертуар:
II курс
Алексеева О., Науменко И. Два рояля – восемь рук (Ноты) /О. Алексеева , И. Науменко . – Санкт – Петербург : Союз художников , 2001. - 50 с.
Савельев Б. «На крутом бережку из м/ф «Леопольд и золотая рыбка»;
Уотт Д. « Песенка поросят из м/ф « Три поросенка».
Видякина Т. Музыкальные ступени (Ноты) / Т. Видякина. - Новосибирск: Нонпарель, 2001 - 60 с.
Градески Э. «Маленький поезд»;
Шмитц М. «Много пятерок в портфеле».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л. Захарова. - Ростов -н/Д : Феникс, 2010. - 119 с.
Чайковский П. «Мой садик»;
Глинка М. «Полька»;
Бетховен Л. «Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»;
Вебер К. «Вальс из оперы «Волшебный стрелок».
Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки (Ноты) / Л. Коршунова. - Новосибирск: Окарина,2002. - 23 с.
Гладков Г. «Песенка друзей»;
Стукалин Н. « Следствие ведут колобки».
Смирнова Н. Пьесы. Хрестоматия для фортепиано (1-3 классы). (Ноты) / Н. Смирнова. – Ростов- н/Д : Феникс, 2009. - 43 с.
«Вальс из шарманки»;
«Танец утят».
Шпиндлер Ф. Альбом для юношества .Ансамбли. Тетрадь 1.(Ноты) / Ф. Шпиндлер. – Новосибирск: Арт-классик,1999. - 25 с.
«Молитва»;
«Утром»;
«Вечерняя заря»;
«Беспечность»
Платонов В. Веселая электричка. Фортепианные ансамбли для младших и средних классов ДМШ (Ноты) / В. Платонов. - Новосибирск: Окарина,2006. - 42 с.
«Веселая электричка»
Барсукова С. Любимое фортепиано (Ноты) / С. Барсукова. - Ростов- н/Д : Феникс,2011 - 71 с.
Доницетти Г. «Тирольские мелодии»;
Ирадье С. «Голубка».
Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс (Ноты) / С. Барсукова. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2003. – 80 с.
Халаимов С. «Сладкоежка»;
Фрид Г. «Веселая прогулка».
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. (Ноты) / О.Геталова,И. Визная. - Санкт-Петербург : Композитор. 2005. - 160 с.
Градески Э. «Мороженое»;
Куперен Ф. «Кукушка»;
Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе».
Дулова В. Джаз в четыре руки (Ноты) /В. Дулова. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2003.- 30 с.
Шмитц М. «Рэг».
Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки и в 6 рук (Ноты)/ Ю.Маевский. – Санкт-Петербург : Композитор,1999. - 39 с.
Карамиа Т. «Прогулка по кукурузному полю»
Петерсен Р. «Старый автомобиль».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л.Захарова. - Ростов н/ Д : Феникс,2010. – 119 с.
Моцарт В.А. «Менуэт из оперы «Дон Жуан»;
Вебер К. «Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»;
Шуберт Ф. «Вальс».
Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки (Ноты) / Л. Коршунова. - Новосибирск : Окарина, 2006. - 72 с.
Дога Е. «Вальс из К/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;
Рамирес А. «Мелодия».
Митина С., Митин В. Юному пианисту. Учебное пособие для 1-4 классов ДМШ (Ноты) / С. Митина,В. Митин. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1997. - 207 с.
Бетховен Л. «Три немецких танца»;
Глинка М. «Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица»
Требования к репертуару
III курс
Самостоятельный анализ музыкальных произведений.
Развитие и совершенствование навыков чтения с листа. Работа над музыкальным произведением самостоятельно. Исполнительско – просветительская деятельность.
Примерная программа курса
- 5-6 разнохарактерные произведения
- Чтение с листа легких пьес.
Примерный репертуар:
III курс
Балаев Г.,Матевосян А. Фортепианные ансамбли. Для музыкальных школ. (Ноты) / Г.Балаев, А.Матевосян. - Ростов н/ Д : Феникс, 2000. - 72 с.
Балаев Г. «Армянский танец»
Балаев Г. «Горный ручей»
Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс (Ноты) / С. Барсукова. – Ростов н/ Д :Феникс, 2003. - 82 с.
Зив М. «Предчувствие»;
Фрид Г. «Танец»;
Азарашвили В. «Прогулка»;
Халаимов С. «Ночная сказка».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л.Захарова. - Ростов н/ Д : Феникс,2010. – 119 с.
Глинка М. «Краковяк из оперы «Иван Сусанин»;
Чайковский П. «Колыбельная в бурю»;
Шуберт Ф. «Музыкальный момент».
Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки. (Ноты) / Л. Коршунова. – Новосибирск : Окарина, 2006. – 72 с.
Петров А. « Песенка с морским дьяволом»;
Петров А. «Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»;
Петров А. «Я шагаю по Москве». Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
Счастливенко Л. В свободный час. Легкие переложения для фортепиано. Второй выпуск. (Ноты)/ Л.Счастливенко . – Новосибирск, 2007. -74 с.
Металлиди Ж. «Веселое шествие»;
Харито Н. «Приключения Макса Линдера».
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
«Полька и танго»;
«Регтайм №1».
Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано, 4-5 класс (Ноты)/ Г. Цыганова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2004. – 108 с.
Глинка М. «Марш Черномора»;
Киркулеску Н. «Мой друг»;
Хачатурян А. «Танец девушек».
Григоренко В.Ансамбли 5-7 класс (Ноты) / В. Григоренко. – Москва: Кифара, 1997. - 83 с.
Глазунов А. «Романеска»;
Раков Н. «Радостный порыв»;
Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты) / А. Дубровина. - Новосибирск : Окарина, 2006. - 70 с.
Чайковский П. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром ,1 часть (фрагмент)
Иванова М. Ансамбли нашим пианистам для средних и старших классов (Ноты) / М. Иванова. - Санкт-Петербург : Полифото-пресс, 1996. -100 с.
Бах И.С. «Шутка»;
Глинка М. «Вальс из оперы «Иван Сусанин»;
Моцарт В.А. « Ария Фигаро»;
Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица».
Криштоп Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты) / Л. Криштоп. - Санкт-Петербург : Северный олень, 1997. - 82 с.
Шуберт Ф. «Героический марш».
Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в четыре руки. Вып. 2 (Ноты) / Ю. Маевский. - Санкт Петербург : Композитор, 2002. - 61 с.
Щедрин Р. «Царь Горох».
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
«Болеро»;
«Полька».
Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс. (Ноты) / Г. Цыганова. –Ростов- н/Д: Феникс, 2004. - 108 с.
Рахманинов С. «Итальянская полька»;
Рубин В. «Вальс из оперы «Три Толстяка»;
Цфасман А. «Я хочу танцевать»;
Штраус И. «Полька Трик-трак».
Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (Ноты) / Г. Балаев , Матевосян А. – Ростов Н/ Д : Феникс, 2000. - 102 с.
Балаев Г. «Вальс»
Матевосян А. «Кукольный хоровод из цикла «Детская шкатулка»
Григоренко В. Ансамбли 5-7 класс (Ноты)/Григоренко.-М:-Кифара,1997-83с.
Свиридов Г. «Зимняя дорога».
Державин М. Ансамбли для старших классов (Ноты)/М.Державин.-СПб:Композитор, 1997.-69с.
Аренский А. «Полонез»;
Брамс И. «Венгерский танец №1»;
Глиэр Р. «Грустный вальс».
Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты)/А.Дубровина.-Новосибирск : Окарина, 2006.-70с.
Вивальди А. « Концерт ре минор, для скрипки, струнных и чембало, II часть»;
Вивальди А. «Концерт соль минор, для скрипки, струнных и чембало»;
Корелли А. «Соната №2, для двух скрипок и фортепиано».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л.Захарова. - Ростов н/ Д : Феникс,2010. – 119 с.
Аренский А. «Романс»;
Глиэр Р. «Грустный вальс»;
Мусоргский М. «Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
Криштоп Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты)/Л.Криштоп.-
Санкт-Петербург : Северный олень, 1997-82с.
«Три героических марша»;
«Шесть экосезов».
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
«Восточный напев»;
«Пьеса в испанском стиле»;
«Фокстрот».
Балаев Г. Русские народные песни. Переложение для двух фортепиано (Ноты) / Г. Балаев. – Ростов-н/Д: Феникс,2000. - 72 с.
«В низенькой светелке»;
«Ехал на ярмарку ухарь- купец»;
«То не ветер ветку клонит».
Доля Ю. Альбом фортепианных ансамблей (Ноты)/Ю. Доля. -Ростов- н/Д: Феникс, 2005.-212с.
Казелла А. «Маленький марш из цикла Марионетки»;
Равель М. «Разговор красавицы и Чудовища» из цикла «Моя матушка гусыня. Пять детских пьес».
Дубровина А.Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано (Ноты)/А.Дубровина.-Новосибирск : Окарина, 2006.-70с.
Глиэр Р. «Концерт для голоса с оркестром,I часть» (фрагмент);
Корелли А. «Соната»№2, для двух скрипок и фортепиано I, II часть;
Казелла А. «Полька – галоп»
Кравцова В., Михайлова М.Ансамбли в 4 руки. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста №5.Тетрадь №4 (Ноты) / В. Кравцова, М. Михайлова. - Москва: Дека-ВС, 2002. – 55 с.
Вебер К. «Приглашение к танцу»;
Глинка «Вальс - фантазия»;
Прокофьев С. «Вальс из балета «Золушка».
Пыстин Г. Рояль на троих (Ноты) / Г. Пыстин. - Новосибирск: Окарина, 2004. – 32 с.
Черни К. «Французский романс «Уезжая в Сибирь»
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
«Бразильский карнавал»;
«Воспоминание о французском кино»;
«Танго».
Хромушин О. Лунная дорожка (Ноты)/О.Хромушин. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.-96с.Танго.
Дональдсон В. «Играем свинг»;
Маккартни П. «Вчера»;
Эллингтон Д. «Караван».
Пыстин Г. Альбом популярных пьес. Аранжировки для двух фортепиано (Ноты) / Г.Пыстин. - Новосибирск: Окарина, 2006. - 38 с.
Шнитке А. « Постлюдия».
Рекомендуемая литература
Методическая
1.Абдуллин Э. Методологическая культура педагога – музыканта (Текст) / Э. Абдуллин. – Москва : Издательский дом «Академия»,2002. - 267 с.
2.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано (Текст) А. Алексеев . – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961. - 271 с.
3.Баренбойм Л. Путь к музицированию (Текст) / Л. Баренбойм. – Ленинград; Москва : Советский композитор, 1973. - 269 с.
4.Баренбойм Л. За полвека. Очерки, статьи, материалы (Текст) / Л. Баренбойм. - Ленинград : Советский композитор,1989. - 365 с.
5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры(Текст) / Г. Нейгауз. -_Москва : Музыка,1987. - 239 с.
6.Судзуки С. Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов (Текст) / С. Судзуки. – Минск: ООО «Попурри», 2005. - 192 с.
7.Тайманов И.Фортепианный дуэт : современная жизнь жанра (Текст) / Ежеквартальный журнал « Пиано форум», редактор В. Задерацкий. - Москва: ООО «Международная музыкально-техническая компания»,- №2, 2011. – 64 с.
Нотная
- «Азбука игры на фортепиано» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008
- Альбом ученика-пианиста 3 класс ДМШ – Ростов-на Дону, «Феникс»,2006
- Альбом ученика-пианиста. 2 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
- Джаз для детей /выпуск 1,2,3,4,5/- Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
- Иванов А. «Каникулы» /детская сюита для фортепиано/ - Чебоксары, Чувашиздат,2002
- Играем в 4 руки на фортепиано.Вып.3 Составитель Голышева Ю.В.М-2001
- «Музыкальная мозаика» - авторские переложения Глуховой С.А. для фортепиано в 4 руки – Канаш, 2008
- Пьесы, сонатины и ансамбли.5-7 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
- Пьесы для игры на фортепиано в 4 руки:Джазовые мотивы:Переложение Л.В.Пилипенко.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003
- Первые шаги сборник для начинающих.Ансамбли.Сост. С.И.Голованова.Часть 2.Изд.2.М.:2000
- Пьесы для фортепиано в 4 руки.
- Флярковский А. «Русские народные песни» /вполифонической обработке для фортепиано/ - Москва, «Кифара», 2002
- Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы для организации практических занятий обучающихся по МДК. 03.03 "Музыкально-инструментальный класс"
Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях по ПМ. 03 "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность"....
Фонд оценочных средств по МДК 03.03. Музыкально-инструментальный класс .
ФОС для МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс...
Методические материалы по МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс
Методические материалы...
Методические материалы для организации обучающихся на теоретических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Фрагмент методических материалов, разработаных для теоретических занятий по теме «Инструментальное исполнительство в профессиональной деятельности музыканта» (2 часа). Используются те...
Рабочая программа МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс ПМ. 03 "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность"
Фрагмент рабочей программы междисциплинарного курса "Музыкально-инструментальный класс" в рамках Профессионального модуля "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность" р...
Методические материалы для организации обучающихся на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Фрагмент методических материалов, разработанных для организации обучающихся на практических занятиях во втором семестре по теме 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной...
Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Методический материал разработан для организации самостоятельной деятельности во втором семестре по темам № 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной деятельности»...