Программа по патриотическому воспитанию
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в тоже время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующий не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задая современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, постоянная готовность к её защите.
Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм», патриотическое воспитание рассматривается как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений, патриотического сознания и устойчивых норм патриотического поведения.
Сегодня в системе образования сложились различные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Патриотическое воспитание пронизывает все компоненты образования: обучение, внеклассную и внешкольную работу.
Педагогический коллектив колледжа-интерната «Центр искусств для одарённых детей Севера» и в учебной, и во внеклассной работе использует различные формы и методы патриотического воспитания школьников и студентов с учётом специфики учебного учреждения.
В своей работе я особое внимание уделяю формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, национального самосознания через систематическую и целенаправленную воспитательную деятельность, используя различные формы работы. В условиях колледжа-интерната, когда кроме уроков в общеобразовательной школе, дети большую часть времени посвящают занятиям по выбранному ими виду эстетической деятельности, воспитателю необходимо очень четко планировать воспитательную работу, конкретизируя ее основные направления. Одно из таких направлений – патриотическое воспитание.
Воспитание патриота проходит ряд ступеней. Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Эта первая ступень. Вторая ступень идёт через воспитание любви к малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Третья ступень – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Д.С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому и своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится так же любовью к своему городу, к своему селу, к своей природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей стране и народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Опираясь на слова Д.С. Лихачева, предложенная Программа включает в себя следующие направления: «Я и моя семья. Моя школа», «Мой край родной», «Моя Россия». В каждом направлении определено примерное содержание воспитательной работы и рекомендованы методы, формы и примерная тематика воспитательных дел.
Цель: формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Задачи.
1.Способствовать становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
2.Создать условия для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина.
3. Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России.
4. Формировать представление о воинском долге и верности Отечеству.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий по патриотическому воспитанию. Программа позволяет в процессе воспитательной деятельности опираться и соблюдать следующие принципы:
- систематичность и целенаправленность,
- ориентация на ценностные отношения,
- дополняемость и маштрабируемость,
- деятельностный и краеведческий подход.
Для реализации данной программы целесообразно использовать разнообразные активные формы и методы организации воспитательной деятельности учащихся, учитывая воспитательные возможности внешкольных учреждений: Государственная центральная Окружная библиотека, Ханты-Мансийское окружное отделение всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Ханты-Мансийского окружного отделения всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Ханты-Мансийского окружного отделения всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», МБОУ «ЦДО «Патриот», музеи. Предложенные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества, встречи с ветеранами, участниками боевых действий, с интересными людьми.
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение эффективности патриотической работы;
- повышение патриотического сознания, нравственных и этических
ориентиров;
- формирование гражданской грамотности учащихся;
- повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
II. Содержание Программы.
- 1. Я и моя семья. Моя школа.
Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности, формирование убеждения, что школа – это твой дом.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Вырабатывать потребность изучать родословную своей семьи, соблюдать традиции и передавать их потомкам.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
4. Воспитывать уважение к школе, в которой учишься, гордость за звание ученика ЦИОДС.
Содержание воспитательной работы | Рекомендуемые методы, формы и примерная тематика воспитательных дел. |
Моя школа. Я ученик ЦИОДС. Семья как защищенность человека. Мать и отец – безусловная ценность для каждого человека. Родословная. Корни семьи. Традиции семьи. Забота друг о друге в семье. Любовь как основа семейной жизни. Значение каждого члена семьи для ее благополучия. | Классный час: «Права и обязанности ученика», «И это всё о нас…», «Вот какие замечательные братья и сёстры!», «Образ матери в произведениях хантыйских и мансийских поэтах, писателей», «Профессии в моей родословной», «Детство наших бабушек и дедушек», «Традиции семьи в песнях, играх и обрядах». Праздник: «День знаний», «Нежная, добрая моя мама». Беседа: «Мы учащиеся МБОУ СОШ №4, а это значит…», В гостях у бабушки», «Моя мама», «Я в своей семье». Экскурсия: «История МБОУ СОШ №4». Мини-проект: «Дом, который мы построим», «Родословная. Корни семьи. Традиции семьи. Герб семьи» (участие родителей), «Семейные династии», «История моей семьи в истории города, села». Диспут: «Как появилась моя семья» (участие родителей), «Мама и папа – мои самые дорогие» Конкурс-выставка рисунков: «Моя дружная семья», «Моя бабушка», «Моя мама», «Букет для мамы», «Герб моей семьи», «Образ женщины – сквозь века». Выпуск стенгазеты: «Мой дедушка и папа в армии». «КТД: «Известные женщины Югры». Конкурс рассказов о своем доме. Конкурс семейного творчества: «Крепка семья - крепка Россия». |
- 2. Мой край родной.
Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Вырабатывать потребность у учащихся изучать историю родного края.
2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
- 3. Моя Россия.
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Содержание воспитательной работы | Рекомендуемые методы, формы и примерная тематика воспитательных дел. |
Этапы большого пути: история государства Российского. Символы государства. Гимн. Герб. Флаг. Конституция Р.Ф. Народы России. Праздники народов России. Памятные даты истории. Экология страны. | Классный час: «Страна, где я живу», «Государственные символы России. Традиции празднования», «Основной Закон. На пути к конституции», «Охранять природу – значит охранять Родину», «Георгиевская ленточка – символ праздника Победы», «Основные этапы Великой Отечественной войны», «Герои и подвиги». Выставка рисунков: «Моя Россия», «Я только слышал о войне», «Война глазами детей». Праздники: «Россия – Родина моя», «Здесь белоствольная Россия», «Преданья старины глубокой», «День единства России», «Живая память», «День победы». Устный журнал: «Геральдика России», «Шаги истории», «Заочное путешествие по основным городам России». Конкурс стихов: «Русь, Россия, Родина моя», «Поэзия и Великая Отечественная война» «Дети о войне». Мини-проект: «Народные праздники». «Вклад моей семьи в великую победу». Беседа: «Хранители земли русской», «Патриот, патриотизм. Что это значит?» Урок мужества: «Афганистан – наша память», «Солдатские письма», «Чтим великий День Победы». Игра-соревнование для мальчиков в День защитника Отечества: «Буду в Армии служить». Поэтический вечер: «Поэты Великой Отечественной войны». Литературно-музыкальные композиции ко Дню Победы: «Цветы и порох», «Солдаты России». Акция: «Поздравление ветеранов ВОВ. Выступление, подарки», «Вахта памяти», «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»».
|
Литература
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. - 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006.- № 9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая. - М.: 5 за знания,2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников. - 2003. – № 1.
10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002.- № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"
Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...
Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...
Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"
Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию в начальной школе
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе с элементами патриотического воспитания...
Программа по патриотическому воспитанию "Стань гражданином и патриотом"
Программа направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Она расчитана на два года для учащихся 10-...
Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»
Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...