Сценарий игры Брейн-ринг на тему "Битва под Москвой"
классный час (5, 6 класс) на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn_-_ring_bitva_pod_moskvoy.docx | 36.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игры Брейн-ринг, посвященной Битве под Москвой для 5-6 классов.
Звучит музыка.
Слад 1
Ведущий 1. Мимо фасада Большого театра
Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи…
В классах десятых – выпуски завтра,
Вечный огонь у Кремля не пылает.
Всё впереди, всё пока накануне,
Год сорок первый,
Тёплая летняя ночь
С 21-го на 22-ое июня!
Фонограмма «Школьный вальс»
Голос диктора Запись сообщения Ю.Левитана об объявлении войны.
Песня «Вставай страна огромная»
Ведущий: «Первая воздушная тревога. Все части ПВО столицы были приведены в боевую готовность. На подступах к Москве вражеских бомбардировщиков встретили наши истребители. Зенитная артиллерия открыла заградительный и прицельный огонь. Один из сбитых самолётов был установлен в Москве на площади Свердлова для всеобщего обозрения.
Ведущий: За время налётов на Москву, с июля по декабрь 1941-го года, войска ПВО отразили атаки 7146-ти вражеских бомбардировщиков.К столице смогли прорваться 229 самолётов.Но они не причинили серьёзного ущерба городу. Москва осталась недосягаемой для фашистской авиации…
Ведущий: Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
На окнах белые кресты
Мелькают второпях, –
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.
Чтец. И каждый взрыв или пожар
В любом твоём дому
Я ощущаю как удар
По сердцу моему.
И чертят небо над Москвой
Прожекторов лучи.
И от застав шагают в строй
Родные москвичи.
Ведущий: Уже в июне в Москве создавались полки и дивизии народного ополчения. Записывались даже те, кто никогда не служил в рядах Советской Армии, но был способен носить оружие. Были среди ополченцев и ветераны гражданской войны, и комсомольцы моложе 17 лет.
Ведущий: Никогда бы не смогла Москва выстоять в такой жестокой схватке, если бы не её люди. Они были очень разными – пожилыми и юными, весёлыми и серьёзными, они были людьми самых разных характеров и профессий, но они были москвичи и отстоять Москву был их долг перед Родиной, перед народом, перед совестью.
Чтец 1. Шли женщины – и на плечах лопаты,
Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на меня с плаката
Седая, с непокрытой головой.
Она звала меня глазами строгими,
Сжав твёрдо губы, чтоб не закричать,
И мне казалось, что похожа Родина
На тётю Дашу из квартиры №«пять».
Чтец 2. На тётю Дашу, рядом с нами жившую,
Двух сыновей, сражаться проводившую,
Да, на неё, вдову красноармейскую,
Усталую, упрямую и резкую.
Хотелось мне участвовать в десантах,
Кричать в эфир: «Тюльпан», я – «Резеда»!
Мне шёл тогда едва второй десяток,
Меня на фронт не брали поезда.
Чтец 3. И смотрел с серьёзностью недетской
В её лицо с морщинками у губ
И лишь на двойки отвечал немецкий,
Чтоб выразить презрение к врагу.
Она звала меня глазами строгими,
Сжав твёрдо губы, чтоб не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
На тётю Дашу из квартиры «пять».
Ведущий: В августе берлинское радио лживо сообщало: «Немецкая авиация подвергает Москву уничтожающим бомбардировкам, заводы и фабрики, расположенные вокруг Москвы разрушены. Кремль, Красная площадь и почти все вокзалы не существуют. Москва вступила в фазу уничтожения».
Ведущий: А вот выдержка из письма ефрейтора Отто Залфингера:
«До Москвы осталось очень немного. И всё-таки мне кажется, что мы бесконечно далеки от неё… Мы шагаем по немецким трупам и оставляем в сугробах раненых. Сегодня мы шагаем по трупам тех, кто пал впереди. Завтра мы сами станем трупами, и нас также раздавят. И этот холод, страшный холод…»
Ведущий: Нет! Не холод и снег остановили фашистские войска под Москвой. Более чем миллионная группировка гитлеровских войск разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, каждого её защитника от генерала до простого солдата.
Ведущий. События тех лет имеют решающее значение для исхода всей войны и для жизни каждого из нас. И мы, благодарные потомки должны всегда помнить и хорошо знать их.
Сегодня мы проводим интеллектуальное сражение Брейн-ринг «Битва под Москвой», в котором участвуют 6 команд. Просим команды представить название и девиз. 5А, 5Б, 5В, 6А, 6Б, 6В.
Начинаем 1-й раунд. Музыка.
1-й раунд.
Ведущий. Сообщаю условия игры. Ведущий объявляет вопрос всем командам. Команды в течение 1 минуты обсуждают и записывают ответ на листе бумаги, затем передают своему конферансье, который представляет ответ судьям.
Внимание первый вопрос командам.
1. Как назывался план немецкого командования по захвату Москвы?
Ответ. (Тайфун)
Ведущий. Враг имел превосходство, надеялся стремительно, как ураган, как тайфун сломить сопротивление советских войск, и был уверен в победе.
К концу сентября 1941 года советские войска уже сдали Смоленск и Киев, и отошли к Ленинграду. Силы были неравны. В сложившейся ситуации было принято решение изматывать силы противника на подступах к Москве, обескровливать его и готовить условия для контрнаступления.
Вопрос 2. Когда началась операция «Тайфун»?
Ответ. Операция «Тайфун» началась 30 сентября. Через две недели немцы оказались уже в 100 км от столицы.
Ведущий. Несмотря на самоотверженность защитников, враг, хотя и медленнее, чем предполагал, продвигался к Москве.
Вопрос 3. Какое направление становится главным рубежом обороны Москвы?
Ответ. Можайское направление становится главным рубежом обороны (или поясом обороны) с начала октября 1941 года.
Ведущий. Москва готовилась к длительной и тяжелой обороне.
Вопрос 4. Как изменился облик города, осажденного врагом?
Ответ. Окна в домах затемнены, стёкла крест-накрест заклеены полосками бумаги. Важнейшие архитектурные сооружения замаскированы. В небе парят десятки аэростатов, между которыми натянуты сети. На площадях и дворах установлены зенитные орудия для защиты города от немецкой авиации. Длинные, пронзительно-голубые лучи прожекторов скользят по небу, выхватывая из темноты немецкие самолёты.
Ведущий. В осажденной Москве 6 ноября в весьма необычном месте состоялось заседание руководства страны по случаю годовщины Октябрьской революции. На нем выступил И.В.Сталин . В своей речи он высмеивал нацистов: «И эти люди, лишенные совести и чести, люди с моралью животных , имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого…»
Вопрос 5. Укажите место, где проходило заседание. Почему было выбрано именно это место?
Ответ: станция метро «Маяковская». Одна из самых глубоких станций.
Ведущий. 7 ноября 1941 г. в Москве прошел парад , с которого бойцы сразу отправлялись на фронт. Тогда на Красной площади прозвучала речь: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова , Михаила Кутузова!...»
Вопрос 6. Кому принадлежат эти слова?
Ответ. И.В.Сталину.
Ведущий. В ноябре 1941 г. немцы продолжили успешное наступление. Германские генералы могли рассматривать Москву в бинокли. Отряду немецких мотоциклистов удалось прорваться в один из окраинных районов Москвы.
Вопрос 7. Назовите район, в котором появились немцы.
Ответ. Химки.
Ведущий.Контрнаступление под Москвой было организовано силами трех фронтов: Калининского , Западного, Юго-западного.
Вопрос 8.Укажите фамилии командующих данными фронтами.
Ответ. И.С. Конев, Г.К.Жуков, С.К.Тимошенко.
Ведущий.Осуществление операции «Тайфун» было поручено группе армий «Центр» .
Вопрос 9. Назовите фельдмаршала, который командовал этой группой германских войск.
Ответ. Фридрих Федор фон Бок
Ведущий . Вопрос 10. Какой город ,оборонявшийся с 15 июля по 10 сентября 1941 года, германское командование называло «воротами Москвы»?
Ответ. Смоленск.
Ведущий. Вопрос 11. Назовите дату введения осадного положения в Москве.
Ответ.20 октября.
Ведущий. После взятия немцами Клина, Солнечногорска, Истры, Красной поляны советское командование приняло решение взорвать водоспуски подмосковных водохранилищ, с целью создать преграду на пути фашистской армии.
Вопрос 12. Плотины каких водохранилищ были взорваны?
Ответ. Истринское, Иваньковское.
Ведущий.Первый раунд закончен. Просим жюри подвести итоги и объявить результаты через 2 минуты.
Видеоклип «Здесь птицы не поют…»
Объявление результатов 1-го раунда.
Внимание начинаем второй раунд «Герои великого сражения».
Ведущий. С июля 1941 г. Он командовал 316-й стрелковой дивизией на Северо-Западном и Западном фронтах. В оборонительных боях под Москвой в октябре – ноябре 1941 бойцы и командиры 316-й стрелковой дивизии под его командованием, удерживая рубеж обороны на Волоколамском направлении, проявили массовый героизм.
Вопрос 1. Назовите имя командира.
Ответ. Иван Васильевич Панфилов
Слайд
Ведущий. В декабре 1941 г.в селе Петрищево под Москвой немцы казнили за поджог молодую партизанку, назвавшуюся Таней. Ею оказалась ученица 10 класса школы № 201 Октябрьского района Москвы. Перед уходом на фронт, прощаясь с матерью, она сказала: «Не плачь, родная. Вернусь или умру героем…»
Вопрос 2. Назовите настоящее имя девушки.
Ответ: Зоя Космодемьянская
Слайд.
Рассказ ведущего. 18 ноября 1941 г. с группой товарищей Зоя перешла линию фронта у деревни Обухово (близ Наро-Фоминска) и через несколько дней пробралась в район села Петрищева, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие.
На следующий день Зоя решила уничтожить конюшню, в которой находилось 200 лошадей. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее.29 ноября 1941 г. в середине дня после страшных пыток Зою привели к виселице. Сюда же фашисты согнали и жителей деревни. С последний миг своей жизни, она, обращаясь к жителям деревни, крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье — умереть за свой народ!»Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий. 22 июня, в первый день войны, москвич легендарный летчик на митинге своего полка сказал: «Чтобы не ждало нас впереди, все пройдем, все выдержим. Никакой силе нас не сломать, никакой силе нас не сдержать!». Через несколько дней он направил свой горящий самолет в гущу вражеских бензоцистерн, танков и автомобилей…Подвиг его в тяжелый начальный период войны стал символом мужества и героизма.
Вопрос 3 . Назовите имя летчика – героя, москвича.
Ответ Николай Гастелло.
Слайд
Ведущий. В июне 1941 г. заместителю командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка, было всего 22 года. Ночью 6 августа 1941 г. он вылетел на своем истребителе И-16 для отражения налетов вражеской авиации на Москву. В ночном небе, на высоте 4800 метров он обнаружил самолет противника. Летчик решительно пошел на сближение, ловя «хейнкель» в прицел и совершил первый ночной таран в годы Великой Отечественной войны. За этот подвиг он был награжден званием Героя Советского Союза.
Вопрос 4. Назовите имя героя.
Ответ. Младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин.
Слайд
Ведущий. У железнодорожного разъезда на пути противника встала 316 стрелковая дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова. 28 бойцов вышли на высоту 251 между деревней Нелидово и разъездом, заняли круговую оборону. 16 ноября рота фашистских автоматчиков в сопровождении 20 танков двинулась в наступление. Началась жестокая схватка. Против танков встали 28 солдат с гранатами, бутылками горючей смеси и противотанковыми ружьями. 14 танков было подбито и подожжено, десятки фашистов убиты, остальные повернули назад. Атака сорвалась. Понесли потери и советские бойцы. На оставшихся в живых двинулось ещё 30 вражеских танков. И опять никто не дрогнул.. Ценою жизни последних оставшихся в строю бойцов, выскочивших из окопа с гранатами в руках, были уничтожены ещё 4 танка.
Бой длился более четырёх часов. В живых осталось пять защитников высоты. Враг в этот день не вышел на Волоколамское шоссе…
Вопрос 5. У какого разъезда шел этот героический неравный бой?
Ответ. Дубосеково.
Ведущий. Показывая пример бесстрашия, политрук Василий Клочков бросился с гранатами под фашистский танк. Слова, которые произнёс политрук, вошли в историю.
Вопрос 6. Какие слова произнес политрук В.Клочков?
Ответ. «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва»
Ведущий. По Указу Президиума ВС СССР 1 мая 1944 года с целью награждения участников Московской битвы была учреждена медаль.
Вопрос 7. Как называется эта медаль?
Ответ. «За оборону Москвы».
Чтец 1 Есть в этой бронзовой медали
Синь затемненных фонарей
И отраженный в грозной дали
Огонь тяжелых батарей.
И ярость та, что клокотала
В атаках русских штыковых,
Упругий, чистый звон металла,
Как перестук сердец живых.
Она свидетельствует миру
О нашей доблести в бою...
Солдаты, дети, командиры
В крови, у смерти на краю.
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, –
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву.
Ведущий. Вопрос 8. Кого из полководцев Великой отечественной называют Маршалом Победы?
Ответ.(Г.К. Жукова Георгий Константинович Жуков. Советский военачальник, Маршал Советского Союза, выдающийся полководец Великой Отечественной войны, с чьим именем связано большинство громких побед в войне).
Ведущий.Просим жюри подвести итоги двух раундов и объявить их .
Клип Маш защитников Москвы.
Ведущий.Начинаем третий раунд «Картины главных сражений Великой отечественной войны»
3- раунд
Ведущий .Командам показываются слайды, вы должны в течение 1 минуты определить какая битва изображена на картине и записать ее название на листе. Вам будет предложено 5 слайдов.
Внимание первый слайд. Звучит музыка. «От героев былых времен.»
- Битва под Москвой.
- Сталинградская битва
- Оборона Ленинграда
- Курская битва
- Взятие Берлина.
Ведущий.Следующий раунд 4 называется «Кроссворд» каждая команда получает свой кроссворд и в течение 5 минут разгадывает его, за каждый правильный ответ получает 1 балл. А пока команды работают, объявляется конкурс болельщиков. Каждой команде болельщиков будет задано по 2 вопроса, за правильный ответ вы так же получаете 1 балл и приносите его в помощь своей команде.
Ведущий.Следующий 5-й раунд посвящен полководцам Битвы под Москвой.
Задание командам - назвать имена главнокомандующих фронтами оборонявшими Москву по портретам на слайдах. Ответ вы так же записываете на листах.
Внимание 1-й слайд. Музыка.
Портреты полководцев.
- Конев Иван Степанович командующий Западным фронтом и затем Калининским
- Жуком Георгий Константинович Западным фронтом
- Тимошенко Семен Константинович командующий Юго-Западным фронтом.
6- раунд называется
Песни посвященные битве под Москвой
- У деревни Крюково Автор текста: Сергей Островой. Композитор: Марк Фрадкин.
- Ты моя надежда, ты моя отрада
Музыка - Александры Пахмутовой, стихи- Николая Добронравова.
- Гимн Москвы.
«Дорогая моя столица» («Моя Москва») — русская советская песня о Москве времён Великой Отечественной войны. С 5 июля 1995 года — официальный гимн Москвы. Авторы слов — Марк Лисянский и Сергей Агранян, композитор — Исаак Дунаевский. Марк Лисянский — автор слов гимна Москвы. Исаак Дунаевский — автор музыки гимна Москвы
- Марш защитников Москвы.военный марш Красной Армии, появившийся накануне начала Битвы за Москву. Музыка Бориса Мокроусова, слова Алексея Суркова.
Вопросы для болельщиков.
- Назвать высший военный орден СССР. (Орден Победы.)
- Как называлась реактивная система, находившаяся во время войны на вооружении артиллерии Советской армии? (Катюша.)
- Назовите крепость, ставшую символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны? (Брестская крепость.)
- Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны? (Т-34.)
- Какой советский самолет в годы войны называли “летающим танком”? (Бронированный штурмовик Ил-2.)
- Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (Блокада Ленинграда длилась 872 дня: начало блокады – 8 сентября 1941 г. окончательное снятие – 27 января 1944 г.)
- В честь каких выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII–XIX вв. были учреждены ордена в годы Великой Отечественной войны?(Полководцы: А. Суворов, М. Кутузов. Флотоводцы: П.С. Нахимов, Ф.Ф.Ушаков.)
- Кто из советских летчиков в годы Великой Отечественной войны был трижды удостоен звания Героя Советского Союза? (Иван Никитич Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин.)
- Подвиг какого советского летчика отражен в книге Б.Н. Полевого “Повесть о настоящем человеке”? (Легендарный летчик, Герой Советского Союза Алексей Маресьев.)
- Сколько военных парадов прошло на Красной площади в Москве за время Великой Отечественной войны? (Во время Великой Отечественной войны парад проведен 7 ноября 1941 г. на Красной площади. 24 июня 1945 г., после разгрома Германии, состоялся Парад Победы.)
- Назовите фамилии советских воинов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом в Берлине. (Сержант Михаил Егоров и младший сержант МелитонКантария.)
- Какие страны были союзниками СССР в Великой отечественной войне?, Великобритании и США.
Ведущий. Сегодня 5 декабря. В этот день 1941 года войска получили приказ: «Вперед!». Мощные удары советских войск явились настоящим сюрпризом для врага. Фашисты откатывались назад, теряя технику, бросая нетронутыми склады с горючим, боеприпасами. Солдаты вермахта только и успевали что поднимать руки вверх и твердить заученно: «Гитлер капут!». Это было начало нашей великой победы, но до нее было еще так далеко.
Чтец 1.Четыре года страшных испытаний...
Потери, жертвы, искалеченные судьбы...
Война... и тысячи людских страданий!..
ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!!
Чтец 2.Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!
Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!
Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –
ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!..
Чтец 3. Пусть люди этот День не позабудут!
Пусть Память свято сохранит те имена,
Которые приблизили ПОБЕДУ –
Своими жизнями, перечеркнув, "война"…
Чтец 4. Четыре года испытаний страшных!..
МИР ПАВШИМ!.. –. Не вернувшимся домой!..
ПОКЛОН ТЫЛОВИКАМ!.. – на смену вставшим!..
Всем, кто ПОБЕДУ ОДЕРЖАЛ, – ПОКЛОН ЗЕМНОЙ!!!
Песня хора.
Подведение итогов Брейн-ринга.
Ведущий .Слово предоставляется жюри.
Звучит музыка. Выход участников из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий интеллектуальной игры "Брейн-ринг" для старшеклассников
Брейн-ринг "Грамотный потребитель" разработана с цель повышения финансовой грамотности нашей молодёжи....
Сценарий игры "Брейн-ринг" по страноведению и лингвострановедению стран изучаемого языка
Материал представляет собой разработку сценария игры по страноведению, с использованием ИКТ....
Сценарий к внеклассному мероприятию по математике.Игра "Брейн-ринг"
Разработка к внеклассному мероприятию по математике....
Сценарий игры брейн-ринг по теме "Мой край Ямал" для учащихся 2-4 классов
Брейн-ринг "Мой край Ямал"(игра проводится в рамках длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие») Цель занятия: Привитие детям любви к родному краю.Задачи:-...
Сценарий интеллектуальной игры "Брейн Ринг"
сценарий посвящен празднованию Дня поселка Уренгой в 2014 году...
Сценарий проведения игры “Брейн-ринг” по Нартским сказаниям Вид мероприятия: интеллектуально-творческий.
Цель мероприятия: содействовать развитию познавательных и творческих способностей; развивать эмоциональную сферу через создание ситуации удивления, ...
Сценарий игры "брейн-ринг" Михаил Ломоносов
Сценарий игры "Брейн - ринг" об ученом Ломоносове М.В....