Сценарий игры "брейн-ринг" Михаил Ломоносов
проект по истории (8 класс)
Предварительный просмотр:
Интеллектуальный брейн-ринг для учащихся 8 классов, посвящённый 306-летию со дня рождения М.В. Ломоносова «Великий сын Великой России». Цель: Расширение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности выдающегося русского ученого М. В. Ломоносова. Задачи: - воспитывать чувство уважения к истории родной страны ; - обучать умению вести диалог, работать в группах; - развивать творческие способности, внимание, память. Форма проведения: брейн-ринг. Образовательные и воспитательные технологии: традиционные (соревнование), информационно-коммуникативные, сотрудничество. Оборудование: - мультимедийный комплекс (ПК, проектор), звуковая система (или магнитофон); - портрет М.В. Ломоносова, - таблица результативности работы команд. Информационно - образовательные ресурсы: Презентация (PowerPoint 2003) Участники: 3 команды по 7-8 учащихся; куратор игры (учитель-предметник), ведущие – 2 человека. Длительность игры – 45 – 60 минут. План проведения игры. Приветственное слово учителя. Сообщение ведущими темы, правил игры (команды отвечают на вопросы викторины в порядке очередности; при отсутствии ответа команды право ответа переходит другой команде; балл засчитывается ответившей команде). Вопрос – начало игры: Всех российских правителей, при которых ему довелось жить, Ломоносов сравнивал с эталоном о котором сказал «Он был твой Бог, Россия». О ком идёт речь? (Петр I) Вступительное слово ведущего. Первый этап. ведущий сообщает командам вопрос, на обдумывание даётся 30 сек. За верный ответ – 1 балл, за дополнение – 0,5 балла. Команда, готовая к ответу поднимает флажок. Второй этап. игры черный ящик, необходимо угадать что же может находиться в нем. На обдумывание дается 60 секунд. За правильный ответ 3балла. Третий этап.
Второй этап черный ящик: 1 ведущий: 1.Черный ящик: этот прибор изобрел не Ломоносов, но он его усовершенствовал, и теперь каждый день нам интересны его показания. Он принял для градуирования две основные точки – температуру плавления льда, которую он обозначил через 0 гр, и температуру 150гр, тогда как большинство других термометров вело отсчет от одной какой - либо точки и при том принимало температуру кипения воды за 0гр, производя отсчет вниз (в термометре Делиля плавления льда обозначалась как 150гр). Термометр Ломоносова облегчал точное измерение и связанные с ними расчеты. Он устранял путаницу при отсчете градусов при повышении температуры выше точки кипения воды. 2 ведущий: 2.Этот прибор Ломоносов назвал оптический ”горизонтоскоп” Перископ с механизмом для горизонтального обзора местности. 3 этап сложение пазлов, задача командам как можно быстрее собрать пазлы Третий этап. Сложить стихотворение Ломоносова. Случились вместе два Астронома в пиру Ход 1 этапа: Рефлексия: создание каждой командой эссе по теме викторины (наивысшую оценку – 10 баллов – получает команда, сумевшая привести максимальное количество фактов из биографии и жизнедеятельности учёного). Подведение итогов, награждение команды (или каждого ее представителя) Наградным листом, оформление которого стилизовано под XVIII в (вариант прилагается в презентации). | ||||
1 | 26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что … Что же понял М. Ломоносов? К чему привёл успех этого наблюдения? | М.Ломоносов понял, что Венера окружена воздушной атмосферой; он занимается усовершенствованием телескопа и мореплавательных навигационных приборов | ||
2 | В 1746 году последовало указание канцелярии Академии о постройке химической лаборатории. К тому времени Ломоносов Высочайшим указом Елизаветы Петровны был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской Академии наук. Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стёкол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М.Л. Воронцовым. Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стёкол. Разузнав юридические основания, Ломоносов обратился в Сенат с Прошением, в котором, сославшись на Петровский указ от 3 декабря 1723 г., разрешавший всем желающим заводить фабрики и мануфактуры, попросил разрешения «завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок, стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов». Где находилась стекольная фабрика Ломоносова? | Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть-Рудице, в 64 верстах от Петербурга, являлась современным по тому времени предприятием. На ней применялись различные технологические приёмы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литьё, прессование, шлифовка, полировка, гранение. | ||
3 | В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стала картина, поразившая всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра. | «Полтавская баталия» | ||
4 | До конца дней своих Михаил Ломоносов был верен русскому северу и Белому морю. Какие приборы для морского кораблевождения им были разработаны в помощь морякам? | Самопишущий компас и механический лат | ||
5 | Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время в котором он жил. Это была эпоха быстрых перемен. Как вы думаете, сколько императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова? назовите их. | Восемь; Пётр I Великий, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Иоанн VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II Великая. | ||
6 | В 1743 году Ломоносов сочиняет две лучшие оды «Вечернее размышление» и «Утреннее размышление». Эти произведения – своеобразное сочетание научного и художественного творчества. Н. Гоголь сказал, что «…чистосердечная сила восторга превратила натуралиста в поэта». Впоследствии занятия стихами побудили Ломоносова заинтересоваться самим русским языком и 1747 году он пишет «Краткое руководство». Какому предмету, изучаемому в гимназии, был посвящен этот труд? | «Краткое руководство к красноречию», которое чаще всего называли просто «Риторика». | ||
7 | В сентябре 1736 года Ломоносов вместе с Виноградовым и Райзером направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела. У известного немецкого учёного Христиана Вольфа Ломоносов узнаёт о корпускулярной теории и живо интересуется ею. Одновременно с сочинением по физической химии Ломоносов пишет свою первую оду. Как называется эта ода? | «На взятие Хотина» | ||
8 | В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно“Фербот”. Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить…. В какую страну ехали учиться наши студенты и что они должны были основательно изучить? | В Германию; изучить горное дело и металлургию | ||
9 | Как называлось зверобойное судно Василия Дорофеевича на котором Ломоносов выходил в море. | Чайка | ||
10 | Девятнадцати лет отроду Ломоносов поступает учиться в славяно-греко-латинскую академию. Выбрал он это учебное заведение, потому, что именно там изучали язык, который в то время считался научным. Назовите язык, который открывал Ломоносову дверь в науку. | Латынь. | ||
11 | «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Кому принадлежат эти замечательные слова о Ломоносове. | А.С. Пушкину | ||
12 | Известно, что Ломоносов, будучи академиком, помогал своим землякам. Кто из них впоследствии стал знаменитым скульптором? | Федот Шубин, личный скульптор Екатерины II. Из семьи Шубных - соседей Ломоносовых в д. Мишанинской. Поступив в Академию художеств, сменил деревенскую фамилию на более благозвучную - «Шубин». В память о своём знаменитом земляке, Шубин создал несколько широко известных бюстов Ломоносова. | ||
13 | В одной из од, посвящённых вступлению на престол российской императрицы, прозвучал этот страстный призыв к молодому поколению: Дерзайте, ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Кому была адресована эта ода? | Елизавете . «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елизаветы Петровны», 1747 год. | ||
14 | Во время совместных опытов по изучению атмосферного электричества от разряда молнии погиб друг и коллега Ломоносова, профессор С.-Петербургской академии наук. Назовите имя профессора | Рихман Георг Вильгельм, физик. В прощальной речи Ломоносов говорил: «Какая прекрасная смерть – умереть, исполняя по профессии свою должность. Но не думаю, чтобы внезапным поражением нашего Рихмана, натуру испытующие умы устрашились и электрической силы законы изведывать перестали…». | ||
15 | “Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на Восток”. По научному плану Ломоносова была снаряжена экспедиция. Указ о снаряжении этой экспедиции был подписан лично Екатериной II . Руководителем экспедиции был Чичагов В.Я., капитан первого ранга. Экспедиция снаряжалась в строжайшей тайне. В Архангельске срочно были построены три парусника и оснащены по инструкции Ломоносова. Экспедиция вышла в путь в мае 1765 года, через месяц после смерти Ломоносова. Что должна была исследовать данная экспедиция? | Поиск Северного морского пути | ||
16 | Если кто невзрачен телом Или в разуме незрелом; Если в скудости рождён, Либо чином не почтён, Будет взрачен и рассуден, Знатен чином и не скуден Для великой бороды: Таковы её плоды! Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена, И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена. За сатиру «Гимн бороде» Ломоносов был призван к ответу за оскорбление «бородатого сословия». Кого оскорбил Ломоносов? | Священников. Священный Синод потребовал «таковые ругательные пасквили истребить и публично сжечь», а автора «для увещевания и исправления» передать на суд церковным властям. Но российское правительство решило вопрос в пользу Ломоносова. | ||
17 | Высшая награда РАН, Золотая медаль имени Ломоносова, присуждается ежегодно одному российскому и одному зарубежному учёному. За достижения в области каких наук присуждается данная награда? | С 1956 года медаль присуждается за достижения в естественных науках, которые Ломоносов считал сферой своих основных научных интересов: (физика, химия, география, геология, астрономия и др.) | ||
18 | «На пазорях стрелка дурит» говорили поморы, примечая, что во время данного атмосферного явления стрелка морского компаса сбивается с курса. Впоследствии Ломоносов природу этого явления объяснил в своём «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Что это за явление? | Северное сияние | ||
19 | Место, где родился Ломоносов, называется холмогорской дельтой и состоит из множества островов. Как назывался остров, где располагалась его родная деревня? | Куростров | ||
20 | Михайло Ломоносов был сыном крестьянина. Однако для крестьянских детей путь в науку был закрыт. Чьим сыном вынужден был назвать себя Михайло, чтобы поступить в Заиконоспасские школы? | Дворянским сыном | ||
21 | Одним из эпизодов жизни Ломоносова была его ссора с Иоганном Генкелем, немецким профессором. Михайло покидает школу Генкеля, и без денег, документов пробирается в Россию. Однако по пути на родину он был схвачен и насильно забрит в армию, по истечении двух дней бежал. Солдатом какой армии целых два дня считался Ломоносов? | Прусской | ||
22 | В мае 1742 года Ломоносов получил должность помощника профессора физики в Академии наук. Как в то время называлось это звание? | Адъюнкт | ||
23 | В чем было отличие Московского университета от европейских университетов? | Отсутствие богословского факультета и возможность учёбы для лиц «подлого сословия», т.е. не дворян. | ||
24 | Это – мост Ломоносова, и он находится … | В Санкт-Петербурге на реке Мойка | ||
25 | В выпускной характеристике из Марбургского университета он написал о Ломоносове: «Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращению в отечество, может принести пользу государству». | Вольф | ||
26 | В 1744 году три главных русских поэта того времени – Тредиаковский, Сумароков и Ломоносов – устроили состязание на лучший стихотворный перевод. Что они переводили? | 143-ий псалом | ||
27 | У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через ... вымеривать, через ... развешивать и через ... высматривать»? Первую определяет он как «осторожную и догадливую», вторую как «точную и замысловатую», третью как «проницательную». | «...геометрию», «...механику», «...оптику». | ||
28 | Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»? | Закон сохранения материи | ||
29 | Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в ...». В кого? | В «поэта» | ||
30 | «Великолепие ишпанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную в изображении краткость латинского и греческого…» Чем восхищался Ломоносов? | Русским языком | ||
31 | Вернувшись после обучения в Германии, М.В. Ломоносов переводит с немецкого курс физики своего учителя Христиана Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины. Мы пользуемся ими ежедневно. Какие это слова? | Термометр, формула, атмосфера, барометр. | ||
32 | «Архангельский мужик», ставший великим русским учёным, М.В. Ломоносов твёрдо верил, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать», и делал всё для того, чтобы это стало реальностью. Какому высшему учебному заведению в Москве присвоено имя Ломоносова и почему? | Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. «Указ об учреждении в Москве университета был подписан 25 января 1755 года. | ||
33 | Назови книги и авторов, которые Ломоносов назвал “вратами своей учёности”? | “Грамматика” Мелентия Смотрицкого и “Арифметика” Леонтия Магницкого | ||
34 | Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретённую им машину, называемую им аэродинамической, которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух, отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца… Прототипом какой машины стало изобретение Ломоносова? | Вертолёт | ||
35 | Перед Вами изображение прибора, сконструированного Ломоносовым. Своим изобретением он за 250 лет до европейских исследователей шагнул навстречу изучения Вселенной. Что это за изобретение? | Ночезрительная труба – прообраз телескопа. | ||
36 | Это изобретение Ломоносова помогло восстановить почти забытый художественный приём – создание мозаичных панно. Что это за изобретение? | Смальта | ||
37 | Ломоносов известен не только как учёный, но и как педагог и просветитель. Его волновало будущее российской нации. Что Ломоносов предлагал сделать для сохранения здоровья населения Российской империи? | Ограничить производство и продажу алкоголя | ||
38 | Товарищ и сподвижник Ломоносова, русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки. Адъюнкт натуральной истории и ботаники Петербургской Академии наук. Первый русский профессор натуральной истории и ботаники Академии наук. Родился в Москве в бедной семье солдата лейб-гвардейского Преображенского полка.В 1724 году был определён в класс философии Славяно-греко-латинской академии при Московской духовной академии, где получил хорошее образование и блестяще освоил латинский и греческий языки; в конце 1732 года по указу Сената направлен в числе 12 учеников старших классов в Петербург в Академическую гимназию при Петербургском университете для приобретения знаний по физике, географии и естественной истории. После испытаний решением Собрания Академии наук был зачислен студентом в состав академического отряда Великой Северной экспедиции. Назовите эту личность. | Степан Петрович Крашенинников | ||
39 | До конца дней своих Михаил Ломоносов был верен русскому северу и Белому морю. Какие приборы для морского кораблевождения им были разработаны в помощь морякам? | Морской хронометр и механический лат. | ||
40 | Создатель русского фарфора, качеством своим поразившего Европу. Соученик и друг Михаила Ломоносова. Организатор первого в России фарфорового производства, которое первоначально называлось Императорским фарфоровым заводом. Сын суздальского священника имел светлую голову, пытливый ум и цепкую память. Поэтому после окончания цифирной школы отец отправил его в Москву - учиться в знаменитую Славяно-греко-латинскую Академию. Через два года оказался в одном классе с Михайлой Ломоносовым; в числе лучших учеников (всего их было 12) для продолжения учебы был отправлен в столицу Санкт-Петербург в Академию наук Российской империи. Прошли и эти годы обучения, и в 1736 году академическое начальство решает послать своих питомцев, трёх отличников: Виноградова, Ломоносова и Густава Райзера по требованию Сената, в Де-Сьянс Академию к постижению теоретических и главным образом практических знаний по горному делу и металлургии в старейший европейский университет Марбурга под начало знаменитого в то время профессора Христиана Вольфа. Назовите этого человека. | Дмитрий Иванович Виноградов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме "М.В.Ломоносов"
Презентация к уроку литературы в 9 классе о М.В.Ломоносове. УМК Коровиной В.Я. Презентация содержит большой иллюстративный материал, биографические сведения, информацию о заслугах и открытиях учёного ...
Великий русский учёный М.В. Ломоносов
Материал предназначен для проведения внеклассных мероприятий по истории....
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....
М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия....."
Презентация для урока литературы в 9 классе....
«Сценарий классного часа «М.В. Ломоносов»
Повышение престижа и формирование позитивного социального и профессионального имиджа математики. Развитие эвристических способностей в изучении истории математики, интересное общение с друзьями ...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. ЛОМОНОСОВ»
Данное мероприятие можно проводить в рамках предметной недели....
Сценарий «ЛОМОНОСОВ- гений 18 века»
Общешкольное мероприятие....