Сценарий игры "брейн-ринг" Михаил Ломоносов
проект по истории (8 класс)

Сценарий игры "Брейн - ринг" об ученом Ломоносове М.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект89 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный брейн-ринг для учащихся 8 классов, посвящённый 306-летию со дня рождения М.В. Ломоносова «Великий сын Великой России».

Цель: Расширение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности выдающегося русского ученого М. В. Ломоносова.

Задачи:

- воспитывать чувство уважения к истории родной страны ;

 - обучать умению вести диалог, работать в группах;

 - развивать творческие способности, внимание, память.

Форма проведения: брейн-ринг.

Образовательные и воспитательные технологии: традиционные (соревнование), информационно-коммуникативные, сотрудничество.

Оборудование:

- мультимедийный комплекс (ПК, проектор), звуковая система (или магнитофон);

-  портрет М.В. Ломоносова,

- таблица результативности работы команд.

Информационно - образовательные ресурсы:

Презентация (PowerPoint 2003)

Участники: 3 команды по 7-8 учащихся; куратор игры (учитель-предметник), ведущие – 2 человека.

Длительность игры – 45 – 60 минут.

План проведения игры.

Приветственное слово учителя.

 Сообщение ведущими темы, правил игры (команды отвечают на вопросы викторины в порядке очередности; при отсутствии ответа команды право ответа переходит другой команде; балл засчитывается ответившей команде). Вопрос – начало игры:  Всех российских правителей, при которых ему довелось жить, Ломоносов сравнивал с эталоном о котором сказал «Он был твой Бог, Россия». О ком идёт речь? (Петр I)

Вступительное слово ведущего.

1 ведущий: 19 ноября – исполнилось 306-лет со дня рождения выдающегося ученого, энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова.

2 ведущийНынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Ломоносов из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в тысячелетие, а вообще – один только раз появляются, чтобы показать соотечественникам, что кроется в каждом из них, но и подавляется чуть ли не каждым из них. Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до него, и почти три века, которые были после.

1 ведущий. «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…, - писал А.С. Пушкин о М. Ломоносове.

2 ведущий: Академик М. К. Келдыш сказал: «Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике,  астрономии,  метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии,  географии,  истории,  теории  словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.


1 ведущий: Сегодня мы проводим игру брейн- ринг, посвященный Михаилу Васильевичу Ломоносову
Правила игры: Игра состоит из трех этапов.

Первый этап. ведущий сообщает командам вопрос, на обдумывание даётся 30 сек. За верный ответ – 1 балл, за дополнение – 0,5 балла. Команда, готовая к ответу поднимает флажок.

Второй этап. игры черный ящик, необходимо угадать что же может находиться в нем. На обдумывание дается 60 секунд. За правильный ответ 3балла.

Третий этап.
Стихотворные строки выдаются в перепутанном порядке. Сложить из них отрывок из стихотворения Ломоносова


2 ведущий: Судить игру будут строгие жюри. Поприветствуем их:…..

1 ведущий: И так, начинаем игру! Конкурс 1.

Второй этап черный ящик:

1 ведущий:

1.Черный ящик: этот прибор изобрел не Ломоносов, но он его усовершенствовал, и теперь  каждый  день нам интересны его показания.

Он принял для градуирования две основные точки – температуру плавления льда, которую он обозначил через 0 гр, и температуру 150гр, тогда как большинство других термометров вело отсчет от одной какой - либо точки и при том принимало температуру кипения воды за 0гр, производя отсчет вниз (в термометре Делиля плавления льда обозначалась как 150гр). Термометр Ломоносова облегчал точное измерение и связанные с ними расчеты. Он устранял путаницу при отсчете градусов при повышении температуры выше точки кипения воды.

2 ведущий:

2.Этот прибор Ломоносов назвал оптический ”горизонтоскоп”

 Перископ с механизмом для горизонтального обзора местности.

3 этап сложение пазлов, задача командам как можно быстрее собрать пазлы

Третий этап. Сложить стихотворение Ломоносова.

Случились вместе два Астронома в пиру 
И спорили весьма между собой в жару. 
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»; 
Другой, что Солнце все с собой планеты водит. 
Один Коперник был, другой слыл Птолемей. 
Тут повар всё решил с усмешкою своей. 
Хозяин спрашивал: « Ты звёзд теченье знаешь? 
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?» 
Он дал такой ответ: « Что в том Коперник прав, 
Я правду докажу, на Солнце не бывав. 
Кто видел простака из поваров такова, 
Который бы вертел очаг вокруг жаркого?»

Ход 1 этапа:

Рефлексия: создание каждой командой эссе по теме викторины (наивысшую оценку – 10 баллов – получает команда, сумевшая привести  максимальное количество фактов из биографии и жизнедеятельности учёного).

Подведение итогов, награждение команды (или каждого ее представителя) Наградным листом, оформление которого стилизовано под XVIII в (вариант прилагается в презентации).

1

26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры

приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только

Ломоносов понял, что … Что же понял М. Ломоносов? К чему привёл успех этого наблюдения?

М.Ломоносов понял, что Венера окружена воздушной атмосферой;

он занимается усовершенствованием телескопа и мореплавательных

навигационных приборов    

2

В 1746 году последовало указание канцелярии Академии о постройке химической лаборатории.

К тому времени Ломоносов Высочайшим указом Елизаветы Петровны был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской

Академии наук. Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории,

было изготовление окрашенных стёкол. Его увлечение цветным стеклом возникло под

влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М.Л. Воронцовым.

Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стёкол. Разузнав юридические основания, Ломоносов обратился в Сенат с Прошением, в котором, сославшись на Петровский указ от 3 декабря 1723 г., разрешавший всем желающим заводить фабрики и мануфактуры, попросил разрешения «завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол и из них

бисеру, пронизок, стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов».

Где находилась стекольная фабрика Ломоносова?

Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть-Рудице, в 64

верстах от Петербурга, являлась современным по тому времени

предприятием. На ней применялись различные технологические приёмы

обработки стекла: выдувание, вытягивание, литьё, прессование,

шлифовка, полировка, гранение.

3

В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стала картина, поразившая всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра.

«Полтавская баталия»

4

До конца дней своих Михаил Ломоносов был верен русскому северу и Белому морю. Какие приборы для морского кораблевождения им были разработаны в помощь морякам?

Самопишущий компас и механический лат

5

Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время в котором он жил. Это была эпоха быстрых перемен. Как вы думаете, сколько императоров и императриц сменилось на троне

России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова?

назовите их.

Восемь; Пётр I Великий, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Иоанн

VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II Великая.

6

В 1743 году Ломоносов сочиняет две лучшие оды «Вечернее размышление» и «Утреннее размышление». Эти произведения – своеобразное

сочетание научного и художественного творчества. Н. Гоголь сказал, что «…чистосердечная сила восторга превратила натуралиста в поэта». Впоследствии занятия стихами побудили Ломоносова заинтересоваться самим русским

языком и 1747 году он пишет «Краткое руководство». Какому предмету, изучаемому в гимназии, был посвящен этот труд?

«Краткое руководство к красноречию», которое чаще всего называли

просто «Риторика».

7

В сентябре 1736 года Ломоносов вместе с Виноградовым и Райзером направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела. У известного немецкого учёного Христиана Вольфа Ломоносов узнаёт о корпускулярной теории и живо интересуется ею. Одновременно с сочинением по физической химии Ломоносов пишет свою первую оду. Как называется эта ода?

«На взятие Хотина»

8

В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно“Фербот”. Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно

качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших

университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить….

В какую страну ехали учиться наши студенты и что они должны были основательно изучить?

В Германию; изучить горное дело и металлургию

9

Как называлось зверобойное судно Василия Дорофеевича на котором Ломоносов

выходил в море.

Чайка

10

Девятнадцати лет отроду Ломоносов поступает учиться в славяно-греко-латинскую академию. Выбрал он это учебное заведение, потому, что именно там изучали язык, который в то время считался научным. Назовите язык, который открывал Ломоносову дверь в науку.

Латынь.

11

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Кому принадлежат эти замечательные слова о Ломоносове.

А.С. Пушкину

12

Известно, что Ломоносов, будучи академиком, помогал своим землякам. Кто из них

впоследствии стал знаменитым скульптором?

Федот Шубин, личный скульптор Екатерины II. Из семьи Шубных -

соседей Ломоносовых в д. Мишанинской. Поступив в Академию художеств,

сменил деревенскую фамилию на более благозвучную - «Шубин». В память о

своём знаменитом земляке, Шубин создал несколько широко известных бюстов

Ломоносова.

13

В одной из од, посвящённых вступлению на престол российской императрицы,

прозвучал этот страстный призыв к молодому поколению:

Дерзайте, ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Кому была адресована эта ода?

Елизавете . «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея

величества государыни императрицы Елизаветы Петровны», 1747 год.

14

Во время совместных опытов по изучению атмосферного электричества от разряда молнии погиб друг и коллега Ломоносова, профессор С.-Петербургской академии наук. Назовите имя

профессора

Рихман Георг Вильгельм, физик. В прощальной речи Ломоносов говорил: «Какая прекрасная смерть – умереть, исполняя по профессии свою должность. Но не думаю, чтобы внезапным поражением нашего Рихмана, натуру испытующие умы устрашились и электрической силы законы

изведывать перестали…».

15

“Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на Восток”.

По научному плану Ломоносова была снаряжена

экспедиция. Указ о снаряжении этой экспедиции был подписан лично Екатериной II . Руководителем экспедиции был Чичагов В.Я., капитан первого ранга. Экспедиция снаряжалась в строжайшей тайне. В Архангельске

срочно были построены три парусника и оснащены по инструкции Ломоносова.

Экспедиция вышла в путь в мае 1765 года, через месяц после смерти Ломоносова. Что должна была исследовать данная экспедиция?

Поиск Северного морского пути

16

Если кто невзрачен телом

Или в разуме незрелом;

Если в скудости рождён,

Либо чином не почтён,

Будет взрачен и рассуден,

Знатен чином и не скуден

Для великой бороды:

Таковы её плоды!

Борода предорогая!

Жаль, что ты не крещена,

И что тела часть срамная

Тем тебе предпочтена.

За сатиру «Гимн бороде» Ломоносов был призван к ответу за оскорбление «бородатого сословия». Кого оскорбил Ломоносов?

Священников. Священный Синод потребовал «таковые ругательные

пасквили истребить и публично сжечь», а автора «для увещевания и

исправления» передать на суд церковным властям. Но российское

правительство решило вопрос в пользу Ломоносова.

17

Высшая награда РАН, Золотая медаль имени Ломоносова, присуждается ежегодно

одному российскому и одному зарубежному учёному. За достижения в области каких наук присуждается данная награда?

С 1956 года медаль присуждается за достижения в естественных

науках, которые Ломоносов считал сферой своих основных научных интересов:

(физика, химия, география, геология, астрономия и др.)

18

«На пазорях стрелка дурит» говорили

поморы, примечая, что во время данного атмосферного явления стрелка морского компаса

сбивается с курса. Впоследствии Ломоносов природу этого явления

объяснил в своём «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».

Что это за явление?

Северное сияние

19

Место, где родился Ломоносов, называется холмогорской дельтой и состоит из

множества островов. Как назывался остров, где располагалась его родная деревня?

Куростров

20

Михайло Ломоносов был сыном крестьянина. Однако для крестьянских детей путь в науку был закрыт. Чьим сыном вынужден был назвать себя Михайло, чтобы поступить в Заиконоспасские школы?

Дворянским сыном

21

Одним из эпизодов жизни Ломоносова была его ссора с Иоганном Генкелем, немецким профессором.

Михайло покидает школу Генкеля, и без денег, документов пробирается в Россию. Однако по пути на родину он был схвачен и насильно забрит в армию, по истечении двух дней бежал. Солдатом какой армии целых два дня считался Ломоносов?    

Прусской

22

В мае 1742 года Ломоносов получил должность помощника профессора физики в Академии наук. Как в то время называлось это звание?

Адъюнкт

23

В чем было отличие Московского университета от европейских университетов?

Отсутствие богословского факультета и возможность учёбы для лиц «подлого сословия», т.е. не дворян.

24

Это – мост Ломоносова, и он находится …

В Санкт-Петербурге на реке Мойка

25

В выпускной характеристике из Марбургского университета он написал о Ломоносове: «Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращению в отечество, может принести пользу государству».

Вольф

26

В 1744 году три главных русских поэта того времени – Тредиаковский, Сумароков и Ломоносов – устроили состязание на лучший стихотворный перевод. Что они переводили?

143-ий псалом  

27

У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через ... вымеривать, через ... развешивать и через ... высматривать»? Первую определяет он как «осторожную и догадливую», вторую как «точную и замысловатую», третью как «проницательную».

«...геометрию», «...механику», «...оптику».

28

Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»?

Закон сохранения материи

29

Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в ...». В кого?

В «поэта»

30

«Великолепие ишпанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную в изображении краткость латинского и греческого…» Чем восхищался Ломоносов?

Русским языком

31

Вернувшись после обучения в Германии, М.В. Ломоносов переводит с немецкого курс физики своего учителя Христиана Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины. Мы пользуемся ими ежедневно. Какие это слова?

Термометр, формула, атмосфера, барометр.

32

«Архангельский мужик», ставший великим русским учёным, М.В. Ломоносов твёрдо верил, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать», и делал всё для того, чтобы это стало реальностью. Какому высшему учебному заведению в Москве присвоено имя Ломоносова и почему?

Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект

его организации и предложил создать при университете гимназии. «Указ об учреждении

в Москве университета был подписан 25 января 1755 года.

33

Назови книги и авторов, которые Ломоносов назвал “вратами своей учёности”?

“Грамматика” Мелентия Смотрицкого и “Арифметика” Леонтия Магницкого

34

Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретённую им машину, называемую им аэродинамической,  которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух, отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца… Прототипом какой машины стало изобретение Ломоносова?

Вертолёт

35

Перед Вами изображение прибора, сконструированного Ломоносовым. Своим изобретением он за 250 лет до европейских исследователей шагнул навстречу изучения Вселенной. Что это за изобретение?

Ночезрительная труба – прообраз телескопа.

36

Это изобретение Ломоносова помогло восстановить почти забытый художественный приём – создание мозаичных панно. Что это за изобретение?

Смальта

37

Ломоносов известен не только как учёный, но и как педагог и просветитель. Его волновало будущее российской нации. Что Ломоносов предлагал сделать для сохранения здоровья населения Российской империи?

Ограничить производство и продажу алкоголя

38

Товарищ и сподвижник Ломоносова, русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки. Адъюнкт натуральной истории и ботаники Петербургской Академии наук. Первый русский профессор натуральной истории и ботаники Академии наук. Родился в Москве в бедной семье солдата лейб-гвардейского Преображенского полка.В 1724 году был определён в класс философии Славяно-греко-латинской академии при Московской духовной академии, где получил хорошее образование и блестяще освоил латинский и греческий языки; в конце 1732 года по указу Сената направлен в числе 12 учеников старших классов в Петербург в Академическую гимназию при Петербургском университете для приобретения знаний по физике, географии и естественной истории. После испытаний решением Собрания Академии наук был зачислен студентом в состав академического отряда Великой Северной экспедиции. Назовите эту личность.

Степан Петрович Крашенинников

39

До конца дней своих Михаил Ломоносов был верен русскому северу и Белому морю. Какие приборы для морского кораблевождения им были разработаны в помощь морякам?

Морской хронометр и механический лат.

40

Создатель русского фарфора, качеством своим поразившего Европу. Соученик и друг Михаила Ломоносова. Организатор первого в России фарфорового производства, которое первоначально называлось Императорским фарфоровым заводом.

Сын суздальского священника имел светлую голову, пытливый ум и цепкую память. Поэтому после окончания цифирной школы отец отправил его в Москву - учиться в знаменитую Славяно-греко-латинскую Академию. Через два года оказался в одном классе с Михайлой Ломоносовым; в числе лучших учеников (всего их было 12) для продолжения учебы был отправлен в столицу Санкт-Петербург в Академию наук Российской империи. Прошли и эти годы обучения, и в 1736 году академическое начальство решает послать своих питомцев, трёх отличников: Виноградова, Ломоносова и Густава Райзера по требованию Сената, в Де-Сьянс Академию к постижению теоретических и главным образом практических знаний по горному делу и металлургии в старейший европейский университет Марбурга под начало знаменитого в то время профессора Христиана Вольфа. Назовите этого человека.

Дмитрий Иванович Виноградов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме "М.В.Ломоносов"

Презентация к уроку литературы в 9 классе о М.В.Ломоносове. УМК Коровиной В.Я. Презентация содержит большой иллюстративный материал, биографические сведения, информацию о заслугах и открытиях учёного ...

Великий русский учёный М.В. Ломоносов

Материал предназначен для проведения внеклассных мероприятий по истории....

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....

М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия....."

Презентация для урока литературы в 9 классе....

«Сценарий классного часа «М.В. Ломоносов»

Повышение  престижа и формирование позитивного социального и профессионального имиджа математики. Развитие эвристических способностей в изучении истории математики, интересное общение с друзьями ...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. ЛОМОНОСОВ»

Данное мероприятие можно проводить в рамках предметной недели....

Сценарий «ЛОМОНОСОВ- гений 18 века»

Общешкольное мероприятие....