Программа школьного кружка «Туризм» для 7-9 классов, 34 часа
учебно-методический материал на тему
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления подрастающего поколения, сплочению классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kuzhka_turizm_34.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное казенное образовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Волгоградской области | ||
«Согласовано» Руководитель методсовета Ленцова Марина Леонидовна (Ф.И.О.) протокол № 1 | «Утверждена» приказом директора МКОУ «Покровская СОШ» от 26.08.2014 № 67 ___________________ Н.А. Солохина |
Рабочая программа
кружка «Туризм»
Визитная карточка программы:
- Тип программы: авторская
- Срок реализации: сентябрь 2015 – май 2016 года
- Образовательный уровень: кружок
- Направленность: спортивно - оздоровительная
- Количество обучающихся: 12человек
- Возраст: 13-15 лет
- Учебный период: 68 часа
- Количество часов неделю: 2
Составитель:
учитель
Гарибян Светлана Викторовна
Пояснительная записка.
Туризм и являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.
Никто из туристов не пошёл бы второй раз в поход, если бы на личном опыте не убедился, что всё виденное, пережитое, слышанное, пройденное, спетое у ночного костра оставляет такое впечатление и делает нашу жизнь настолько богаче, что по сравнению с этим все тяготы и неудобства туризма выглядят не имеющими значения мелочами.
Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.
Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.
Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.
Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.
Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.
Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.
Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.
Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся и родителей. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.
Программа кружка рассчитана на учащихся 6-7 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на местности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказании первой медицинской помощи
Цель программы.
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления подрастающего поколения, сплочению классного коллектива.
Задачи
1. В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии и физической подготовки;
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
2. В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.
Формы работы.
1. Проведение походов по родным местам.
2. Участие в туристических слётах.
4. Составление презентаций, викторин, проведение спортивных эстафет.
Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.
Учащиеся будут вовлечены во внеурочную деятельность, посещая занятия кружка, приобретут новые знания о своем крае, технике и тактике туризма, научатся ориентироваться на местности. Нахождение в одном коллективе, при определённых трудностях должны сплотить класс.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, участие в походах, туристических слётах, экологических акциях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
По завершении обучения кружковцы должны:
знать:
- порядок организации и правила поведения в походах.
- вопросы туризма и экологии;
- основы топографии и ориентирования;
- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;
- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;
- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;
- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;
Сроки реализации программы кружка: Сентябрь 2014 – май 2015 г
Содержательная часть программы.
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.
2. Организация и подготовка похода.
Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.
3. Туристское снаряжение.
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету.
Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака. Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу.
4. Гигиена туриста.
Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.
5. Туристский бивак.
Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.
Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.
Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования.
6. Определение расстояний простейшими способами.
Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование без компаса и карты. Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и картой.
Календарно- тематическое планирование.
1 | Организация и комплектование группы. | 1 |
2 | Введение в образовательную программу. | 1 |
3 | История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта. | 1 |
4 | Организация похода. | 1 |
5 | Питание в походе. Составление рациона. | 1 |
6 | Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи. | 1 |
7 | Снаряжение. Личное снаряжение. | 1 |
8 | Групповое снаряжение. | 1 |
9 | Первая медицинская помощь. | 1 |
10 | Первая медицинская помощь. | 1 |
11 | Заболевания. | 1 |
12 | Ожоги и обморожения. | 1 |
13 | Устройство бивака. | 1 |
14 | Работа с палаткой. | 1 |
15 | Работа с палаткой. | 1 |
16 | Свёртывание лагеря. | 1 |
17 | Костёр, его виды. | 1 |
18 | Разведение и поддержание костра. | 1 |
19 | Топографические карты. | 1 |
20 | Компас. Строение и работа с ним. | 1 |
21 | Приёмы ориентирования карты по компасу. | 1 |
22 | Краеведение. История Ленинского района, его культурное наследие. | 1 |
23 | Выполнение краеведческих заданий. | 1 |
24 | Условные знаки. | 1 |
25 | Закрепление навыка чтения условных знаков. | 1 |
26 | Закрепление навыка чтения условных знаков. | 1 |
27 | Рельеф местности. | 1 |
28 | Географические особенности ВО и Ленинского района | 1 |
29 | Подготовка и создания презентации о походах. | 1 |
30 | Подготовка к соревнованиям и походу. | 1 |
32 | Участие в соревнованиях и походе. Отчетная документация | 4 |
Заключение. Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия в кружке дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности.
Рекомендуемая литература.
1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.
2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г
3. Подготовка и проведение туристского похода с учащимися. - Омск: УНООО, 1989г.
4. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.
5. Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО». – М.: Физкультура и спорт, 1983г.
6. Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.
7. А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.
8..Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 1987г.
9. П.Е.Вавриш, Л.Ф. Горовой « Грибы в лесу и на столе». – Киев: Урожай, 1993г.
10. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа школьного кружка литературного творчества
Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с уч...
Программа школьного кружка "Безопасное колесо"
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по программе "Безопасное колесо" для 3-7 классов....
программа школьного кружка "Краеведение"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Краеведение» (Срок реализации 1 год, возраст детей с 12 лет ) ...
Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты».
Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты»....
Программа школьного кружка волонтёров «Творим добро»
Актуальность.На сегодняшний день актуальным становится развитие волонтерского движения, т.к. решать проблемы наркомании, алкоголизма, табакурения, ВИЧ/СПИДа среди молодежи только силами специалистов с...
Рабочая программа школьного кружка "Лесничество"
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов как внеурочное и внешкольное занятие по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 70 часов в год. Курс включае...
Программа школьного кружка "Умелые руки" 6 класс.
Рабочая программа занятий кружка: «Умелые руки» для 6-х классов разработана на основе авторской программы Смирнова А.С. «Умелые руки»,...