Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
рабочая программа по теме

Терешкова Дарья Сергеевна

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-grazhdanin_rossii.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №690

Невского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО                                                                УТВЕРЖДАЮ

_____________________                                             Директор     ГБОУ  СОШ   №690

_______________________                                               _______________________

_______________________                                                      В.Ю. Соловьёва                                                                                

_______________________                                       Протокол педсовета № ________

_______________________                                       от ______________   2016 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я – гражданин России»

для детей 7-11 лет

срок реализации 4 года

Составитель:

Терешкова Дарья Сергеевна

Санкт-Петербург

2016 г.

Пояснительная записка

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне.

В следующих возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.

Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.

Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.

Целью курса «Я — гражданин России» является расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине,  с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого.

Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».

Цель курса конкретизируют следующие задачи:

- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими   присвоению   определенных   норм   морали, нравственности.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

В дополнение к программе внеурочной деятельности «Я-гражданин России» разработана тетрадь на печатной основе «Дневник гражданина России» (Приложение 1). В данной тетради собраны основные сведения по темам курса «Я – гражданин России», дополняемые заданиями, соответствующими интересам младшего школьника, его возрастным и когнитивным способностям. Приложение к программе рассчитано на учащихся 1 – 4 класса, содержит задания разного уровня сложности. Радом с каждым заданием приведены рекомендации к уровню подготовки учащихсядля выполнения данного задания. «Дневник гражданина России» также может дополняться работами учащихся в соответствующем разделе тетради. Приложение к программе внеурочной деятельности способствует развитию гражданско-патриотического воспитания младших школьников, формированию активной гражданской позиции, структуризации знаний учащихся и формированию компетентностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;

-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;

-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;

-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;

-в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,  религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин России, его права и обязанности; искусство, культура; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); гражданин мира, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория;

-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;

-умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;

-умение ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах в их вековом и годовом исчислении различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия.

-умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице, называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края;

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

-сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

В учебном плане на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 33 часа в год.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

1 раздел: «Кто я?»

Дата

Тема занятия

Выполняемая работа

1

Жил – был Я. Я и моё имя.

Знакомятся со свидетельством о рождении. Работа с тетрадью на печатной основе.

2

Мир моих увлечений.

Создают рисунок«Мое любимое занятие прошедшим летом».

3

Разные способности разных людей.

Создают рисунок«Чему я хочу научиться в школе.»

4

Мой город. Интерактивная экскурсия по достопримечательностям.

Создают рисунок«Мое любимое место в Санкт-Петербурге.» Работа с тетрадью на печатной основе.

2 раздел: «Моя семья»

5

Я и моя семья.

Создают рисунок«Моя большая семья.» Работа с тетрадью на печатной основе.

6

Очень я люблю маму милую мою.

Создают рисунок-открытку «Милой мамочке.» Работа с тетрадью на печатной основе.

7

Образование. Какие бывают профессии.

Инсценируют спектакль «Все профессии важны, все профессии нужны»

8

День пожилых людей

Создают открытки бабушкам и дедушкам. Работа с тетрадью на печатной основе.

9

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений.  Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Устно обсуждают литературное произведение.

10

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений.  Рассказы В. Осеевой. День народного единства.

Инсценируют спектакль по мотивам литературных произведений.

3 раздел: «Я и природа»

11

Почему год круглый?

Создают рисунок«Времена года»

12

«У природы нет плохой погоды.»

Создают рисунок«Веселая прогулка под  дождиком.»

13

Загадки о временах года и явлениях природы.

Участвуют в игровых соревнованиях.

14

Правила поведения в лесу и парке.

Создают рисунок«Экологический знак»

15

Экскурсия на пришкольный участок.

Исследуют кормушки для птиц.

4 раздел: «Что такое правила?»

16

Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила дорожного движения.

Составляют безопасный маршрут от дома до школы. Работа с тетрадью на печатной основе.

17

Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила  противопожарной безопасности.

Смотрят обучающий мультфильм, обсуждают его в парах, в группах, вместе с учителем.

18

Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила  взаимоотношений между людьми.

Инсценируют правила общения.

19

Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права.

Посещают экскурсию по школе и определяют правила поведения в разных местах.

20

Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Обсуждение правил поведения в общественных местах с точки зрения права.

Создают рисунок«Я соблюдаю правила.» Работа с тетрадью на печатной основе.

21

День защитника отечества

Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе.

5 раздел: «Царство и закон»

22

Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника.

Создают рисунок«Обложка для книги с законами.» Работа с тетрадью на печатной основе.

23

Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права и обязанности в семье.

Создают рисунок «Мои обязанности дома.» Работа с тетрадью на печатной основе.

24

Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Для чего пишут законы.

Смотрят мультфильм про правила и законы, обсуждают в парах, группах, вместе с учителем.

6 раздел: «Я и Отечество»

25

Наша Родина – Россия.

Создают рисунок«Моя Родина.» Работа с тетрадью на печатной основе.

26

Герб, гимн, флаг России.  

Запоминают Гимн России. Работа с тетрадью на печатной основе.

27

Москва столица России.

Смотрят виртуальную экскурсию. Работа с тетрадью на печатной основе.

28

Народы России

Знакомятся с картой России. Работа с тетрадью на печатной основе.

29

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные)

Создают рисунок«Мой любимый праздник.» Работа с тетрадью на печатной основе.

7 раздел: «Мир, труд, май»

30

1 мая - Праздник Весны и Труда

Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе.

31

9 мая - День Победы

Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе.

32

27 мая – День города Санкт-Петербурга

Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе.

33

12 июня - День России

Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе.

34

Что я узнал о нашей стране.

Подводят итоги, обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем полученные знания и умения.

Итого: 33 часа.

Планируемые результаты  1 года обучения

Личностные результаты:

-осознание себя членом общества и государства чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;

-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;  

Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;

-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Предметные результаты:

  • узнают свои первые права
  • узнает правила дорожного движения, правила противопожарной безопасности, правила поведения в общественных местах, правила поведения в школе,
  • познакомится с гимном, флагом, гербом Российской Федерации.
  • познакомится с «Всеобщей декларацией прав человека и «Конвенцией о правах ребенка».
  • узнает о народах, национальных праздниках России.
  • овладеет навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме
  • научится рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий

2 класс

1 раздел: «Кто я?»

Тема занятия

Выполняемая работа

1

О дружбе, доброте, отзывчивости.

Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

2

Мир моих увлечений.

Создают рисунок и рассказ о проведенном лете.

3

О лени и лентяях.

Создаютрисунок «Лентяй, который стал взрослым.»

4

Мой город. Интерактивная экскурсия по достопримечательностям.

Создаютрисунок «Где я побывал в Санкт-Петербурге этим летом.» Работа с тетрадью на печатной основе.

2 раздел: «Моя семья»

5

Я и моя семья.

Составляют семейное дерево. Работа с тетрадью на печатной основе.

6

Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».

Обсуждают рассказ в парах, в группах, вместе с учителем.

7

Образование. Какие бывают профессии.

Участвуют в викторине.

8

День пожилых людей.

Слушают рассказ о празднике, обсуждают.

9

Уважай отца и мать – будет в жизни благодать.

Создают рассказы о родителях.

10

Чем я горжусь? Выставка моих достижений и достижений моей семьи.

Демонстрируют семейные фотографии и поясняют их.

3 раздел: «Я и природа»

11

Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!

Создают рисунок «Природа, которую не губил человек.»

12

Природа и фантазия.

Создают рисунок «Что будет с нашей природой, если ее не беречь.»

13

Природа Ленинградской области

Создают рисунок «Куда я хочу съездить.» Работа с тетрадью на печатной основе.

14

Правила поведения в лесу и парке.

Составляют памятки.

15

Экскурсия на пришкольный участок.

Обсуждают в парах, в группе, вместе с учителем возможные игры на свежем воздухе.

4 раздел: «Что такое правила?»

16

Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам было комфортно.

Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

17

Право на жизнь и личную неприкосновенность. Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Решение и разыгрывание ситуаций.

Инсценируют разные случаи ограничения свободы.

18

Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила  взаимоотношений между людьми.

Инсценируют правила взаимоотношений между людьми.

19

Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права.

Посещают экскурсию по школе.

20

Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право в России; случаи рабства в современной жизни - нарушение прав человека). Равенство всех перед законом. Конституция - основной закон государства.

Создают рисунок «Я свободный человек.» Работа с тетрадью на печатной основе.

21

День защитника отечества

Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе.

5 раздел: «Царство и закон»

22

Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника.

Создают рисунок «Обложка для книги законов.» Работа с тетрадью на печатной основе.

23

Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения.

Отрабатывают умения спорить, доказывать, уступать.

24

Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение. Право на образование.

Обсуждают в парах, в группе, вместе с учителем права на образование на примере своей школы.

6 раздел: «Я и Отечество»

25

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России.

Создают рисунок «Моя Родина.» Работа с тетрадью на печатной основе.

26

Герб, гимн, флаг России.  

Запоминают Гимн России. Работа с тетрадью на печатной основе.

27

Москва столица России. История Москвы.

Смотрят виртуальную экскурсию. Работа с тетрадью на печатной основе.

28

Народы России. Особенности национального характера в сказках.

Знакомятсясо сказками разных народов России.

29

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные)

Создают рисунок «Мой любимый праздник.» Работа с тетрадью на печатной основе.

7 раздел: «Мир, труд, май»

30

1 мая - Праздник Весны и Труда

Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе.

31

9 мая - День Победы

Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе.

32

27 мая – День города Санкт-Петербурга

Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе.

33

12 июня - День России

Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе.

34

Что я узнал о нашей стране.

Подводят итоги, обсуждают в паре, в группе, вместе с учителем полученные знания и умения.

Итого: 34 часа.

Планируемые результаты  2 года обучения

Личностные результаты:

-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;

-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-уважительное отношение к иному мнению,

-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;

-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;

-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Предметные результаты:

  • узнают о правах и обязанностях школьника;
  • узнают об истории России;
  • узнают об особенностях природы Ленинградской области;
  • умение рассказывать о себе, своих увлечениях, своей семье;
  • узнают уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города;
  • умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

3 класс

1 раздел: «Кто я?»

Тема занятия

Выполняемая работа

1

Мы школьники, а это значит…

Обсуждают в парах, в группе, вместе с учителем права и обязанности школьников.

2

Мир моих увлечений.

Создают рисунок и рассказ о проведенном лете.

3

Моё хочу и моё надо.

Составляют режим дня.

4

Мой город. Интерактивная экскурсия по достопримечательностям.

Создают рисунок «Где я побывал в Санкт-Петербурге этим летом.» Работа с тетрадью на печатной основе.

2 раздел: «Моя семья»

5

Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья»

Создают рассказ о семье и обсуждают его вместе с учителем.

6

«Семейный альбом»

Демонстрируют семейные фотографии и поясняют их.

7

Образование. Какие бывают профессии.

Участвуют в викторине.

8

День пожилых людей

Рассказывают о празднике, слушают новую информацию, обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

9

Друг в моей жизни.

Создают рассказы о друзьях.

10

Чем я горжусь? Чего я добился за 2 года учебы в школе.

Демонстрируют свои  детские портфолио.

3 раздел: «Я и природа»

11

Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.

Создают рисунок «Природа, которую не губил человек.»

12

Природа и фантазия.

Создают рисунок «Что будет с нашей природой, если ее не беречь.»

13

Природа России.

Создают рисунок «Куда я хочу съездить.» Работа с тетрадью на печатной основе.

14

Заочная экскурсия «две столицы»

Создают рисунок «Две столицы» Работа с тетрадью на печатной основе.

15

Экскурсия на пришкольный участок.

Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем возможные игры на пришкольном участке.

4 раздел: «Что такое правила?»

16

Материнство и детство Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства.

Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

17

Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье.

Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

18

Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила  взаимоотношений между людьми.

Инсценируют правила взаимоотношений между людьми.

19

Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей. Усилия самих детей

Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

20

Занятия вредные и полезные

Создают рисунок «Полезные занятия.» Работа с тетрадью на печатной основе.

21

День защитника отечества

Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе.

5 раздел: «Царство и закон»

22

Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника.

Создают рисунок «Обложка для книги законов.» Работа с тетрадью на печатной основе.

23

Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения.

Отрабатывают умения спорить, доказывать, уступать.

24

Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная.Президент).

Создают рисунок «Я и президент РФ.» Работа с тетрадью на печатной основе.

6 раздел: «Я и Отечество»

25

Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического сознания), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории.

Изучают карты. Работа с тетрадью на печатной основе.

26

«Чудеса света» (искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран).

Создают рисунок «Чудеса света.» Работа с тетрадью на печатной основе.

27

Международное сотрудничество.

Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

28

Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»

Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

29

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные)

Создают рисунок «Мой любимый праздник.» Работа с тетрадью на печатной основе.

7 раздел: «Мир, труд, май»

30

1 мая - Праздник Весны и Труда

Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе.

31

9 мая - День Победы

Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе.

32

27 мая – День города Санкт-Петербурга

Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе.

33

12 июня - День России

Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе.

34

Что я узнал о нашей стране.

Подводят итоги, обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем приобретенные знания и умения.

Итого: 34 часа.

Планируемые результаты  3 года обучения

Личностные результаты:

-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;

-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;

-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

  • узнают о своих обязанностях в семье;
  • научатся составлять свой режим дня;
  • узнают  об общечеловеческом праве на свободу, об ответственности перед законом;
  • познакомятся системой государственной власти в Российской Федерации;
  • узнают уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города;
  • научатся рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;
  • овладеют навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

4 класс

1 раздел: «Кто я?»

Тема занятия

Выполняемая работа

1

Я имею право. Кодекс моих прав.

Участвуют в викторине, беседуют в группах о своих правах.

2

«Благодарность – это…»

Устное обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

3

Умеем ли мы обижаться.

Участвуют в игровых соревнованиях.

4

«Мои мечты – мои желания»

Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. Создают рисунок «Я мечтаю.»

5

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

Устнообсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

6

Круговая беседа – представление «Я и мои таланты»

Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем, представляют свои таланты.

7

Что я знаю о своих правах и обязанностях?

Участвуют в викторине.

2 раздел: «Моя семья»

8

Доброе семя – добрый и всход.

Участвуют в викторине, представляют родословную семьи.

9

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

Слушают рассказы своих родителей.

10

КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья».

Представляют семейные праздники, игры.

11

Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья».

Устно обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

12

КТД «Семейный альбом».

Создают групповой каллаж.

3 раздел: «Я и природа»

13

Загадки окружающего мира.

Участвуют в экологическом КВНе.

14

Мы в ответе за планету!

Участвуют в викторине, составляют стихотворения о планете.

15

В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!

Создают рассказ о походе в лес, обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем правил тур. похода.

16

Борьба с лесными пожарами.

Смотрят интерактивную экскурсию в пожарную часть. Смотрят фильм. Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

17

Борьба с загрязнением окружающей среды.

Создают рисунок «Знак, запрещающий загрязнение»

4 раздел: «Что такое правила?»

18

Правила в жизни человека: нужны ли они?

Устно обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

19

Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Я – гражданин.

Создают рисунок «Мои права и обязанности гражданина России» Работа с тетрадью на печатной основе.

20

День защитника отечества

Создают открытки в технике коллаж. Работа с тетрадью на печатной основе.

5 раздел: «Царство и закон»

21

Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Кто пишет законы.

Знакомятся с документами. Работа с тетрадью на печатной основе.

22

А. Усачев «Приключения маленького человека»

Устно обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

23

Конституция – главный закон Российской Федерации.

Создают рисунок «Государственные символы.» Работа с тетрадью на печатной основе.

6 раздел: «Я и Отечество»

24

Чем и кем славен мой город?

Беседуют в группе, вместе с учителем, рассказывают о своем городе.

25

Символы Российских городов.

Создают презентации, демонстрируют их, затем обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем.

26

Города -  герои.

Смотрят интерактивную экскурсию по городам – героям. Работа с тетрадью на печатной основе.

27

«Золотое кольцо России»

Смотрят презентацию, участвуют в викторине.

28

Юные герои Великой Отечественной войны.

Изучают произведения о юных героях.

29

КТД «Орден Победы».

Изготавливают подарки для ветеранов.

7 раздел: «Мир, труд, май»

30

1 мая - Праздник Весны и Труда

Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе.

31

9 мая - День Победы

Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе.

32

27 мая – День города Санкт-Петербурга

Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе.

33

12 июня - День России

Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе.

34

Что я узнал о нашей стране.

Подводят итоги, обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем приобретенные знания и умения.

Итого: 34 часа.

Планируемые результаты  4 года обучения

Личностные результаты:

-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;

-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;

-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

  • узнают о своих правах и обязанностях, познакомятся с правилами этикета,
  • проникнутся историческим духом  культуры Руси, побывают в древнейших русских городах Золотого Кольца, узнают их историческую и культурную значимость, познакомятся с древнейшими русскими ремеслами, раскроют их эстетическую, историческую, утилитарную значимость и ценность труда их создателей
  • познакомятся с произведениями о юных героях Великой Отечественной войны
  • научатся  рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;
  • овладеют навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

Материально-техническое обеспечение

Кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, проектором, компьютером с постоянной возможностью выхода в сеть Интернет.

Методическая литература для учителя:

  1. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
  2. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы // журнал "Основы государства и права". 2003. № 6.
  3. Гражданское образование в российской школе /Сост. Т.И.Тюляева. М.: Издательство 
    "Астрель", 2003. 
  4. Конопович Б.Г. Я – гражданин России. Учебное пособие. Воронеж, 2002.
  5. Права человека в свободной стране. Учебное пособие. Спб., 2001.
  6. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие для старших классов. М.: Русское слово, 2007. 
  7. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. – М.: Русское слово, 2002, 

Мультимедийные ресурсы сети Интернет для учителя:

  1. АНО "Мультимедиа-студия "Март" Быт и праздники русского народа (N 129802)
  2. Виртуальные экскурсии по Московскому кремлю: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cad0d89f-4c77-4ad8-8f71-8404b67540af/
  3. Сборник цифровых образовательных ресурсов «Петербург – столица Российской Империи» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/
  4. Сценарии викторин: http://vcegdaprazdnik.ru/contests/viktoriny/
  5. Презентации о городах России: http://ppt4web.ru/search.html?text=города+россии
  6. Виртуальные экскурсии по городам-героям: http://easyen.ru/load/scenarii_prazdnikov/9_maja/virtualnaja_ehkskursija_po_gorodam_gerojam/344-1-0-22721

Литература для учащегося:

  1. Конопович Б.Г. Я – гражданин России. Учебное пособие. Воронеж, 2002.
  2. Права человека в свободной стране. Учебное пособие. Спб., 2001.

Мультимедийные ресурсы сети Интернет для учащегося:

  1. АНО "Мультимедиа-студия "Март" Быт и праздники русского народа (N 129802)
  2. Виртуальные экскурсии по Московскому кремлю: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cad0d89f-4c77-4ad8-8f71-8404b67540af/
  3. Сборник цифровых образовательных ресурсов «Петербург – столица Российской Империи» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Программа содержит пояснительную записку к курсу и тематическое планирование на 34 часа...

Программа внеурочной деятельности "Искусство России"

Цель курса – формирование у учащихся представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры  России.Отличительной особенностью программы является то, что в методик...

Программа внеурочной деятельности "Гражданин современной России"

Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Гражданин совр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа России", 8 класс

Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по предмету «География». Данный курс ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса...