Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
рабочая программа по теме
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-grazhdanin_rossii.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №690
Невского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
_____________________ Директор ГБОУ СОШ №690
_______________________ _______________________
_______________________ В.Ю. Соловьёва
_______________________ Протокол педсовета № ________
_______________________ от ______________ 2016 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – гражданин России»
для детей 7-11 лет
срок реализации 4 года
Составитель:
Терешкова Дарья Сергеевна
Санкт-Петербург
2016 г.
Пояснительная записка
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне.
В следующих возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.
Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.
Целью курса «Я — гражданин России» является расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
В дополнение к программе внеурочной деятельности «Я-гражданин России» разработана тетрадь на печатной основе «Дневник гражданина России» (Приложение 1). В данной тетради собраны основные сведения по темам курса «Я – гражданин России», дополняемые заданиями, соответствующими интересам младшего школьника, его возрастным и когнитивным способностям. Приложение к программе рассчитано на учащихся 1 – 4 класса, содержит задания разного уровня сложности. Радом с каждым заданием приведены рекомендации к уровню подготовки учащихсядля выполнения данного задания. «Дневник гражданина России» также может дополняться работами учащихся в соответствующем разделе тетради. Приложение к программе внеурочной деятельности способствует развитию гражданско-патриотического воспитания младших школьников, формированию активной гражданской позиции, структуризации знаний учащихся и формированию компетентностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;
-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;
-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;
-в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин России, его права и обязанности; искусство, культура; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); гражданин мира, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория;
-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
-умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;
-умение ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах в их вековом и годовом исчислении различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия.
-умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице, называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края;
-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
-сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
В учебном плане на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 33 часа в год.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
1 раздел: «Кто я?»
№ | Дата | Тема занятия | Выполняемая работа |
1 | Жил – был Я. Я и моё имя. | Знакомятся со свидетельством о рождении. Работа с тетрадью на печатной основе. | |
2 | Мир моих увлечений. | Создают рисунок«Мое любимое занятие прошедшим летом». | |
3 | Разные способности разных людей. | Создают рисунок«Чему я хочу научиться в школе.» | |
4 | Мой город. Интерактивная экскурсия по достопримечательностям. | Создают рисунок«Мое любимое место в Санкт-Петербурге.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
2 раздел: «Моя семья»
5 | Я и моя семья. | Создают рисунок«Моя большая семья.» Работа с тетрадью на печатной основе. | |
6 | Очень я люблю маму милую мою. | Создают рисунок-открытку «Милой мамочке.» Работа с тетрадью на печатной основе. | |
7 | Образование. Какие бывают профессии. | Инсценируют спектакль «Все профессии важны, все профессии нужны» | |
8 | День пожилых людей | Создают открытки бабушкам и дедушкам. Работа с тетрадью на печатной основе. | |
9 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений. Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Устно обсуждают литературное произведение. | |
10 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений. Рассказы В. Осеевой. День народного единства. | Инсценируют спектакль по мотивам литературных произведений. |
3 раздел: «Я и природа»
11 | Почему год круглый? | Создают рисунок«Времена года» | |
12 | «У природы нет плохой погоды.» | Создают рисунок«Веселая прогулка под дождиком.» | |
13 | Загадки о временах года и явлениях природы. | Участвуют в игровых соревнованиях. | |
14 | Правила поведения в лесу и парке. | Создают рисунок«Экологический знак» | |
15 | Экскурсия на пришкольный участок. | Исследуют кормушки для птиц. |
4 раздел: «Что такое правила?»
16 | Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила дорожного движения. | Составляют безопасный маршрут от дома до школы. Работа с тетрадью на печатной основе. |
17 | Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила противопожарной безопасности. | Смотрят обучающий мультфильм, обсуждают его в парах, в группах, вместе с учителем. |
18 | Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила взаимоотношений между людьми. | Инсценируют правила общения. |
19 | Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права. | Посещают экскурсию по школе и определяют правила поведения в разных местах. |
20 | Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Обсуждение правил поведения в общественных местах с точки зрения права. | Создают рисунок«Я соблюдаю правила.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
21 | День защитника отечества | Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе. |
5 раздел: «Царство и закон»
22 | Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника. | Создают рисунок«Обложка для книги с законами.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
23 | Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права и обязанности в семье. | Создают рисунок «Мои обязанности дома.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
24 | Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Для чего пишут законы. | Смотрят мультфильм про правила и законы, обсуждают в парах, группах, вместе с учителем. |
6 раздел: «Я и Отечество»
25 | Наша Родина – Россия. | Создают рисунок«Моя Родина.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
26 | Герб, гимн, флаг России. | Запоминают Гимн России. Работа с тетрадью на печатной основе. |
27 | Москва столица России. | Смотрят виртуальную экскурсию. Работа с тетрадью на печатной основе. |
28 | Народы России | Знакомятся с картой России. Работа с тетрадью на печатной основе. |
29 | Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные) | Создают рисунок«Мой любимый праздник.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
7 раздел: «Мир, труд, май»
30 | 1 мая - Праздник Весны и Труда | Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе. |
31 | 9 мая - День Победы | Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе. |
32 | 27 мая – День города Санкт-Петербурга | Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе. |
33 | 12 июня - День России | Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе. |
34 | Что я узнал о нашей стране. | Подводят итоги, обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем полученные знания и умения. |
Итого: 33 часа.
Планируемые результаты 1 года обучения
Личностные результаты:
-осознание себя членом общества и государства чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;
-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Предметные результаты:
- узнают свои первые права
- узнает правила дорожного движения, правила противопожарной безопасности, правила поведения в общественных местах, правила поведения в школе,
- познакомится с гимном, флагом, гербом Российской Федерации.
- познакомится с «Всеобщей декларацией прав человека и «Конвенцией о правах ребенка».
- узнает о народах, национальных праздниках России.
- овладеет навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме
- научится рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий
2 класс
1 раздел: «Кто я?»
№ | Тема занятия | Выполняемая работа |
1 | О дружбе, доброте, отзывчивости. | Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
2 | Мир моих увлечений. | Создают рисунок и рассказ о проведенном лете. |
3 | О лени и лентяях. | Создаютрисунок «Лентяй, который стал взрослым.» |
4 | Мой город. Интерактивная экскурсия по достопримечательностям. | Создаютрисунок «Где я побывал в Санкт-Петербурге этим летом.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
2 раздел: «Моя семья»
5 | Я и моя семья. | Составляют семейное дерево. Работа с тетрадью на печатной основе. |
6 | Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». | Обсуждают рассказ в парах, в группах, вместе с учителем. |
7 | Образование. Какие бывают профессии. | Участвуют в викторине. |
8 | День пожилых людей. | Слушают рассказ о празднике, обсуждают. |
9 | Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. | Создают рассказы о родителях. |
10 | Чем я горжусь? Выставка моих достижений и достижений моей семьи. | Демонстрируют семейные фотографии и поясняют их. |
3 раздел: «Я и природа»
11 | Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты! | Создают рисунок «Природа, которую не губил человек.» |
12 | Природа и фантазия. | Создают рисунок «Что будет с нашей природой, если ее не беречь.» |
13 | Природа Ленинградской области | Создают рисунок «Куда я хочу съездить.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
14 | Правила поведения в лесу и парке. | Составляют памятки. |
15 | Экскурсия на пришкольный участок. | Обсуждают в парах, в группе, вместе с учителем возможные игры на свежем воздухе. |
4 раздел: «Что такое правила?»
16 | Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам было комфортно. | Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
17 | Право на жизнь и личную неприкосновенность. Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Решение и разыгрывание ситуаций. | Инсценируют разные случаи ограничения свободы. |
18 | Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила взаимоотношений между людьми. | Инсценируют правила взаимоотношений между людьми. |
19 | Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права. | Посещают экскурсию по школе. |
20 | Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право в России; случаи рабства в современной жизни - нарушение прав человека). Равенство всех перед законом. Конституция - основной закон государства. | Создают рисунок «Я свободный человек.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
21 | День защитника отечества | Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе. |
5 раздел: «Царство и закон»
22 | Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника. | Создают рисунок «Обложка для книги законов.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
23 | Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения. | Отрабатывают умения спорить, доказывать, уступать. |
24 | Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение. Право на образование. | Обсуждают в парах, в группе, вместе с учителем права на образование на примере своей школы. |
6 раздел: «Я и Отечество»
25 | Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России. | Создают рисунок «Моя Родина.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
26 | Герб, гимн, флаг России. | Запоминают Гимн России. Работа с тетрадью на печатной основе. |
27 | Москва столица России. История Москвы. | Смотрят виртуальную экскурсию. Работа с тетрадью на печатной основе. |
28 | Народы России. Особенности национального характера в сказках. | Знакомятсясо сказками разных народов России. |
29 | Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные) | Создают рисунок «Мой любимый праздник.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
7 раздел: «Мир, труд, май»
30 | 1 мая - Праздник Весны и Труда | Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе. |
31 | 9 мая - День Победы | Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе. |
32 | 27 мая – День города Санкт-Петербурга | Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе. |
33 | 12 июня - День России | Создают открытку. Работа с тетрадью на печатной основе. |
34 | Что я узнал о нашей стране. | Подводят итоги, обсуждают в паре, в группе, вместе с учителем полученные знания и умения. |
Итого: 34 часа.
Планируемые результаты 2 года обучения
Личностные результаты:
-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;
-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-уважительное отношение к иному мнению,
-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;
-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Предметные результаты:
- узнают о правах и обязанностях школьника;
- узнают об истории России;
- узнают об особенностях природы Ленинградской области;
- умение рассказывать о себе, своих увлечениях, своей семье;
- узнают уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
3 класс
1 раздел: «Кто я?»
№ | Тема занятия | Выполняемая работа |
1 | Мы школьники, а это значит… | Обсуждают в парах, в группе, вместе с учителем права и обязанности школьников. |
2 | Мир моих увлечений. | Создают рисунок и рассказ о проведенном лете. |
3 | Моё хочу и моё надо. | Составляют режим дня. |
4 | Мой город. Интерактивная экскурсия по достопримечательностям. | Создают рисунок «Где я побывал в Санкт-Петербурге этим летом.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
2 раздел: «Моя семья»
5 | Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья» | Создают рассказ о семье и обсуждают его вместе с учителем. |
6 | «Семейный альбом» | Демонстрируют семейные фотографии и поясняют их. |
7 | Образование. Какие бывают профессии. | Участвуют в викторине. |
8 | День пожилых людей | Рассказывают о празднике, слушают новую информацию, обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
9 | Друг в моей жизни. | Создают рассказы о друзьях. |
10 | Чем я горжусь? Чего я добился за 2 года учебы в школе. | Демонстрируют свои детские портфолио. |
3 раздел: «Я и природа»
11 | Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. | Создают рисунок «Природа, которую не губил человек.» |
12 | Природа и фантазия. | Создают рисунок «Что будет с нашей природой, если ее не беречь.» |
13 | Природа России. | Создают рисунок «Куда я хочу съездить.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
14 | Заочная экскурсия «две столицы» | Создают рисунок «Две столицы» Работа с тетрадью на печатной основе. |
15 | Экскурсия на пришкольный участок. | Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем возможные игры на пришкольном участке. |
4 раздел: «Что такое правила?»
16 | Материнство и детство Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. | Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
17 | Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье. | Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
18 | Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила взаимоотношений между людьми. | Инсценируют правила взаимоотношений между людьми. |
19 | Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей. Усилия самих детей | Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
20 | Занятия вредные и полезные | Создают рисунок «Полезные занятия.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
21 | День защитника отечества | Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе. |
5 раздел: «Царство и закон»
22 | Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника. | Создают рисунок «Обложка для книги законов.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
23 | Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения. | Отрабатывают умения спорить, доказывать, уступать. |
24 | Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная.Президент). | Создают рисунок «Я и президент РФ.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
6 раздел: «Я и Отечество»
25 | Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического сознания), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. | Изучают карты. Работа с тетрадью на печатной основе. |
26 | «Чудеса света» (искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран). | Создают рисунок «Чудеса света.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
27 | Международное сотрудничество. | Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
28 | Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране» | Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
29 | Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные) | Создают рисунок «Мой любимый праздник.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
7 раздел: «Мир, труд, май»
30 | 1 мая - Праздник Весны и Труда | Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе. |
31 | 9 мая - День Победы | Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе. |
32 | 27 мая – День города Санкт-Петербурга | Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе. |
33 | 12 июня - День России | Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе. |
34 | Что я узнал о нашей стране. | Подводят итоги, обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем приобретенные знания и умения. |
Итого: 34 часа.
Планируемые результаты 3 года обучения
Личностные результаты:
-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;
-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
- узнают о своих обязанностях в семье;
- научатся составлять свой режим дня;
- узнают об общечеловеческом праве на свободу, об ответственности перед законом;
- познакомятся системой государственной власти в Российской Федерации;
- узнают уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города;
- научатся рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;
- овладеют навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
4 класс
1 раздел: «Кто я?»
№ | Тема занятия | Выполняемая работа |
1 | Я имею право. Кодекс моих прав. | Участвуют в викторине, беседуют в группах о своих правах. |
2 | «Благодарность – это…» | Устное обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
3 | Умеем ли мы обижаться. | Участвуют в игровых соревнованиях. |
4 | «Мои мечты – мои желания» | Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. Создают рисунок «Я мечтаю.» |
5 | Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» | Устнообсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
6 | Круговая беседа – представление «Я и мои таланты» | Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем, представляют свои таланты. |
7 | Что я знаю о своих правах и обязанностях? | Участвуют в викторине. |
2 раздел: «Моя семья»
8 | Доброе семя – добрый и всход. | Участвуют в викторине, представляют родословную семьи. |
9 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны. | Слушают рассказы своих родителей. |
10 | КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья». | Представляют семейные праздники, игры. |
11 | Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья». | Устно обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
12 | КТД «Семейный альбом». | Создают групповой каллаж. |
3 раздел: «Я и природа»
13 | Загадки окружающего мира. | Участвуют в экологическом КВНе. |
14 | Мы в ответе за планету! | Участвуют в викторине, составляют стихотворения о планете. |
15 | В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! | Создают рассказ о походе в лес, обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем правил тур. похода. |
16 | Борьба с лесными пожарами. | Смотрят интерактивную экскурсию в пожарную часть. Смотрят фильм. Обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
17 | Борьба с загрязнением окружающей среды. | Создают рисунок «Знак, запрещающий загрязнение» |
4 раздел: «Что такое правила?»
18 | Правила в жизни человека: нужны ли они? | Устно обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
19 | Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Я – гражданин. | Создают рисунок «Мои права и обязанности гражданина России» Работа с тетрадью на печатной основе. |
20 | День защитника отечества | Создают открытки в технике коллаж. Работа с тетрадью на печатной основе. |
5 раздел: «Царство и закон»
21 | Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Кто пишет законы. | Знакомятся с документами. Работа с тетрадью на печатной основе. |
22 | А. Усачев «Приключения маленького человека» | Устно обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
23 | Конституция – главный закон Российской Федерации. | Создают рисунок «Государственные символы.» Работа с тетрадью на печатной основе. |
6 раздел: «Я и Отечество»
24 | Чем и кем славен мой город? | Беседуют в группе, вместе с учителем, рассказывают о своем городе. |
25 | Символы Российских городов. | Создают презентации, демонстрируют их, затем обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем. |
26 | Города - герои. | Смотрят интерактивную экскурсию по городам – героям. Работа с тетрадью на печатной основе. |
27 | «Золотое кольцо России» | Смотрят презентацию, участвуют в викторине. |
28 | Юные герои Великой Отечественной войны. | Изучают произведения о юных героях. |
29 | КТД «Орден Победы». | Изготавливают подарки для ветеранов. |
7 раздел: «Мир, труд, май»
30 | 1 мая - Праздник Весны и Труда | Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе. |
31 | 9 мая - День Победы | Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе. |
32 | 27 мая – День города Санкт-Петербурга | Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе. |
33 | 12 июня - День России | Создают открытки. Работа с тетрадью на печатной основе. |
34 | Что я узнал о нашей стране. | Подводят итоги, обсуждают в парах, в группах, вместе с учителем приобретенные знания и умения. |
Итого: 34 часа.
Планируемые результаты 4 года обучения
Личностные результаты:
-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;
-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
- узнают о своих правах и обязанностях, познакомятся с правилами этикета,
- проникнутся историческим духом культуры Руси, побывают в древнейших русских городах Золотого Кольца, узнают их историческую и культурную значимость, познакомятся с древнейшими русскими ремеслами, раскроют их эстетическую, историческую, утилитарную значимость и ценность труда их создателей
- познакомятся с произведениями о юных героях Великой Отечественной войны
- научатся рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;
- овладеют навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, проектором, компьютером с постоянной возможностью выхода в сеть Интернет.
Методическая литература для учителя:
- Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
- Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы // журнал "Основы государства и права". 2003. № 6.
- Гражданское образование в российской школе /Сост. Т.И.Тюляева. М.: Издательство
"Астрель", 2003. - Конопович Б.Г. Я – гражданин России. Учебное пособие. Воронеж, 2002.
- Права человека в свободной стране. Учебное пособие. Спб., 2001.
- Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие для старших классов. М.: Русское слово, 2007.
- Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. – М.: Русское слово, 2002,
Мультимедийные ресурсы сети Интернет для учителя:
- АНО "Мультимедиа-студия "Март" Быт и праздники русского народа (N 129802)
- Виртуальные экскурсии по Московскому кремлю: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cad0d89f-4c77-4ad8-8f71-8404b67540af/
- Сборник цифровых образовательных ресурсов «Петербург – столица Российской Империи» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/
- Сценарии викторин: http://vcegdaprazdnik.ru/contests/viktoriny/
- Презентации о городах России: http://ppt4web.ru/search.html?text=города+россии
- Виртуальные экскурсии по городам-героям: http://easyen.ru/load/scenarii_prazdnikov/9_maja/virtualnaja_ehkskursija_po_gorodam_gerojam/344-1-0-22721
Литература для учащегося:
- Конопович Б.Г. Я – гражданин России. Учебное пособие. Воронеж, 2002.
- Права человека в свободной стране. Учебное пособие. Спб., 2001.
Мультимедийные ресурсы сети Интернет для учащегося:
- АНО "Мультимедиа-студия "Март" Быт и праздники русского народа (N 129802)
- Виртуальные экскурсии по Московскому кремлю: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cad0d89f-4c77-4ad8-8f71-8404b67540af/
- Сборник цифровых образовательных ресурсов «Петербург – столица Российской Империи» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России"
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Программа содержит пояснительную записку к курсу и тематическое планирование на 34 часа...
Программа внеурочной деятельности "Искусство России"
Цель курса – формирование у учащихся представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры России.Отличительной особенностью программы является то, что в методик...
Программа внеурочной деятельности "Гражданин современной России"
Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Гражданин совр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа России", 8 класс
Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по предмету «География». Данный курс ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса...