Пути формирования эмпатийных способностей обучающихся.
статья на тему
Колледж входит в состав краевой инновационной площадки «Система работы колледжа по защите прав обучающихся и формирование у них личной гражданской ответственности». И когда инженерно-педагогический коллектив определял тематику и направление исследований, проблема уровня сформированности эмпатии у молодых людей была определена одной из наиболее важных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_kruglogo_stola.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Печатный материал «круглого стола»
«Взаимодействие учреждений профессионального образования, детских домов, органов опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях профессионального обучения».
ООО «Литера», Ставрополь, 2012
Маслова Валентина Викторовна,
воспитатель Красногвардейского филиала
Государственного агротехнического колледжа с. Московское
Пути формирования эмпатийных способностей обучающихся.
В третьем тысячелетии глобальной целью образования становится развитие личности обучающегося, всего его внутреннего потенциала. Подлинные педагоги-мастера всегда отличались особой чувствительностью к личности воспитанника, проявляя высочайшую наблюдательность и прозорливость.
На современном этапе развития общества производство требует от работников определенных личностных качеств. И главное из них – неравнодушие. Рост числа убийств в Российской Федерации в последние годы, межнациональные конфликты указывают на то, что такая социальная ценность, как человеческая жизнь, подверглась существенной девальвации.
Колледж входит в состав краевой инновационной площадки «Система работы колледжа по защите прав обучающихся и формирование у них личной гражданской ответственности». И когда инженерно-педагогический коллектив определял тематику и направление исследований, проблема уровня сформированности эмпатии у молодых людей была определена одной из наиболее важных.
Цели и задачи работы над исследовательской темой «Формирование эмпатийных способностей» определены такие:
- развитие эмоциональной отзывчивости обучающихся;
- формирование умения чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему;
- содействие сокращению и предупреждению преступлений и правонарушений;
- подготовка обучающихся к жизни в современных условиях;
- содействие ресоциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Чтобы правильно выстроить процесс воспитания, необходимо, прежде всего, работать над устранением причин и условий, которые приводят к отсутствию эмоционального настроя у молодого человека. Отсутствие у человека способности к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, а также готовность оказать им посильную помощь отражает личностные особенности, вследствие которых человек оказался в таком положении.
Эмпатия – (сопереживание) постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживания другого человека. Эмпатия представляет собой «сплав» эмоционального отклика, сопереживание эмоциональному состоянию другого человека и понимания его. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого человека точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Так ощущать радость и боль его, как он их ощущает, и воспринимать их причины, как он их воспринимает.
Эмпатия – одно из важнейших свойств личности, без которого невозможно полноценное общество. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Установлено, что эмпатическая способность человека возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта, так как важным фактом для развития эмпатии является формирование рефлексивной стороны (самопознание субъектом внутренних психологических актов и состояний, знание и понимание субъектом самого себя), отсутствие замкнутости в рамках непосредственного эмоционального опыта.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитое чувство эмпатии у человека – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению при осуществлении межличностных взаимоотношений и контактов. В основе эффективного общения, несомненно, лежит методика эффективного слушания и умения говорить.
Для того, чтобы развивать у молодежи желаемые качества, следует, прежде всего, показать им неэффективность имеющихся у них стереотипов взаимодействия с другими людьми. Затем нужно целенаправленно изменить их поведение и, наконец, закрепить новые, более гибкие стратегии общения. В соответствии с поставленными целями и задачами результатами работы над темой «Формирование эмпатийных способностей» должны стать следующие показатели:
- развитие у обучающихся навыков самопознания и самопонимания;
- развитие способности к сочувствию и сопереживанию по отношению к другим людям;
- уменьшение конфликтных ситуаций и улучшение социально-психологического климата в учебном коллективе;
- становление молодых людей как ответственных и полноправных членов общества.
Когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других людей, у него проявляется свойство, называемое эмпатией (от греч. Pathos – сильное и глубокое чувство, близкое к страданию). Эмпатия означает такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении людей, в восприятии ими друг друга, установлении взаимоотношений между ними. Л.Н.Толстой считал, например, что лучший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший – своими чувствами и чужими мыслями. Посредине писатель располагал все разнообразие человеческих душ.
Анализируя теоретические материалы по проблемам эмпатии, я пришла к выводу, что в психологии термином «эмпатия» описываются разные психологические реальности. Рассматривая содержание термина «эмпатия» в психологии, следует отметить, что в качестве понятия, идентичного термину «эмпатия», в современной литературе широко употребляются синонимы «эмпатийное взаимодействие», «эмпатийные реакции», «эмпатийные способности», «социальная сетизивность», «альтруизм», «гуманизм», «толерантность». Исследователями эмпатия вводится в разряд способностей, свойств, умений, процессов и состояний. Причем подавляющее большинство характеризует ее либо как способность (Т.П.Гаврилова), либо как процесс или состояние (К.Роджерс).
Приведу наиболее характерные определения, ярко иллюстрирующие эти две позиции. Первая представлена в работе Т.П.Гавриловой. раскрывая содержание этого явления, она пишет, что эмпатия – специфическая способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный предмет. Эмпатия, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживаний другого человека.
Вторая позиция представлена в исследовании Л.П.Стрелковой, также посвященном проблеме эмпатии. Подытоживая выводы серии экспериментов, она констатирует модель «эмпатийного процесса»: сопереживание – сочувствие – импульс к содействию – реальное содействие. Исследователь подчеркивает, что «конечным звеном» этого процесса является «реальное содействие другому».
Анализ публикаций отечественных и зарубежных исследователей позволяет сделать вывод о том, что дифференцировка эмпатии как процесса производится с учетом преобладания в ней одного из трех компонентов: эмоционального, когнитивное, поведенческого. Между этими элементами обнаруживаются сложные зависимости. Преобладание когнитивного компонента в отражении эмоционального состояния другой личности характерно для его адекватного понимания. Доминирование эмоционального компонента в эмпатии свидетельствует о преимущественно эмоциональном отклике одной личности на переживания другой. В действенной эмпатии преобладает компонент, когда субъект не только понимает эмоциональное состояние другого человека, но и оказывает ему активную поддержку.
Работая над темой «Формирование эмпатийных способностей» в течение года, я пришла к выводу, что в современных условиях, когда быстро меняются взгляды на различные аспекты жизни общества, особое значение приобретает пересмотр приоритетов в подготовке молодых людей к жизни. Особенно это актуально в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: кроме педагогов, им не окажут в этом помощь своим жизненным примером родители, бабушки и дедушки.
В мире продолжаются войны, межнациональные конфликты, терроризм, растет преступность, в средствах массовой информации идет откровенная пропаганда насилия и жестокости, что способствует росту агрессивности в поведении людей, прежде всего детей и молодежи. Очевидно, что рассмотренные социальные условия не могут способствовать благоприятному и полноценному развитию личности. Поэтому свою работу я начала с выявления наличия эмпатийных свойств у обучающихся нашего учебного заведения.
С этой целью ребятам был предложен психологический тест «Уровень эмпатийных тенденций», состоящий из 36 вопросов, на которые нужно было дать честные и откровенные ответы, поэтому тест был анонимным. При этом в тестировании приняли участие 46 человек. Результаты тестирования меня поразили: 33% обучающихся показали нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Их нельзя назвать «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить более склонны по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение.
У 20% обучающихся – высокая эмпатийность. Эти ребята чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом они относятся к людям, хорошо переносят критику в свой адрес.
46% тестируемых имеют низкий уровень эмпатийности. Они затрудняются первыми начать разговор, держатся особняком среди сверстников, в межличностных отношениях нередко оказываются в неловком положении. Как раз в их число вошла большая часть обучающихся: дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Практически такие же результаты показала и другая группа тестируемых. Я столкнулась с трудностью, которая заключается в самой проблеме возникновения эмпатии у обучающихся и которая должна быть естественным проявлением, а не имитацией. Затруднение возникает в интерпретации полученных данных, так как собственно эмпатические явления чрезвычайно трудно вычленить из других проявлений чувственности.
Именно поэтому следующим этапом моей работы стала разработка цикла классных часов, направленных на формирование эмпатийных способностей у обучающихся колледжа: «Что такое эмпатия?», «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы», «Эмпатийная личность – духовная ценность», «Построение отношений с близкими людьми», «Найди себя» и др. при этом формами работы стали беседы, деловые игры, анкетирование, диспуты как наиболее активные и эффективные, на мой взгляд.
Результатами работы по развитию эмпатийных способностей у обучающихся нашего учебного заведения является то. Что ребята начинают воспринимать, распознавать и оценивать эмоциональные переживания и состояния другого, сопереживать ему, оказывать действенную помощь в преодолении возникших трудностей. Молодые люди учатся давать положительную оценку действиям товарищей по учебе разнообразными формами психологического подкрепления (поощрение, одобрение, благодарность), которые вызывают положительные эмоции, чувство удовлетворения и побуждают обучающихся поступать идентичным образом и в дальнейшем. Стало заметно, что во время проведения классных часов и во внеурочное время обучающиеся начинают придавать таким свойствам личности, как гуманизм, эмоциональность, наблюдательность, у них формируются не только мотивы, но и умения, навыки эмпатийного поведения.
Результаты проведенной работы по развитию эмпатийных способностей у обучающихся свидетельствуют о том, что эпизодические переживания, возникающие в процессе совершения действий, интегрируются, в следствие чего эмпатийное поведение становится устойчивым личностным свойством, являющимся ядром коммуникативных черт характера, которые определяют психологический склад личности в целом.
Таким образом, эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитое чувство эмпатии у человека – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению при осуществлении межличностных взаимоотношений, контактов. А это так необходимо в наше непростое время. Следовательно, работа по развитию эмпатийных способностей в дальнейшем должна быть продолжена.
Использованная литература
1. Белых, Д.В. Психология развития эмпатии у студентов колледжа./ Д.В. Белых- Тамбов: ТГУ, 2004г.
2. Кругликов, Г.И. Воспитательная работа мастера производственного обучения. /Г.И. Кругликов - Издат. центр «Академия», 2010 г.
3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология./ Н.В.Басова- Из-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2000г.
4. Корнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей./ Д.Корнеги, М., 1999г.
5. Бреслав, Г.М. Психология эмоций. / Г.М.Бреслав , М., 2004г.
6. Ушатиков, А.И.., Пенитенциальная психология. /А.И. Ушатиков- Учеб. 2-е изд., Рязань,2003г.
7. Франкл, В. Человек в поисках смысла./ В. Франкл - М., 1990г.
8. Мясинцев, В.Н. Психология отношений. / В.Н.Мясинцев - М., Воронеж, 1995г.
9.Белых, Д.В. Формирование эмпатии у будущего учителя. /Д.В. Белых - Тамбов. ТГУ, 2001г.
10.Белых, Д.В. Способы педагогического воздействия на студентов с различным уровнем эмпатии. /Д.В. Белых - Тамбов. ТГУ, 2003г.
11.Белогуров, С.Б. Профилактика подростковой наркомании. /С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович - М., «Планетарий», 2002г.
12.Басова ,Н.В. Педагогика и практическая психология. /Н.В.Басова - Из-во «Феникс»,2007г.
13.Коменский, Я.А. Лабиринт света и рай сердца. / Я.А.Каменский - «Педагогика», 1998г.
14.Ляудис, В.Я. Инновационное обучение и наука. / В.Я.Ляудис - М., МГУ. 2000г.
15.Глазунов, А.Т. Педагогические исследования. /А.Т.Глазунова М., ИСОМ. 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (по выявлению и развитию способностей обучающихся)
Программа и проект направлены на выявление и поддержку талантливых и одарённых детей ДШИ....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...
статья Систематизация деятельности классного руководителя по формированию эмпатийных способностей у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье рассказывается о работе классного руководителя по формированию эмпатийных способностей у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»
Выяление способностей и развития у обучающихся к творческой и познавательной деятельности...
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) илиВыявление и развитие спосо...