Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
рабочая программа
моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyyavleniya_i_razvitiya_sposobnostey_moi_sposobnosti.docx | 61.36 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сафоново, Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/____________/ ФИО Протокол №_____ От «___»________2016___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №6» ________/____________/ ФИО От «___»________2016___г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ «СОШ №6» ________/____________/ ФИО Приказ №_____ От «___»________2016___г. |
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
учителя математики и информатики
Боженковой Елены Александровны
2016 год
Пояснительная записка
Возраст детей, на которых рассчитана программа-13-17 лет.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности.
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности. Своевременное выявление и развитие способностей имеют первостепенное значение для социализации и жизненной навигации обучающихся, так как это предпосылка для творчества в любой профессии, в науке и искусстве; предпосылка становления и развития личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию.
Данная программа дает возможность изучить способности своих воспитанников, выявить одаренных детей, оказать содействие в творческой реализации каждого ребенка, спрогнозировать конечный результат Информатика является именно таким предметом, который, как никакой другой, предоставляет ребенку возможность раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и интеллектуально.
Цель программы: моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации.
Задачи:
- формирование понимания важности изучения информатики в современном мире;
- создание условий для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию, развитие самостоятельности;
- отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Основные направления реализации программы
- выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
- развитие системы внеурочной учебной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах,
- включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся
Программа включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей обучающихся, реализация их потенциальных возможностей.
Первый этап - выявление способностей обучающихся.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях.
Такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, формировании ценных жизненных ориентаций.
Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности:
наблюдение, анализ, беседы, тестирование, опрос, совместная деятельность, метод взаимообучения, метод самоорганизации обучения, метод рецензии или анализа, метод проектов.
Диагностические методики:
- методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения информатики;
- методика Н.П. Капустиной «Определение уровня воспитанности обучающихся»;
- методика А.И. Савенкова «Карта одаренности» для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности;
- анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецовой, Л.П. Сверч;
- опросник креативности Джонсона;
- интегрированные диагностические работы;
- анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.
На втором этапе работа с детьми осуществляется по принципу увеличения объёма знаний, умений и навыков на том уровне, который заложен в учебной программе по информатике. Основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. План учебной деятельности выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона информации, моделирование жизненных ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование ситуаций и др. Одно из направлений работы - выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам.
Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности:
- применение индивидуального подхода в работе с обучающимися на уроках и во внеурочное время;
- создание условий вовлечения в активную познавательную деятельность обучающихся;
- включение в образовательный процесс передовых образовательных технологий;
- формирование навыков исследовательской, проектной деятельности;
- дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;
- дифференцированная домашняя работа;
- привлечение обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах;
- проведение предметных недель;
- участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе.
Третий этап - реализация потенциальных возможностей обучающихся.
Уже с пятого класса привлекаю их к проектно-исследовательской работе. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения, создании мини-проектов. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.
Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью более глубокого и осмысленного усвоения информатики, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Успешное выступление требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества - ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
Формы работы с учащимися по развитию интеллектуальных и творческих способностей по информатике:
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок-интервью, урок-экскурсию, видеоурок, урок-игру и т.д. Такие уроки особенно благотворно влияют на развитие творческих умений учащихся.
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко, формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.
На уроках информатики применяю следующие виды творческих заданий:
• составление задач учащимися;
• творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
• реферат;
• доклад;
• шифровки;
• составление и разгадывание кроссвордов по теме;
• составление и разгадывание ребусов по информатике;
• составление тестов для контроля знаний по предмету;
• творческие домашние работы.
Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:
• уровень мотивации учащегося;
• оригинальность метода решения;
• творческая фантазия;
• оригинальность оформления;
• уровень использования межпредметных связей;
• умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
Например, одним из видов занимательной проверочной работы может быть кроссворд, составленный из понятий, терминов и определений информатики. Кроссворд можно использовать следующим образом: на одного ученика, на парту, на ряд (группу), на весь класс. Кроссворд можно составлять или заполнять. Составленными кроссвордами (незаполненными) учащиеся могут обмениваться. В этом случае учителем оценивается и составитель и заполняющий.
Игра содействует развитию познавательных сил учащихся; стимулирует творческие процессы их деятельности; способствует разрядке напряженности; снимает утомление; создает благополучную атмосферу учебной деятельности; отслеживает учебную деятельность; содействует развитию интереса к учению.
Самым надёжным свидетельством освоения информатики и ИКТ является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Но в любом случае мы имеем дело с обменом значимой информацией.
Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению информатики, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Для формирования творческих умений учащихся на уроках информатики и ИКТ прежде всего делается акцент на формирование умения учиться; регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя; используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий; исключается давление учителя, на занятии происходит свободное общение.
Учёба должна приносить ребёнку удовольствие. Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать самостоятельно; поощрение настойчивости, активности. Учащемуся необходимо осознавать общественную значимость проблемы. Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со справочной литературой.
Ожидаемые результаты результаты реализации программы:
- высокий уровень познавательного интереса к предмету;
- отсутствие неуспевающих по предмету;
- повышению качества образования по информатике;
- повышение качества сдачи итоговой аттестации по информатике;
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- формирование банка технологий для ранней диагностики способных и одаренных детей;
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
- повышение показателей успешности детей на конкурсах различного уровня, соревнованиях.
Приложение
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы[1].
Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.
Вопросы анкеты:
- Тебе нравится в школе или не очень?
-не очень €; - нравится€; - не нравится€;
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома€; - бывает по-разному€; - иду с радостью€;
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?
- не знаю€; - остался (осталась) бы дома€; - пошёл (пошла) бы в школу€;
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится€; - бывает по-разному€; - нравится€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел (а) бы€; - не хотел (а) бы€; - не знаю€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю€; - не хотел (а) бы€; - хотел (а) бы€;
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто€; - редко€; - не рассказываю€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю€; - хотел (а) бы€; - не хотел (а) бы€;
- У тебя в классе много друзей?
- мало€; - много€; - нет друзей€;
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся€; - не очень€; - не нравятся€.
Обработка результатов:
Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.
№ вопроса | Оценка | ||
За первый ответ | За второй ответ | За третий ответ | |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Уровни школьной мотивации:
- 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.
- 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
- 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
- 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
- ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Акатьев В.А. Развитие мотивации молодежи к занятию научно-техническому творчеству // Современные проблемы науки и образования.- 2013. -№ 5.- С. 48.
- Анисимов, Н. М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности: (учеб. пособие) / Н.М. Анисимов. - М.: Прометей, 2010. - 142 с.
- Вагнер И.В., Власова Ю.Ю. Эфективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014.- № 7-2 (26). -С. 53.
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.
- Кудряшова Т. Электронные средства обучения: в чем их преимущество над традиционными? - Директор школы, №7, 2004.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий,- Ростов -н/Д.,2001.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 272 с.
- Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. - 2003. - № 6. - С. 45-51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности
Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься физическими упражнениями....
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности...
программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности.
Главной целью программы является к занятиям физической культурой, в программе описаны методы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности....
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности учителя физической культуры Кузнецовой Татьяны Михайловны
Целью данной программы является приобщение учащихся к физической культуре, потребности к здоровому образу жизни. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Оздоровительные задачи физич...
Программа "Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"
Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «Технология»....
Рабочая программа"Выявление и развитие творческих и познавательных способностей обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности."
Рабочая программа....
Программа по выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках немецкого языка
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздаёт и воспроизводит условия для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и их обу...