статья Систематизация деятельности классного руководителя по формированию эмпатийных способностей у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья (10 класс)
В статье рассказывается о работе классного руководителя по формированию эмпатийных способностей у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Маслова В.В., преподаватель,
ГБПОУ «Государственный агротехнический колледж»
с. Московское Изобильненского района
Ставропольский край
Систематизация деятельности классного руководителя по формированию эмпатийных способностей у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сложившаяся социально-политическая и экономическая ситуация в России приводит к росту числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы значительно выросло число «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы – причины, которые приводят к тому, что дети остаются без родителей.
Сегодня в России от 2 до 5 миллионов беспризорных, 11, 3 тысяч преступлений совершается подростками в год, более 2 тысяч заканчивают жизнь самоубийством.
В нормальных случаях, как правило, начальный адаптационный потенциал человека создает семья: именно она обеспечивает социальный статус, воспитание, лечение и оздоровление, психологические характеристики. Это и является начальным жизненным капиталом, обеспечивающим стартовые позиции в жизни.
Дети-сироты – та проблемная группа, которая не только переносит жестокое обращение и лишения, но и лишена возможности семейного эмпатийного общения с родными и близкими людьми.
У ребенка, воспитывающегося в государственном учреждении, нет чувства постоянного дома. В 15-18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома практически в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу в детском доме означает начала скитаний. К статусу сироту прибавляется статус мигранта, а стало быть, статус маргинала и чужака. Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция не географический факт, а социальное явление. Следовательно, говорить о том, что дети-сироты обладают чувством эмпатии, невозможно (за очень редким исключение, если такие проживают с опекунами-родственниками), так как эмпатическая способность человека возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта.
Мой многолетний опыт работы с детьми показывает, что ощущение сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни, как бы она не сложилась. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась жизнь, зависит частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы сироты заслуженно или нет видят как результат одиночества, воспитания в детском доме или предвзятого к себе отношения окружающих.
Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, с окружающими людьми, а противопоставляют себя им. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами, подтверждая теорию о том, что принадлежность к группе – это судьба.
Поэтому, начиная свою работу с сиротами, я, прежде всего, выясняю, где воспитывался ребенок: пришел он из детского дома или же проживал с родственниками-опекунами. Это очень важно, так как эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально-обусловленным. Развитое чувство эмпатии у человека – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению при осуществлении межличностных взаимоотношений, контактов.
Следующим этапом работы является выявление, при помощи тестирования, наличия эмпатийных свойств у детей – сирот нашего учебного заведения, тех, кто пришел на первый курс.
Выше уже указывалось на важность того, откуда в учебное заведение пришел ребенок. При анализе тестов четко прослеживается отличие результатов: пришедшие из детских домов имеют низкий уровень эмпатийности. Они затрудняются первыми начать разговор, держатся особняком среди сверстников, в межличностных отношениях нередко оказываются в неловком положении, не находят взаимопонимания с окружающими.
А те дети, которые проживают с опекунами-родственниками, показали нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Их нельзя назвать «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить более склонны по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение.
Чтобы дети – сироты смогли найти взаимоотношение с окружающими их сверстниками, я разработала цикл классных часов, направленных на формирование эмпатийных способностей у детей – сирот, решая при этом следующие цели и задачи:
- развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся;
- умение чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему;
- предотвращение преступлений и правонарушений против личности;
- предупреждение рецидива среди молодежи;
- подготовка к жизни в современных условиях.
Структура работы:
- психологическое тестирование сирот – первокурсников;
- проведение классных часов в группах первого курса, направленных на формирование эмпатийных способностей: «Что такое эмпатия?», «Построение отношений с близкими людьми», «Конфликты и взаимопонимание», «Найди себя» и др.
- повторное тестирование обучающихся – сирот второго и третьего курсов по результатам проведенной в течение года работы;
- выступление на заседаниях МО, на совещаниях классных руководителей и педсоветах по результатам анкетирования;
- организация встреч с опекунами или лицами, их заменяющими.
Анализируя проведенную работу, я сделала следующие заключения:
- процент сформированности эмпатийных способностей у детей – сирот после проведенной работы несколько выше предыдущего. Ребята стали более чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушнее; с неподдельным интересом стали относиться к людям. Доброта и отзывчивость в поступках ребят проявляются заметнее, нежели раньше;
- дети – сироты стали членами волонтерского отряда и принимают активное участие в волонтерской работе. Это говорит о том, что общение с пожилыми людьми помогает распознавать и оценивать эмоциональные переживания и состояние окружающих, сопереживать им;
- процент совершения правонарушений и преступлений среди детей – сирот сведен к нулю;
- обучающиеся научились давать положительную оценку действиям сокурсников разнообразными формами психологического подкрепления: поощрение, одобрение, благодарность, которые вызывают чувство удовлетворения и побуждают ребят поступать идентичным образом и в дальнейшем;
- у некоторых прочно сформированы не только мотивы, но и умения и навыки эмпатийного поведения.
Но работа по формированию эмпатийных способностей продолжается, так как ежегодно в учебное заведение приходит немало детей – сирот, у которых низкая эмпатийность, которые неуютно чувствуют себя в шумной компании и испытывают затруднение в установлении контактов с окружающими; не способные воспринимать внутренний мир другого человека, сопереживать ему.
Список используемой литературы
1. Альбицкий В.Ю. Методико-социальные проблемы временного сиротства. /В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, Т.А. Галисовская. – М.; Литера, 2019.
2. Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как их социализация /О.В. Бережная. – Ставрополь, 2020.
3. Бревнова В.М. Социальная адаптация воспитанников детских домов средствами социально-педагогической деятельности. /Бревнова В.М.-Омск, 2018.
4. Яковлева Н.Ф. Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений: дополнительная профессиональная образовательная программа /Н.Ф. Яковлева.- Красноярск: Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны
Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения»
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Статья: ПРОБЛЕМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ И ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация. Данная статья написана на основе личного опыта работы. В статье раскрыты основные проблемы постинтернатной адаптации и допрофессиональной подготовки воспитанников организаций для детей-сиро...