Кружок по русскому языку "Плеяда звезд"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Плеяда звёзд»
по русскому языку
для учащихся 1- 8 классов
Разработала
Абдураманова Сусана Эшреповна
учитель русского языка и литературы
2016г.
Пояснительная записка
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. [17]
Развитие речи ребенка – один из показателей общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно общаться, усваивать материал различных школьных предметов.
Развитие речи ребенка – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечений.
Система работы учителя по развитию речи – один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. [9]
Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их житейский опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, еще не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений.
Задача педагога – соединить в сознании, чувствах детей окружающий мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность.
Развивать речь ребенка – значит, регулярно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога по правильному построению работы по развитию речи учащихся, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе.
Тематическое планирование составлено в соответствии с количеством учебных дней работы летней тематической площадки «РАДУГА».
В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. [15]
Исходя из реальных учебных возможностей и интересов детей, материал программы систематизирован по возрастному и тематическому признакам.
Цели и задачи:
Цель: помочь учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного методического опыта учителя и тем самым содействовать более успешной реализации программы по развитию речи.
Задачи:
- развитие детского речевого творчества;
- развитие у учащихся воображения, мышления, умения делать логические выводы;
- пробуждение наблюдательности, познавательной активности;
- овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие;
- формирование нравственных ценностей, духовной культуры;
Ожидаемые результаты
развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, уважения к человеку, самоуважения.* развитие детского речевого творчества;
* формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка;
* развитие у учащихся воображения, мышления, умения делать логические выводы;
* пробуждение наблюдательности, познавательной активности;
* овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие;
* формирование нравственных ценностей, духовной культуры;
развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, уважения к человеку, самоуважения
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы.
Теоретическая часть:
- беседы, рассказы учителя;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование причин (обучение установлению причинно – следственных связей).
Практические занятия:
- сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий;
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание историй, сказок;
- импровизированные сценки;
- «дебаты»;
- «мозговой штурм» или «мозговая атака»;
- мини – лекция (используется для введения новой темы);
- моделирование;
Экскурсии:
- посещение сельской библиотеки и встреча с ее работниками;
- экскурсии на природу;
- экскурсия к мемориалу «Скорбящая мать»;
- «поход» в кино.
Критерии оценки эффективности программы:
Эффективность программы будет определяться следующей системой показателей:
- Качественные изменения и формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка.
- Развитие детского речевого творчества.
Тематическое планирование занятий кружка «Плеяда звезд»
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. | Слово-ключ, которым открывают сердца. Знакомство с правилами говорящего и слушающего. | 1 |
2. | Времена года. | Времена года и месяцы по порядку. Рисование устной картины «Степь летом». | 1 |
3. | У кого хлеб родится, тот всегда веселится. | Хлеб – гордость земледельца. Почему хлеб нужно беречь? Обогащение речи пословицами о хлебе. | 1 |
4. | Магазин игрушек. | Естественная выразительность речи в ходе диалога. Составление рассказа о любимой игрушке. | 1 |
5. | Загадки. | Обогащение словаря. Сочинение загадок. Развитие умения описать объект, не называя его. | 1 |
6. | Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. | Какие бывают сказки? Сочинить сказку по картинке, по началу, по заданному сюжету. | 1 |
7. | В мире сказок. | Инсценирование сказок. | 1 |
8. | Путешествие в «Сочиняйку». | Устное сочинение рассказов, сказок, диалогов. | 1 |
9. | Гость доволен – хозяин рад. | Как надо вести себя в гостях и дома. «День рождения». | 1 |
10. | В гости к лету. | «Почему я люблю лето». Составление рассказа о летних каникулах. | 1 |
Использованная литература:
- Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995, с. 13-16
- Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. М., АСТ-ПРЕСС, 1997, с. 33-34
- Детские журналы «Веселые уроки», «Мурзилка», «Баир» и др.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.9-13
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.20-23
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.52-57
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». М., Центр «Педагогический поиск», №4 2001. с. 86-95
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.48-52
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.54-56
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.63-68
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №9 2006. с.44-47
- Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.11-18
- Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.78-87
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.34-36
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.67-69
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.96-101
- Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.34-35
- Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.56-57
- Синцова А.А. Занятия по развитию речи. 3 класс. М., Чистые пруды, 2006. с.4-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Любители русской словесности"
Значимость кружка состоит в том, что обучающиеся могут ожидать частичного исцеления от орфографических ошибок, могут в дальнейшем отправляться в самостоятельные поиски секретов орфографии....
ФАКУЛЬТАТИВ , КРУЖОК ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мот...
Кружок "Занимательный русский язык. 7 класс".
Данная программа представляет собой полный курс по разделам языкознания «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Словообразование», «Морфология», предназначенный обучающимся 7-х ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» 8 – 10 КЛАССЫ
Данная программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 35 часов....
Кружок по русскому языку для учащихся 9 класса
план работы кружка по русскому языку "Содержание и языковой анализ текста"...
Кружок по русскому языку
Программа кружка по русскому языку в5 классе...
Программа дополнительного образования Кружок «Культура русской речи» 11 класс
Программа кружка"Культура речи"11класс...