Классные часы
классный час на тему
Классные часы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Год культуры - история Кубани в лицах" | 23.3 КБ |
"Героизм наших дней"- выписка из газеты | 37 КБ |
Загорелся красный свет | 31 КБ |
"Толерантность" | 51 КБ |
урок мужества | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Единый Всекубанский классный час
«Год культуры - история Кубани в лицах» 2014 г.
Цели и задачи:
- Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.
- Формирования у подрастающего поколения позитивных духовно-нравственных ориентиров, гражданского самосознания, чувства любви и гордости за Родину.
- Формировать уважительное отношение к национальным и духовным понятиям, которые святы для народов нашего края: «Отечество», «мать», «хлеб», «Кубань», «честь», «долг», «подвиг».
- Мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся,
осознание своей сопричастности с историей и современностью Кубани, отдание дани памяти и уважения знаменитым землякам, понимание единства судьбы каждого кубанца с Россией и родным краем.
Форма проведения: урок-презентация
Оборудование: компьютер, экран, наглядный материал, записи музыкальных произведений, мультимедийные презентации, интернет-ресурсы, выставка книг, фотоальбомы, фотовыставка.
Ход мероприятия:
1 блок: «Традиционная культура народов Кубани».
Учитель: У каждого человека есть Родина-мать, страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Родина – это вся необъятная страна с её полями, лесами, морями.
Игра: «Слова» (на доске слова: «Отечество», «патриотизм», «гражданственность», «Кубань», «мать», «хлеб», «честь», «долг», «подвиг».
Обсуждаем с детьми значение понятий.)
- Какая страна является Родиной для вас, дети?
Учитель: У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где всё кажется ему особенным и родным. Может быть, для чужого человека покажется здесь обыкновенным и простым, но твоему сердцу дорога каждая мелочь. У каждого человека может быть только одна родина – раз и навсегда, она достаётся в наследство от отцов и дедов.
Звучит 1 куплет «Гимн Кубани»
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на первом уроке в этом году?
Сегодня мы поговорим о нашей малой родине – нашей Кубани, ее культуре, традициях.
Сегодня мы даем старт нашему проекту, в котором весь год будем с вами участвовать.
Мы совершим множество открытий, прикоснемся к культурному наследию нашего края, узнаем о культурных достижениях земляков. А итогом нашего проекта станет презентация творческой работы нашего класса, которую мы представим в конце учебного года.
Итак, начали…
Кубань – один из крупнейших культурных центров России и в этом мы с вами сегодня убедимся.
Презентация «Подсолнух» ( Дети собирают на доске подсолнух. На каждом лепестке – цифры c учреждениями культуры. Дети зачитывают. Всего 10 лепестков.
1 - 2565 – учреждений культуры в Краснодарском крае,
2 - 1044 библиотеки;
3 - 1103 клубов и Домов культуры;
4 - 60 музеев;
5 - 10 театров и концертных учреждений;
6 - 180 школ искусств;
7 - 6 учреждений среднего профессионального образования;
8 - 67 кинотеатров;
9 - 28 парков культуры и отдыха.
10 - кадры культуры – более 31 тысячи человек.)
Учитель: В нашем крае сохранена и развивается вся многопрофильная сеть учреждений - это библиотеки, культурно- досуговые учреждения и парки, музеи и театры, концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства.
Губернатор края А.Н. Ткачев стратегически определил культуру как инструмент социального и экономического развития.
Принятые в крае законы и краевые комплексные программы, касающиеся разных сторон духовного оздоровления населения, обеспечили не только сохранение накопленного культурного потенциала Кубани, но и его значительное приумножение.
Учитель: А теперь давайте разберемся, что входит в понятие «культура» и какие культурные традиции есть на Кубани.
Что же такое «культура»? (обсуждаем с детьми).
(Слайды: Культура – Это…
1. Жилища
2.Одежда
3.Семейный и общественный быт
4.Фольклор
5.Народные промыслы и ремесла.)
Учитель: (во время презентации).
1.В станицах строились хаты. Они были глинобитными или саманными, крыши - четырехскатные под камышом или соломой Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники. 2. Казачья одежда различалась типами костюмов казаков, Женская одежда различалась у казачек. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "кохточки". 3.. Семьи на Кубани были большими. Главной обязанностью казака была военная служба Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Для них характерно глубокое уважение к старшим. Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине-казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей. Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний. Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники. 4. Своеобразие происхождения кубанского казачества определило особенности его фольклора. Были распространены украинские песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). В станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков, бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор. 5. Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометрическими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, рушники. Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже. Вывод: под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях |
Культурная жизнь Кубани достаточно яркая, интересная и разносторонняя. И, конечно, это часть культурной жизни нашей страны – России. История культуры Кубани неразрывно связана с историей России, и с каждым днем эта связь становится крепче.
В заключении необходимо подчеркнуть мысль о том, что каждый своими поступками и своим трудом может и сегодня прославить родную землю.
Мы бережно храним традиции предков, поем дедовские песни, пляшем народные танцы, хорошо знаем свою историю, гордимся своими корнями. Значит - уверенно шагаем в будущее !
Песня «Кубань- отчий дом» (поют дети).
1.В небе радуга искрится, серебром лучей блестит.
И крылатой, белой птицей наша песня в даль летит.
Эти ласковые горы, эти реки и поля,
И безбрежные просторы. Это все Кубань моя.
Припев 2 раза. :
А над нами облака плывут крылатые.
В небе солнце улыбнулось конопатое.
И под солнечным дождем
О тебе мой край поем.
О тебе моя Кубань - отчий дом.
2.Пусть звучит многоголосый и веселый хоровод.
Рыжий, черный и белесый. О тебе Кубань поет.
В небесах взлетает песня если верный друг со мной.
Мы с тобой на веки вместе. Наш любимый край родной.
Припев 2 раза. :
Вставка:
Наша дружба на века.
И в твоей руке рука.
Так звучи же веселей.
Эта песенка друзей.
Припев 2 раза :
О тебе моя Кубань - отчий дом.
Предварительный просмотр:
Выписка из Огни Кавказа
за 2 августа 1997 года
Полуденное свидание со смертью
ЗВОНЮ командиру 2-го взвода роты патрульно-постовой службы капитану милиции Постникову,
-Олег Владимирович, под вашим началом служат два бывших десантника - Сергей Афонин и Егор Фролов. Могу ли я сегодня с ними встретиться?
- Так, секундочку. Сориентируемся.
Постников немного помолчал.
- Время?
- Скажем, в шестнадцать.
-Ждите. Будем...
И ровно в шестнадцать, секунда в секунду у порога своего кабинета я встречал симпатичных парней в милицейской форме с сержантскими погонами.
-Точность, как в родных десантных,- шутили мы.- Время "Ч" есть время "Ч" Ни минутой раньше, ни, боже упаси, минутой позже.
...За окном хлестал сумасшедший ливень, а в кабинете было тепло и уютно. Мы закурили. Шум дождя умиротворял. Хотелось просто помолчать, но работа есть работа. Чуток поговорили с Сергеем о житье -бытье, о милицейских делах. Пора бы вернуться к десантному прошлому, но чувствую - с неохотой возвращает он свою память к 1993-му, в местечко под Кутаиси, где базировался тогда отдельный разведбатальон десантной штурмовой бригады. В те дни, когда по всем законам природы звенела, переливаясь всеми цветами радуги, весна. Она была девятнадцатой в жизни Сергея.
Тот майский день привычно встречал мальчишек в камуфляжной форме синевой бездонного неба, начинал дурманить запахами сирени и жасмина, наполняясь птичьими голосами. Было воскресенье. Стрелки часов показывали 11.45. Еще покоились в пирамидах автоматы, дремали в чехлах боевые ножи, горками бурели выгоревшие на солнце подсумки с патронами.
У беседки группа десантников поздравляла своего друга с днем рождения. Кто-то бросил в адрес именинника удачную шутку, и полуденную тишину взорвал дружный смех. Но его в ту же секунду оборвал сигнал боевой тревоги.
Мгновенно все пришло в движение: метнулись к оружейным пирамидам фигуры десантников, зафыркали БМП.
Сообщение было коротким и тревожным: на соседнюю воинскую часть совершила налет известная своей жестокостью, вооруженная до зубов банда Мхидриони, в составе которой было немало моджахедов, прошедших боевую школу в Афгане.
Никто из молодых десантников сном-духом не ведал, что банда, обезоружив часовых на ККП, захватив оружейку, загнала офицерских жен и их детей на 2-й этаж солдатской казармы, "обложила" стволами территорию парка. И уж, конечно, никто из парней и думать не думал, не мог даже предположить, что через каких-то полчаса небо, под которым только что звенели их голоса, отразится и застынет в глазах тех, кого прошьют очереди бандитских автоматов и пулеметов.
Не знал этого и "батя" - командир корпуса, - оказавшийся по неписаным законам десантников в трудную минуту рядом со своими ангелами".
- Я верю, сынки, вы сделаете все, чтобы в первую очередь не пострадали женщины и дети, -только и сказал генерал, обращаясь к штурмовой группе. Но десантники -то знали, что там, под прицелами автоматов бородатого отребья, накаченного наркотой, среди полоненных женщин находились его дочь и внучка...
Когда бэтээры и БМП десантников подходили к части, подвергнувшейся нападению, смерть уже вовсю металась среди деревьев парка, между зданиями ККП и казармы, простирала свои крылья над их крышами, поджидая "ангелов" в голубых беретах.
...Перед группой, в составе которой был Сергей Афонин, стояла задача: отбить ККП, освободить пленных солдат. Но такое только сказать легко.
- Вариантов, братишки, у нас нет. Делаем так: четверо штурмуют ворота, трое - в обход - и на крышу. Работать тихо. Ножами. Ну, братва, пошли,- скомандовал старший.
А пулеметные и автоматные очереди бандитов потрошили, казалось, каждый метр земли. Уйти от них можно было только чудом. И точно! Вот уже одного десантника срезала очередь, другого...
Короткими перебежками с переворотами и прыжками, укрываясь за машинами, десантники приблизились к ККП и обложили его таким огнем, что засевшим в здании бандитам не оставалось ничего другого, кроме как выбросить из окна "белый флаг" - разорванную на куски простыню.
А у здания казармы мясорубка еще продолжалась. Площадь перед ней была усеяна трупами из бандитов, и наших парней.
- Ну что, Серега, благословясь, - шепнул другу Андрей. - Теперь мухой - на 2-й этаж. Женщины и дети на нашей совести...
Казалось, все делали, как надо: разулись, чтобы двигаться бесшумно, использовали малейшее укрытие, чтобы не засветиться, не дать обнаружить себя. Но Андрея смерть перехитрила, и он встретился с выстрелом в упор. Без стона, как подкошенный, рухнул он на дощатый пол.
Сергей остался с ситуацией один на один. Это, конечно, худо. Но самое страшное - он не знал, сколько бандитов охраняют пленных женщин и детей и как они рассредоточены в комнате. Но раздумывать было некогда.
Бесшумно скользнул в приоткрытую дверь. И есть же Бог! Моджахед был один. Он не сразу заметил Сергея, а когда увидел его и вскинул автомат -было уже поздно. Десантный нож оказался быстрее пули...
Через день транспортный самолет уносил на своем борту 12 цинковых гробов с телами погибших.
Какой алогизм! На родину, домой, возвращались мертвые. Живые оставались на чужой земле.
Предварительный просмотр:
Загорелся красный свет - это значит хода нет!
(сценарий выступления агитбригады юных инспекторов движения)
Наш отряд юных инспекторов движения (ЮИД) ставит свои спектакли в школе.
Отряд ЮИД выспцхи икается на сцене. Звучит тор. жх'ствеиная. музыка.
1-й мальчик. Вот видите, здесь в шестой статье Конвенции ООН о правах ребенка написано о том,
что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь»...
] -я девочка. В самом деле?
2-я девочка. И тем не менее ежедневно на дорогах гибнут и получают травмы множество детей
и подростков.
1-я девочка. Чаще всего в ДТП попадают школьники в возрасте от 7 до 14 лет. Это более половины
всех пострадавших детей!
2-я девочка. Я думаю, что в этом виноваты как сами дети, так и водители транспорта. Многие
склонны рисковать, вернее, носиться сломя голову... Но как уберечь от несчастья наших ребят'7
1-я девочка За порядком на дорогах следят инспектора ГИБДД.
2-й мальчик. И в профилактике дорожно-транспортных происшествий им помогают отряды
ЮИД
Девочки уходят. Звучит музыка из фильма «Вперед, гардемарины'». Оставшиеся ребята надевают синие таит и старинные широкополые шляпы.
1-й мальчик. Мое почтение вам, сударь!
2-й мальчик. Стоп!
1-й мачьчик останавливается и ус)ивленно смотрит на товаршца. 2-й мальчик показывает ему
газету, выпускаемую, отрядом ЮИД.
2-й мальчик. «Стоп-газета»...
1-й мальчик. Что'7 Откуда это у тебя'7
2-й мальчик. Француз деБрильн подписался на нее и даже отправляет в Париж.
1-й мальчик. Что ты говоришь! Зачем'7
2-й мальчик. Это еще не все! Де Брильп попытался по секретному каналу переслать в Европу
информацию о деятельности отрядов ЮИД.
1-й мальчик. Да, у нас есть свои отряды юных инспекторов движения. Они ведут большую
работл, но...
2-й мальчик. Большую Тс-с-с... Подозрительно, что именно это и интересует агентов западных
спецслужб!
1-й мальчик. Не стоит ли нам разобраться в этом самим: почему наши отряды инспекторов так
заинтересовали соседей
2-й мальчик. Что же мы медлим В путь!
Звучит песня из фильма «Вперед, гардемарины!»Члены агитбригады в синих плащах и старинных шляпах маршируют и поют.
Дай мне, друг, верную руку. Для нас зеленый свет горит! В любые времена Судьба у нас одна, Все вместе мы — отряд ЮИД! От порога зовет дорога. Но не будет у нас разлуки. Мы в отряде с друзьями рядом, И не чаем души друг в друге. А стало быть, а стало быть, А стало быть — вперед!
Пусть судьба нас ведет В путь — так вместе. Нас дорога зовет. В путь, так в путь! Ребята сбрасывают накидки и выстраиваются в шеренгу,
1-й мальчик. Наша школа находится вблизи самых оживленных улиц города. Ученики по пути в школу переходят опасные участки дорог.
■ 2-й мальчик. Это создает определенную угрозу безопасности не только детей, но и водителей.
2-я девочка.
Нужно выучить, друзья. Нет у нас сомненья, Правила от «А» до«Я» —
Все. Азбуку движенья.
1-я девочка.
В детский садик малыша Мама водит не спеша.
1-й мальчик.
И отличницы — подружки. Хохотушки и болтушки, Переходят перекресток Аккуратно и серьезно.
2-я девочка.
А какой-то ученик Мчится в школу напрямик! Раздается свисток. 2-й мальчик.
Торопиться не годится! Нужно здесь остановиться! Пешеходный переход от беды тебя спасет!
Показывает спешащему ученику знак «Пешеходный переход».
1-я девочка.
Вот еще один совет. До четырнадцати лет Детям на велосипеде По проезжей части ездить Запрещается: «Нельзя!» Это помните, друзья!
2-я девочка.
Всем понять давно пора. Верить без сомненья. Знать должна вся детвора...
Все. Правила движенья!
1-й мальчик держит в руках большую папку. Перед ним стоят девочки. Появляется 2-й
мальчик с большой книгой в руках.
1-й мальчик. Ты где был?
2-й мальчик (отрываясь от чтения). Правила читал... (Растерянно смотрит в зал.)
Нужная штука, а их не знают...
1-й мальчик. ГИБДД предупреждает: с правилами дорожного движения время летит
незаметно!
Звучит мелодия песни «Осень» группы ДЦТ. Все ноют. Во время исполнения песни агитбригада
демонстрирует сигналы светофора и дорожные знаки соответствующей тематики.
Что такое правила движенья9 Это безопасность пешеходов На дорогах, перекрестках и У переходов.
Светофор — надежный наш помощник. Красный свет — будь осторожным, Желтый — подожди немножко. На зеленый -— в путь пускаться можно.
2-й мальчик (выходит с мегафоном/. Уважаемые граждане! Вспомните о том, что дети берут пример со взрослых. Не нарушайте правила движения, пресекайте любые их нарушения со стороны детей!
Предварительный просмотр:
в 7 «А» классе
Классный руководитель Краснянская Л.В.
2016 год
Классный час по толерантности.
Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности
Цель занятия:
Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;
Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;
Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;
Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.
Оборудование. Цветик-семицветик, буквы для составления слов, карточки с высказываниями выдающихся людей о человечности и красоте, карточки с качествами толерантного человека, книга В.Катаева «Цветик-семицветик», карточки с данными о параолимпийских играх, портрет Натальи Януто, Карточки с заданиями для работы в группах, стихотворение Сергея Ольгина, азбука Брайля.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».
Ромен Ролан
«Я человек» каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?
Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?
Человек должен иметь добрые и чистые мысли, хорошие качества характера (души), доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.
Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М.Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».
(Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).
III. Работа над содержанием слова «толерантность»
Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.
Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)
А кто из вас может объяснить значение этого слова?
Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.
Какие качества толерантного человека вы можете назвать?
терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)
справедливость
совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)
сострадание
уважение себя, мнений и поступков других людей
сдержанность (отсутствие агрессии)
прощение
принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)
милосердие (учитывать настроение окружающих)
уважение прав своих и другого человека
великодушие
примирение со сложившимися ситуациями
отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим
негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме
отсутствие ненависти, зависти и призрения
Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.
Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.
V. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик»
Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева , откуда взяты эти строки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…
Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».
- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)
- Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).
- Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).
- Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).
- Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).
- Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).
- Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).
- Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).
- Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).
- И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).
- Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).
- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?
Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.
- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?
Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.
- Не всякая болезнь излечима, а следовательно много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.
Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?
- О каких людях я спрашиваю?
Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).
Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?
Правильно, о людях с ограниченными возможностями
VI. Работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)
Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.
Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).
Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?
Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы по цветам. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?»
1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ
Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?
Могут ли сами перейти через дорогу?
Могут ли обойти препятствие на дороге?
Могут ли читать книги?
Могут ли быть изобретателями и учёными?
Могут ли заниматься спортом?
Могут ли учиться в обычной школе?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ
Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?
Могут ли заниматься спортом?
Могут ли быть учёными?
Могут ли учиться в обычной школе?
Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?
Могут ли быть изобретателями, учёными?
Могут ли быть артистами?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ
Могут ли учиться в обычной школе?
Могут ли пользоваться общественным транспортом?
Могут ли беспрепятственно ходить на работу?
Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?
Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?
Могут ли заниматься спортом и в каким видом?
Могут ли быть артистами кино?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.
Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? (Ответ: очки, азбука Брайля, специальное компьютерное
оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на
препятствие, светофор с сигнализацией и др.)
Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.
Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа)
Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас? (Ответ: слуховой аппарат, азбука жестов).
Азбука жестов - это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.
Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (Ответ: электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).
(Выслушиваются ответы детей, их дополнения).
Итак, ребята, вы увидели, что люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.
Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.
Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко
VII. Сообщения учащихся о героизме людей с ограниченными возможностями.
Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.
ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО. "Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину", - сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.
НИНА МАЛЕР - психолог из Швейцарии.
Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.
МЭРИ ВЕРДИ - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даж открыл рот от удивления. Мэри создала группу "Танцующие колеса".
Предварительный просмотр:
Урок мужества
«А сыновья уходят в бой»
Пояснительная записка
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
Вечер «А сыновья уходят в бой» составлен на основе реальных фактов и событий. В нем использованы воспоминания участников описываемых событий, их родственников, подлинные документы. Условно вечер состоит из трех частей:
- участники афганской войны.
- Солдаты чеченской войны.
- О тех, кто сегодня в армии.
Основной целью этого мероприятия является развития всеобщего непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения молодежи на основе сохранения и приумножения культурного наследия области, возрождения традиционных нравственных ценностей.
Основные задачи:
- повышение качества патриотического воспитания в школе;
- обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;
- воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга;
- усиление роли семьи в патриотическом воспитании детей.
Выводы о значимости вечера:
- Вечер «А сыновья уходят в бой» способствует формированию у школьников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству.
- Расширяет знания учащихся в изучении военной истории и воинских традиций.
- Повышает уровень активной гражданской позиции и помогает учащимся осознать свою причастность к жизни России.
Вечер «А сыновья уходят в бой»
Цель:
- побудить интерес к истории Российской армии;
- вызвать у детей душевный отклик, чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
- познакомить учащихся с нашими земляками – воинами-интернационалистами;
- способствовать развитию исследовательских и творческих способностей учащихся.
Оборудование: компьютерная презентация, аудиозаписи песен.
Оформление зала: В зале на стенах размещены портреты воинов-афганцев, участников чеченских воин, развернута книжно-иллюстративная выставка «На афганской выжженной земле». У журнальных столиков сидят чтецы и приглашенные.
Эпиграф: (слайд 2)
Сегодня не слышно биенья сердец —
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу, придет другой».
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой.
В.С.Высоцкий
Ход мероприятия
(Звучит песня В.Высоцкого «А сыновья уходят в бой»)
Ведущий.
15 февраля 1989 года в 15:00 – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск (ОКСВ) в Афганистане в лице Командующего 40-й армии Вооружённых Сил СССР генерал-лейтенанта Бориса Всеволодовича Громова пересёк мост через Государственную границу СССР по реке Амударья в г.Хайратон (Республика Афганистан) и г.Термез (СССР). (слайд 3)
Таким образом, так называемая «необъявленная война», длившаяся немного меньше 10 лет, завершилась полным выводом соединений и частей 40-й армии Вооружённых Сил СССР из Республики Афганистан. (слайд 4)
Ученица.
Ровно за шесть лет до этой даты 15 февраля 1983 года Самылин Николай Александрович на самолете Ан-12 должен был доставить груз в район боевых действий в Афганистан. Душманы уже накануне знали, что будет самолет, который везет современную военную технику - об этом сообщала их разведка. И, конечно, были приложены все усилия, чтобы боевая техника была уничтожена вместе с самолетом и его экипажем.
При выполнении захода на посадку в аэропорту г. Джелалабада, самолет был поражен ракетой ПЗРК, которая попала точно в цель. В результате крушения все одиннадцать человек находившиеся на борту погибли, в том числе семь человек экипажа и четыре офицера, сопровождающих груз. Так погиб еще один русский борт с военной техникой.
Родился Николай Александрович в 1941 году в селе Петровское Васильевского сельского Совета. (слайд 5) Он как старший среди братьев и сестер в семье всегда опекал младших. Среднюю школу закончил в Токаревке, потом уехал в Волгоград. Здесь учился в ПТУ и посещал школу ДОСААФ. По направлению военкомата поступил в Ейское высшее военное училище летчиков. Учился вместе с будущим космонавтом Джанибековым, сам пять лет был в отряде космонавтов. Проходил службу в 111-ом отдельном смешанном авиаполку (Ташкенте – Тузель) в звании майора в должности командира авиаотряда. Совершил 35 боевых вылетов по перевозки личного состава и различных военных грузов. (слайд 6)
4 марта самолетом доставили цинковый гроб на военный аэродром летного училища имени М.Расковой в Тамбове. Похоронен Николай Александрович в селе Василъевка. Вещи летчика майора Самылина Н.А. хранятся в музее Чичеринской школы и в 34-й школе города Тамбова.
Самылин Николай Александрович награжден двумя орденами Красной Звезды и восемью медалями. Второй орден Красной Звезды вручен посмертно.
Ученица.
Бой гремел в окрестностях Кабула,
Ночь светилась всплесками огня —
Не сломило нас и не согнуло,
Видно, люди крепче, чем броня...
Вспомним, ребята, мы Афганистан,
Зарево пожарищ, крики мусульман,
Грохот автоматов, крики за рекой,
Вспомним, товарищ, вспомним, дорогой.
Ведущий.
Афганистан. Среди 43 наших земляков, проходивших службу в этой «горячей точке», на сегодняшний день в районе проживают 32 человека. Всех их объединяют не только воспоминания о пережитом, но и общее для всех поколений русских солдат чувство верного служения воинской присяге, самоотверженности и стойкости. И, конечно, до сих пор живет в сердцах каждого боль от невосполнимых потерь и утрат. В летописи героев афганской войны, погибших на чужой земле, навсегда останется имя уроженца нашего района Самылина Николая Александровича. Память о нем и всех не вернувшихся с той войны почтили минутой молчания. (слайд 7)
Ученица читает стихотворение В.Дорожкиной «Афганистан – это память и боль»
Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались, побеждая зло…
В Отечественной сколько покосило,
В войне афганской сколько полегло?!
Пусть не сопоставимы эти войны,
И не сравнима численность потерь,
Но сыновья отцов своих достойны.
Они лежат в одной земле теперь…
Какая вера и какая сила
Их повела в последний смертный бой?..
Между Афганистаном и Россией
Лежит пространство под названьем БОЛЬ.
Она с годами - нет, не утихает:
По всей земле убитые кричат!
И зарево кроваво полыхает
Над братскими могилами солдат…
Оставшиеся будут неустанно
Бессмертный подвиг молодости славить…
Между Россией и Афганистаном
Лежит пространство под названьем ПАМЯТЬ.
Ученик.
Наш земляк Кудинов Вячеслав Викторович (слайд 8) родился 4 марта 1966г. в с.Васильевка. Закончил восьмилетнюю школу в родном селе в 1980 году. Затем Чичеринскую среднюю школу.
Потом поступил в Тамбовское ПТУ № 6. Это радость и волнение, новые друзья и еще непознанный для деревенского паренька новый, притягивающий праздник городской жизни, который, казалось, только-только начинается. Выучился на мастера холодильного оборудования. Но колесо судьбы вдруг повернулось, круто изменив траекторию его жизни. После окончания училища Вячеславу вручили повестку из военкомата
В мае 1984 был призван в ряды вооруженных сил. Везли их через всю страну, долго и непонятно куда. Но когда приехали на место, все разрешилось: их привезли в/ч 73701 действующей 40-ой армии, которая дислоцировалась в городе Тэджен Туркменской ССР, где готовили бойцов для отправки в Демократическую республику Афганистан
Принял присягу. Полугодовая усиленная подготовка в горно-учебном центре плюс невыносимая для славян жара ковали характер бойцов... По окончании учебки Вячеслав получил специальность механика-водителя БМП-1.
Так в октябре 1984 года он оказался в Афганистане в городе Чагчаран, центре провинции Гор. Для человека, выросшего в среднерусских просторах оказаться в горах на высоте трех тысяч метров над уровнем моря очень тяжело. А именно здесь Вячеслав Викторович выполнял свой воинский долг в течение полутора лет. Нехватка кислорода тяжело переносилась молодыми ребятами первое время, а потом привыкли. Человек привыкает ко всему.
Ученик.
Соединения и части 40-й Армии фактически взвалили на свои плечи тяжелую ношу в разгоревшейся гражданской войне. Одним из главных объектов нападения отрядов вооруженной оппозиции в Афганистане были автоколонны с материальными средствами, весьма уязвимые от огня стрелкового оружия, а также от мин, устанавливаемых на дорогах. От безопасности, планомерности и своевременности движения автоколонн зависела вся жизнедеятельность советских и афганских войск и афганского государства в целом.
Для проводки и охраны транспортных колонн выделялись советские и афганские боевые подразделения. В задачу боевого подразделения входило обеспечение непосредственного охранения транспортных колонн на марше, что и выполнял наши солдаты, среди которых и Кудинов В.В.
Кроме этого в обязанности подразделения, где служил Вячеслав Викторович входила охрана взлетно-посадочной полосы.
"Да, нелегко было нашим воинам, но они оставались верны присяге. Пусть не все они совершали героические поступки, но у большинства из них была внутренняя духовная готовность к выполнению своего служебного долга в любых условиях..." - из письма Д. А. Мельникова, г. Пушкин.
Жители горного городка относились к советским солдатам с доверием, часто приходили местные ребятишки, вечно грязные и голодные. И солдаты кормили их своим нехитрым пайком, а дети в благодарность устраивали воинам концерты, где с упоением пели свои песни и танцевали национальные танцы. Любимым лакомством солдат-мальчишек в Афганистане был торт из печенья со сгущенкой и, конечно, жареная картошка. Купались в горной реке Геррируд: камни, ледяная вода и быстрое течение.
Полтора года тяжелой армейской службы с тревогами и караулами для Вячеслава подходили к завершению.
В мае 1986 года Кудинов В.В. вернулся домой – это было радостное событие для всех родных и односельчан. (слайд 9) Уже будучи дома он получил заслуженную награду - медаль «За содружество во имя спасения» 1988г.
Но и по сей день Вячеслав Викторович не любит ворошить в памяти войну с ее кровью и соленым потом.
Ученик.
Героизм и мужество, любовь и тоска наших солдат — все это воплощалось в стихах, а затем перекладывалось на музыку. И эти песни, исполняемые, как правило, под гитару, вошли в наш дом. Одна из самых замечательных песен, бытующих среди наших воинов-афганцев,— лирическая «Кукушка». Кукушка — извечный образ народной поэзии. Кукушкой прилетает в родительский дом девушка, отданная замуж на чужую сторону. Кукушке в песенном народном творчестве уподобляется мать, ищущая свое дитя, своего сына. В песне герой обращается к кукушке как символу далекой Родины. (слайд 10)
Так что ты, кукушка, погоди
Мне дарить чужую долю чью-то.
У солдата вечность впереди,
Ты ее со старостью не путай.
(Звучит песня «Кукушка»)
Ведущий.
Чеченская проблема-проблема нашей страны, она не сходила с первых страниц газет, журналов практически на протяжении многих лет. Была темой для многих программ на ТВ. Для большинства людей она так и осталась «непонятной войной». (слайд 11)
Первая Чеченская война началась в 1994 году. 1 декабря 1994 был издан указ президента РФ «О некоторых мерах по укреплению правопорядка на северном Кавказе», которым предписывалось всем лицам, незаконно владеющим оружием, добровольно сдать его к 15 декабря органам правопорядка России. 31 декабря 1994 года – дата официального ввода российских войск в Чечню.
31 августа 1996 года были заключены Хасавюртовские соглашения между РФ и ЧРИ, по которым решение вопроса о статусе ЧРИ было отложено до 2001 года. (слайд 12)
Вторая чеченская война началась в 1999 году и фактически длилась по 2009 год. Наиболее активная боевая фаза пришлась на 1999—2000 год.
Ученик.
Воевали на этой войне и наши земляки. Среди них Шурыгин Сергей Александрович. (слайд 13) Он родился 24 июня 1977 года в селе Васильевка, Токаревского района, Тамбовской области. Единственный ребенок в семье. Отец - колхозник, мать - сельский библиотекарь. Мальчик очень любил подвижные игры, рыбалку. В 1992 году закончил 9 классов в Васильевской школе и поступил в ПТУ-6 г.Липецка. Учился на газосварщика, а параллельно посещал школу ДОСААФ, где получил профессию шофера. В июне 1995 года был призван в армию в войска МВД. Первоначально проходил службу в городе Тамбове, патрулировал улицы, а с 21января по 27 апреля 1996 года находился в Чечне в составе в/ч 6670. На территории Чечни принимал участие в боевых действиях в Грозном в районе п.Черноречка. В марте 1997 года демобилизовался в звании ефрейтора, в настоящее время живет в г.Липецке, работает на заводе
Ты помнишь Грозный, бой во тьме?
Когда вокруг царила смерть?
Тельняшка порвана на мне,
А я кричал:- Ответь! Ответь!
Ты помнишь, друг, тот медсанбат?
Увы и там достала смерть.
Хирург сказал: - Прости, солдат!
А я кричал, ответь, ответь....
Ученик.
Службу в Чеченской республике проходили и другие наши односельчане - Стегачев Александр Викторович, сержанта командир машины жидкостных средств (АРС – 17), Миронов Роман Борисович, сержант спецназа. (слайд 14)
Ученик.
Воины Российских Вооруженных Сил являются достойными наследниками героических, славных традиций, которыми так богата история нашей армии. Сейчас в рядах Российской армии служат наши односельчане: Рязанов Дмитрий Валентинович, Мурылев Алексей Борисович, Стегачев Дмитрий Алексеевич, которые с честью выполняют свой воинский долг. (слайд 15)
Ученик.
Стегачев Дмитрий проходит службу в городе Москве в Общевойсковой Академии Вооруженных сил РФ на должности стрелка третьего отделения охраны роты обеспечения. Это достойный наследник своих прадедов: Лазарева Алексея Семеновича, погибшего в 1943 году и награжденного орденом Отечественной войны II степени 07.03.1943года. (слайд 16)
Ведущий.
Доблесть русских воинов, их беспримерная стойкость и мужество, храбрость и героизм, верность боевому знамени, товарищеская помощь друг другу и взаимная выручка в бою, боевая дружба, проявляемые в борьбе с врагами России, служили и продолжают служить примером для воинов Вооруженных Сил России.
«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет; на том стояла и стоять будет русская земля...» - сказал великий Александр Невский. Этот наказ, выражающий волю русского народа, не утратил значения и в наши дни. (слайд 17)
Ученица читает стихотворение М.Львова
Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться
И, как руда, пожертвовать собой.
Какие бури душу захлестнули!
Но ты солдат и все сумей принять –
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти - тоже ведь оружье,
И ты его однажды примени...
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Формы проведения классного часа.Тематика классных часов по направлениям.
материал для работы...
Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.
Материал и презентация были подготовлены, как методическая разработка для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных профессий, для обучающихся по профессии "...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...