Конспект внеклассного занятия - круглый стол: «Дороги, которые мы выбираем»
план-конспект по теме

Казакова Галина Николаевна

  ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

ЗАДАЧИ:

Ø  СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Ø  ПОКАЗАТЬ, КАКИЕ ПРОФЕССИИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_meropriyatiya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект внеклассного занятия

Круглый стол:

«Дороги, которые мы выбираем»

Воспитатель:

Казакова Г.Н.

П. Ибреси

Круглый стол «Дороги, которые мы выбираем»

«Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи,

 причем задачи со многими неизвестными,

 когда требуется учесть множество

факторов».

Доктор психологических наук,

профессор Л.А.Головей.

ЦЕЛЬ:

  • ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

ЗАДАЧИ:

  • СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
  • ПОКАЗАТЬ, КАКИЕ ПРОФЕССИИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ - ПРАКТИКУМ

I. Организационный момент.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…  Здравствуйте!!!

  1. Вступление. Вводное слово кл. руководителя о профессиональной направленности учащихся. Анализ «Полигона профессиональных предпочтений».

Сегодня мы продолжаем разговор о выборе профессии. Пройдет совсем немного времени и вы, сегодняшние ученики, отпраздновав свой выпускной вечер, уйдете во взрослую жизнь. Как вас встретит эта жизнь – во многом зависит от вас самих, во многом – от нас, родителей и педагогов. Вам нужно будет сделать выбор – чем заниматься, какую профессию выбрать. Сделать правильный выбор профессии – это значит выбрать работу, которая принесет тебе удовлетворение и радость, будет нужна людям, обществу.

Как вы считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии? (Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы.)

Учитель: Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.

Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами:

«нужно» - потребности рынка труда;

«хочу» - желания, интересы, склонности личности;

«смогу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».

Как вы понимаете это высказывание? (У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы. И работа получается качественной.)

Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это – счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.

А как это можно назвать одним словом? (Призвание.)

В мире насчитывается более 40 тысяч разных профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых.

Стихийность выбора профессии приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становится непосильным бременем.

А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию? (Ребята называют.)

Затем учитель открывает на доске классификацию распространенных ошибок:  

  1. Незнание правил выбора профессии:
  • выбор профессии за компанию
  • перенос отношения к человеку на саму профессию
  • отождествление учебного предмета с профессией
  • ориентация сразу на профессию высокой квалификации
  • неумение определить путь получения профессии.
  1. Незнание самого себя:
  • незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
  1. Незнание мира профессий:
  • увлечение только внешней стороной профессии
  • незнание требований профессии к человеку.

Начиная с 9 класса, мы собрали достаточно полную информацию о вашей профессиональной направленности. У каждого имеется «Полигон профессиональных предпочтений» и сводная таблица.

Мои сферы интересов

Мои склонности

Мой профессиональный тип личности

Мой темперамент

Профессиональные намерения

Положительные качества характера

Отрицательные качества характера

Анализ результатов:

  • В основу опросника Л.Н.Кабардовой положена идея о делении всех существующих профессий по признаку предмета или объекта, с которыми человек взаимодействует в процессе труда (Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ХО, Ч-ЗС, Ч-ПН, Ч-ПЖ). По данным типам профессий вы проставили баллы по умениям, отношению к данному типу и желанию и составили «Полигон профессиональных предпочтений». Он помог вам разобраться, соответствует ли выбранный вами тип профессии вашим умениям, отношению к профессии и желанию. В целом преобладают склонности Ч-Ч, Ч-Т
  • Сферы интересов –
  • Профессиональный тип личности –

     Реалистический –            Интеллектуальный -

     Социальный –                  Бухгалтерский -

     Артистический -              Предпринимательский –

  • По темпераменту преобладают
  • Профессиональные намерения:

               Юрист – 1

               Экономист – 1

               Врач – 1

               Агроном – 1

               Механик – 2

               Фельдшер – 1

               Медицинская сестра – 2

  • Положительные качества характера – ответственность, трудолюбие, старательность, целеустремленность, доброта.
  • Отрицательные качества характера – невнимательность, неумение распределять время.

Все мы разные, у каждого свои способности, характер, темперамент, которые будут помогать добиваться успеха в жизни.

Вы изобразили себя самих в коллаже «Мы через 10 лет», где представили себя и свой будущий выбор, т.е. какими вы себя видите или хотели бы быть. Очень хочется, чтобы ваши желания стали реальностью.

  1. Основная часть.

А сейчас продолжаем работу с целью развития навыков коллективной творческой деятельности в поисках своего призвания.

Вы разделились на 2 команды, каждая из которых начнет работать на свой рейтинг. Подчеркиваю, вы будете не соревноваться друг с другом, а повышать свой рейтинг, т.е. компетентность в выборе профессии.

Готовимся к реальной жизни! В условиях высокой конкуренции на современном рынке труда очень важно быть лучшим. Готовы?

Работа в группах. Что мы знаем о профессиях?

  1. В мире профессий.

- Назвать как можно больше понятий, связанных с деятельностью людей предложенных профессий (инструменты, результаты, условия работы и др.)

  • оператор ПК (монитор, дискета, принтер, файл и т.д.)
  • визажист (имидж, макияж, стиль, пилинг, коррекция, массаж и т.д.)
  1. Каждая группа получает карточки, в которых указаны способности и личностные качества. Необходимо определить. Какие именно качества соответствуют этой группе профессий.

Способности:

Личностные качества:

Человек – Человек

Доброжелательность

Терпимость

Эрудированность, широкий кругозор.

Инициативность.

Требовательность к себе и другим.

Бескорыстие.

Высокие моральные качества.

Коммуникативные способности.                

Способность контролировать свои эмоции.

Развитое логическое мышление.

Умение быстро ориентироваться в ситуации.

Способность анализировать факты и делать выводы.

Развитые ораторские способности.

Умение слушать и слышать собеседника.

Человек - Техника

Способность длительное время заниматься определенным видом деятельности.

Развитое пространственное воображение.

Развитое внимание.

Гибкость мышления.

Хороший глазомер.

Хорошая память.

Хорошая координация движения.

Организованность и аккуратность.

Усидчивость и терпение.

Систематичность в работе.

Физическая и психическая выносливость.

Тщательность.

Умение находить ошибки.

Человек - Природа

Наблюдательность.

Самостоятельность и гибкость мышления.

Развитая интуиция.

Аналитическое мышление.

Высокая помехоустойчивость.

Способности замечать незначительные изменения  окружающей среде.

Интерес к живым организмам.

Тщательность и аккуратность.

Терпеливость.

Любознательность.

Добросовестность.

Стремление преодолевать трудности.

Человек – Знаковая система

Методичность и рациональность.

Усидчивость.

Осторожность и рациональность.

Ответственность.

Находчивость.

Самообладание.

Уверенность в себе.

Способность долгое время заниматься монотонной, кропотливой работой.

Способность воспринимать информацию.

Хорошая память на числа и символы.

Человек – Художественный образ

Эмоциональность и чувствительность.

Чувство гармонии и вкуса.

Упорство в достижении цели.

Оригинальность, новаторство.

Умение перевоплощаться.

Стремление к саморазвитию. 

Развитые творческие способности.

Развитое воображение.

Развитое внимание.

Художественный вкус.

Чувство гармонии.

Коммуникативные способности.

- А как вы думаете, такие качества характера, как доброта, справедливость, вежливость, нужны людям какой-то определенной группы профессий?

В любой профессии нужно оставаться человеком с большой буквы. По этому поводу хорошо сказал Александр Раскин: «Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста».

  1. Попробуйте по загадкам – синквэйн определить – о какой группе профессий идет речь?

Синквэйн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка – название синквэйна,

2-я строка – два прилагательных,

3-я строка – три глагола,

4-я строка – фраза на тему синквэйна, характерная особенность профессии,

5-я строка – существительное.

Например: 1. Учитель.

                   2. Терпеливый и деликатный.

                   3. Знающий, умеющий, целеустремленный.

                   4. Счастье находит в детях.

                   5. Свет.

А) Считающий, ответственный.

     Учитывает, осваивает, исполняет.

     Сохраняет средства для предприятия.

                                   (экономист – бухгалтер)

Б) Многогранный, экстравагантный.

    Творит, украшает, создает.

    Всегда неповторимый результат труда.

                                   (дизайнер – художник)

В) Разбирающийся, предприимчивый.

    Чертит, конструирует, внедряет.

    Может обслуживать технику и руководить.

                                    (механик – инженер)

Г) Бдительный, бесстрашный.

    Контактирует, организовывает, отвечает.

    Награждают, присваивая внеочередное звание.

                                     (следователь – милиционер)

  1. Профессий, специальностей на свете очень много, порой даже одну и ту же профессию можно отнести к разным типам, а бывает так, что вроде профессии разные, далекие друг от друга, но есть в них какие-то общие черты. Задание: задаю пару профессий, надо определить, что между ними общего (задание на мышление):

Медсестра – токарь (у обоих имеются орудия труда, спец. одежда, технич. оборудование).

Учитель математики – спортивный тренер (оба педагоги, должны обладать даром убеждения, уметь просчитывать комбинации достижения результатов).

Бухгалтер – слесарь (руководство расчетами, инструкцией).

Архитектор – композитор (творчество, полет фантазии).

  1. Правильный выбор.

При выборе профессии мы обычно анализируем ее достоинства и недостатки, пользуемся разными доводами. Вам предлагается определить, какие из перечисленных возможных доводов верны, а какие – нет. Группы получают списки расхожих высказываний, которые мы часто слышим от людей, и распределяют их на группы правильных (+) и ошибочных (-). По итогам работы на доске заполняется следующая схема:

Возможные доводы:

- Говорят, что это престижная работа (-).

- Мои друзья будут юристами, я тоже (-).

- Не знаю точно, что это за профессия, но я думаю, что я смогу овладеть ею (-).

- Мне очень нравится Иван Иванович, хочу быть как он (-).

- Дикторы телевидения всегда хорошо выглядят, я тоже буду диктором ТВ (-).

- Мой любимый урок – урок физкультуры, значит, я буду спортсменом

(-).

- Я не знаю, какой я: общительный или нет, дисциплинированный или нет, но это и не важно, при чем здесь выбор профессии (-).

- Физическое развитие и профессия – две разные вещи (-).

- Надо пойти к специалисту по профориентации за советом, он подскажет (+).

- Я стараюсь больше читать и изучать материалы по этой профессии (+).

- На олимпиадах я всегда занимаю призовые места по этому предмету (+).

- Я всегда разговариваю об этом с родителями (+).

  1. А теперь окунемся в ваше детство, когда все вы мечтали кем-то стать, родители, воспитатели читали вам про космонавтов, дядю степу-милиционера, Айболита… А вот не менее известное стих. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Задание: дополнить строчку, где говорится о характерном запахе профессии, но в рифму.

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

(Тестом и сдобой).

Мимо столярной

Идешь мастерской –

(Стружкою) пахнет

И (свежей доской).

Пахнет маляр

(Скипидаром) и (краской).

Пахнет стекольщик

(Оконной замазкой).

Куртка шофера

Пахнет (бензином).

Блуза рабочего –

(Маслом машинным).

Пахнет кондитер

(Орехом мускатным).

Доктор в халате –

(Лекарством приятным).

(Рыхлой землею),

(Полем) и (лугом)

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

  1. В последнее время на рынке труда появились совершенно новые профессии, названия которых не всегда даже запоминаются: «медиапленнер», «криэйтор», «Бренд-менеджер» и др. Что же означают незнакомые названия? (Презентация новых профессий: Синкевич О. (имиджмейкер);

                                                                       Сивцова Т. (бренд-менеджер);

                                                                       Чура Д. (криэйтор);

                                                                       Павлова Л. (медиапленнер);

                                                                       Привалихина Н. (мерчендайзер).

- Таким образом, мы сделали еще один шаг в мире самоопределения, были активными, высказывали свое собственное мнение, смогли показать и доказать, что готовы к реальной жизни.

  1. – К сожалению, как показывает практика, не все работают по той профессии, которую получили в учебном заведении.

Проанализировав итоги анкеты, которую мы провели с вашими родителями, можно сделать такие выводы: не все работают по своей профессии. Причины могут быть разные. И тем не менее статистика такова:  76 % (13 человек) опрошенных работают не по своей профессии, 35 % (6 человекам) пришлось переучиваться;    17% (3 человека) принимавших участие в анкетировании хотели бы поменять профессию; 4 человека не имеют места работы.

- Что же думают наши родители о выборе профессии?

- Действительно, выбор профессии – один из серьезнейших выборов. исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения. Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».

V. – Сегодня у нас в гостях специалист Центра занятости населения Пушкарь  Галина Александровна. Она расскажет о перспективных профессиях и современной социальной ситуации в Тарском районе и Омской области.

VI. Профессиональный гороскоп.

На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек.

ЗНАКИ ЗОДИАКА

КОНКРЕТНЫЕ ПРОФЕССИИ

ВОДОЛЕЙ

ИНЖЕНЕР, МЕХАНИК, УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕВОД-

ЧИК

ОВЕН

УЧИТЕЛЬ, АКТЁР, ФЕРМЕР, ВРАЧ, ЖУРНАЛИСТ, СТЮАРДЕССА

РЫБЫ

ПРОГРАММИСТ, БУХГАЛТЕР, ДЕТЕКТИВ, ЭЛЕКТРИК, ЮРИСТ

ТЕЛЕЦ

СПОРТСМЕН, ИНЖЕНЕР, ЭКОНОМИСТ, РАБОТНИК СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

БЛИЗНЕЦЫ

ИНЖЕНЕР, ВОЕННЫЙ, ВОДИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, ПЕРЕВОДЧИК

РАК

МЕНЕДЖЕР, БУХГАЛТЕР

ЛЕВ

БИЗНЕСМЕН, МЕНЕДЖЕР, ДИЗАЙНЕР, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

ДЕВА

ИНЖЕНЕР, ПСИХОЛОГ, ВРАЧ

ВЕСЫ

ЭКОНОМИСТ, ПРОГРАММИСТ

СКОРПИОН

ПРОГРАММИСТ, ФЕРМЕР, МЕХАНИК

СТРЕЛЕЦ

ВРАЧ, КРИМИНАЛИСТ, МЕНЕДЖЕР, ЛЁТЧИК

КОЗЕРОГ

ЮРИСТ, ДИПЛОМАТ

VII. Заключительное слово классного руководителя.

- Наше занятие подходит к концу. Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии?

Сейчас каждый из вас определит, на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете карточку соответствующего цвета:

Зеленый – не определился

Желтый – сомневающийся

Красный – определился с выбором.

На доске выстраивается цветовой график (три столбца). В результате будет наглядно виден выбор класса в целом (определившимся ребятам - аплодисменты).

Рефлексия.

- Было ли полезным для вас сегодняшнее занятие?

- Что было важным, наиболее интересным?

- Какие выводы сделали для себя?

Учитель: Пусть ваш выбор будет правильным! Хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас.

Кем бы ни пришлось

По жизни стать вам:

Ученым, инженером иль врачом –

Вложи в профессию свою ты душу

И не жалей, конечно, ни о чем.

С тобой удача в жизни пусть шагает –

Спортсменом иль шофером будешь ты –

Работа пусть приносит только радость

И в жизни будет больше доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие по профориентации "Дороги, которые мы выбираем..."

Разработка психологического занятия по профориентации. Его можно проводить с учащимися 9-11 классов....

Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»

расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...

Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»

расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...

Конспект внеклассного занятия на тему: «Профессии, которые мы выбираем».

Самая лучшая профессия – эта та, которая приносит материальное и моральное удовлетворение. Хорошо, когда занимаешься любимым делом, получаешь достойную заработную плату и чувствуешь уверенность в завт...

Внеклассное мероприятие по профориентации для учащихся 9 класса «Дороги, которые мы выбираем»

Выбор профессии – важное и ответственное дело. Есть два способа выбирать профессию: 1.Метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в разных сферах деятельности, пока не найдет ту...

Внеклассное мероприятие в 11 классе на тему: «Дорога, которую ты выбираешь»

Образовательные:- подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии;- активизация познавательного интереса.Развивающие:- развитие умения формулировать собственное мнение и позицию;- развитие...

Открытое воспитательное занятие: «Дороги, которые мы выбираем».

Воспитательное занятие с использованием электронных образовательных ресурсов (презентационная программа в формате Power Point).Цель:Формировать у обучающихся представление о многообразии профессий и и...