Конспект внеклассного занятия - круглый стол: «Дороги, которые мы выбираем»
план-конспект по теме
ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.
ЗАДАЧИ:
Ø СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Ø ПОКАЗАТЬ, КАКИЕ ПРОФЕССИИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_meropriyatiya.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Конспект внеклассного занятия
Круглый стол:
«Дороги, которые мы выбираем»
Воспитатель:
Казакова Г.Н.
П. Ибреси
Круглый стол «Дороги, которые мы выбираем»
«Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи,
причем задачи со многими неизвестными,
когда требуется учесть множество
факторов».
Доктор психологических наук,
профессор Л.А.Головей.
ЦЕЛЬ:
- ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.
ЗАДАЧИ:
- СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
- ПОКАЗАТЬ, КАКИЕ ПРОФЕССИИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ - ПРАКТИКУМ
I. Организационный момент.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей… Здравствуйте!!!
- Вступление. Вводное слово кл. руководителя о профессиональной направленности учащихся. Анализ «Полигона профессиональных предпочтений».
Сегодня мы продолжаем разговор о выборе профессии. Пройдет совсем немного времени и вы, сегодняшние ученики, отпраздновав свой выпускной вечер, уйдете во взрослую жизнь. Как вас встретит эта жизнь – во многом зависит от вас самих, во многом – от нас, родителей и педагогов. Вам нужно будет сделать выбор – чем заниматься, какую профессию выбрать. Сделать правильный выбор профессии – это значит выбрать работу, которая принесет тебе удовлетворение и радость, будет нужна людям, обществу.
Как вы считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии? (Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы.)
Учитель: Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.
Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами:
«нужно» - потребности рынка труда;
«хочу» - желания, интересы, склонности личности;
«смогу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».
Как вы понимаете это высказывание? (У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы. И работа получается качественной.)
Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это – счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.
А как это можно назвать одним словом? (Призвание.)
В мире насчитывается более 40 тысяч разных профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых.
Стихийность выбора профессии приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становится непосильным бременем.
А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию? (Ребята называют.)
Затем учитель открывает на доске классификацию распространенных ошибок:
- Незнание правил выбора профессии:
- выбор профессии за компанию
- перенос отношения к человеку на саму профессию
- отождествление учебного предмета с профессией
- ориентация сразу на профессию высокой квалификации
- неумение определить путь получения профессии.
- Незнание самого себя:
- незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей
- неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
- Незнание мира профессий:
- увлечение только внешней стороной профессии
- незнание требований профессии к человеку.
Начиная с 9 класса, мы собрали достаточно полную информацию о вашей профессиональной направленности. У каждого имеется «Полигон профессиональных предпочтений» и сводная таблица.
Мои сферы интересов | |
Мои склонности | |
Мой профессиональный тип личности | |
Мой темперамент | |
Профессиональные намерения | |
Положительные качества характера | |
Отрицательные качества характера |
Анализ результатов:
- В основу опросника Л.Н.Кабардовой положена идея о делении всех существующих профессий по признаку предмета или объекта, с которыми человек взаимодействует в процессе труда (Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ХО, Ч-ЗС, Ч-ПН, Ч-ПЖ). По данным типам профессий вы проставили баллы по умениям, отношению к данному типу и желанию и составили «Полигон профессиональных предпочтений». Он помог вам разобраться, соответствует ли выбранный вами тип профессии вашим умениям, отношению к профессии и желанию. В целом преобладают склонности Ч-Ч, Ч-Т
- Сферы интересов –
- Профессиональный тип личности –
Реалистический – Интеллектуальный -
Социальный – Бухгалтерский -
Артистический - Предпринимательский –
- По темпераменту преобладают
- Профессиональные намерения:
Юрист – 1
Экономист – 1
Врач – 1
Агроном – 1
Механик – 2
Фельдшер – 1
Медицинская сестра – 2
- Положительные качества характера – ответственность, трудолюбие, старательность, целеустремленность, доброта.
- Отрицательные качества характера – невнимательность, неумение распределять время.
Все мы разные, у каждого свои способности, характер, темперамент, которые будут помогать добиваться успеха в жизни.
Вы изобразили себя самих в коллаже «Мы через 10 лет», где представили себя и свой будущий выбор, т.е. какими вы себя видите или хотели бы быть. Очень хочется, чтобы ваши желания стали реальностью.
- Основная часть.
А сейчас продолжаем работу с целью развития навыков коллективной творческой деятельности в поисках своего призвания.
Вы разделились на 2 команды, каждая из которых начнет работать на свой рейтинг. Подчеркиваю, вы будете не соревноваться друг с другом, а повышать свой рейтинг, т.е. компетентность в выборе профессии.
Готовимся к реальной жизни! В условиях высокой конкуренции на современном рынке труда очень важно быть лучшим. Готовы?
Работа в группах. Что мы знаем о профессиях?
- В мире профессий.
- Назвать как можно больше понятий, связанных с деятельностью людей предложенных профессий (инструменты, результаты, условия работы и др.)
- оператор ПК (монитор, дискета, принтер, файл и т.д.)
- визажист (имидж, макияж, стиль, пилинг, коррекция, массаж и т.д.)
- Каждая группа получает карточки, в которых указаны способности и личностные качества. Необходимо определить. Какие именно качества соответствуют этой группе профессий.
Способности: | Личностные качества: |
Человек – Человек | |
Доброжелательность Терпимость Эрудированность, широкий кругозор. Инициативность. Требовательность к себе и другим. Бескорыстие. Высокие моральные качества. | Коммуникативные способности. Способность контролировать свои эмоции. Развитое логическое мышление. Умение быстро ориентироваться в ситуации. Способность анализировать факты и делать выводы. Развитые ораторские способности. Умение слушать и слышать собеседника. |
Человек - Техника | |
Способность длительное время заниматься определенным видом деятельности. Развитое пространственное воображение. Развитое внимание. Гибкость мышления. Хороший глазомер. Хорошая память. Хорошая координация движения. | Организованность и аккуратность. Усидчивость и терпение. Систематичность в работе. Физическая и психическая выносливость. Тщательность. Умение находить ошибки. |
Человек - Природа | |
Наблюдательность. Самостоятельность и гибкость мышления. Развитая интуиция. Аналитическое мышление. Высокая помехоустойчивость. Способности замечать незначительные изменения окружающей среде. | Интерес к живым организмам. Тщательность и аккуратность. Терпеливость. Любознательность. Добросовестность. Стремление преодолевать трудности. |
Человек – Знаковая система | |
Методичность и рациональность. Усидчивость. Осторожность и рациональность. Ответственность. Находчивость. Самообладание. Уверенность в себе. | Способность долгое время заниматься монотонной, кропотливой работой. Способность воспринимать информацию. Хорошая память на числа и символы. |
Человек – Художественный образ | |
Эмоциональность и чувствительность. Чувство гармонии и вкуса. Упорство в достижении цели. Оригинальность, новаторство. Умение перевоплощаться. Стремление к саморазвитию. | Развитые творческие способности. Развитое воображение. Развитое внимание. Художественный вкус. Чувство гармонии. Коммуникативные способности. |
- А как вы думаете, такие качества характера, как доброта, справедливость, вежливость, нужны людям какой-то определенной группы профессий?
В любой профессии нужно оставаться человеком с большой буквы. По этому поводу хорошо сказал Александр Раскин: «Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста».
- Попробуйте по загадкам – синквэйн определить – о какой группе профессий идет речь?
Синквэйн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1-я строка – название синквэйна,
2-я строка – два прилагательных,
3-я строка – три глагола,
4-я строка – фраза на тему синквэйна, характерная особенность профессии,
5-я строка – существительное.
Например: 1. Учитель.
2. Терпеливый и деликатный.
3. Знающий, умеющий, целеустремленный.
4. Счастье находит в детях.
5. Свет.
А) Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, исполняет.
Сохраняет средства для предприятия.
(экономист – бухгалтер)
Б) Многогранный, экстравагантный.
Творит, украшает, создает.
Всегда неповторимый результат труда.
(дизайнер – художник)
В) Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить.
(механик – инженер)
Г) Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждают, присваивая внеочередное звание.
(следователь – милиционер)
- Профессий, специальностей на свете очень много, порой даже одну и ту же профессию можно отнести к разным типам, а бывает так, что вроде профессии разные, далекие друг от друга, но есть в них какие-то общие черты. Задание: задаю пару профессий, надо определить, что между ними общего (задание на мышление):
Медсестра – токарь (у обоих имеются орудия труда, спец. одежда, технич. оборудование).
Учитель математики – спортивный тренер (оба педагоги, должны обладать даром убеждения, уметь просчитывать комбинации достижения результатов).
Бухгалтер – слесарь (руководство расчетами, инструкцией).
Архитектор – композитор (творчество, полет фантазии).
- Правильный выбор.
При выборе профессии мы обычно анализируем ее достоинства и недостатки, пользуемся разными доводами. Вам предлагается определить, какие из перечисленных возможных доводов верны, а какие – нет. Группы получают списки расхожих высказываний, которые мы часто слышим от людей, и распределяют их на группы правильных (+) и ошибочных (-). По итогам работы на доске заполняется следующая схема:
Возможные доводы:
- Говорят, что это престижная работа (-).
- Мои друзья будут юристами, я тоже (-).
- Не знаю точно, что это за профессия, но я думаю, что я смогу овладеть ею (-).
- Мне очень нравится Иван Иванович, хочу быть как он (-).
- Дикторы телевидения всегда хорошо выглядят, я тоже буду диктором ТВ (-).
- Мой любимый урок – урок физкультуры, значит, я буду спортсменом
(-).
- Я не знаю, какой я: общительный или нет, дисциплинированный или нет, но это и не важно, при чем здесь выбор профессии (-).
- Физическое развитие и профессия – две разные вещи (-).
- Надо пойти к специалисту по профориентации за советом, он подскажет (+).
- Я стараюсь больше читать и изучать материалы по этой профессии (+).
- На олимпиадах я всегда занимаю призовые места по этому предмету (+).
- Я всегда разговариваю об этом с родителями (+).
- А теперь окунемся в ваше детство, когда все вы мечтали кем-то стать, родители, воспитатели читали вам про космонавтов, дядю степу-милиционера, Айболита… А вот не менее известное стих. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Задание: дополнить строчку, где говорится о характерном запахе профессии, но в рифму.
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
(Тестом и сдобой).
Мимо столярной
Идешь мастерской –
(Стружкою) пахнет
И (свежей доской).
Пахнет маляр
(Скипидаром) и (краской).
Пахнет стекольщик
(Оконной замазкой).
Куртка шофера
Пахнет (бензином).
Блуза рабочего –
(Маслом машинным).
Пахнет кондитер
(Орехом мускатным).
Доктор в халате –
(Лекарством приятным).
(Рыхлой землею),
(Полем) и (лугом)
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
- В последнее время на рынке труда появились совершенно новые профессии, названия которых не всегда даже запоминаются: «медиапленнер», «криэйтор», «Бренд-менеджер» и др. Что же означают незнакомые названия? (Презентация новых профессий: Синкевич О. (имиджмейкер);
Сивцова Т. (бренд-менеджер);
Чура Д. (криэйтор);
Павлова Л. (медиапленнер);
Привалихина Н. (мерчендайзер).
- Таким образом, мы сделали еще один шаг в мире самоопределения, были активными, высказывали свое собственное мнение, смогли показать и доказать, что готовы к реальной жизни.
- – К сожалению, как показывает практика, не все работают по той профессии, которую получили в учебном заведении.
Проанализировав итоги анкеты, которую мы провели с вашими родителями, можно сделать такие выводы: не все работают по своей профессии. Причины могут быть разные. И тем не менее статистика такова: 76 % (13 человек) опрошенных работают не по своей профессии, 35 % (6 человекам) пришлось переучиваться; 17% (3 человека) принимавших участие в анкетировании хотели бы поменять профессию; 4 человека не имеют места работы.
- Что же думают наши родители о выборе профессии?
- Действительно, выбор профессии – один из серьезнейших выборов. исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения. Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».
V. – Сегодня у нас в гостях специалист Центра занятости населения Пушкарь Галина Александровна. Она расскажет о перспективных профессиях и современной социальной ситуации в Тарском районе и Омской области.
VI. Профессиональный гороскоп.
На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек.
ЗНАКИ ЗОДИАКА | КОНКРЕТНЫЕ ПРОФЕССИИ |
ВОДОЛЕЙ | ИНЖЕНЕР, МЕХАНИК, УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕВОД- ЧИК |
ОВЕН | УЧИТЕЛЬ, АКТЁР, ФЕРМЕР, ВРАЧ, ЖУРНАЛИСТ, СТЮАРДЕССА |
РЫБЫ | ПРОГРАММИСТ, БУХГАЛТЕР, ДЕТЕКТИВ, ЭЛЕКТРИК, ЮРИСТ |
ТЕЛЕЦ | СПОРТСМЕН, ИНЖЕНЕР, ЭКОНОМИСТ, РАБОТНИК СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ |
БЛИЗНЕЦЫ | ИНЖЕНЕР, ВОЕННЫЙ, ВОДИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, ПЕРЕВОДЧИК |
РАК | МЕНЕДЖЕР, БУХГАЛТЕР |
ЛЕВ | БИЗНЕСМЕН, МЕНЕДЖЕР, ДИЗАЙНЕР, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК |
ДЕВА | ИНЖЕНЕР, ПСИХОЛОГ, ВРАЧ |
ВЕСЫ | ЭКОНОМИСТ, ПРОГРАММИСТ |
СКОРПИОН | ПРОГРАММИСТ, ФЕРМЕР, МЕХАНИК |
СТРЕЛЕЦ | ВРАЧ, КРИМИНАЛИСТ, МЕНЕДЖЕР, ЛЁТЧИК |
КОЗЕРОГ | ЮРИСТ, ДИПЛОМАТ |
VII. Заключительное слово классного руководителя.
- Наше занятие подходит к концу. Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии?
Сейчас каждый из вас определит, на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете карточку соответствующего цвета:
Зеленый – не определился
Желтый – сомневающийся
Красный – определился с выбором.
На доске выстраивается цветовой график (три столбца). В результате будет наглядно виден выбор класса в целом (определившимся ребятам - аплодисменты).
Рефлексия.
- Было ли полезным для вас сегодняшнее занятие?
- Что было важным, наиболее интересным?
- Какие выводы сделали для себя?
Учитель: Пусть ваш выбор будет правильным! Хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас.
Кем бы ни пришлось
По жизни стать вам:
Ученым, инженером иль врачом –
Вложи в профессию свою ты душу
И не жалей, конечно, ни о чем.
С тобой удача в жизни пусть шагает –
Спортсменом иль шофером будешь ты –
Работа пусть приносит только радость
И в жизни будет больше доброты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое занятие по профориентации "Дороги, которые мы выбираем..."
Разработка психологического занятия по профориентации. Его можно проводить с учащимися 9-11 классов....
Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»
расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...
Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»
расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...
Конспект внеклассного занятия на тему: «Профессии, которые мы выбираем».
Самая лучшая профессия – эта та, которая приносит материальное и моральное удовлетворение. Хорошо, когда занимаешься любимым делом, получаешь достойную заработную плату и чувствуешь уверенность в завт...
Внеклассное мероприятие по профориентации для учащихся 9 класса «Дороги, которые мы выбираем»
Выбор профессии – важное и ответственное дело. Есть два способа выбирать профессию: 1.Метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в разных сферах деятельности, пока не найдет ту...
Внеклассное мероприятие в 11 классе на тему: «Дорога, которую ты выбираешь»
Образовательные:- подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии;- активизация познавательного интереса.Развивающие:- развитие умения формулировать собственное мнение и позицию;- развитие...
Открытое воспитательное занятие: «Дороги, которые мы выбираем».
Воспитательное занятие с использованием электронных образовательных ресурсов (презентационная программа в формате Power Point).Цель:Формировать у обучающихся представление о многообразии профессий и и...