Программа «Вокально – инструментальный ансамбль «Грани»
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Программа работы школьного объединения художественно-эстетической направленности "ВИА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkolnogo_via_2015-2016.doc | 328 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» №4
Муниципальное образование город Радужный
Образовательная программа дополнительного образования детей
творческого объединения
«Школьный вокально - инструментальный ансамбль «Грани»
Автор: Мирон Александр Георгиевич-
педагог дополнительного образования
I квалификационная категория
Срок реализации программы: 5 лет
Возраст детей: 12-17 лет
Тип программы: авторская
Содержание программы:
I. Пояснительная записка
I.1. Теоретическое обоснование
I.2. Цель
I.3. Задачи
I.4. Адресат
II. Учебно-тематическое планирование
III. Содержание
IV. Диагностика результативности программы
V. Социально- психологический блок
VI. Условия реализации программы
VII. Литература
Приложения к программе
Творческие достижения воспитанников детского объединения
План учебно-воспитательной работы с учащимися
I. Пояснительная записка.
I.1. Теоретическое обоснование.
Разработка данной программы дополнительного образования по музыкальному воспитанию школьников обусловлена социальным заказом поиска оптимальных форм работы с подростка-ми в системе дополнительного образования. Исходными предпосылками разработки данной программы явились факторы негативного влияния на процесс развития личности подростка, а именно: периферийность города, удаленность его от культурных центров; нереализованные ин-тересы ребенка; эмоциональная депревация; неблагополучное влияние окружающей социальной среды. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в совре-менных условиях. Пятилетняя программа рассчитана на индивидуальную и коллективную рабо-ту с подростками возраста 12- 17 лет.
Программа состоит из 5 основных разделов: пояснительной записки, учебно-тематического плана, основного содержания, динамики результативности программы, литературы (как для уча-щихся, так и для педагога).
Количественный состав групп: от 5 до 8 человек.
Наличие материально - технической базы, просторного звукоизолирующего помещения, соблю-дение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать при школе свой вокально-инструментальный ансамбль, который обеспечит конкурентно – способность музыка-льного коллектива на рынке воспитательно-образовательных услуг и дальнейшее развитие твор-ческой личности подростка. Программа лабильна и имеет четкую художественно-эстетическую направленность. Программа не имеет аналогов в системе дополнительного образования по уров-ням и способам освоения содержания образования. Интерес школьников к деятельности ВИА позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить актив-ным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Методы и прие-мы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкальных произведений и компози-ций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер - классы, практические и репетиционные занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побужде-ние подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знании-ями, практическими умениями и навыками владения музыкальными инструментами. В теорети-ческом разделе программы отражены принципы взаимодействия основного и дополнительного образования: обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и идеи личностно - ориентиро-ванного образования, создание условий для формирования опыта творческой само-стоятельности подростка и сохранение свободы детского пространства. Последовательность разделов учебного материала имеет логическую завершенность: теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются практическими занятиями.
Актуальность: программа обеспечивает реализацию социального заказа общества по формиро-ванию высоконравственной, духовно богатой личности.
Прогностичность: реализация данной программы создает условия для координации усилий семьи и образовательного учреждения в развитии творческой личности подростка, способного адаптироваться в социуме.
Рациональность: программа позволяет получить максимально полезный результат в развитии художественно-эстетического вкуса подростков.
Реалистичность: цель программы соответствует предлагаемым средствам для ее достижения.
Контролируемость: диагностика эффективности реализации образовательной программы поз-воляет выявлять динамику развития творческих способностей подростков.
I.2. Цель программы: наполнение активным содержанием свободного времени школьников; развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения в социуме.
I.3. Задачи программы: приобщение подростков к основам мировой музыкальной культуры; развитие музыкально - эстетического вкуса; развитие художественно - самостоятельного твор-чества; расширение музыкального кругозора; развитие потребности в разумном проведении своего свободного времени; развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма.
I.4. Адресат: программа рассчитана на подростков 12-17 лет. В коллектив принимаются все желающие школьники. Первые три года обучения составляют 68 часов (по 2 часа в неделю на каждого участника образовательного процесса). Последующие два года предполагают профес-сииональное овладение музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками, и составляют 306 часов (по 9 часов в неделю (коллективные занятия). Срок реализации программ-мы - 5 лет. Программа занятий каждого года обучения составлена в соответствии с возрастны-ми психолого-педагогическими особенностями подростков. Программа важна тем, что социаль-ная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе яв-ляются необходимой основой для дальнейшей профессиональной деятельности школьников и реализации своих творческих способностей. Программа имеет трехгодичную апробацию и дора-ботана с основой на результативность и опыт работы в условиях школы.
II. Учебно-тематический план.
I год обучения.
№ | Содержание и виды занятий | Кол-во часов | Теория | практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Индивидуальные занятия на инструменте. Постановка голоса. Основы музыкальной грамоты. Творческие часы (включая беседы, слушание музыки) Групповые занятия на инструментах. Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер- классы). | 340 102 60 50 51 9 | 140 34 40 34 17 3 | 200 68 20 16 34 6 |
Итого: 612 часов \ в год.
II год обучения.
№ | Содержание и виды занятий | Кол-во часов | теория | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. | Основы музыкальной грамоты. Выработка инструментально-ансамблевых навыков. Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация). Творческие часы (мастер - классы) Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях) | 68 340 170 17 17 | 34 34 56 7 4 | 34 306 114 10 13 |
Итого: 612 часов \ в год
III год обучения.
№ | Содержание и виды занятий | Кол-во часов | теория | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Основы музыкальной грамоты и гармонии. Вокально- ансамблевая работа. Творческие часы (включая беседы, слушание). Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование). Работа с электроаппаратурой. Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления)
| 136 170 34 170 68 34 | 68 17 17 17 34 17 | 68 153 17 153 34 17 |
Итого: 612 ч \ в год
IV год обучения.
Содержание и виды занятий | Кол-во часов | теория | Практика | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Основы музыкальной грамоты и гармонии. Вокально-ансамблевая работа. Творческие часы (включая беседы, слушание). Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование). Работа с электроаппаратурой. Звукооператорская деятельность. Профессионально-ориентированная деятельность. Индивидуальная работа с учащимися. Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления, участие в школьных мероприятиях)
| 68 170 17 170 34 68 17 34 34 | 17 34 8 34 17 17 8 17 17 | 51 136 9 136 17 51 9 17 17 |
Итого: 612 ч \ в год
V год обучения.
№ | Содержание и виды занятий | Кол-во часов | теория | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Основы музыкальной грамоты и гармонии. Вокально-ансамблевая работа. Творческие часы (включая беседы, слушание). Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование). Работа с электроаппаратурой. Звукооператорская деятельность. Профессионально-ориентированная работа. Индивидуальная работа с учащимися. Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления, участие в школьных мероприятиях)
| 68 170 17 170 34 68 17 34 34 | 17 34 8 34 17 17 8 17 17 | 51 136 9 136 17 51 9 17 17 |
Итого: 612 ч \ в год
III. Содержание программы.
I год обучения.
Индивидуальные занятия на инструменте.
1. Шестиструнная гитара.
Теоретические сведения:
теоретические сведения основ музыкальной грамоты; знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.
Практическая работа:
аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.
2.Ударные инструменты ( малый барабан, хетт, большой барабан).
Теоретические сведения:
знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы музыкальной грамоты; нотация для ударных инструментов. Посадка, постановка рук при игре.
Практические занятия:
упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением);
ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа); принципы игры на ударных инструментах; упражнения для подбора по слуху ритмических рисунков.
3. Клавишные инструменты.
Теоретические сведения:
основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.
Практические занятия:
приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения;
упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте; упражнения для подбора по слуху.
4. Постановка голоса.
Теоретические сведения:
основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности вокального пения в ансамбле.
Практическая работа:
певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.
5. Групповые занятия на инструментах.
Теоретические сведения:
основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практические сведения:
ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.
Творческие часы:
диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по сплочению коллектива; рефераты, творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства; концертные выступления на школьных тематических вечерах.
6. Концертная деятельность (творческие отчеты)
Теоретические сведения:
основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле, принципы исполнительского мастерства; рефераты, дискуссии, диспуты, беседы.
Практические занятия:
участие в школьных праздниках, творческие встречи с другими группами школьного ВИА (творческий отчет)
II год обучения.
1.Электрогитара.
Теоретические сведения:
основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение, возможности электро-гитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары в табула-туре.
Практические сведения:
функции бас - гитары, ритм - гитары в ансамбле; виды игры на гитарах ( бас и ритм - гитарах);
аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; игра по табулатуре.
Подбор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен; импровизация и элементы джаза.
2. Ударные инструменты.
Теоретические сведения:
устройство и расположение инструмента на концертных выступлениях; возможности инструмента ( партии для малого , большого барабана, хетта); координация рук и ног;
правила эксплуатации инструмента.
Практические занятия:
игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание собственного стиля игры на инструменте.
3. Клавишные инструменты.
Теоретические сведения:
роль клавишного инструмента в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой игры.
Практические сведения:
исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля игры (элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства.
4. Постановка голоса.
Теоретические сведения:
гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание, дикция при исполнении;
правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия; джазовые импровизации.
Практические сведения:
работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение дуэтом, трио, солирующие партии);
создание собственного стиля исполнения; работа с микрофоном.
5. Ансамблевая работа.
Теоретические сведения:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;
работа с монитором; аранжировка и импровизация; соединение основных партий наизусть и по табулатуре.
Практическая работа:
работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады; игра произведения по табулатуре (наизусть).
6. Творческие часы. Концертные выступления.
Теоретические сведения:
основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях школы.
Практическая работа:
участие в школьных и городских культурных мероприятиях; проведение творческих часов, совместно с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер - классах.
III год обучения.
1. Вокально- ансамблевая работа.
Теоретические сведения:
основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности школы; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами ( использование элементов джаза); понятие о музыкальных стилях и направлениях современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле; работа с компьютерной программой Guitar Pro (обучение умению «читать» партию по табулатуре»).
Практическая работа:
подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки, импровизация, самостоятельное детское творчество; игра произведений российской и зарубежной рок-музыки из компьютерной программы Guitar Pro.
2. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения:
устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;
подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; «чтение» табулатуры.
Практические занятия:
упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
3. Работа с электроаппаратурой
уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях школы; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров .
4. Концертная (творческая) деятельность.
Теоретические сведения:
основы исполнительского мастерства; творческие рефераты, диспуты, дискуссии; беседы, слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.
Практические занятия:
музыкальное оформление школьных вечеров, дискотек; участие в школьных и городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчеты, практические занятия, совместно с учащимися 1 и 2 года обучения; участие в мастер - классах.
IV год обучения.
1. Вокально-ансамблевая работа.
Теоретические сведения:
основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности школы; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вока-листами (использование элементов джаза); понятие о музыкальных стилях и направлениях сов-ременности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле; работа с ком-пьютерной программой Guitar Pro ( «чтение» партии своего инструмента по табулатуре).
Практическая работа:
подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произ-ведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемен-та единым требованиям при игре в ансамбле; игра произведений российской и зарубежной рок-музыки из компьютерной программы Guitar Pro 4; ритмические аранжировки, импровизация, самостоятельное детское творчество.
2. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения:
устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; под-чинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;
Практические занятия:
упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собствен-ного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений ( разбор пар-тий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном сти-ле ( работа с репертуаром);работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
3. Работа с электроаппаратурой:
уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях школы; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.
4. Концертная (творческая ) деятельность.
Теоретические сведения:
основы исполнительского мастерства; творческие рефераты, диспуты, дискуссии; беседы, слу-шание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.
Практические занятия:
музыкальное оформление школьных вечеров, дискотек; участие в школьных и городских меро-приятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчеты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и 3 года обучения; участие в мастер-классах; гастрольная деятельность ВИА в го-родском и окружном масштабе.
5. Звукооператорская деятельность.
Теоретические сведения:
выстраивание инструментов ансамбля по камертону; работа звукооператора, роль, его участие в проведении концертных номеров; звукозаписывающие устройства (строение, принцип звукоза-писи); баланс звука; особенности акустики зала; устройство пульта, значение верхних и нижних частот монитора; усилительная аппаратура: строение, роль, мощность, возможности.
Практические навыки.
звуковой баланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале); регулирование звука на мониторе (выстраивание частот); звукозапись инструментов (минусовка); запись фонограмм ансамблевой игры; звукооператорская деятельность во время школьных мероприятий.
6. Профессиональное ориентирование школьников.
Теоретические сведения:
беседы о направлениях в музыке и тенденциях музыкальных направлений; встречи с представи-телями профессий звукооператора и музыкантами- исполнителями ;обучение умению состав-лять личностно-ориентированный план; составление личностной базы данных своих умений и навыков, интересов и склонностей; информация о поступлении и дальнейшем обучении воспи-танников в музыкальных училищах.
Практические навыки:
экскурсии в ДК, Радиостанцию (цель: расширение кругозора воспитанников о профессииональ-ной деятельности представителей профессий, связанных с звукооператорской работой, вокаль-но-инструментальным направлением и т.д.); профессиональные пробы воспитанников (концерт-ная деятельность); записи произведений собственного сочинения и исполнения (запись альбома группы); концертные выступления в школе и в ДК;
7. Индивидуальная работа.
Теоретические сведения:
солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим анса-мблевым задачам; основы музыкальной грамоты; аранжировка и импровизация на инструмен-тах; основы построения секстаккордов и септаккордов; хроматические гаммы; вариации на за-данные темы; основы джазового исполнения.
Практическая работа:
исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой; подбор по слуху музыкальных произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы); участие в мастер- классах; проведение собственного творческого вечера.
V год обучения.
1. Вокально - ансамблевая работа.
Теоретические сведения:
основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельнос-ти школы; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чи-стота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собствен-ного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами (использование элементов джаза в рок музыке); понятие о музыкальных стилях и направлениях современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансам-бле; работа с компьютерной программой Guitar Pro .
Практическая работа:
подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произ-ведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемен-та единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки, импровизация, само-стоятельное детское творчество.
2. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения:
устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;
подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокаль-ного искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;
Практические занятия.
упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собствен-ного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений ( разбор пар-тий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном сти-ле ( работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
3. Работа с электроаппаратурой
уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях школы; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.
4. Концертная (творческая) деятельность.
Теоретические сведения:
основы исполнительского мастерства; творческие рефераты, диспуты , дискуссии; беседы, слу-шание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.
Практические занятия:
музыкальное оформление школьных вечеров, дискотек; участие в школьных и городских меро-приятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчеты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и3 года обучения; участие в мастер- классах; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.
5. Звукооператорская деятельность.
Теоретические сведения:
выстраивание инструментов ансамбля по камертону; работа звукооператора, роль, его участие в проведении концертных номеров; звукозаписывающие устройства (строение, принцип звукоза-писи); баланс звука; акустика зала.; устройство пульта, значение верхних и нижних частот мони-тора; усилительная аппаратура: строение, роль, мощность, возможности.
Практические навыки:
звуковой баланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале); регулирование звука на мо-ниторе (выстраивание частот); звукозапись инструментов (минусовка); запись фонограмм анса-мблевой игры; звукооператорская деятельность во время школьных мероприятий.
6. Профессиональное ориентирование школьников.
Теоретические сведения:
беседы о направлениях в музыке и тенденциях музыкальных направлений; встречи с представи-телями профессий звукооператора и музыкантами- исполнителями; обучение умению состав-лять личностно-ориентированный план; составление личностной базы данных своих умений и навыков, интересов и склонностей;
информация о поступлении и дальнейшем обучении воспитанников в музыкальных училищах.
Практические навыки:
экскурсии в ДК, Радиостанцию (цель: расширение кругозора воспитанников о профессиональ-ной деятельности представителей профессий, связанных с звукооператорской работой, вокаль-но-инструментальным направлением и т.д.); профессиональные пробы воспитанников (концерт-ная деятельность); записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом групп-пы), концертные выступления;
7. Индивидуальная работа.
Теоретические сведения:
солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы музыкальной грамоты; аранжировка и импровизация на инструментах; основы построения секстаккордов и септаккордов; хроматические гаммы;
вариации на заданные темы; основы джазового исполнения.
Практическая работа:
исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой;
подбор по слуху музыкальных произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы); участие и проведение мастер- классов для учащихся 1-2 года обучения; проведение собственных творческих вечеров; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.
IV. Диагностика эффективности реализации образовательной программы.
Тестовые задания для учащихся первого года обучения.
Понятия о средствах музыкальной выразительности.
История, устройство инструмента, виды и функция инструмента в ансамбле: гитара, клавишные, ударные.
Обозначение аккордов (ритмические рисунки для ударных инструментов)
Понятия о стилях музыки, направлениях музыкального искусства.
Гигиена слуха и голоса.
Правила техники безопасности при игре в ансамбле.
Самостоятельное исполнение 1-2 произведений разного характера.
Тестовые задания для учащихся второго года обучения.
Принципы игры и вокального исполнения в ансамбле.
Функция каждого инструмента в ансамбле (настройка).
Самостоятельное исполнение 2-4 произведений (наизусть и по табулатуре).
Работа с компьютерной программой Guitar Pro.
Техника безопасности при работе на электроинструментах.
Уход за инструментами и настройка гитары, рабочего барабана.
Понятие импровизации и аранжировки музыкальных произведений.
Принципы игры в вокально-инструментальном ансамбле.
Тестовые и творческие задания для учащихся третьего года обучения.
Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
Функции и назначение инструментов ансамбля.
Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного сочинения)
История российских и зарубежных рок - групп ( «Кино», «Машина времени», «Алиса», «Ария», «Scorpions», «ДДТ» и др.)
Истоки джаза.
Особенности организации вокально-инструментального ансамбля (принципы, звуковая аппаратура и т. д.).
Исполнение песен в разных стилях и с использованием собственной манеры игры (от 2 до 4 произведений: группой).
Исполнение 1-2 музыкальных произведений из компьютерной программы Guitar Pro (по выбору учащихся: дуэтом или группой).
Тестовые и творческие задания для учащихся 4-5 года обучения.
Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
Функции и назначение инструментов ансамбля.
Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного сочинения или вариаций произведений популярных рок-групп).
История российских и зарубежных рок- групп ( «Кино», «Машина времени», «Алиса», «Ария», «Scorpions», «ДДТ» и др.)
Истории о джазовых исполнителях.
Составление проекта концертного выступления собственной музыкальной группы: стиль, манера исполнения.
Основы звукооператорской работы: теория и практические навыки.
Составление проекта собственного мастер - класса: по разученным произведениям.
Составление проекта альбома своей группы. Продюсерская работа: реклама, имидж группы.
Проект рекламной компании своей группы.
Концертная деятельность группы.
Мой сценический образ: проект или реферат.
Составление карты развития личности (самооценка, оценка участников группы и оценка педагога)
* качества личности учащиеся могут предлагать самостоятельно или дополнять те, которые предложит педагог.
Личный творческий план воспитанника:
1.Ф.И.О. учащегося
2. Возраст
3. Место учебы
4. Краткая автобиография (сведения о себе)
5. Кем хочу быть?
6. Для чего (с какой целью)я посещаю студию ВИА?
7. Мои жизненные планы на данный момент.
8. Мои жизненные планы на ближайшие три года.
9. Как в дальнейшем мне пригодятся знания, полученные в студии ВИА?
Диагностика личности воспитанников:
Чем занимаешься в свободное от занятий время?
Есть ли у тебя любимое дело, и какое?
Чем ты интересуешься, какой вил деятельности тебя интересует?
Есть ли у тебя близкие друзья?
Как относишься к своему коллективу?
Любишь ли ты руководить или быть в подчиненных?
Какое качество характера хотел бы в себе развивать?
Анкета для учащихся «Выявление интереса к занятиям»* (выбери подходящий для тебя ответ):
Посещаю потому, что так хотят мои родители.
Нравится преподаватель.
Это престижно.
Все мои друзья обучаются здесь.
Некуда девать свободное время.
Приятно обучаться в кружке.
Знания, полученные в кружке пригодятся мне в будущем.
*Сборник авторских программ дополнительного образования детей. Из-во М.Народное обрарование.2002г.
Анкета для родителей:
1. Ф.И.О
2. Место работы
3. Знакомы ли вы с программой студии?
4. Посещаете ли концертные выступления группы, в которой обучается ваш ребенок?
5. Как вы относитесь к увлечению вашего ребенка занятиями на музыкальных инструментах?
6. Какую посильную помощь в деятельности студии можете предложить?
Перечень рефератов и творческих работ для учащихся школьного ВИА:
«История российского рока»
« История джаза»
«Великие композиторы ХХ и ХХI веков»
«Звезды современной эстрады»
«Бардовская песня»
«Рассказ о моем ВИА»
«Музыка в кино»
«Каким я хочу быть музыкантом?»
«Музыка, которую я люблю»
«Я выбираю - здоровье!»
«Традиции российского рока»
V . Условия реализации программы.
Материально- техническое оснащение школьного ВИА должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Инструменты ансамбля необходимо подбирать хорошего качества, соответственно с современным запросами общества. Оснащение вокально-инструментального ансамбля может быть следующее: акустическая гитара (2-4 шт.); электрогитары ( бас и ритм, соло- гитара); ударная установка (бас- бочка, хетт, малый барабан, альтовый барабан, тарелки); клавишные инструменты(синтезатор);микрофоны(2-4 шт.); микшерный пульт, усилитель, колонки (мощностью не менее 150 Вт), монитор, наушники, персональный компьютер (ноут-бук), гитарный процессор, звукоисказитель для электрогитары, стойки для микрофонов (2-3 шт.),библиотека музыкальной литературы для учащихся и педагога. Группа первого года обучения может включать в себя от 8 до 15 человек. На втором году обучения состав ансамбля не должен превышать 5-8 человек, в зависимости от наличия инструментов и солистов группы. Аудитория проведения занятий должна быть звукоизолирующей, инструменты тщательно настроены, их звучание умеренное. Ансамблевая и концертная деятельность на третьем, четвертом и пятом году обучения является ведущей. Творческие и конкурсные выступления включают в себя репетиционные часы (до девяти часов в неделю, соответственно учебно-тематическому планированию). Проверкой эффективности усвоения программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер - классах, концертная и гастрольная деятельность. Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива, определяет его лицо и в целом профессиональное самоопределение школьников.
VI. Социально-психологический блок.
В работе с подростками, вовлеченными в вокально-ансамблевую деятельность, необходимо создать условия для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, занять их полезными и практически важными видами деятельности, с целью своевременной профилактики отклонений в социальном развитии личности. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении подростков требует обучения их психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, укрепления коммуникативных навыков. Задачи, выявляющие своевременные причины и факторы девиантного поведения подростков включают в себя следующие направления: выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения, факторов их провоцирующих; создание в объединение психолого-педагогических условий, помогающих развитию эффективного взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса; организация эффективного дополнительного образования, удовлетворяющего интересы и потребности подростка, повышающего его позитивную мотивацию. Для контактного взаимодействия и доверительного общения в группе первые недели формирования детского коллектива проводится тренинг по развитию коммуникативных навыков и снятию психологического барьера. Занятия проходят два раза в неделю с продолжительностью от 1 до 2-х часов, в зависимости от коммуникативности подростков и рефлексии занятий.
Примерное содержание тренинговых занятий.*
№ занятия | Содержание занятий |
1 «Знакомство» | Игра «Снежный ком»; Правила группы; мои положительные поступки; список моих претензий; Диагностика общительности *; Мой стиль общения (д\з).Рефлексия. |
2 «Я – отношения» | Шерринг; Игра «Комплимент» ; Игра «что важно для общения?»;игра «Экстрасенс».Игра «Хочу в себе изменить». Рефлексия. |
3 «Самоанализ» | Нетрадиционное приветствие; шерринг; игра «воздушный шар»; игра «горячий стул»; игра в парах «Я уверен в тебе»; рефлексия «самоанализ» |
4 «Волшебные слова» | Шерринг ; игра «волшебные слова»; упражнение «Ладошка»; эксперимент «Диалема узника»; анализ событий «что изменилось в нас?» ; рефлексия «доброе слово»; |
5 «Будущее рядом» | Игра- комплимент ; шерринг; диагностика общительности; психологический чемодан « что я возьму с собой»; самоанализ . Рефлексия. |
*см. Овчарова Р.В. «Технологии образования практического психолога», М., 2000г.
VII. Литература.
Для учащихся:
Сборники: Многосерийные издания для ВИА.
Эстрадная музыка радио, - кино, - театра.
Сборники российских рок - групп«Кино», «Любэ», «Машина времени»,«Ария»,«Алиса»и др..
Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А, М., 1999г.
Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 1999 г.
Энциклопедия «Музыка», С-П., 1999г.
Журналы «Искусство», «Музыка в школе»
Альманах «Звезды рока», М, 2002 г.
Методическая литература:
По постановке голоса:
Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К., 1980 г.
Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П.,1983г.
По индивидуальному обучению на инструментах:
Ударные инструменты:
Галоян Э. «Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном», М. , 1972г.
Зинкевич В., Бориц В. « Курс игры на ударных инструментах» ч.1, Л-М 1979 г.
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах» , М., 1982 г.
Снегирев В. «Этюды для малого барабана» М., 1979г
Клавишные инструменты:
Бриль И «Практический курс джазовой импровизации» М. ,1979 г.
Симоненко В. «Мелодии джаза» (антология), К., 1984 г.
Гитара, электрогитара, бас- гитара:
Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 1993г.
Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М., 1993 г.
Бранд В. «Основы техники гитариста эстрадного ансамбля» ( методическое пособие), М. 1979г
«Аккорды и аккомпанемент», М. 1979г.
Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», М , 1984 г.
По теории музыки:
Вахромеев В. «Элементарная теория музыки», М., 1979г.
Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М , 1992г.
По аранжировке, инструментовке, методике работы ВИА:
Браславский Д. «Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей» М., 1993 г.
Саульский Ю. «Аранжировка», (эстрадная специализация) М., 1997 г.
Шалахов Л. Переложение музыкальных произведений для эстрадных ансамблей.(учебное пособие), М., 1978г.
Для учебно-образовательных бесед:
Копен В. «Рождение джаза» М., 1994г.
Овчарова Р. «Технологии образования практического психолога», М.,2000г.
Мухина О. «Возрастная психология», М, 2000г.
Журналы « Музыка в школе», «Дополнительное образование», «Искусство»
Журналы «Школьные технологии» № 1,5, 2000г.
Рожков М., Байбородова Л. «Организация воспитательной работы в школе», М., 1999г.
Синицина Г.«Воспитание современного школьника», Омск, 2000г.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. «Организация дополнительного образования детей». Практикум. М. Владос, 2003г.
Приложения к программе дополнительного образования по музыкальному воспитанию
«Школьный вокально- инструментальный ансамбль»
Сравнительный анализ знаний, умений и навыков учащихся школьного ВИА первого и третьего лет обучения (I четверть) :
Владеют определенными навыками игры на музыкальном инструменте (гитара, ударные, клавишные):
первый год обучения: 5% - третий год обучения: 87%
Знакомы с основами музыкальной грамоты:
первый год обучения: 25%; третий год: 98%;
3. Знают и применяют буквенные обозначения аккордовых позиций (в пределах 1-9 лада) :
первый год обучения: ---- ;третий год: 98%;
4.Умеют подобрать по слуху небольшой отрывок популярной песни:
первый год обучения: 5% ; третий год- 25%.
5.Умеют настраивать инструмент ( гитара):
первый год обучения ----;третий год: 56%
Умеют исполнять одну- две песни самостоятельно аккомпанируя:
первый год обучения ----; третий год: 59%;
Владеют основными навыками коллективной игры в ВИА:
первый год обучения: 15%;третий год: 25%;
Участвовали в школьных вечерах, концертах как аккомпаниаторы:
первый год обучения ----; третий год: 25%;
Желают проявить себя в творческих отчета, школьных концертных выступлениях:
первый год обучения:5%; третий год: 50%
Стремятся к самообразованию (совершенствованию игры на инструментах):
первый год: 25%; третий год: 98%.
Владеют навыками разбора партий по табулатуре:
- первый год: 5%; третий год- 75%.
12. Считают, что обучение в ансамбле поможет им самореализоваться:
- первый год: 5%; третий год- 85%
По результатам опроса учащихся первого и третьего лет обучения видно, что интерес подростков к деятельности школьного ВИА заметно возрастает, отмечается рост творческой активности, стремление к самообразованию и участию в общественной жизни школы. Надо отметить, что по данным психологического исследования учащихся первого года обучения уровень самооценки и уверенности у воспитанников повышается к концу первого года обучения. К концу третьего года обучения учащиеся владеют навыками:
аранжировок песен .
Творческие достижения воспитанников детского школьного объединения «Грани».
Направление: школьный вокально-инструментальный ансамбль.
Руководитель: Мирон Александр Георгиевич
ВИА «Грани» год образования: 2006-2007 уч.г.
Васильев Роман
Самофалов Виктор
Тимофеев Евгений
Тимошенко Анастасия
Шагиморданов Шамиль
Диплом III степени в городском этапе окружного конкурса военно-патриотической песни «Память» Радужный 2007.
Диплом III степени в зональном этапе окружного конкурса военно-патриотической песни «Память» Радужный 2007.
ВИА «Грани» год образования 2007-2008 уч.г.
Тимофеев Евгений
Тимошенко Анастасия
Ткаченко Владимир
Ряшин Никита
Олейник Валерия
Олейник Алина
Пилипенко Александра
Диплом II степени в городском этапе окружного конкуса военно-патриотической песни «Память» Радужный 2008
Диплом I степени в районном этапе межрегионального конкурса военно-патриотической песни «Дмитриевская суббота» Нижневартовск 2008
Диплом лауреата II степени в межрегиональном конкурсе военно-патриотической песни «Дмитриевская суббота» Тюмень 2008
Диплом I степени в городском этапе окружного конкурса военно-патриотической песни «Память» Радужный 2009.
Вокальный ансамбль «Грани» год образования 2008-2009 уч.г
Буртник Алена
Везденева Анастасия
Сатарова Виктория
Плетнева Виктория
Диплом участника в городском этапе окружного конкурса военно-патриотической песни «Память» Радужный 2009
ВИА «Грани» год образования 2009-2010 уч.г.
Буртник Алена
Везденева Анастасия
Сатарова Виктория
Плетнева Виктория
Пилипенко Александра
Олейник Валерия
Быстров Андрей
Гладышева Любовь
Диплом III степени городского этапа окружного конкурса военно-патриотической песни «Память» Радужный 2010
ВИА «Грани» год образования 2010-2011 уч.г.
Горевой Дмитрий
Кочнев Владислав
Ткаченко Владислав
Мандрыка Игорь
Очнев Валентин
Шафранов Роман
Диплом I степени городского этапа окружного конкурса военно-патриотической песни «Память» Радужный 2011
ВИА «Грани» год образования 2011-2012 уч.г.
Горевой Дмитрий
Зенченко Дарья
Иванова Елизавета
Кочнев Владислав
Клецков Александр
Лицуков Сергей
Ткаченко Владислав
Шафранов Роман
Диплом III степени в районном этапе межрегионального конкурса военно-патриотической песни «Дмитриевская суббота» Нижневартовск 2011
Диплом III степени городского этапа окружного конкурса военно-патриотической песни «Память» Радужный 2012
ВИА «Грани» год образования 2012-2013 уч.г.
Горевой Дмитрий
Зенченко Дарья
Иванова Елизавета
Клецков Александр
Лицуков Сергей
Руденко Эвелина
Диплом II степени в районном этапе межрегионального конкурса военно-патриотической песни «Дмитриевская суббота» Нижневартовск 2012
Диплом I степени городского этапа окружного конкурса военно-патриотической песни «Память» Радужный 2013
ВИА «Грани» год образования 2012-2013 уч.г.
Зенченко Дарья
Иванова Елизавета
Клецков Александр
Лицуков Сергей
Руденко Эвелина
Диплом I степени в районном этапе межрегионального конкурса военно-патриотической песни «Дмитриевская суббота» Нижневартовск 2013
Диплом I степени городского этапа окружного конкурса военно-патриотической песни «Память» Радужный 2014
Календарное учебно - тематическое планирование детского творческого объединения «Грани»: школьный ВИА
2015-2016 учебный год.
1-2 год обучения.
Название темы | сентябрь | ноябрь | Январь | март | Май | |
октябрь | декабрь | Февраль | апрель | |||
Тема 1 Теория музыки | Теория | Нотная грамота | Выразительные средства музыки | Знакомство с песнями А. Макаревича | Творческие рефераты «Музыка моего времени» | «Мир моих увлечений» |
Практика | Аккорды и их позиции | Ритмические рисунки | Песня «Маски» | Исполнение разученных песен | Игра на инструментах | |
Тема 2 История инструментов | Теория | История ударных, струнных, клавишных | Размеры | Вокально-ансамблевая игра | Беседа «Творчество российских групп» | Вокальное пение |
Практика | Виды и принципы игры на инструментах | Игра на инструментах в двух-дольном размере | Работа над песней «Маски» | Разучивание песен группы «Кино» | Исполнение разученных песен | |
Тема 3 Настройка инструментов | Теория | Настройка гитары | Песни Ю. Кима, Ю. Визбора | Авторские песни | Аккорды барре | Песни военных лет |
Практика | Игра правой руки. Игра на малом барабане. | Разучивание песни «Дым костра» | Песня «Еретик» | Исполнение песни «Белый снег» | Разучивание песни «Землянка» | |
Тема 4 Бардовские песни | Теория | Поэты-барды | Основы ансамблевой игры | Беседа «Любимая музыка». Творческие рефераты детей | Лирика в музыке | Основы музыкальной грамоты |
Практика | Песня «Еретик» | Исполнение песни группой | Игра на инструментах | Игра простым перебором | Работа над песней | |
Тема 5 Акустическая гитара | Теория | Слушание игры на акустической гитаре | Аккорды на 2-5 ладах | Манера поведения на сцене. Беседа | Игровые приемы при исполнении | Принципы ансамблевой игры |
Практика | Игра на 1-3 ладах. Аккорды А.Е, С | Разучивание песни | Концертное выступление перед уч-ся 2-го года обучения | Игра сложным перебором | Исполнение песни ансамблевой группой | |
Тема 6 Инструментальная музыка | Теория | Инструментальная музыка группы «Зодиак» | Творчество группы «Машина времени» | Как развивать в себе талант? Беседа | Разучивание песни перебором | «Что мы знаем о музыке?» |
практика | Игра боем | Игра в до-мажоре | Творческие задания | Практическая работа | Контрольные занятия |
Тема 7 Вокально- инструментальная работа | Теория | Принципы работы ВИА | Творчество группы «Ария» | Сочетание 2-х инструментов в ВИА | Лирическая музыка в кино | Особенности эстрадного пения |
Практика | Исполнение разученной песни ВИА | Проигрывание отдельных мелодий из группы «Ария | Игра клавишных и барабанов | Разучивание песни «Позови меня». «Любе» | Работа с вокалистами | |
Тема 8 Итоговое занятие | Теория | |||||
практика | Контрольные задания | Вопросы по пройденным темам | Творческие задания по темам | Рефераты о группах | Сочинение «Какой я вижу свою группу через 10 лет» |
*Репертуар подбирается в соответствии с интересами учащихся. Практические занятия могут быть продлены, в зависимости от усвоения материала учащимися. Творческие мастерские и мастер- классы запланированы в каникулярное время.
Календарно- тематическое планирование детского творческого объединения «Грани»: школьный ВИА на 2015-2016 уч. г
3-4 год обучения.
Название темы | Сентябрь | Ноябрь | Январь | Март | май | |
октябрь | декабрь | февраль | Апрель | |||
Тема 1 Теория музыки | Теория | Беседа «Что мы знаем из теории музыки?» | Основы композиторского мастерства | Музыкально- теоретический материал | Основы техники безопасности | Теоретические знания по музыке |
Практика | Повторение ранее разученных песен | Творческое занятие «Сочинению собственных песен» | Копозиционное построение песен. Импровизация. | Работа с подключением аппаратуры. Простейшая наладка шнуров. | Контроль-ные задания по пройденным темам | |
Тема 2 Звезды рок- музыки | Теория | Творчество российских рок- групп | Аранжировка к песням | Рефераты на тему «Звезды рок-н-рола» | Беседа. Готовимся к творческому отчету | Основы звуоопера-торского мастерства. |
Практика | Разучивание песен | Игра песен собственного сочинения | Творческие задания. Практическая работа над песнями. | Репетиционные занятия разученных песен | Самостоятельное подключение аппаратуры. | |
Тема 3 Звезды рок- музыки | Теория | Сольные альбомы группы «Ария», «Металлика» | Развитие слуховых навыков | Функции каждого инструмента в группе | Музыкальное оформление школьных вечеров | Учусь учить |
Практика | Исполнение отрывков произведений и песен этих групп | Творческое занятие «Подбираем на слух» | Работа над песнями концертного репертуара. | Участие в школьных мероприятиях | Мастер- классы. Творческие мастерские | |
Тема 4 Исполнительское мастерство | Теория | Как подготовиться к концерту? | Творчество зарубежных рок- групп | Учимся подбирать свои партии. Теория | Рефераты на темы «Музыка кино», «Джаз» | Дискуссионный час «Мода и здоровье» |
Практика | Репетиционные занятия | Разучивание песен групп ,,Offspring” “Scorpions” | Мастер- класс | Импровизация ранее разученных песен | Творческие задания | |
Тема 5 Выразительные средства музыки | Теория | Основы теоретических знаний по музыке | Основы артикуляции. Певческая установка | Как записать фонограмму. Работа с аппаратурой. | Звуковой баланс | Портреты рок- музыкантов |
Практика | Мастер- класс | Сольное исполнение песен под акустическую гитару | Подключение аппаратуры, запись песен в собственном исполнении | Работа со звуковым процессором | Мастер- класс | |
Тема 6 Культура исполнения | Теория | Музыка, которую мы исполняем. Беседа | Стили в музыке | Как подготовиться к конкурсу? | Техника игры медиатором. Вибрация звука. | Анализ исполнительского мастерства российских и зарубежных групп |
практика | Генеральная репетиция исполняемых произведений | Отработка разных стилей в музыке. | Репетиционные занятия | Исполнение песен с использованием медиатора | Исполнение песен российских и зарубежных групп | |
Тема 7 Импровизации | теория | Мастера джаза | Слушание джазовых композиций | Культура пения | Манера исполнения на сцене | |
практика | Исполнение разученных песен , с использованием импровизации | Исполнение песни «Восходит день» | Работа над песнями из кинофильмов | Репетиция песен к мероприятиям | ||
Тема 8 Итоговые занятия | Теория | |||||
практика | Контрольные вопросы | Творческие задания | Реферат о группах | Контрольные зачеты по темам |
Календарно-тематическое планирование детского творческого объединения «Грани»: школьный ВИА на 2015-2016 уч.г.
5 год обучения.
Название темы | Сентябрь | Ноябрь | Январь | Март | май | |
октябрь | декабрь | февраль | Апрель | |||
Тема 1 Теория музыки | Теория | Беседа «Что мы знаем из теории музыки?» | Основы композиторского мастерства | Музыкально- теоретический материал | Основы техники безопасности | Теоретические знания по музыке |
Практика | Повторение ранее разученных песен. Индивидуальная работа. | Творческое занятие «Сочинению собственных песен» | Копозиционное построение песен. Импровизация. | Работа с подключением аппаратуры. Простейшая наладка шнуров. | Контроль-ные задания по пройденным темам | |
Тема 2 Звезды рок- музыки | Теория | Творчество российских рок- групп ДДТ, Алиса и др. | Аранжировка к песням | Рефераты на тему «Звезды рок-н-рола» | Беседа. Готовимся к творческому отчету | Основы звуоопера-торского мастерства. |
Практика | Разучивание песен. Импровизация. Вариация. | Игра песен собственного сочинения | Творческие задания. Практическая работа над песнями. | Репетиционные занятия разученных песен | Самостоятельное подключение аппаратуры. | |
Тема 3 Звезды рок- музыки | Теория | Сольные альбомы группы «Ария», «Металлика» | Развитие слуховых навыков | Функции каждого инструмента в группе | Музыкальное оформление школьных вечеров | Учусь учить |
Практика | Исполнение произведений и песен этих групп | Творческое занятие «Подбираем на слух» | Работа над песнями концертного репертуара. | Участие в школьных мероприятиях | Мастер- классы. Творческие мастерские | |
Тема 4 Исполнительское мастерство | Теория | Как подготовиться к собственному концерту? | Творчество зарубежных рок- групп | Учимся подбирать свои партии. Теория | Рефераты на темы «Музыка кино», «Джаз» | Дискуссионный час «Мода и здоровье» |
Практика | Репетиционные занятия. Мастер-класс. | Разучивание песен групп ,,Offspring” “Scorpions” | Мастер- класс | Импровизация ранее разученных песен | Творческие задания | |
Тема 5 Выразительные средства музыки | Теория | Основы теоретических знаний по музыке | Основы артикуляции. Певческая установка | Как записать фонограмму. Работа с аппаратурой. | Звуковой баланс | Портреты рок- музыкантов |
Практика | Мастер- класс для учащихся 1 года обучения | Сольное исполнение песен под акустическую гитару | Подключение аппаратуры, запись песен в собственном исполнении | Работа со звуковым процессором | Мастер- класс | |
Тема 6 Культу ра исполнения | Теория | Музыка, которую мы исполняем. Беседа | Стили в музыке | Как подготовиться к конкурсу? | Техника игры медиатором. Вибрация звука. | Анализ исполнительского мастерства российских и зарубежных групп |
практика | Запись исполняемых произведений | Отработка разных стилей в музыке. | Репетиционные занятия | Исполнение песен с использованием медиатора | Исполнение песен российских и зарубежных групп | |
Тема 7 Импровизации | теория | Мастера джаза | Слушание джазовых композиций | Культура пения | Манера исполнения на сцене | |
практика | Исполнение разученных песен , с использованием импровизации и аранжировки | Исполнение песни «Восходит день» | Работа над песнями из кинофильмов | Репетиция песен к мероприятиям | ||
Тема 8 Звукооператорская деятельность | Теория | Основы звукооператорского мастерства | Основы звукооператорского мастерства | Беседа с представи-телями профессии звукооператора | Основы звукозаписи | Беседа о принципах работы на концерте |
практика | Работа с монито-ром, микшером, микрофонами. | Настройка звука и инструментов в зале | Работа с пультом и монитором | Запись песен собственного исполнения | Звукооформление школьных вечеров | |
Тема 9 Итоговые занятия | Теория | |||||
практика | Контрольные вопросы | Творческие задания | Реферат о группах | Контрольные зачеты по темам | Концерт группы |
Участие в школьных (городских) культурно-массовых мероприятиях на 2015-2016 уч.г.
Участие в линейке первого звонка (звукооператорская работа)- сентябрь
Участие в школьном празднике «С днем учителя!»- октябрь.
Участие в районном этапе межрегионального конкурса военно-патриотической песни «Дмитриевская суббота»-октябрь
Творческая мастерская «Звезды рок- музыки»- ноябрь.
Новогодний концерт – декабрь.
Вечер встречи выпускников. Концертное выступление- февраль.
Участие в школьном празднике «23 февраля»-февраль
Участие в городском этапе окружного конкурса военно-патриотической песни «Память»
Участие в концерте 8 Марта март.
Творческий отчет « Жемчужины Радужного» - апрель.
Концертное выступление «Они защищали Россию» - май
Концертное выступление на школьном выпускном - июнь
Воспитательная цель школы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования активной жизненной позиции учащихся
Направления воспитательной работы школы:
Гражданско-нравственное
Художественно-эстетическое
Патриотическое
Профориентационное
Спортивно-оздоровительное
Методическая цель (ПДО): формирование стратегии воспитательной работы с учащимися, включенными в коллективно-творческий процесс.
Цель детского творческого объединения на 2015-2016 уч.г.: Развитие ценных творческих ориентиров учащихся через вовлечение их в коллективную творческую деятельность.
Воспитательные задачи детского творческого объединения на 2015-2016 уч.г.:
Укрепление здоровьесберегающей среды воспитанников объединения через создание комфортных условий для развития творческого потенциала личности.
Развитие музыкальных способностей, коммуникативных и творческих умений у учащихся через приобщение к основам лучших произведений российской и зарубежной музыки.
Формирование гражданско- нравственной позиции посредством приобщения к музыкальной культуре.
Воспитание нравственности, гуманизма толерантных отношений в условиях сплочения творческого коллектива учащихся.
Повышение качества услуг дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Вокально-инструментальный ансамбль"
Рабочая программа педагога дополнительного образования в детском доме "Вокально-инструментальный ансамбль"...
Дополнительная общеобразовательная программа вокально- инструментальный ансамбль "Лазурный берег"
Программа учебной дисциплины вокально-инструментального ансамбля (ВИА) "Лазурный берег" направлена на организацию внеурочной деятельности подростков 11-17 лет. Срок реализации...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально – инструментальный ансамбль» объединение «Искорка»
Программа модифицированная, разработана на основе: Образовательной программы ВИА педагога дополнительного образования Микрюкова С.А. г. Санкт-Петербург, Образовательной п...
Программа вокально инструментального ансамбля "ВИА-110" г.Уфа
Программа ансамбля...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Вокально – инструментальный ансамбль»
программа «Вокально – инструментальный ансамбль»...
программа вокально- инструментального ансамбля
как проводится занятии...
Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА" по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"
Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА"по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"...