Программа вокально инструментального ансамбля "ВИА-110" г.Уфа
рабочая программа ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Дом детского творчества «Дружный»
Советского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Утверждена на заседании методического совета Протокол № ___ от ____ 2013 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ ДОД ДДТ «Дружный» ________ Л.Б. Скворцова « __» ________ 2013 г. Приказ № ___ от ________ 2013 г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
по художественно-эстетическому воспитанию
«Музыка без границ»
Срок реализации программы 3 года
Возраст детей 12 – 16 лет
Автор – составитель программы:
Хасанов Дамир Сабирович
педагог дополнительного образования
УФА – 2013 год
Пояснительная записка.
Модифицированная дополнительная образовательная программа «Музыка без границ», разработана на основе нескольких авторских программ (Брылин Б.А., Сигалева С.Ю.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.
Направленность программы художественно – эстетическая.
Актуальность. Одним из способов разумного использования свободного времени является любительское музицирование в самых разных жанрах – эстрадной музыке, рок-музыке, джазе. Обучающимися становятся в основном подростки.
Педагог объединения старается, учитывая возрастные особенности и физиологические создать вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) и должен предостеречь его участников от слепого подражания эстрадным звездам и модным группам, научить отличать высокохудожественные образцы от примитивных подделок. Поэтому так актуально в наше время дать возможность нашим детям приобщиться к музыкальному искусству. В этом свете становится значительной роль учреждений дополнительного образования, которые могут помочь ребенку в свободное от учебы время постичь азы музыкального искусства.
Новизна. Вокально-инструментальное творчество тесным образом связано с молодежной песней и отражает динамику современности. ВИА представляют собой живой и динамичный способ творческого музицирования, особенностью которого является совместное групповое пение, возможность индивидуальной и коллективной импровизации.
Основными жанрами ВИА считаются следующие:
- стабильность состава музыкальных инструментов – электрогитары, синтезаторы, ударные;
- сочетание пения и инструментального сопровождения тех же исполнителей;
- применение звукоусилительной аппаратуры и микрофонов;
- широта репертуара (эстрадные, джазовые произведения), включая собственные сочинения;
- зрелищность концертного выступления.
Овладев необходимыми умениями и навыками, научившись свободно владеть исполнительской техникой игры на музыкальных инструментах, учащиеся начинают более осознанно относиться к этому виду искусства.
Участники ВИА во время обучения должны углублять и расширять технические и музыкально-теоретические знания, закреплять и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки ансамблевой игры.
Целью программы является формирование музыкальной культуры и художественного вкуса ребенка, умеющего ценить и создавать духовные ценности.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
Обучающие:
- дать обучающимся необходимый объем знаний, умений и навыков в области вокального пения;
- сформировать представление о правильном пении;
- повысить уровень знаний обучающимся в области музыкальной культуры;
- сформировать у обучающихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовые пение).
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма, взаимопомощи, уважения друг к другу;
- воспитать у детей эстетический вкус, умение работать в коллективе, ответственность за творческий результат.
Развивающие:
- развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма, сценическую пластику;
- развитие музыкального слуха, эстетических чувств;
- развитие сознательного отношения к музыкальному искусству;
- развитие способности слушать и слышать, чувствовать;
Контингент детей. Программа рассчитана на детей 12-17 лет, не имеющих специальной подготовки.
Срок реализации программы. Программа рассчитана на 3 года, 144 часа групповых и 72 часа мелкогрупповых занятий.
Форма и режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 академических часа в соответствии с СанПин 2.4.4.1251-03
Ожидаемые результаты:
К концу обучения полного курса обучающиеся должны знать:
1. основные аккорды;
2. музыкальную грамоту, различные жанры музыки;
3. критерии определения характера музыкального произведения;
4. основные правила техники безопасности.
должны уметь:
- правильно воспроизвести аккорды и применить их в музыкальных произведениях;
- овладеть правильной постановкой пальцев при игре на музыкальных инструментах;
- овладеть техникой игры на инструментах;
- уметь играть в ансамбле из 3-5 человек.
Форма и методы контроля. По окончании обучения проводятся следующие виды контроля:
Первичный, который предназначен для оценки начального уровня знаний, с которым обучающиеся пришли заниматься в объединение;
Промежуточный, проводимый после завершения первого полугодия и предназначен для закрепления знаний, навыков и умений по пройденным темам;
Итоговый, проводимый после завершения учебного года или всей учебной программы.
Контроль осуществляется в следующих формах: прослушивания, наблюдения, беседы, диагностики, опроса, викторины, выступления, участия в мероприятиях, концертах, смотрах, конкурсах и фестивалях.
Формы проведения итогов реализации программы: организация концертов внутри объединения и учреждения, участие в районных, городских, республиканских вокальных конкурсах, мероприятиях.
Учебно-тематический план
1-ой год обучения
III группа
Тема | Итого | Теория | Практика |
«Роль ВИА в мире музыки» | 12 | 2 | 10 |
Тема №1.Вводное занятие. Беседа «ВИА. Жанры ВИА». | 2 | 2 | |
Тема №2. «Виды аккордов. Знакомство с аккордами». | 6 | 6 | |
Тема №3. «Техника постановки пальцев». | 4 | 4 | |
«Безопасность жизнедеятельности» | 6 | 6 | |
Тема №1. «Техника безопасности при работе с электроинструментами». Беседа. Инструктаж. | 2 | 2 | |
Тема №2. «Пожарная безопасность». Беседа. Инструктаж. | 2 | 2 | |
Тема №3. «Правила дорожного движения». Беседа. Инструктаж. | 2 | 2 | |
« Вокально-ансамблевая работа» | 30 | 4 | 26 |
Тема №1. «Работа над вокалом. Постановка голоса». | 12 | 2 | 10 |
Тема №2. «Пение учебно-тренировочного материала». | 6 | 2 | 4 |
Тема № 3. «Пение произведений: эстрадная песня, джазовая песня». | 12 | 12 | |
«Слушание музыки» | 6 | 6 | |
«Игра на музыкальных инструментах» | 84 | 12 | 72 |
Тема №1. «Акустическая гитара» | 14 | 2 | 12 |
Тема №2. «Ударная установка». | 14 | 2 | 12 |
Тема№3. «Бас-гитара». | 14 | 2 | 12 |
Тема №4. «Ритм-гитара». | 14 | 2 | 12 |
Тема №5. «Клавишные инструменты. Синтезатор». | 14 | 2 | 12 |
Тема №6. «Соло-гитара». | 14 | 2 | 12 |
«Групповые ансамблевые занятия» | 6 | 6 | |
Всего | 144 | 30 | 114 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
II-группа
Тема | Итого | Теория | Практика |
«Безопасность жизнедеятельности» | 6 | 6 | |
Тема №1.»Техника безопасности при работе с электро-инструментами». Беседа. Инструктаж. | 2 | 2 | |
Тема №2. «Правила дорожного движения». Беседа. Инструктаж. | 2 | 2 | |
Тема №3. «Пожарная безопасность». Беседа. Инструктаж. | 2 | 2 | |
«Аккорды. Виды аккордов» | 18 | 4 | 14 |
Тема №1. «Основные мажорные аккорды». | 6 | 2 | 4 |
Тема №2. «Основные минорные аккорды». | 6 | 2 | 4 |
Тема №3. «Применение аккордов при изучении песен». | 6 | 6 | |
« Вокально-ансамблевая работа» | 38 | 2 | 36 |
Тема №1. «Работа над вокалом. Постановка голоса». | 14 | 2 | 12 |
Тема №2. «Пение учебно-тренировочного материала». | 8 | 8 | |
Тема № 3. «Изучение эстрадной песни «Дождь». Тема №4. «Изучение джазовой музыки. Песня «Черный кот». | 8 8 | 8 8 | |
«Слушание музыки» | 6 | 6 | |
«Игра на музыкальных инструментах» | 84 | 12 | 72 |
Тема №1. «Акустическая гитара» | 14 | 2 | 12 |
Тема №2. «Ударная установка». | 14 | 2 | 12 |
Тема№3. «Бас-гитара». | 14 | 2 | 12 |
Тема №4. «Ритм-гитара». | 14 | 2 | 12 |
Тема №5. «Клавишные инструменты. Синтезатор». | 14 | 2 | 12 |
Тема №6. «Соло-гитара». | 14 | 2 | 12 |
«Групповые ансамблевые занятия» | 6 | 6 | |
Всего | 144 | 30 | 114 |
Учебно-тематический план
3-ой год обучения
I группа
Тема | Итого | Теория | Практика |
«Безопасность жизнедеятельности» | 6 | 6 | |
Тема №1.»Техника безопасности при работе с электро-инструментами». Беседа. Инструктаж. | 2 | 2 | |
Тема №2. «Правила дорожного движения». Беседа. Инструктаж. | 2 | 2 | |
Тема №3. «Пожарная безопасность». Беседа. Инструктаж. | 2 | 2 | |
«Усложненные аккорды» | 18 | 4 | 14 |
Тема №1. «Изучение мажорных септаккордов». | 6 | 2 | 4 |
Тема №2. «Изучение минорных септаккордов». | 6 | 2 | 4 |
Тема №3. «Применение септаккордов в музыке». | 6 | 6 | |
«Слушание отечественной и зарубежной музыки» Тема №1. Прослушивание рок музыки отечественных и зарубежных групп. Тема №2. Прослушивание джаз-рок музыки. Тема №3. Прослушивание хард-рок музыки Тема №4. Анализ прослушанных треков». | 20 6 6 6 2 | 20 6 6 6 2 | |
Вокально-ансамблевая работа | 46 | 8 | 38 |
Тема №1. «Работа над вокалом. Постановка голоса». | 10 | 2 | 8 |
Тема №2. «Пение учебно-тренировочного материала». | 6 | 6 | |
Тема №3. «Разучивание песни «Осень» (муз.и сл.Ю.Шевчук) Тема №4. «Разучивание песни «Марионетки» (гр.»Машина времени») Тема№5. Разучивание песни «Война» (гр. «Кино») | 10 10 10 | 2 2 2 | 8 8 8 |
«Групповые ансамблевые занятия» Тема№1. «Разучивание песни «Трава у дома»(гр. «Земляне») Тема№2. «Разучивание песни «Любите девушки»(гр. «Браво») Тема№3. «Работа над песней «Сказочная тайга» (гр. «Агата Кристи»). | 24 8 8 8 | 6 2 2 2 | 18 6 6 6 |
«Сценическое оформление номеров(Основы сценической игры). | 16 | 2 | 14 |
«Подготовка к отчетному концерту» | 14 | 14 | |
Всего | 144 | 46 | 98 |
Содержание программы
I год обучения
- Введение.
Роль ВИА в мире музыки.
Теория
Формы предстоящей работы: теория и практика.
Цели и задачи обучения.
Знакомство с творческим и репертуарным планом на этот учебный год.
Выяснение уровня подготовленности обучающихся исходя из курса общеобразовательной школы «Музыка».
Беседы: «ВИА. Жанры ВИА», «Роль и значение музыки в нашей жизни».
Практика
Общие сведения о гитаре, устройство и настройка гитары.
Рекомендации гитаристам: правильная посадка за инструментом, постановка рук на грифе и деке гитары.
Упражнения на координацию рук и пальцев.
Показ аккордов. Знакомство с аккордами на акустической гитаре.
- Безопасность жизнедеятельности
Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с электроинструментами, по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.
- Вокально –ансамблевая игра
Теория
Знакомство с основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Основы певческого дыхания.
Знакомство с упражнениями на интервалы.
Практика
Упражнения на дыхание.
Пение упражнений на интервалы.
Пение одноголосия, формируя певческие навыки на упражнениях и попевках.
Разучивание и пение эстрадной песни.
- Слушание музыки
Знакомство с историей возникновения музыкальных жанров:
- классическая музыка;
-народная музыка;
- эстрадная музыка.
Определение темпа музыки в различных музыкальных жанрах.
Определение громкости звучания, характера музыки в различных произведениях.
- Игра на музыкальных инструментах.
Гитара
Теория
Устройство и настройка гитары.
Простые аккорды. Виды аккордов.
Практика.
Игра аккордов.
Простейший бой.
Ударные инструменты
Теория
Общие сведения, устройство, эксплуатация. Посадка за инструментом.
Малые ударные инструменты: бубен, трещотки.
Практика
Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением.
Простые и сложные размеры.
Принцип игры на ударных инструментах.
Клавишные инструменты. Синтезатор.
Теория
Устройство и эксплуатация синтезатора.
Отличие синтезатора от фортепиано.
Практика
Буквенно-цифровое обозначение аккордов, построение и игра их на инструменте.
Обучение игре простой мелодии на синтезаторе.
6. Групповые ансамблевые занятия
Развитие музыкально- слуховой дисциплины в коллективе.
Исполнение простых мелодий в ансамбле.
Диагностика ЗУНов, зачет.
Содержание программы
2 года обучения.
1.Безопасность жизнедеятельности.
Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с электроинструментами.
Беседа по правилам дорожного движения.
Инструктаж по пожарной безопасности.
2. Аккорды. Виды аккордов.
Теория.
Знакомство с мажорными и минорными аккордами.
Практика.
Построение и пение мажорного звукоряда, минорного звукоряда.
Определение на слух устойчивых ступеней звукоряда.
Применение мажорных и минорных аккордов при изучении песен.
3.Слушание музыки.
Теория.
Анализ прослушанных произведений различных жанров:
- эстрадная музыка;
- джазовая музыка.
4. Вокально-ансамблевая работа
Теория
Ознакомление с основами вокального искусства, основными певческими навыками. Основы певческого дыхания.
Понятие «атака звука» как начало пения.
Практика.
Упражнения на дыхание.
Пение одноголосия, формируя певческие навыки на упражнениях и попевках.
Приемы работы с медиатором.
Разучивание и исполнение эстрадной песни «Дождь».
Разучивание и исполнение джазовой песни «Черный кот».
5. Игра на музыкальных инструментах
Теория
Ударная установка.
Нотация для ударных инструментов. Посадка за инструментом. Малые ударные инструменты: маракасы, треугольник.
Практика
Простые и сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли.Синкопа. Дробь.
Принцип игры на ударных инструментах.
Бас-гитара. Ритм-гитара. Соло-гитара.
Теория.
Настройка гитары.
Термины: легато, стаккато.
Практика.
Общие рекомендации гитаристам: а) посадка гитариста; б) настройка гитары; в) игра перебором.
Приемы игры на гитаре: а) арпеджио; б) баррэ; в) перебор.
Игра на гитаре различными способами.
Уметь определять на слух легато, стаккато.
Клавишные инструменты
Теория
Роль и функция фортепиано в ансамбле.
Фортепиано в аккомпанементе.
Синтезатор и звукоизвлечение .
Практика
Игра мелодии с аккордовым аккомпанементом.
Аккомпанирование солисту-вокалисту, солирующему инструменту.
Буквенно-цифровое обозначение аккордов, построение и игра их на инструменте.
Соединение главных трезвучий и гармонизация мелодии.
6. Групповые ансамблевые занятия
Теория
Ансамбль как коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет)
Практика
Изучение песен в ансамблях различного состава.
Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука.
Развитие музыкально-слуховой дисциплины.
Диагностика ЗУНов, зачет.
7. Сценическое оформление номеров.
Работа над собственной манерой исполнения.
Использование танцевальных движений.
Внешний вид и одежда выступающих.
Участие в конкурсах вокально-инструментальных ансамблей, выступление на концертах.
Содержание программы
3 года обучения.
- Безопасность жизнедеятельности
Проведение инструктажа по технике безопасности:
- правила поведения детей на занятиях, на мероприятиях;
-при работе с электроинструментами;
-по правилам дорожного движения;
- по пожарной безопасности.
- Усложненные аккорды
Теория
Знакомство с мажорными и минорными септаккордами.
Практика.
Запись ритмических диктантов. Чтение нотных примеров с тактированием. Сольфеджирование мелодий до 2-3 ключевых знаков с тактированием.
Мажорные и минорные септаккорды при изучении песен.
Применение септаккордов в музыке.
- Слушание отечественной и зарубежной музыки
Теория
Знакомство и прослушивание рок музыки отечественных и зарубежных групп.
Прослушивание джаз-рок музыки.
Прослушивание хард-рок музыки.
Танцевальные традиции и ритмы современной музыки.
Классическая музыка в обработке рок-музыкантов.
Анализ прослушанных треков.
- Вокально-ансамблевая работа
Теория
Артикуляция и артикуляционный аппарат.
Основные правила чистого интонирования.
Знакомство со звуковедением: нон легато.
Гигиена и охрана голоса.
Практика
Упражнения на дыхание.
Пение упражнений на интервалы и ритмически усложненных попевок, чередуя одноголосие и двухголосие.
Пение округлым звуком.
Исполнение упражнений, гамм штрихами легато, стаккато, глиссандо.
Разучивание и исполнение песен «Осень», «Марионетки», «Война».
- Групповые ансамблевые занятия
Теория
Определение темпа, ритма, их взаимодействие в создании музыкального образа.
Закрепление основных изученных понятий.
Привлекать обучающихся к выбору произведений для выступлений.
Практика.
Игра разными способами.
Создание аккомпанемента.
Пение под собственный аккомпанемент.
Разучивание песен «Трава у дома», «Любите, девушки», «Сказочная тайга».
Разучивание песен собственного сочинения.
- Сценическое оформление номеров.
Основы сценической игры.
Работа над манерой исполнения.
Работа над костюмами для выступления.
Постановка танцевальных движений.
Участие в конкурсах ВИА, на концертах по плану воспитательной работы ДДТ.
- Подготовка к отчетному концерту.
Диагностика ЗУНов, зачет.
Репетиции песен.
Выступление на отчетном концерте перед педагогами и родителями.
Вручение грамот для детей и благодарственных писем для родителей.
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
- музыкальные инструменты (фортепиано), шумовые инструменты, музыкальный центр, CD
- методические, нотные пособия по вокалу, сборники музыкальных произведений.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные, теоретические и практические.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Формы и методы реализации программы:
- индивидуальные занятия;
- игровая деятельность;
- концертная деятельность
- конкурсы;
- открытые занятия;
- отчетные концерты
Средства реализации программы:
- учебно-тематические планы;
- методические указания и методическое обеспечение программы;
- специальная литература
- разработка основной методической документации;
- разработка и использование новых методических приемов в тренировочном материале
- разработка и внедрение дидактического материала;
-подготовка и разработка сценариев:
* «Башкортостан – мой край родной», посвященный Дню Республики.
* тематическое мероприятие «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященное Дню Победы;
* открытое мероприятие «Семь «Я», посвященное Году укрепления и благополучия семьи;
* открытое мероприятие «Знакомые незнакомцы»
- подготовка лекционного материала к занятиям:
- «Отечественные и зарубежные рок-группы»
- « Вгостях у Мажора и Минора»
- « Слушания джаз-рок и хард-рок музыки»
- « ВИА. Жанры ВИА»
- «Ритм – средство выражения образности и содержательности музыки».
Список основной литературы.
1. Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников. М.,2008.
2.Зиневич В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах. М., 2010.
3. Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.,2008.
4. Спутник учителя музыки./Сост. Чебышева Т.В. М., 2008.
5. Струве Г. С. Школьный хор. М., 2010.
6. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального обучения
школьников.//Музыка в школе.2010.
7. К.В.Тарасова. Онтогенез музыкальных способностей. М. 2010.
Список дополнительной литературы.
- Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. М., 1999.
2. Школяр Л.В. Музыкальное образование школьников. М., 2001.
3. Вендрова Т. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн. Искусство в школе. 1997. №1,2
4.Искусство в школе. Методические журнал. 2005 – 2009 гг..
5. Козырев Ю. Импровизация-путь к музыке для всех. Сост. Баренбойм Л.А. Вып. 2. М., 1985.
6. Музыка в школе. Методический журнал. 2005-2008 гг.
7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,1992.
8.Энциклопедический музыкальный словарь. М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Вокально-инструментальный ансамбль"
Рабочая программа педагога дополнительного образования в детском доме "Вокально-инструментальный ансамбль"...
Дополнительная общеобразовательная программа вокально- инструментальный ансамбль "Лазурный берег"
Программа учебной дисциплины вокально-инструментального ансамбля (ВИА) "Лазурный берег" направлена на организацию внеурочной деятельности подростков 11-17 лет. Срок реализации...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально – инструментальный ансамбль» объединение «Искорка»
Программа модифицированная, разработана на основе: Образовательной программы ВИА педагога дополнительного образования Микрюкова С.А. г. Санкт-Петербург, Образовательной п...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Вокально – инструментальный ансамбль»
программа «Вокально – инструментальный ансамбль»...
Программа «Вокально – инструментальный ансамбль «Грани»
Программа работы школьного объединения художественно-эстетической направленности "ВИА"...
программа вокально- инструментального ансамбля
как проводится занятии...
Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА" по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"
Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА"по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"...