Образовательно-воспитательная программа "Я - человек"
методическая разработка на тему

Полякова Ирина Владимировна

Книга – это открытие мира. Читая, дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

Все компоненты художественного произведения – сюжет, система образов, стиль – являются активной познавательной базой, адаптирующей сознание школьника к социальному миру во всем его противоречивом состоянии.

При чтении, помимо задач формирования нравственных представлений и понятий, решаются и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.

Программа «Я – человек!» является образовательно-воспитательной программой, направленной на социальное развитие обучающихся посредством прочтения и осознания литературных произведений. 

Программа составлена на основе методического пособия «Азбука нравственного взросления» Н.М. Трофимовой, В.И. Петровой, И.С. Хомяковой с использованием материалов из личного опыта работы.

Программа «Я – человек!» открытая. Это позволяет ее уточнять, дополнять, корректировать, совершенствовать. Тематическое распределение произведений для чтения позволит проводить работу по нравственному воспитанию обучающихся целенаправленно и комплексно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_chelovek.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                                                                                        Мы не выживем физически,                                                                    

                                                                                                        если погибнем духовно.

                                                                                                                     ( академик Д.С. Лихачев)

        Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся деформированием общества, сменой ценностных ориентиров. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего, потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни.

Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе. Младшие школьники – особая категория учеников. В этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки окружающих людей и собственное поведение. Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом, социально-бытовыми условиями в семье. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Книга – это открытие мира. Читая, дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

Все компоненты художественного произведения – сюжет, система образов, стиль – являются активной познавательной базой, адаптирующей сознание школьника к социальному миру во всем его противоречивом состоянии.

При чтении, помимо задач формирования нравственных представлений и понятий, решаются и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.

Программа «Я – человек!» является образовательно-воспитательной программой, направленной на социальное развитие обучающихся посредством прочтения и осознания литературных произведений. Реализуется в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с педагогами, семьями обучающихся, МБУ «Центр библиотечно-информационного и культурно-досугового обслуживания  Ибресинского городского поселения».

Программа составлена на основе методического пособия «Азбука нравственного взросления» Н.М. Трофимовой, В.И. Петровой, И.С. Хомяковой с использованием материалов из личного опыта работы.

Программа «Я – человек!» открытая. Это позволяет ее уточнять, дополнять, корректировать, совершенствовать. Тематическое распределение произведений для чтения позволит проводить работу по нравственному воспитанию обучающихся целенаправленно и комплексно.

Основой реализации программы являются следующие принципы:

- учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению личности обучающихся;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

- уважение к личности каждого обучающегося.

Цель и задачи программы

Цель программы: способствовать становлению нравственной личности обучающихся путем использования художественной литературы.

Задачи:

  • Расширить представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
  • Развивать способность реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом
  • Воспитывать гуманные чувства и отношения, трудолюбие, коллективизм.
  • Развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор обучающихся.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в течение одного учебного года, занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 30-45 минут.

Методическое обеспечение

  • Произведения художественной литературы.
  • Разработки конспектов занятий.
  • Методическая литература:                                                                                                                                                      
  1. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
  2. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С. Азбука нравственного взросления. – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 304 с.      
  3. Рабочая программа воспитателя. 1 – 4 классы / авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 65 с.                                                                                                                                                    
  • Диагностические методики для определения полученных знаний обучающихся.

Ожидаемые результаты

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.

2) Воспитание трудолюбия:

ценностное отношение к труду, человеку труда, трудовым достижениям человечества, трудолюбие;

элементарные представления о различных профессиях;

навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

мотивация к самореализации в познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

3) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

знания о негативном  влиянии вредных привычек на здоровье;

личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

ценностное отношение к природе;

элементарные знания о нормах экологической этики;

опыт участия в природоохранительной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Определение результативности программы

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.

Способы определения результативности программы: беседа, опрос, наблюдение, проблемные ситуации, тесты.

Тематическое планирование

п/п

Произведения

Количество занятий

Сроки проведения

1

В. Сухомлинский. Одни и те же слова

1

Сентябрь

2

Л. Воронкова. Ссора с бабушкой

1

3

А. Барто. Подростки, подростки…

1

4

Г. Волков. Суяпа инсе каяйман

1

5

К. Ушинский. Сила не право

1

Октябрь

6

А. Сухомлинский. Жадный мальчик

1

7

В. Катаев. Цветик-семицветик

1

8

О. Рысева. Сказка о дружбе

1

9

Г. Андерсен. Девочка, наступившая на хлеб

1

10

И. Наумович. Чему учат нас муравей и пчела

1

Ноябрь

11

Ю. Ванаг. Хлеб, заработанный руками

1

12

В. Сухомлинский. Каждый человек должен

1

13

Г. Волков. Пуянлах хакне еслекен сес пелет

1

Декабрь

14

Г. Волков. Есрен харакан ыра курман

1

15

С. Баруздин. Кто построил этот дом?

1

16

Е. Пермяк. Мамина работа

1

17

С. Михалков. Как медведь трубку нашел

1

Январь

18

И. Егорова. Вредные привычки

1

19

Л. Кассиль. Приятного аппетита

1

20

Е. Багрян. Маленький спортсмен

1

Февраль

21

И. Востряков. Быть здоровым здорово

1

22

М. Витковская. Как мальчуган здоровье закалял.

1

23

И. Егорова. Сказ о здоровом образе жизни

1

24

Л. Толстой. Птичка

1

Март

25

Г. Скребицкий. Следопыты

1

26

К. Ушинский. Дети в роще

1

27

В. Бианки. Лесная газета

2

Апрель

28

                                                     Враг Родины

1

29

Эко-сказки http:// ecowars.ru:    Березовый сок

1

30

                                                     Экскурсия

1

31

М. Пришвин. Кладовая солнца

2

Май

32

К. Ушинский. Четыре желания

1


Содержание программы «Я – человек!»

Направления, ценности

Содержание

Литература

I четверть

Воспитание нравственных чувств и качеств, этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, уважение, забота и помощь, честность, щедрость, забота о старших и младших, доброта, дружба, вежливость, справедливость, отзывчивость.

- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами;

- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим детям;

- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

- умение отвечать за свои поступки, анализировать их;

- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- различение хороших и плохих поступков.

В. Сухомлинский. Одни и те же слова.

Л. Воронкова. Ссора с бабушкой.

А. Барто. Подростки, подростки…

Г. Волков. Суяпа инсе каяйман.

К. Ушинский. Сила не право.

А. Сухомлинский. Жадный мальчик.

В. Катаев. Цветик-семицветик.

О. Рысева. Сказка о дружбе.

Г. Андерсен. Девочка, наступившая на хлеб.

II четверть

Воспитание трудолюбия.

Ценности: уважение к труду, бережливость, трудолюбие.

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам;

- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей;

- представления о том, что все в жизни достигается трудом;

- уважительное отношение к людям труда;

- нравственная оценка трудолюбия, самостоятельности;

- элементарные представления об основных профессиях.

И. Наумович. Чему учат нас муравей и пчела.

Ю. Ванаг. Хлеб, заработанный руками.

В. Сухомлинский. Каждый человек должен.

Г. Волков. Пуянлах хакне еслекен сес пелет.

Г. Волков. Есрен харакан ыра курман.

С. Баруздин. Кто построил этот дом?

Е. Пермяк. Мамина работа.

III четверть

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье, стремление к здоровому образу жизни.

- осознанное отношение к своему здоровью;

- знания о негативных и позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

С. Михалков. Как медведь трубку нашел.

И. Егорова. Вредные привычки.

Л. Кассиль. Приятного аппетита.

Е. Багрян. Маленький спортсмен.

И. Востряков. Быть здоровым здорово.

М. Витковская. Как мальчуган здоровье закалял.

И. Егорова. Сказ о здоровом образе жизни.

IV четверть

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ценности: родная земля, планета Земля, экологическое сознание.

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;

- понимание активной роли человека в природе;

- бережное отношение к растениям и животным.

Л. Толстой. Птичка.

Г. Скребицкий. Следопыты.

К. Ушинский. Дети в роще.

В. Бианки. Лесная газета.

М. Пришвин. Кладовая солнца.

К. Ушинский. Четыре желания.

Эко-сказки для детей:

- Враг Родины;

- Березовый сок;  http:// ecowars.ru 

- Экскурсия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательно-воспитательная программа "Я - ЧЕЛОВЕК"

Образовательно-воспитательная программа «Я - человек» направлена:- на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе, -познание своего «Я» и окружающег...

1.1. Результативность освоения обучающимися/воспитанниками образовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики учреждения)

1.1. Результативность освоения обучающимися/воспитанникамиобразовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программпо итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики уч...

1.2. Качественные результаты освоения обучающимися/воспитанниками образовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики учреждения)

1.2. Качественные результаты освоения обучающимися/воспитанникамиобразовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программпо итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специ...

Образовательно-воспитательная программа кружка по математике для 6 класса "В мире чисел и задач"

Образовательно-воспитательная программа кружка естественно-научного направления "В мире чисел и задач" для 6 класса...

Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно суд...

Авторская образовательно-воспитательная программа "Классный руководитель как практический психолог" (5-8 классы)

Данная программа предназначена для работы классного руководителя с учащимися 5-8 классов, детей среднего школьного возраста, 10-13 лет....