Образовательно-воспитательная программа "Я - человек"
методическая разработка на тему
Книга – это открытие мира. Читая, дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.
Все компоненты художественного произведения – сюжет, система образов, стиль – являются активной познавательной базой, адаптирующей сознание школьника к социальному миру во всем его противоречивом состоянии.
При чтении, помимо задач формирования нравственных представлений и понятий, решаются и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.
Программа «Я – человек!» является образовательно-воспитательной программой, направленной на социальное развитие обучающихся посредством прочтения и осознания литературных произведений.
Программа составлена на основе методического пособия «Азбука нравственного взросления» Н.М. Трофимовой, В.И. Петровой, И.С. Хомяковой с использованием материалов из личного опыта работы.
Программа «Я – человек!» открытая. Это позволяет ее уточнять, дополнять, корректировать, совершенствовать. Тематическое распределение произведений для чтения позволит проводить работу по нравственному воспитанию обучающихся целенаправленно и комплексно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_chelovek.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Мы не выживем физически,
если погибнем духовно.
( академик Д.С. Лихачев)
Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся деформированием общества, сменой ценностных ориентиров. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего, потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни.
Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе. Младшие школьники – особая категория учеников. В этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки окружающих людей и собственное поведение. Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом, социально-бытовыми условиями в семье. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Книга – это открытие мира. Читая, дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.
Все компоненты художественного произведения – сюжет, система образов, стиль – являются активной познавательной базой, адаптирующей сознание школьника к социальному миру во всем его противоречивом состоянии.
При чтении, помимо задач формирования нравственных представлений и понятий, решаются и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.
Программа «Я – человек!» является образовательно-воспитательной программой, направленной на социальное развитие обучающихся посредством прочтения и осознания литературных произведений. Реализуется в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с педагогами, семьями обучающихся, МБУ «Центр библиотечно-информационного и культурно-досугового обслуживания Ибресинского городского поселения».
Программа составлена на основе методического пособия «Азбука нравственного взросления» Н.М. Трофимовой, В.И. Петровой, И.С. Хомяковой с использованием материалов из личного опыта работы.
Программа «Я – человек!» открытая. Это позволяет ее уточнять, дополнять, корректировать, совершенствовать. Тематическое распределение произведений для чтения позволит проводить работу по нравственному воспитанию обучающихся целенаправленно и комплексно.
Основой реализации программы являются следующие принципы:
- учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению личности обучающихся;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
- уважение к личности каждого обучающегося.
Цель и задачи программы
Цель программы: способствовать становлению нравственной личности обучающихся путем использования художественной литературы.
Задачи:
- Расширить представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
- Развивать способность реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом
- Воспитывать гуманные чувства и отношения, трудолюбие, коллективизм.
- Развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор обучающихся.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение одного учебного года, занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 30-45 минут.
Методическое обеспечение
- Произведения художественной литературы.
- Разработки конспектов занятий.
- Методическая литература:
- Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
- Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С. Азбука нравственного взросления. – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 304 с.
- Рабочая программа воспитателя. 1 – 4 классы / авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 65 с.
- Диагностические методики для определения полученных знаний обучающихся.
Ожидаемые результаты
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
2) Воспитание трудолюбия:
ценностное отношение к труду, человеку труда, трудовым достижениям человечества, трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
мотивация к самореализации в познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
3) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
знания о негативном влиянии вредных привычек на здоровье;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
элементарные знания о нормах экологической этики;
опыт участия в природоохранительной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Определение результативности программы
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.
Способы определения результативности программы: беседа, опрос, наблюдение, проблемные ситуации, тесты.
Тематическое планирование
№ п/п | Произведения | Количество занятий | Сроки проведения |
1 | В. Сухомлинский. Одни и те же слова | 1 | Сентябрь |
2 | Л. Воронкова. Ссора с бабушкой | 1 | |
3 | А. Барто. Подростки, подростки… | 1 | |
4 | Г. Волков. Суяпа инсе каяйман | 1 | |
5 | К. Ушинский. Сила не право | 1 | Октябрь |
6 | А. Сухомлинский. Жадный мальчик | 1 | |
7 | В. Катаев. Цветик-семицветик | 1 | |
8 | О. Рысева. Сказка о дружбе | 1 | |
9 | Г. Андерсен. Девочка, наступившая на хлеб | 1 | |
10 | И. Наумович. Чему учат нас муравей и пчела | 1 | Ноябрь |
11 | Ю. Ванаг. Хлеб, заработанный руками | 1 | |
12 | В. Сухомлинский. Каждый человек должен | 1 | |
13 | Г. Волков. Пуянлах хакне еслекен сес пелет | 1 | Декабрь |
14 | Г. Волков. Есрен харакан ыра курман | 1 | |
15 | С. Баруздин. Кто построил этот дом? | 1 | |
16 | Е. Пермяк. Мамина работа | 1 | |
17 | С. Михалков. Как медведь трубку нашел | 1 | Январь |
18 | И. Егорова. Вредные привычки | 1 | |
19 | Л. Кассиль. Приятного аппетита | 1 | |
20 | Е. Багрян. Маленький спортсмен | 1 | Февраль |
21 | И. Востряков. Быть здоровым здорово | 1 | |
22 | М. Витковская. Как мальчуган здоровье закалял. | 1 | |
23 | И. Егорова. Сказ о здоровом образе жизни | 1 | |
24 | Л. Толстой. Птичка | 1 | Март |
25 | Г. Скребицкий. Следопыты | 1 | |
26 | К. Ушинский. Дети в роще | 1 | |
27 | В. Бианки. Лесная газета | 2 | Апрель |
28 | Враг Родины | 1 | |
29 | Эко-сказки http:// ecowars.ru: Березовый сок | 1 | |
30 | Экскурсия | 1 | |
31 | М. Пришвин. Кладовая солнца | 2 | Май |
32 | К. Ушинский. Четыре желания | 1 |
Содержание программы «Я – человек!»
Направления, ценности | Содержание | Литература | |
I четверть | Воспитание нравственных чувств и качеств, этического сознания. Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, уважение, забота и помощь, честность, щедрость, забота о старших и младших, доброта, дружба, вежливость, справедливость, отзывчивость. | - знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами; - уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим детям; - представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе; - умение отвечать за свои поступки, анализировать их; - отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - различение хороших и плохих поступков. | В. Сухомлинский. Одни и те же слова. Л. Воронкова. Ссора с бабушкой. А. Барто. Подростки, подростки… Г. Волков. Суяпа инсе каяйман. К. Ушинский. Сила не право. А. Сухомлинский. Жадный мальчик. В. Катаев. Цветик-семицветик. О. Рысева. Сказка о дружбе. Г. Андерсен. Девочка, наступившая на хлеб. |
II четверть | Воспитание трудолюбия. Ценности: уважение к труду, бережливость, трудолюбие. | - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам; - отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей; - представления о том, что все в жизни достигается трудом; - уважительное отношение к людям труда; - нравственная оценка трудолюбия, самостоятельности; - элементарные представления об основных профессиях. | И. Наумович. Чему учат нас муравей и пчела. Ю. Ванаг. Хлеб, заработанный руками. В. Сухомлинский. Каждый человек должен. Г. Волков. Пуянлах хакне еслекен сес пелет. Г. Волков. Есрен харакан ыра курман. С. Баруздин. Кто построил этот дом? Е. Пермяк. Мамина работа. |
III четверть | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье, стремление к здоровому образу жизни. | - осознанное отношение к своему здоровью; - знания о негативных и позитивных факторах, влияющих на здоровье; - осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. | С. Михалков. Как медведь трубку нашел. И. Егорова. Вредные привычки. Л. Кассиль. Приятного аппетита. Е. Багрян. Маленький спортсмен. И. Востряков. Быть здоровым здорово. М. Витковская. Как мальчуган здоровье закалял. И. Егорова. Сказ о здоровом образе жизни. |
IV четверть | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: родная земля, планета Земля, экологическое сознание. | - развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни; - понимание активной роли человека в природе; - бережное отношение к растениям и животным. | Л. Толстой. Птичка. Г. Скребицкий. Следопыты. К. Ушинский. Дети в роще. В. Бианки. Лесная газета. М. Пришвин. Кладовая солнца. К. Ушинский. Четыре желания. Эко-сказки для детей: - Враг Родины; - Березовый сок; http:// ecowars.ru - Экскурсия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательно-воспитательная программа "Я - ЧЕЛОВЕК"
Образовательно-воспитательная программа «Я - человек» направлена:- на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе, -познание своего «Я» и окружающег...
1.1. Результативность освоения обучающимися/воспитанниками образовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики учреждения)
1.1. Результативность освоения обучающимися/воспитанникамиобразовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программпо итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики уч...
1.2. Качественные результаты освоения обучающимися/воспитанниками образовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики учреждения)
1.2. Качественные результаты освоения обучающимися/воспитанникамиобразовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программпо итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специ...
Образовательно-воспитательная программа кружка по математике для 6 класса "В мире чисел и задач"
Образовательно-воспитательная программа кружка естественно-научного направления "В мире чисел и задач" для 6 класса...
Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно суд...
Авторская образовательно-воспитательная программа "Классный руководитель как практический психолог" (5-8 классы)
Данная программа предназначена для работы классного руководителя с учащимися 5-8 классов, детей среднего школьного возраста, 10-13 лет....