Образовательно-воспитательная программа "Я - ЧЕЛОВЕК"
проект по теме
Образовательно-воспитательная программа «Я - человек» направлена:
- на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе,
-познание своего «Я» и окружающего .мира,
-формирование представления о строении своего организма,
-развитие интереса к миру взрослых.
Программа разработана для детей 6-7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelno-vospitatelnaya_programma_ya-chelovek_.docx | 59.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Разработала: Зяблова Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
c.Икряное Астраханская область
СОДЕРЖАНИЕ.
- Введение.
- Новизна программы.
- Актуализация программы.
- Пояснительная записка.
- Характеристика особенностей программы.
- Цели программы.
- Задачи программы.
- Педагогические принципы.
- Методы, применяемые в ходе реализации программы.
- Формы организации занятий.
- Критерии оценочной деятельности программы.
- Общая результативность обучения.
- Учебно-тематический план.
- Основное содержание программы, управление, контроль и результативность.
- Охрана жизни и здоровья воспитанников.
- Техника безопасности на занятиях.
- Основные критерии здоровье сберегающих технологий.
- Условия реализации программы.
- Дидактический и методический материалы.
- Техническое оснащение.
- Внеучебная деятельность.
- Работа летом.
- Работа с родителями.
- Список литературы.
- Словарь терминов.
- Приложение.
- ВВЕДЕНИЕ.
В современной педагогике часто используются понятия «эмоциональный
комфорт детей», «социальная компетентность». Но программно-методическое обеспечение социального развития дошкольников не всегда отвечает потребностям практики.
1.1 Новизна программы и заключается в том, что с помощью практических занятий
позволит раскрыть личность дошкольника, поможет ему осознать своё «я» в
обществе, скорректировать, если нужно, его суждения и поступки в процессе
бесед, игр и общения вне занятий.
1.2 Это как раз актуально в предшкольный период, когда идёт формирование
характера ребёнка, налаживание контакта со сверстниками и взрослыми,
становление духовно-нравственной сферы личности. Практические занятия,
предлагаемые в программе, дадут возможность ребёнку прийти в школу
уверенным и самостоятельным человеком.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
2.1 Образовательно-воспитательная программа «Я - человек» направлена:
- на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в
коллективе,
-познание своего «Я» и окружающего .мира,
-формирование представления о строении своего организма,
-развитие интереса к миру взрослых.
Программа разработана для детей 6-7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями: в этом возрасте дети способны осознавать своё положение в обществе сверстников и взрослых, проявлять интерес к другим людям, способны сопереживать, сочувствовать, выполнять основные правила этического поведения. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность обучения. Речевое развитие предполагает наличие хорошего словарного запаса. Зрительно-пространственное восприятие хорошо развито и позволяет характеризовать пространственное положение предметов. Развитие зрительно-моторной координации позволяет координировать свои действия, но наблюдается слабое развитие моторики мелких мышц руки. Развитие слухо-моторной координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять ритмические движения. Произвольные внимание и память неустойчивы и во многом зависят от условий организации обучения и индивидуальных способностей.
Программа разработана на основе программы социального развития ребёнка «Я - человек» - автор С.А.Козлова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского городского педагогического университета; публикаций материалов М.Ю.Стожарова (кандидат педагогических наук, г.Тольятти), Л.А.Никифоровой (педагог-психолог, г.Москва), с использованием материалов из личного опыта работы.
Программа рассчитана на 1 учебный год и состоит из 5 разделов.
2.2 Цель программы - получение знаний о человеке, которые позволяют ребёнку осознанно включаться в происходящие вокруг него процессы, уметь анализировать их и давать им оценку; успешно адаптироваться в незнакомом коллективе, понимать других людей, их чувства, переживания, поступки; ощущать себя личностью.
2.3 Задачами программы являются:
- Образовательная; дать детям первоначальные знания о человеке, строении его организма, его эмоциональных состояниях, о жизни и многообразии людей на Земле.
- Воспитательная: воспитывать свободную творческую личность,
обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям,
соблюдающую правила культуры поведения в обществе, проявляющую
толерантное отношение ко всем людям. - Развивающая: развивать познавательный интерес к себе, своему
организму, миру взрослых и окружающей действительности;
эстетические чувства, добротную нравственную основу.
2.4 Основными принципами, положенными в основу программы являются:
- Принципы отбора содержания:
- Учёт возрастных психологических особенностей детей при отборе
содержания и методов воспитания и обучения. - Сочетание современных достижений педагогики и психологии с
теоретическими и практическими достижениями прошлого. - Уважение к личности каждого ребёнка.
- Обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.
- Принципы духовно-нравственного воспитания:
- Гуманистическая направленность - формирование отношения к себе
и людям. - Природосообразность, основанная на научном понимании
естественных и социальных процессов. - Культуросообразность, основанная на ценностях и нормах
общественной жизни.
- Принципы организации занятий:
- Наглядность, доступность и мера,
- Научность, систематичность и последовательность,
- Связь теории с практикой обучения и жизнью,
- Вариативный подход,
- Воспитание в процессе обучения,
- Сознательность и активность.
2.5 В программе используются такие методы работы как
- наглядный, практический, словесный, наблюдение.
2.6 А так же различные формы организации занятий - беседы, дидактические
игры, уроки-путешествия, уроки-превращения, викторины, выставки ,
экскурсии и т.д.,
2.7 Основными критериями оценочной деятельности программы являются:
- Выявление имеющихся знаний о человеке и его окружении;
- Выявление умения выражать эмоциональное состояние человека с помощью жестов, мимики, языка красок;
- Выявление степени культуры поведения как совокупности полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения.
2.8 Общая результативность обучения осуществляется методом диагностики в 3 этапа: нулевой, промежуточный, конечный. Для этого применяются такие формы работы как диалог, опрос, коллективная беседа, игра-викторина, наблюдение.
В конце года дети должны иметь следующие знания, умения и навыки:
- знать о строении человека, о мире взрослых, о Земле, своей стране
и малой родине;
- уметь различать, называть, и выражать с помощью мимики, жеста и рисунка
различные эмоциональные состояния, называть предметы рукотворного мира и
знать их значение, уметь применять в повседневной жизни правила личной
гигиены, правила поведения в общественных местах, общие правила
нравственности;
- иметь навыки культурного общения, поведения, самостоятельных действий,
посильной помощи взрослым.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№/№ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА. | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Что я знаю о себе. | 8ч | 4 | 4 |
2. | Мои эмоции. | 9ч | 5 | 4 |
3. | Мои поступки. | 8ч | 4 | 4 |
4. | Кто такие взрослые. | 5ч | 2 | 3 |
5. | Земля - наш общий дом. | 6ч | 3 | 3 |
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия – З0 минут.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
РАЗДЕЛ № 1. « Что я знаю о себе».
Цель: Формировать представление об отношении к человеческому роду, о строении своего организма.
Задачи: учить бережно относиться к своему здоровью, строить отношения в семье и компании, понимать необходимость самостоятельной деятельности. Теория: первоначальные знания о строении человеческого тела, работе внутренних органов и органов чувств; усвоение правил личной гигиены, обсуждение общих правил поведения в играх, знакомство с понятием «родословная», установление родственных связей между членами семьи, обсуждение самостоятельной деятельности и т.д.
Практика: подвижные игры, тематические беседы, составление рассказов о семье, инсценировка повседневных бытовых ситуаций, работа с иллюстрациями и наглядным материалом и т.д.
Итоговое занятие: « Вот что я умею».
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ « ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»
№/№ | Название темы. | Кол-во Часов. |
1. | Мой организм. | Зч. |
2. | Мои умения. | 1ч. |
3. | Мои игры. | 1ч. |
4. | Моё здоровье. | 1ч. |
5. | Моя родословная. | 1ч. |
6. | Итоговое занятие «Вот что я | |
умею». | 1ч. |
Прогнозируемая результативность.
К концу года дети должны:
- иметь первоначальное представление о строении человеческого тела,
внутренних органах, органах чувств и их значении; - осознавать необходимость самостоятельных действий ( одеваться,
умываться и др.) и посильной помощи взрослым ( сложить свои вещи, убрать
игрушки и т.д.) - соблюдать правила игр и требовать этого от других;
- знать правила личной гигиены;
- знать имена и отчества членов своей семьи, уметь рассказать об их
занятиях.
РАЗДЕЛ № 2. « Мои эмоции».
Цель: Учить различать и называть различные эмоциональные состояния
человека.
Задачи: учить выражать эмоциональное состояние человека с помощью
жестов, мимики, языка красок; развивать выразительность движения и
мимики; способствовать эмоциональному сближению детей в коллективе.
Теория: уточнение представлений об эмоциях человека; характеристика
эмоций; закрепление умения различать и называть различные эмоциональные
состояния человека.
Практика: дидактические и словесные игры с использованием игрушек,
масок; изображение эмоций при помощи рисунка или аппликации;
пиктограммы, составление рассказов из личного опыта; чтение
художественных произведений, относящихся к теме; рассматривание и
беседа по иллюстрациям.
Итоговое занятие: « Путешествие Дина и Тима».
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ «МОИ ЭМОЦИИ»
№/№ | Название темы. | Кол-во Часов. |
1. | Человек уникален. | 1ч. |
2. | Путешествие в страну настроения | 1ч. |
3. | Волшебные носочки. | 1ч. |
4. | Что такое радость. | 1ч. |
5. | Весёлый, грустный или... | 1ч. |
6. | Страшный ли страх. | 1ч. |
7. | Обида и гнев. | 1ч. |
8. | Стыд и вина. | 1ч. |
9. | Итоговое занятие «Путешествие | |
Дина и Тима» | 1ч. |
Прогнозируемая результативность:
К концу года дети должны:
- уметь различать и называть эмоциональные состояния человека;
- изображать эмоциональные состояния с помощью мимики и жестов;
- изображать эмоциональные состояния при помощи рисунка.
РАЗДЕЛ № 3. «Мои поступки».
Цель: Воспитание культуры поведения как совокупность полезных для
общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в
различных видах деятельности.
Задачи: Формировать дружеские взаимоотношения, умение подчиняться
требованиям взрослых, волевых качеств и накопление опыта гуманных
отношений к людям и природе.
Теория: этические беседы по темам раздела, обсуждение прочитанных
произведений, знакомство с правилами поведения в общественных местах, в
природе, анализ предложенных ситуаций.
Практика: заучивание тематических стихотворений, чтение
художественных произведений В. Осеевой, К. Ушинского, Л. Толстого и др.,
инсценировка произведений по темам раздела-.
Итоговое занятие: « Хороший ли я человек».
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ «МОИ ПОСТУПКИ»
№/№ | Название темы | Кол-во часов |
1. | О трудолюбии. | 1ч. |
2. | О вежливости. | 1ч. |
3. | Об уважении к старшим. | 1ч. |
4. | О доброте и жадности. | 1ч. |
5. | О дружбе и честности. | 1ч. |
6. | О бережном отношении к природе. | 1ч. |
7. | О правилах поведения в | |
общественных местах. | 1ч. | |
8. | Итоговое занятие «Хороший ли я | |
человек». | 1ч. |
Прогнозируемая результативность.
К концу года дети должны знать и использовать:
- правила культуры общения;
- правила культуры деятельности;
- общие правила нравственности;
- правила поведения в общественных местах и на природе.
РАЗДЕЛ №4 « Кто такие взрослые».
Цель: Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых.
Задачи: познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Теория: беседы о сходстве и различии взрослых и детей, о профессиях; обсуждение прочитанных произведений; разгадывание загадок о профессиях и предметах рукотворного мира; рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением людей различных профессий.
Практика: чтение художественных произведений о людях разных профессий; составление рассказов о профессиях родителей; дидактические и словесные игры; инсценировки, викторины.
Итоговое занятие: « Неразлучные друзья - взрослые и дети».
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ «КТО ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ»
№/№ | Название темы. | Кол-во часов. |
1. | Дети и взрослые. | 1ч. |
2. | Зачем и как люди работают. | 2ч. |
3. | Зачем и как люди отдыхают. | 1ч. |
4. | Предметы рукотворного мира. | 1ч. |
5. | Итоговое занятие «Неразлучные | |
друзья - взрослые и дети» | 1ч. |
Прогнозируемая результативность:
К концу года дети должны знать:
- сходство и различие между детьми и взрослыми;
- что такое работа, зачем люди работают; называть как можно больше
профессий; - что такое отдых, зачем нужен отдых, как можно отдыхать;
- предметы рукотворного мира, называть их назначение.
РАЗДЕЛ №5 « Земля - наш общий дом».
Цель: Формировать представления о Земле и жизни людей на ней, о
разнообразии национальностей, о своей стране, о малой Родине.
Задачи: прививать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре,
чувство патриотизма, гражданственности, толерантное отношение ко всем
людям.
Теория: тематические беседы; рассматривание иллюстраций,
географических карт, глобуса; дидактические игры; знакомство с атрибутами
нашего государства; наблюдения и обсуждение увиденного на экскурсиях.
Практика: чтение художественных произведений; рассматривание
иллюстраций; экскурсии в музей, библиотеку; викторина о Родном крае,
заучивание стихотворений о Родной стране и Родном крае.
Итоговое занятие: «Мы - Земляне»
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИИ ПО РАЗДЕЛУ «ЗЕМЛЯ- НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
№/№ | Название темы. | Кол-во часов. |
1. | Что такое - Земля? | 1ч. |
2. | Как люди заселили Землю. | 1ч. |
3. | Какие люди живут на Земле. ,^ | 1ч. |
4. | Твоя страна - твой народ. | 1ч. |
5. | Малая Родина. | 1ч. |
6. | Итоговое занятие «Мы - Земляне» | 1ч. |
Прогнозируемая результативность:
К концу года дети должны знать и понимать:
- что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и называть несколько
из них; - что все страны находятся на одной планете Земля;
- что глобус — это уменьшенный макет Земли; знать значение каждого цвета
на глобусе; - знать название, символы и атрибуты своей страны;
- знать название областного и районного центра, называть несколько
национальностей, проживающих на территории.
5.ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
5.1 Техника безопасности на занятиях.
Занятия проводятся в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещённом помещении, где имеются рабочие места и игровая зона для детей, тематические плакаты и стенды, шкафы для хранения демонстрационных материалов и методической литературы.
Одно из важнейших требований - соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении, правил пожарной безопасности и правил поведения в общественных местах. В ходе каждого занятия проводится техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, красками и другими материалами для работы . Регулярно при проведении занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы обучающихся, мышечной системы, упражнения на релаксацию.
5.2 При составлении учебно-тематического плана были учтены основные критерии здоровье сберегающего занятия:
- наличие на занятии педагогической технологии развивающего обучения, не вызывающей хронического утомления;
- возможность коллективного сотворчества;
- эмоционально положительное восприятие учебной деятельности;
- возможность саморегуляции текущего функционального состояния, с целью достижения оптимальной работоспособности ( смена позы, релаксация, активизирующие и расслабляющие упражнения, чередование вида деятельности, работа в индивидуально приемлемом темпе, выбор формы отдыха и т.д.);
- развитие значимых функций обучающихся средствами содержания занятия ( логического мышления, воображения, слухоречевой памяти, коммуникативных способностей, тонко координированных движений рук, речи и т.д.);
- естественная и сенсорно разнообразная образовательная среда;
- возможность получения информации по ведущему сенсорному каналу.
6.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для правильной организации и осуществления учебно-воспитательного
процесса имеется следующее обеспечение программы учебно-методическим
материалом:
Дидактический и методический материалы:
- иллюстративный материал - картинки сказочных героев, изображения
людей разных профессий и различной расовой принадлежности, картинки с
изображением предметов рукотворного мира;
-наглядно-демонстрационный материал - плакаты, глобус, географическая карта, фланелеграф;
- дидактический и раздаточный материал - печатные пособия, предметные
картинки, пиктограммы, цветные фишки, цветная и белая бумага, картон,
клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти;
игровой материал - мягкие игрушки, мячи, воздушные шары;
- учебно-методическая и справочная литература - сборники стихов, загадок, рассказов, сказок, сценарии игр, викторин, конкурсов, итоговых занятий, конспекты текущих занятий, образовательные журналы по дошкольному воспитанию.
Техническое оснащение:
-телевизор, видеоплеер, проектор, магнитофон, видеодиски, аудиозаписи;
7. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Поставленные в программе цели и задачи решаются и во внеучебной деятельности: при просмотре художественных и мультипликационных фильмов, на экскурсиях, в играх и беседах.
8. РАБОТА ЛЕТОМ.
Программой предусмотрены примерные мероприятия, проводимые летом на оздоровительной площадке
Название мероприятия | Сроки |
| Июнь Июнь |
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Успешное решение задач программы невозможно без участия родителей. Планируется:
- знакомство родителей с целями и задачами программы;
- индивидуальные консультации в течении года;
- привлечение родителей к проведению занятий;
- анкетирование.
- СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Атлас герб гигиена глобус государство
жест мимика патриотизм профессия родословная
флаг эмоции настроение раса организм
- ПРИЛОЖЕНИЕ.
Примерные вопросы к диагностической карте.
- Расскажи, как устроен человек. Какие части тела ты знаешь?
- Какие органы помогают ощущать окружающий мир? Как они
помогают? - Какие правила личной гигиены должен знать человек, чтобы быть
всегда здоровым? - Какое настроение бывает у человека? Каким в это время бывает
человек? - Как должен вести себя человек в общественных местах ( магазине,
транспорте, поликлинике и др.)? - Как должен человек общаться с людьми ( старшими, младшими,
незнакомыми и др.)? - Чем похожи и чем различаются взрослые и дети?
- Назови профессии, которые ты знаешь. Что делают люди этих
профессий? - Расскажи, что ты знаешь о Родной стране: в какой стране мы живём,
кто управляет страной, знаки отличия (атрибуты) страны, столица
нашей Родины. - Расскажи, что ты знаешь о Родном крае: областной центр, родное село,
названия рек, достопримечательности, растительность, животные,
национальности, населяющие наш край.
Оценка ответов детей:
Низкая степень усвоения знаний ( н) - 0%. Средняя степень усвоения знаний (с) - 50%. Высокая степень усвоения знаний (в) - 100%.
Правила подсчёта результата;
^Подсчитывается результат каждого ребёнка: сумма процентов всех ответов делится на количество вопросов (10). Получается результат усвоения знаний данного ребёнка в %. 2)Подсчитывается результат группы: сумма результатов всех детей делится на количество детей в группе. Получается результат усвоения знаний данной группы в %.
- ЛИТЕРАТУРА.
- Декларация прав ребёнка. Права ребёнка. Основные международные
документы. - М., 1992. - Пиль А.»Моё тело» М, «Астрель» 2002.
- Школа семи гномов «Народы Мира» М, 2004.
- Теплякова «Мой день» Санкт-Петербург, «Нева» 2003.
- Дерягина Л.Б. «Моя родина – Россия» Санкт-Петербург, «Литература»2007.
- Викторова И.И. «Энциклопедия окружающего мира» АСТРОНОМИЯ М, «РОСМЕН»2003
- Ветлугина Н.А. «Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду» М, «Просвещение» 1989.
- Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» Москва, «Либерия – Бибинформ»
№ 1, 2010г, стр.56, статья «Азы этикета» Вервицкая Е.
№2, 2010г, стр.69, статья «Азы этикета» Вервицкая Е.
№3, 2010, стр.56, статья «В мире вежливых наук» Вервицкая Е.
стр. 59, статья «Правила поведения за столом» Васильева Н.
№4,2010г, стр 66, статья «Азы этикета» Вервицкая Е.
- Энциклопедия «Я познаю мир»
- Энциклопедия «Всё обо всём»
- Гришина Г.Н. «Играют дети всей Земли». - М., 2003.
- Пивоварова Г.П. «Занимательная география». - М., 1998.
- Анисимова И.М. «Хорошие манеры для детей» М., 1996
- Усачёв А. «Приключения зелёного человечка». - М., 1998.
- Козлова С.А . «Земля - наш дом» рабочая тетрадь для ребёнка -
дошкольника. - М. 2003. - Маяковский В.В. «Кем быть» (любое издание)
- Михалков С.В. «Мамы всякие нужны» (любое издание)
- «Новая книга знаний в вопросах и ответах». - М., 2007.
- «Иллюстрированный атлас мира»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательно-воспитательная программа "Я - человек"
Книга – это открытие мира. Читая, дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосе...
1.1. Результативность освоения обучающимися/воспитанниками образовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики учреждения)
1.1. Результативность освоения обучающимися/воспитанникамиобразовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программпо итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики уч...
1.2. Качественные результаты освоения обучающимися/воспитанниками образовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики учреждения)
1.2. Качественные результаты освоения обучающимися/воспитанникамиобразовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программпо итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специ...
Образовательно-воспитательная программа кружка по математике для 6 класса "В мире чисел и задач"
Образовательно-воспитательная программа кружка естественно-научного направления "В мире чисел и задач" для 6 класса...
Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно суд...
Авторская образовательно-воспитательная программа "Классный руководитель как практический психолог" (5-8 классы)
Данная программа предназначена для работы классного руководителя с учащимися 5-8 классов, детей среднего школьного возраста, 10-13 лет....