Программа внеурочной деятельности "Вечная мудрость сказок" (5-6 классы)
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Иноземцева Татьяна Васильевна

Программа внеурочной деятельности "Вечная мудрость сказок" (Уроки нравственности в сказках, притчах, легендах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_programma_2016_2.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области»

Введено в действие                                                                Утверждено на

Приказом от  _____________                                          заседании педагогического совета

№ ________

Директор ____________ М.В. Булгакова                             Протокол от __________________

                                                                                                  № ____________________

Программа

внеурочной деятельности

 общеобразовательное направление

«Вечная мудрость сказок»

(Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира)

для обучающихся 5,6 классов

1 год обучения, 1 час в неделю

 Разработчик: Иноземцева Татьяна Васильевна,

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                 СТР.

1. Пояснительная записка                                                                  3 -  7

 

 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности              7 -  9

                                                               

 3. Содержание  курса  внеурочной деятельности                            9 - 11

4. Тематическое планирование                                                          11 -14

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Нормативным основанием для составления  программы внеурочной деятельности «Вечная мудрость сказок»  обучающихся 1-х, 2-х классов являются следующие нормативно-правовые документы:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России от 04.02.2011 г.);

-   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России от 12.12.2011г. №2357);

- Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 г.№189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г.№189);

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г.№2106);

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г.№03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Устав МБОУ «СОШ №2 г.Щигры Курской области»

                              Нравственность – внутренние, духовные  качества,         которыми руководствуется человек, этические нормы -

                                       правила поведения, определяемые этими качествами.    

Вопросы нравственности сегодня приобрели особую значимость в связи с  всё  более проявляющимися негативными явлениями в обществе. Возрождение духовности, нравственности  необходимо осуществлять через чтение и в первую очередь через чтение  произведений устного народного творчества, в частности, сказок, легенд, притч, издревле являющихся копилками мудрости у всех народов мира. Чтение  именно этих произведений  способствует воспитанию у молодого поколения  системы нравственных ценностей, корректирует,  совершенствует  нравственные  ориентиры детей, их представления о дружбе, любви, добре, мудрости, милосердии.

Основная цель программы:

воспитание  нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей отличать  истинные ценности от мнимых через использование фольклорных произведений ,  образов народов мира.

                           

Задачи программы:

- интеграция содержания работы библиотеки с нравственной направленностью;

- знакомство с нравственными понятиями, раскрытие внутренних  ценностей человека;

- выработка нравственных представлений о нормах этикета, навыков культуры поведения;

- пробуждение интереса к нравственным  вопросам, поднимающимся  в притчах, легендах, сказках народов мира;

- воспитание бережного, заботливого отношения к окружающим людям и окружающей природе;

- обеспечение взаимосвязи  моральных знаний, умений и навыков поведения с опытом нравственных отношений со  сверстниками и окружающими;

- воспитание у детей толерантности;

         - формирование  гражданской  позиции учащегося  посредством  книги;

         - развитие у младших школьников  способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

         - развитие письменной и устной речи учащихся;

          - развитие творческих способностей каждого;

          - обогащение чувственного опыта  ребенка, его реального представления об окружающем мире и природе.

Ценностные ориентиры содержания программы:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений, познание как ценность.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Содержание программы должно соответствовать  интересам, потребностям, возможностям индивидуального и возрастного развития ребёнка.

Основные знания, умения, навыки

Обучающиеся должны знать:

- содержание прочитанных сказок, притч, легенд;

- понятие нравственности, её основные составляющие: что такое дружба, любовь, милосердие, совесть, терпимость, справедливость и т.д.;

- что такое нравственное поведение, «золотое правило нравственности» в общении с другими.

Обучающиеся должны уметь:

- принимать участие в беседах, диспутах, высказывать своё мнение;

- делать первичный анализ прочитанных сказок, притч, легенд;

- давать правильную оценку  героев, мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию;

- отличать добро от зла;

- быть честными, добрыми, скромными;

- отличать гордость от гордыни;

- дружить и ценить дружбу;

- быть трудолюбивыми, уважать свой  и чужой труд;

- презирать трусость, лесть, равнодушие;

- отличать истинную красоту от мнимой;

- воспитывать силу воли;

- быть благодарным и справедливым;

- уважительно, с любовью относиться к членам соей семьи;

- активно участвовать в охране природы;

- ценить культурное наследие своего народа и других народов мира.

Методы достижения поставленных целей и задач:

нравственные игры, уроки нравственности, релакс-беседы, диспуты, конкурсы стихов, сочинений, рисунков, поделок; инсценирование; викторины;

в целях отслеживания результатов периодически проводимые тестирования.

Программа рассчитана на обучающихся 1-х, 2-х классов.

Срок реализации программы – учебный год (34 часа , 1 час в неделю).  

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Вечная мудрость сказок»

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:          

– проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

– соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,

– использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

– краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

– объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия  нравственным ценностям.

2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

– способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

– сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;

-   способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

В результате освоения  программы курса внеурочной деятельности «Вечная мудрость сказок» формируются следующие  предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования :

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные УУД:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

3. Содержание  курса  внеурочной деятельности «Вечная мудрость сказок»

1.Введение

Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Сказка как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Понятие о притче. Сказание.

2. «Лесная старуха» (Алтайская сказка). Душа человека. Душевные и бездушные люди. Старик и старуха. Их отношение к труду, к миру природы. Народная мораль в характерах и поступках героев.

3. «Сон коробейника» (Английская сказка). Вещий сон коробейника. Коробейник Джон и лавочник. Влияние снов на настроение и характер человека.

4. «Девочка-Луна» (Бурятская сказка). Девочка с вёдрами. Её силы и дела. Жестокость и  жадность толстого шамана. Дружба – помощник в суровых  испытаниях. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказке.

5. «Земля своё возьмёт» (Грузинская сказка). Проблемы смерти и бессмертия. Посланники Бога – олень, ворон. Турпа – бессмертие. Связь придания с библейским мифом  о Каине и Авеле.

6. «От судьбы не уйдешь» (Индийская сказка). Жизнь – взаимосвязь добра и зла.   Принц и нищий. Что такое судьба и можно ли её изменить. Сказочный сюжет в литературных произведениях: А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», М.Твен «Принц и нищий».

7. «Колпак « Чуткие уши» (Японская сказка). Метафорический смысл сказки. «Чуткие уши» - чуткое сердце. Проблема сострадания и милосердия. Равнодушие – источник страданий.

8. «Чудо материнской любви» (Японская сказка). Любовь матери как исцелительная и спасительная сила. Сказка – гимн бессмертной материнской любви.

9. Притча о кольце царя Соломона. Философский смысл притчи. Выдержка, самообладание – необходимые условия человеческого общения.

10. Притча о кресте. Философский смысл притчи. Лёгкая и тяжёлая судьба человека.

11. Притча «Просто идите своим путём». Философский смысл притчи. Обида. Месть. Наблюдение за появлением в притчах этических представлений и осознание установившейся на этой основе нравоучительной тенденции.

12. «Мирское добро в миру остаётся» (Армянская сказка). Царь  и его богатство. Драгоценный дворец – символ материального богатства. Помощь ближним – истинное достояние, которое остаётся на века.

13. «Вольная птица воробей и домашняя птица курица» (Афганская сказка). Воробей и курица – символы человеческих качеств. Что важнее в жизни:  умение летать или сытая кормушка? «Кормушка» и самостоятельность.

14. «Упрямый слонёнок» (Африканская сказка). Упорство и упрямство. «Лекарство» от упрямства.

15. «Семена одной тыквы» (Сказка народов Бирмы). Связь сказки с библейской легендой  о Ноевом ковчеге. Тыква и Ноев ковчег. Семена тыквы – символ  всего живого на земле. Осуждение злобы и ненависти.  Прославление сочувствия и отзывчивости.

16.  «Жизнь человека» (Бразильская притча). Камень и бамбук – символы человеческой жизни. Что важнее: беспокойная жизнь без воли и заботы или смерть с продолжением в потомках?

17. «Полная картина» (Еврейская сказка). Красота труда земледельца. Терпение и трудолюбие – важные качества человека.

18. «Скупец и игла» (Индийская сказка). Жадность и щедрость. Осуждение скупости и жадности.

19. «Сулейман мудрый» (Индонезийская сказка). Воин, купец, земледелец. Различные взгляды на смысл жизни: слава, богатство, родные люди.  В чём истинный смысл жизни.

20. «Почему у птицы кальчунды  клюв и лапы золотые» (Непальская сказка). Волшебная сила искусства. Роль музыки и пения в жизни людей. Красота внешняя и внутренняя.

21. «Первые бабочки» (Сказка индейцев Северной Америки).  Бабочки – символ внешней красоты. Птицы – символ душевной красоты. Неувядающая красота природы в любое время  года.

22. «Чёрная мидия» (Восточная сказка). Доброта – истинное богатство. Прославление бескорыстной любви.

23. «Птица красоты» (Притча). Маленькая девочка и птица красоты.   Постижение красоты окружающего мира -  в тесном общении с ним, в умении наблюдать, любоваться, восхищаться.

24. «Храбрый мальчик» (Дагестанская сказка). Страх и храбрость. Нравственное превосходство юного героя.

25. «Когда гремит боевой барабан» (Африканская сказка). Трусливый Самбо и мужественная  Аисса.  Долг чести. Храбрость – способность признаться  в собственной слабости. Страхи, помогающие людям жить.

26. «Прокладывающий путь» (Армянская сказка).  Дорога к храму – путь к очищению, единению, сплочению народа. Вера, упорство человека, прокладывающего путь.

27. «Как люди научились веселиться» (Эскимосская сказка). Первый праздник на земле. Живительная сила радости. Что праздник дарит душе человека.

28. «Берёзовая девушка» (Тувинская сказка). Берёзовая кукла и четыре брата. Мудрое решение куклы. Любовь – живительная сила.

29. «Волшебное дерево» (Миф Океании). Осуждение собственничества. Доброта и скромность юноши – неиссякаемая сила для роста дерева. Взаимосвязь мира природы с миром людей.

30. «Шере Али задумался» (Курдская сказка). Заслуженный человек.  Причина разочарования Шере Али. Простота и скромность известных людей.

31. «Клевета» (Курдская сказка). Клевета – очень опасное явление. Чего боится клевета.

32. «До чего же жизнь прекрасна» (Креольская сказка). Король и старик: зависть, злоба и радость, оптимизм. Умение не унывать – помощник в жизни.

33. «Счастье» (Корейская сказка). Бедняк и богач – бескорыстие и жадность. Счастье небесное и счастье земное.  Жизненные богатства.

34. «Повелитель ворон» (Ирландская сказка). Проклятие колдуна: дети – вор, убийца, нищий; отец – бессмертный страдалец за безобразия детей. Нравственное воспитание детей – основная обязанность родителей.  

          4.Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Форма организации и виды деятельности

1

Введение. Фольклор. Сказка. Притча. Сказание.

Рассказ. Беседа

2

«Лесная старуха»

Беседа. Иллюстрирование «Чистый родник слёз»

3

«Сон коробейника»

Тестирование. Беседа. «Дневник снов» (письменная работа)

4

«Девочка-Луна»

Инсценирование «Тайна души». Иллюстрирование «Девочка-Луна»

5

«Земля своё возьмёт»

Диспут

6

«От судьбы не уйдёшь»

Беседа. Сочинение – миниатюра

«Пожелание- предсказание другу»

7

«Колпак «Чуткие уши»

Беседа. Иллюстрирование «Волшебный сад»

8

«Чудо материнской любви»

Беседа. Сочинение «Чудеса материнской любви»

9

Притча о кольце царя Соломона

Беседа. Инсценирование «Будь уравновешен»

10

Притча о кресте

Беседа

11

Притча «Просто идите своим путём»

Диспут. Инсценирование «Если

тебя обидели»

12

«Мирское добро в миру остаётся»

 Беседа. Иллюстрирование «Драгоценный дворец»

13

«Вольная птица воробей и домашняя птица курица»

Викторина «Чья жизнь лучше»

14

«Упрямый слонёнок»

Беседа. Игра «Угадай, кто я»

15

«Семена одной тыквы»

Беседа. Иллюстрирование «Тыква-прародительница»

16

«Жизнь человека»

Беседа. Сочинение-миниатюра

17

«Полная картина»

Игра «Угадай, кто я»

18

«Скупец и игла»

Беседа. Сочинение –«Письмо купцу"

19

«Сулейман мудрый»

Беседа. Инсценирование «Вечная  жизнь»

20

«Почему у птицы кальчунды клюв и лапы золотые»

Беседа. Инсценирование  «Птичка-певунья»

21

«Первые бабочки»

Беседа. Игра «Молодость и старость»

22

«Чёрная мидия»

Беседа. Игра «Спаси куколку»

23

«Птица красоты»

Беседа. Письменная работа «Красота вокруг нас»

24

«Храбрый мальчик»

Беседа. Инсценирование «Школа храбрости»

25

«Когда гремит боевой барабан»

Тестирование. Иллюстрирование «Волшебный барабан»

26

«Прокладывающий путь»

Беседа. Инсценирование  «Место для храма»

27

«Как люди научились веселиться»

Беседа. Игра «Устроим праздник»

28

«Берёзовая девушка»

Беседа. Сочинение-миниатюра «Сказка о берёзе»

29

«Волшебное дерево»

Беседа. Иллюстрирование «Дары дерева»

30

«Шере Али задумался»

Беседа. Сочинение «Школа простоты для известных людей»

31

«Клевета»

Тестирование «Глухой телефон»

32

«До чего же жизнь прекрасна»

Беседа. Инсценирование «Прекрасная жизнь»

33

«Счастье»

Беседа. Игра «Добрые качества»

34

«Повелитель ворон»

Тестирование. Инсценирование «Измени предсказание»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс

Программа  разработана для организации  внеурочной деятельности  с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...

программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС 1 класс

Программа включает в себя весь необходимый методический материал, который способствует творческому развитию ребенка - первоктасника...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов

Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)В настоящий момент с появлением совместноых предприят...

Программа внеурочной деятельности "Основы общения" (5-7 классы)

Программа внеурочной деятельности "Основы общения" составлена в соответствии с ФГОС. Позволит развивать у подростков навыки коммуникации, дать первые представления об этикете....

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....

Проект программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов «Югра - моё наследие» (волонтёрское движение) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, образовательной программой МБОУ  «Комсомольская  ООШ»,  локальными  актами  школы,  на  основе  мет...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс

5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...