Методическая разработка внеклассного мероприятия «Он искал в этих женщинах счастья…», посвященная 120-летию С.А. Есенина
методическая разработка (11 класс) на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Он искал в этих женщинах счастья…», посвященная 120-летию С.А. Есенина, предназначена для классных руководителей и кураторов. В разработке представлен сценарий литературно- поэтического вечера.
Данное мероприятие посвящено 120-летию великого русского поэта С.А.Есенина.
Основная цель духовно-нравственного воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры. Важно прививать студентам интерес к художественному поэтическому слову и любовь к классической русской литературе.
В ходе поэтического вечера используется презентация, позволяющая на примере творчества С.А.Есенина наглядно прокомментировать материал, дать возможность прослушать стихотворения поэта в исполнении известных актеров и песни на его стихи, раскрыть особенности любовной лирики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурные компоненты мероприятия
Вид мероприятия: поэтический вечер.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция, посвященная 120-летию С.А.Есенина.
Тема: история создания шедевров любовной лирики
Цель: воспитание духовно-нравственных ориентиров студентов на любовь к литературе и творчеству С.А.Есенина.
Задачи:
привить интерес к русской поэзии на примере творчества С.А.Есенина;
научить студентов выразительному чтению стихотворений.
Формирование общих компетенций
ОК 4. Осуществлять поиски использования информации, необходимой для профессионального и личностного развития;
ОК 6. работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.
Оборудование:
- сценарий;
- презентация к сценарию;
- компьютер;
- экран и проектор;
- большой портрет С.А. Есенина;
-книжная выставка произведений поэта и литературы о нем;
- свечи и букет осенних цветов.
Методы и приемы:
- вступительное слово преподавателя;
- работа с презентацией;
- сообщения студентов;
- выразительное чтение наизусть стихов С.А.Есенина студентами.
Использованные источники
1.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство С.Есенина. Книга для учителя. М.,-1990
2.Сергей Есенин в стихах и жизни. Воспоминания современников.- М.,1995.
3.Карпов А.М. Поэмы Сергея Есенина.- М., 1989.
4.Русские писатели. Библиографический словарь.( А.Н.Захаров).
5.Сергей Есенин. Воспоминания родных. Т.Флор., Н.Есенина, С.Митрофанова.
6. http ru wikipedia org wiki есенин,-сергей- александрович
Ход мероприятия
Слово преподавателя:
У С.Есенина было свое собственное мироощущение, и поэтому чуткое сердце поэта ведет неповторимый диалог с природой, любимой женщиной.
Что движет солнце и светила? Любовь. Ради чего мужчины сражались на турнирах, отдавая свои жизни? Ради любви.
Сегодняшний вечер приоткроет завесу тайны над личной жизнью поэта, познакомит с его прекрасными возлюбленными, которые вдохновляли поэта на создание шедевров любовной лирики.
АННА АЛЕКСЕЕВНА
САРДАНОВСКАЯ
(1895-1992)
1-Й ВЕДУЩИЙ: К вершинам поэтического творчества Сергей Есенин поднялся из глубин российской деревни. Детские годы провёл в селе Константиново Рязанского уезда. С 1904 года по май 1909-го он учился в Константиновском земском четырёхклассном училище. Сразу же после успешного окончания училища поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу.
Приезжая летом из Спас-Клепиков в родное село, Есенин часто встречался с сестрой своего товарища –Анной Сардановской.
Константиновский старожил И.Г .Атюнин писал, что однажды вечером Анна и Сергей держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросил находившуюся там монашенку разнять их, говоря:” Мы любим друг друга и даём слово жениться. Разнимите нас. Пусть кто первый изменит и жениться или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом”.
Первой нарушила «договор» Анна –вышла замуж за учителя Олоновского в село Дединово. В это время Сергей был в Москве. Узнав о замужестве Анны, он прислал письмо, в котором просил уже знакомую нам монашенку “ взять пук хвороста и бить Анну сколько сих хватит”.
Своему юношескому увлечению Есенин посвятил стихотворения “Зачем зовешь…”(которое, к сожалению, до сих пор не найдено) и “За горами, за желтыми долами”.
1-й ЧТЕЦ
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.
Трепетный, чистый образ ”тургеневской девушки”-Марии Бальзамовой согревал душу поэта в течении нескольких лет. В 1913 году он писал ей:”… люблю безмерно тебя, моя дорогая Маня. Я …готов бы к тебе улететь, да жаль, что все крылья в настоящее время подломаны. Наступит же когда-нибудь время, когда я заключу тебя в свои горячие объятия и разделю с тобой всю свою душу…”
Надежда поэта на любовь Марии в реальной жизни не сбылись, но и его чувства нашли воплощение в прекрасных стихах, адресованных Бальзамовой. Это стихотворение ”Ты плакала в вечерней тишине…” и “Не бродить, не мять в кустах багряных…”
2-Й ЧТЕЦ:
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
3-й чтец
Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил — печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вдохнувши глубоко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».
1-Й ВЕДУЩИЙ : После революции Лидия Ивановна Кашина переехала из Канстантинова в Москву, работал в различных учреждениях –переводчицей, машинисткой стенографисткой .
Умерла в 1937 –м, пережив поэта, в судьбе которого так много значила, на 12 лет ,но к сожалению, не оставив о нем ни единой строчки воспоминаний .
Зинаида Николаевна
Райх
(1894-1939)
2-Й ВЕДУЩИЙ: Весной 1917 года Сергей Есенин пришел по делам в редакцию газеты “Дело народа” и в ожидании редактора познакомился с секретарем – машинисткой.Этой машинисткой была Зинаида Николаевна Райх. 22-летняя красавица отличалась жизнерадостностью и чувством юмора.
Со дня знакомства до венчания Есенина и Райх прошло 3 месяца. Скоропалительный брак то и дело осложнялся конфликтами, что в конце концов привело к разводу. Это случилось в 1921 году, когда у них было двое детей: Таня и Костя.
Противоречивые отношения поэта с Зинаидой Райх нашли отражение в стихотворении «Письмо к женщине»
5-ый Чтец
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Айседора Дункан
(1877-1927)
(перед текстом звучит песня в исполнении А.Малинина «Ах. Айседора»).
7-ой Ведущий:Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли «царицей жеста». Ее жизнь и восхождение к вершинам танцевального искусства были не из легких.
Несчастливо складывалась ее личная жизнь. В 1913 году трагически погибли двое детей. В 1914 году умер новорожденный ребенок. Эти тяжкие удары судьбы отразились на Айседоре Дункан.
8-ой Ведущий: В голодном 1921 году она приехала в Москву, чтобы основать в России школу пластического танца. Во время своего пребывания в Москве Айседора познакомилась с Есениным, который был моложе ее на 18 лет.
Сергей Есенин произвел на Айседору Дункан незабваемое впечатление, перевернул всю ее душу. В мае 1922 года она вышла за него замуж и они вместе уехали за границу. В авгуте 1923 года они расстаются. Есенин возвращается в Россию
А 14 ноября 1925 года, незадолго до своей кончины, он напишет поэму « Черный человек». «Черный человек» испытывает угрызения совести, он помнит Айседору Дункан. 6-ой Чтец
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою"
"Черный человек!
Ты прескверный гость.
Это слава давно
Про тебя разносится".
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу..
.Августа Леонидовна Миклашевская
(1891-1977)
3-ий Ведущий: С.Есенин всю свою жизнь мечтал побывать в Персии. Стремился создать поэтическое творение, достойное наследия древних персидских лриков. Ему удалось создать удивительный поэтический шедевр «Персидские мотивы». В них часто встечается имя Шаганэ. Прототипом этой есенинской персиянки была преподавательница литературы Шагандухт Нерсесовна Тертерян. , с которой Есенин познакомился в 1924 году.
7-ой чтец
Ты сказала, что Саади
целовал лишь только в грудь.
Подожди ты, Бога ради,
Обучусь когда-нибудь!
Ты пропела: «За Ефратом
Розы лучше смертных дев».
Если был бы я богатым,
То другой сложил напев.
Я б порезал розы эти,
Ведь одна отрада мне —
Чтобы не было на свете
Лучше милой Шаганэ.
И не мучь меня заветом,
У меня заветов нет.
Коль родился я поэтом,
То целуюсь, как поэт.
Галина Артуровна Бениславская
(1897-1926)
(Повествование ведется на фоне музыки романса «Отговорила роща золотая»)
Включается записанный голос учителя.
У поэта, уставшего от своей жизни, появляется стремление к новой жизни. Но его намерениям не суждено было осуществиться. В ночь на 28 декабря 1925 года Есенин кончает жизнь самоубийством.
А 3 декабря 1926 года на могиле горячо любимого ею поэта, оборвала свою жизнь Галина Бениславская. Она была самым преданным другом поэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по изучению творчества Н.Н. Носова (100-летию посвящается)
В разработке внеклассного мероприятия представлена творческая игра для детей младшего школьного возраста "Фантазёры" с использованием креативных тестов...
Методическая разработка внеклассного мероприятия со школьниками 5-8 классов, посвященная "Дню Матери"
Методическая разработка внеклассного мероприятия со школьниками 5-8 классов, посвященная "Дню Матери"Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года установлено, что в последнее воскресе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Командная этапная игра «Наука побеждать», посвященная Дню взятия Измаила русской армией под командованием А.В.Суворова
Российский народ имеет славные исторические, боевые и созидательные традиции. Одной из таких традиций является боевой подвиг при защите Отечества. Во все века героизм, мужество воинов Росс...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...
Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....
Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Суди меня по кодексу любви" к 100-летию Расула Гамзатова
Внеклассное мероприятие «Суди меня по кодексу любви» приурочено к 100-летию Расула Гамзатова и проведено в неделю словесности. Представляет собой литературно-музыкальную гостиную, основанн...