Методическая разработка внеклассного мероприятия "Суди меня по кодексу любви" к 100-летию Расула Гамзатова
методическая разработка по литературе (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Внеклассное мероприятие «Суди меня по кодексу любви» приурочено к 100-летию Расула Гамзатова и проведено в неделю словесности. Представляет собой литературно-музыкальную гостиную, основанную на биографии поэта с использованием его произведений.
Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для использования учителями средней школы и педагогами дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассного мероприятия в форме литературно-музыкальной гостиной. Рассчитана на обучающихся 7-11 классов. Направлена на формирование интереса обучающихся к изучению литературы народов России, воспитание эстетического восприятия мира через поэзию и патриотизма. Рекомендовано для проведения в неделю словесности.
Данный тип занятия не является программным в 7-11 классов, рекомендован для проведения в предметную декаду по литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Московского района Санкт‑Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 376
Московского района Санкт-Петербурга
Профессиональный конкурс педагогов
Московского района Санкт-Петербурга
«Воспитание гражданина: история, культура, искусство»
Номинация «Нравственно-патриотическое воспитание школьников»
Методическая разработка
«Суди меня по кодексу любви…»
Внеклассное мероприятие в форме литературно-музыкальной композиции
Автор:
Гапонова Татьяна Владимировна
ГБОУ средняя школа № 376
Московского района Санкт-Петербурга,
учитель русского языка и литературы
Тел.: 8-911-145-45-54
Email: gaponovatv@yandex.ru
Санкт-Петербург
2024
Аннотация
Внеклассное мероприятие «Суди меня по кодексу любви» приурочено к 100-летию Расула Гамзатова и проведено в неделю словесности. Представляет собой литературно-музыкальную гостиную, основанную на биографии поэта с использованием его произведений.
Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для использования учителями средней школы и педагогами дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассного мероприятия в форме литературно-музыкальной гостиной. Рассчитана на обучающихся 7-11 классов. Направлена на формирование интереса обучающихся к изучению литературы народов России, воспитание эстетического восприятия мира через поэзию и патриотизма. Рекомендовано для проведения в неделю словесности.
Данный тип занятия не является программным в 7-11 классов, рекомендован для проведения в предметную декаду по литературе.
Вступление
Обновлённый ФГОС ставит перед школой цель достижения «современного российского общенационального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Понимание современного положения России в геополитическом пространстве, сознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края – это те условия, которые ведут к достижению поставленной перед образованием цели.
Изучение творчества поэтов и писателей, составляющих литературу народов России, способствует достижению поставленных перед школой воспитательных задач.
Тема патриотизма, любви к матери, уважения к женщине, бережного отношения к памяти народа – те вопросы, которые раскрывает в своём творчестве Расул Гамзатович Гамзатов. На уроках литературы изучению художественных произведений народов России уделяется мало времени, поэтому внеклассная работа помогает преодолеть дефицит учебного времени, в неформальной обстановке познакомиться с биографией и творчеством этих писателей и поэтов.
Предполагаемый результат: в результате работы над постановкой обучающиеся приобретут навык публичного выступления, выразительного чтения; познакомятся с биографией аварского поэта Р.Гамзатова, расширят свои представления о народах, населяющих Россию, о взаимоотношениях между братскими народами. Данное занятие будет способствовать формированию мировоззрения обучающихся, воспитанию основополагающих качеств личности: патриотизма, любви к матери, уважения к женщине, сохранения исторической правды.
Основная часть
Тип мероприятия: литературно-музыкальная композиция.
Возрастная категория – обучающиеся 7-11 классов.
Цели: Формирование у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов; развитие чувства причастности к отечественной культуре и уважение к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе.
Задачи:
- формирование у обучающихся понимания литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни,
- приобщение школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы;
- воспитание уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
- совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умения выразительно читать произведения, в том числе наизусть,
- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания у обучающихся на основе художественной литературы народов России,
- формирование нравственной и эстетической культуры у обучающихся.
Оборудование: проектор, компьютер, колонки, портрет Расула Гамзатова, перед ним зажжённая свеча, выставка книг Расула Гамзатова, фотографии.
Длительность мероприятия 45 минут. Данный сценарий предполагает использование песен на стихи Расула Гамзатова в исполнении обучающихся отделения дополнительного образования школы.
Форма проведения: массовая, комплексная.
Технологии: 1) коллективных творческих дел, 2) информационно-коммуникационные, 3) личностно-ориентированного подхода.
План внеклассного мероприятия «Суди меня по кодексу любви»
Период | Этапы | Действия |
Месяц | Подготовительный | Выбор темы мероприятия, постановка цели, определение аудитории; определение места, времени, даты постановки; поиски информации, изучение биографии поэта/ писателя, знакомство с его произведениями, историей их создания. |
1-2 недели | Написание сценария | Выборка произведений в соответствии с логикой написания сценария. Подбор музыкального сопровождения с учётом тематики мероприятия, относящихся к творчеству поэта / писателя. |
2-3 дня | Формирование творческой группы | Привлечение к участию в постановке литературно-музыкальной композиции коллег для организаций и проведения репетиций; привлечение к участию педагогов отделения дополнительного образования и их воспитанников (постановка художественных номеров); подбор чтецов и ведущих среди обучающихся из разных параллелей. |
2-3 недели | Коррекционный этап. Репетиционный период, подготовка технического сопровождения мероприятия | Индивидуальные репетиции с чтецами, ведущими, постановка выразительного чтения; репетиции творческих номеров; подборка визуального и звукового ряда в виде презентации, фильма, аудиозаписи для мероприятия, настройка и проверка работы оборудования; выбор сценических костюмов, подготовка реквизита (если надо); сводная репетиция; генеральная репетиция. |
2 урока | Основной этап | Установка оборудования, проведение мероприятия. Постановка для учащихся школы по параллелям: 7-8 классов и 9-11 классов |
1 урок | Подведение итогов, рефлексия. | Анализ проведённой работы, работа над ошибками, обмен впечатлениями. |
Ход мероприятия
Действующие лица: ведущие, чтецы, исполнители творческих номеров (4 музыкальных номера – песни на стихи Р.Гамзатова)
Ссылка на мероприятие https://disk.yandex.ru/i/Bgvu1bO6dSgYYQ
Вступление | Презентация: звуки пандура, чтение Р.Гамзатова «Мой Дагестан» на аварском языке (отрывок). Ведущие: основные сведения о Расуле Гамзатове. |
Биография поэта | Ведущие: рассказ об отношении к родине, к односельчанам, начало творческого пути. Презентация: виды родного села Цада; фотографии родителей, Расула Гамзатова с родителями. |
Отношение к матери | Ведущие: рассказ об отношении к родителям, к матери. Чтецы: стихотворения «Мама», «Есть три заветных песни у людей». Творческий номер – песня «Колыбельная» сл. Р.Гамзатова, муз. О.Фельцман. Презентация: фотографии матери Расула Гамзатова |
Отношение к женщине, к любимой | Ведущие: любовь в жизни поэта. Чтецы: «Сердце, которое любит», «Несерьёзны наши ссоры». Творческий номер – песня «Любимая моя», сл. Р.Гамзатов, пер. Е.Николаевская, муз. Р.Паулс. Презентация: фотографии жены, детей Расула Гамзатова из семейного альбома. |
О мудрости в поэзии Р.Гамзатова | Ведущие: о житейской мудрости горца. Чтецы: «Молитва горца». Перевод Я. Козловского, «Всезнающих людей на свете нет». Творческий номер - песня «Берегите друзей», сл. Р.Гамзатов, пер. Н.Гребнёв, муз. А.Экимян. Презентация: виды Дагестана (видео) |
История песни «Журавли» | Ведущие: история создания песни «Журавли». Творческий номер - песня «Журавли», сл.Р.Гамзатов, пер. Н.Горебнёв, муз. Я Френкель. Презентация: памятники: в центре Хиросимы — девочка с журавлем в руках, в Осетии матери, оплакивавшей семерых своих сыновей, не вернувшихся с войны, видеоряд под песню «Журавли». |
О дружбе народов | Ведущие: отношение Р.Гамзатова к разным народам, о распаде Советского Союза. Презентация: видео - фрагмент из фильма о Расуле Гамзатове «Когда я окажусь на свете том.» Читает Омар Османов. |
Финал | Ведущие: заключительные слова, итог творчества Р.Гамзатова. Чтецы: стихотворение «Мой Дагестан» на русском языке. Творческий номер - песня «Я тебя никогда не забуду», сл. Р.Гамзатов, пер. Р.Рождественский, муз. Ю.Антонов |
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
Воспитание характера, преодоление трудностей, воспитание ответственности, престижность участия в мероприятии | Самореализация для обучающихся, расширение кругозора, уважение товарищей |
Слабые стороны | Риски |
Большая загруженность, мало времени на репетиции у учеников и учителей, длительная подготовка | Дети могут заболеть, техника может выйти из строя, |
Заключение
Постановка литературно-музыкальной композиции «Суди меня по кодексу любви» была завершающим аккордом «Недели словесности», ярким и запоминающимся.
Поставленные задачи в ходе работы были решены. На этапе рефлексии ребята отметили важность таких постановок, выразили готовность участвовать и в других постановках.
В мероприятии были задействованы 3 учителя средней школы, 2 педагога дополнительного образования, учащиеся 7-11 классов. Для нас важно было провести 2 мероприятия – для 7-8 и для 9-11 классов, поэтому мы готовили 2 состава участников. Это позволило заменять отсутствовавших участников.
Ссылки на приложения к методической разработке:
1) сценарий https://disk.yandex.ru/i/yF9lpimExcXFVQ
2) презентация https://disk.yandex.ru/i/L4pjBIllOma9lA
Использованные источники:
- Ретропортал. Посвящается Расулу Гамзатову. https://www.retroportal.ru/gamzatov.html Свободный доступ
- Баллада о времени. Стихи Расул Гамзатов. Музыка и исполнение Тамара Гокинати. https://www.youtube.com/watch?v=WB2RCIGOb-8&t=20s
- Расул Гамзатов «Мой Дагестан» https://www.rasulgamzatov.ru/
- HotPleer Песни на стихи Расула Гамзатова https://box.hitplayer.ru/?s=песни%20расула%20гамзатова&p=2
- Литературный портал lib.ru Стихи Расула Гамзатова «Суди меня по кодексу любви» http://lib.ru/POEZIQ/GAMZATOW/gamzatov.txt
- Литературный портал livelib.ru Цитаты Расула Гамзатова https://www.livelib.ru/author/26136/quotes-rasul-gamzatov Свободный доступ
- Канал для блогеров Fb.ru Культура, искусство, литература. https://fb.ru/article/438219/rasul-gamzatov-tsitatyi-i-aforizmyi-vyidayuschegosya-poeta Свободный доступ
- Стихи Расула Гамзатова https://www.inpearls.ru/ Свободный доступ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
90-летие Расула Гамзатова
презентация к тематическому классному часу " 90-летие Расула Гамзатова"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Игумен земли русской" (К 700-летию Сергия Радонежского)
Гуманитарные науки...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «У меня растут года…»
Методическая разработка предназначена для учителей технологии, классных руководителей 8-10 классов. Данное мероприятие посвящено вопросам профориентационной направленности....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории , приуроченного к 350-летию со дня рождения Петра Великого. Исторический квиз.
Разработка внеклассного занятия с использованием цифровых технологий.Внеклассное мероприятие, посвященное 350-летию со дня рождения Петра Великого.«Россия эпохи Петра 1»...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...