Методическая разработка внеклассного мероприятия по изучению творчества Н.Н. Носова (100-летию посвящается)
методическая разработка по психологии на тему
В разработке внеклассного мероприятия представлена творческая игра для детей младшего школьного возраста "Фантазёры" с использованием креативных тестов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_1.doc | 67 КБ |
blank.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа № 1
Методическая разработка внеклассного мероприятия по изучению творчества Н.Н. Носова
(100-летию посвящается)
С использованием креативных тестов
Занятие разработала
педагог-психолог Шемякина Т.В.
Содержание
Краткий обзор………………………………………..……………………..3
Характеристика возрастной группы…………………...………………….4
Конспект мероприятия…………………………………………………….5
Приложения
1. Краткий обзор
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью).
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.
Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, по дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.
В нашей творческой игре мы опираемся на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда.
1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
2. Характеристика возрастной группы
Мероприятие разработано для учащихся 3-4 классов. Учащиеся данных классов являются самыми активными читателями школьной библиотеки. Ученики этих классов регулярно посещают библиотеку, присутствуют на библиотечных уроках, входят в состав актива библиотеки.
Эти дети коммуникабельны, у них развито творческое мышление, воображение. Ребята инициативны, талантливы. Ребята с удовольствием участвуют в общешкольных мероприятиях.
Используемые в мероприятии тесты проводились с детьми в виде веселой игры, где царила непринужденная атмосфера. Дети предупреждались заранее, что все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные ответы. Участникам предлагалось пофантазировать, все ответы поощрялись.
Большинство детей отвечали с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше.
3. Конспект мероприятия
В качестве домашнего задания детям было предложено подготовить пантомиму на любой отрывок из произведений Н.Н.Носова. Для этого дети были поделены на творческие группы по 7-8 человек.
После просмотра пантомим началась игра, в которой творческие группы выполняли креативные субтесты.
СУБТЕСТ 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
(ВАРИАНТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ)
Задача
Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для детей
В рассказе Н.Н. Носова шляпа умеет ходить, ползать. Вообще мы её одеваем на голову. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из неё можно сделать? Как её можно еще использовать?
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста - 3 мин. Участники команд записывают ответы на специальных бланках. Время засекается после прочтения инструкции.
Оценивание
Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) - суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы».
2) Гибкость - число классов (категорий) ответов. Все ответы можно отнести к различным категориям.
Категории ответов
1. Использование в качестве головного убора на улице (одеть на голову)
2. Использование при ремонтных и строительных работах (прикрыть голову, положить в нее что-либо).
3. Использование в качестве подставки (положить гвозди, инструменты).
4. Использование для животных (подстилка кошке, собаке).
5. Использование как защитного средства (отбивать снежки)
6. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку).
7. Сдача в сэконд -хенд.
8. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
9. Сжигание ( сделать факел).
10. Создание поделок, игрушек (сделать корабль).
3) Оригинальность - число необычных, оригинальных ответов. Один оригинальный ответ - 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации,
СУБТЕСТ 2. ПОСЛЕДСТВИЯ СИТУАЦИИ
Задача
Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого
Вообрази, что случилось, если бы Мурзик из рассказа Н.Н. Носова «Карасик» смог разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста - 3 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) - общее число приведенных последствий. 1 ответ (1 следствие) - 1 балл.
2) Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных следствий.
1 оригинальный ответ - 5 баллов.
Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.
СУБТЕСТ 3. ВЫРАЖЕНИЕ
Задача
Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого
Придумай как можно больше предложений про героев рассказов Н.Н.Носова, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).
Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый Мурзик скрутился калачиком».
А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.
Время выполнения субтеста - 5 минут.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются по трём показателям.
1) Беглость - число придуманных предложений.1 предложение - 1 балл.
2) Гибкость - число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
1 слово - 1 балл.
3) Оригинальность
Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Одно оригинальное предложение - 5 баллов.
СУБТЕСТ 4. СЛОВЕСНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Задача
Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого
Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста - 3 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.
1) Беглость - суммарное число приведенных определений.
Одно определение - 1 балл.
Гибкость - число категорий ответов.
Одна категория - 3 балла.
Категории ответов
1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык; место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл - 12 х 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.
3) Оригинальность - число оригинальных определений.
Одно оригинальное определение - 5 баллов.
СУБТЕСТ 5. СОСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Задача
Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция для испытуемого
Нарисуй определенные объекты, встречающиеся в рассказах Н.Н.Носова, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо одного из героев рассказов Н. Носова, во втором - дом, в третьем – животное из рассказов Носова, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1 и образец выполнения задания - лампа (рис. 2).
Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3.
Время выполнения всех рисунков - 8 минут.
Оценивание
Оценивание производится по двум показателям.
1) Беглость - гибкость. В данном показателе учитываются: число изображенных элементов (деталей); число использованных категорий фигур (из 4 заданных).
Одна деталь - 1 балл.
Один класс фигур - 1 балл.
Одна ошибка – вычитаем 1 балл.
Баллы суммируются по четырем рисункам.
2) Оригинальность
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.
Один оригинальный элемент - 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
СУБТЕСТ 6. ЭСКИЗЫ
Задача
Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого
Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
Время выполнения задания - 10 минут.
Тестовый бланк - это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине.
Оценивание
Проводится по трем показателям:
1) Беглость - число адекватных задаче рисунков. Один рисунок - 1 балл.
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал - круг.
2) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
Одна категория - 3 балла.
Категории ответов
1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
3) Оригинальность
При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.
В конце игры были подведены итоги. Победители в различных номинациях получили грамоты.
Предварительный просмотр:
Бланк к творческой игре «Фантазёры»
Класс _______ Группа __________________Возраст ______________________
Субтест 1. _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Б= □, Г= □, Ор =□
Субтест 2. _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Б= □, Ор =□
Субтест 3. _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Б= □, Ор =□
Субтест 4. _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Б= □, Г= □, Ор =□
Субтест 5.
○ █ ▲ ∩
Б= □, Ор =□,
Субтест 6.
○ | ○ | ○ | ○ |
○ | ○ | ○ | ○ |
○ | ○ | ○ | ○ |
○ | ○ | ○ | ○ |
○ | ○ | ○ | ○ |
Б= □, Г= □, Ор =□
Заключение _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Посвящается маме..."
Мероприятие посвящено Дню матери, направлено на осмысление роли матери в жизни человека, воспитание нравственных качеств обучающихся. Способствует воспитанию уважительного отношения к матери, к ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Тебе посвящается, Губкин родной!"
Данная разработка знакомит обучающихся с историей возникновения города Губкин и расширяет их кругозор знаниями о прошлом и настоящем города.Основная цель мероприятия – формирование вдумчив...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. Сценарий агитбригады «Звучала песней жизнь моя» (посвящается памяти героя, поэта Мусы Джалиля)
Чтец: О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!Ч...
методическая разработка внеклассного мероприятия «Музыкальная гостиная.175-летию со дня рождения композитора Н. А. Римского-Корсакова посвящается»
Николай Андреевич Римский-Корсаков - один из самых знаменитых и один из самых плодотворных русских композиторов-классиков, к тому же ещё дирижер и педагог. Знакомству с его творчеств...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Суди меня по кодексу любви" к 100-летию Расула Гамзатова
Внеклассное мероприятие «Суди меня по кодексу любви» приурочено к 100-летию Расула Гамзатова и проведено в неделю словесности. Представляет собой литературно-музыкальную гостиную, основанн...