ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
статья

Цемух Светлана Васильевна

Основные направления воспитания в целях всестороннего гармоничного развития личности в условиях учреждений  дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_i_metody_vospitatelnoy_raboty_.docx59.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  

.

Основные направления воспитания

В целях гармоничного и всестороннего развития личности сформировались следующие направления воспитательной работы:

1. умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и самого себя.

2. теоретическую основу нравственного воспитания составляет этика, применяя следующие методы:

- убеждение и личный пример;

- совет, пожелание и одобрительный отзыв;

- положительная оценка действий и поступков;

- общественное признание достижений и достоинств человека.

3. трудовое воспитание с целью развития добросовестного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности.

4. эстетическое воспитание, которое предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного, что обязывает человека привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность, в социальный ландшафт.

5. физическое воспитание для повышения работоспособности человека        (правильное физическое развитие, тренировку двигательных навыков и вестибулярного аппарата, закаливание организма,  воспитание силы воли и характера)

6. гражданское воспитание с целью формирования у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству.

7. экономическое воспитание, развивающее мышление современного человека в масштабах своей семьи, производства, страны.

8. правовое воспитание предполагающее изучение своих прав и обязанностей, видов ответственности за их несоблюдение, также воспитание уважительного отношения к законам и Конституции.

9. интернациональное воспитание (привитие  человеку культуры межнационального общения, выработку гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми)

В современных условиях особое значение приобретает формирование в молодежной среде толерантности и воспитание молодежи в духе интернационализма.

- Толерантность – это терпимость в отношении других людей, отсутствие в отношении них агрессивных намерений, способность терпеть их рядом с собой, не обращая внимание на различия цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.

- Интернационализм - это уважение культуры и истории других народов, понимание их проблем и стремление помочь этим народам в решении имеющихся проблем, а также способность использовать их уникальный опыт в интересах собственного народа.

Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами, эффективность решения зависит от множества факторов, основными из которых являются:

- логика совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

- индивидуально-личностные особенности воспитанника и воспитателя;

- условия и обстоятельства, в которых осуществляется воспитательный акт. 

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение учащихся для решения педагогических задач в их совместной деятельности (общении) с преподавателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Средства воспитания – это предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, а средство воспитания (книга, кинофильм и пр.) и может влиять и без участия педагога.

Классификация методов воспитания:

1. Методы формирования сознания (предназначены для того, чтобы передавать информацию от преподавателя к учащемуся и обратно.) 

2. Методы организации деятельности и формирования поведения (практические методы, исходящие из того, что человек является субъектом любой деятельности, в том числе и познавательной.) 

3. Методы формирования чувств и отношений ( используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности и призваны стимулировать познание и деятельность воспитуемых.)

Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к двум основным методам - требованию и оценке.

Педагогические требования разделяются на:

-  побуждающие к действию (в зависимости от степени категоричности это может быть: просьба, задание, приказ)

- запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание)

Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание). 

При этом необходимо помнить, что негативные оценки подавляют личность, особенно если они относятся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Положительная оценка эффективнее стимулирует личность.               Требования и оценки могут быть коллективными и индивидуальными.

Методы и виды влияния

Влияние в воспитании – это деятельность педагога в процессе взаимодействия с учащимся, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания.

Традиционно выделяются четыре основных способа влияния:

- убеждение - включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания и предложения

- внушение (суггестия) - направлено на снятие своеобразных «барьеров», препятствующий человеку воспринимать новую информацию и оберегающих его от заблуждений и ошибок.

- феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые

руководствуются в своем поведении общим эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, повторяют действия других людей.

- подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций, черт характера другого человека (может быть произвольным и непроизвольным)                                

Формы воспитания, самовоспитания, самообразования

Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся посредством воспитательных мероприятий.

Мероприятие – это организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся (массовые формы, кружковая форма, индивидуальная форма.)

          При определении форм воспитательной работы, связанных с различными направлениями воспитательной деятельности, принято выделять:

при организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как:

- викторина;

- аукцион знаний;

- конкурс знатоков «Что? Где? Когда?»;

- конкурс «Умники и умницы»;

- конкурс проектов;

- деловые игры;

- научные конференции учащихся;

- конкурс изобретателей и т.п.;

при осуществлении задач нравственного воспитания - могут применяться такие формы, как:

- диспуты;

- круглый стол;

- беседа на этические темы;

- акции милосердия;

- литературно-музыкальные композиции и т.п.

               Воспитание  определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

         Основными  психическими факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, и, как следствие, самосовершенствование.  

- Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

- Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

- Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

              Принято выделять высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости.

Самовоспитание предполагает использование следующих приемов:

- самообязательство  - как добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества;

- самоотчет – как ретроспективный взгляд на путь, пройденный за определенное время;

- осмысление собственной деятельности и поведения – предполагает выявление причин успехов и неудач;

- самоконтроль – как систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

               К основным методам самовоспитания относятся:

- Самопознание - которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

- Самообладание - которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

- Самостимулирование - которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности и формы работы с учащимися детей с ОВЗ

Психолого - педагогическое сопровождение учащихся «Шербакульской школы-интернат» направлено на формирование адаптированной личности ребенка, способной к управлению психологическим и физиологичес...

Семинар-практикум педагогов-психологов «Основные направления и рекомендации коррекционной работы специалистов психологической службы».

ПЛАНрайонного семинара-практикума педагогов-психологов и социальных педагоговна базе УВК «школа-лицей»№2 п.Советский30.10.2014г. Тема семинара: «Основные направления и рекомендации коррекционной ...

Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...

Основные направления и формы воспитательной работы с подростками с ОВЗ

Цель воспитательной работы с подростками   – создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и оказание  помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и ...

Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Статья о  совершенствовании форм и методов работы с родителями  учащихся школ  для детей с ментальными нарушениями....

Основные направления и содержание воспитательной деятельности в рамках программы «Открытые двери» на 2017-2018 уч.год

Основные направления и содержание воспитательной деятельности в рамках программы «Открытые двери» на 2017-2018 уч.год...