ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
статья
Основные направления воспитания в целях всестороннего гармоничного развития личности в условиях учреждений дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_i_metody_vospitatelnoy_raboty_.docx | 59.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
.
Основные направления воспитания
В целях гармоничного и всестороннего развития личности сформировались следующие направления воспитательной работы:
1. умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и самого себя.
2. теоретическую основу нравственного воспитания составляет этика, применяя следующие методы:
- убеждение и личный пример;
- совет, пожелание и одобрительный отзыв;
- положительная оценка действий и поступков;
- общественное признание достижений и достоинств человека.
3. трудовое воспитание с целью развития добросовестного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности.
4. эстетическое воспитание, которое предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного, что обязывает человека привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность, в социальный ландшафт.
5. физическое воспитание для повышения работоспособности человека (правильное физическое развитие, тренировку двигательных навыков и вестибулярного аппарата, закаливание организма, воспитание силы воли и характера)
6. гражданское воспитание с целью формирования у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству.
7. экономическое воспитание, развивающее мышление современного человека в масштабах своей семьи, производства, страны.
8. правовое воспитание предполагающее изучение своих прав и обязанностей, видов ответственности за их несоблюдение, также воспитание уважительного отношения к законам и Конституции.
9. интернациональное воспитание (привитие человеку культуры межнационального общения, выработку гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми)
В современных условиях особое значение приобретает формирование в молодежной среде толерантности и воспитание молодежи в духе интернационализма.
- Толерантность – это терпимость в отношении других людей, отсутствие в отношении них агрессивных намерений, способность терпеть их рядом с собой, не обращая внимание на различия цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.
- Интернационализм - это уважение культуры и истории других народов, понимание их проблем и стремление помочь этим народам в решении имеющихся проблем, а также способность использовать их уникальный опыт в интересах собственного народа.
Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами, эффективность решения зависит от множества факторов, основными из которых являются:
- логика совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;
- индивидуально-личностные особенности воспитанника и воспитателя;
- условия и обстоятельства, в которых осуществляется воспитательный акт.
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение учащихся для решения педагогических задач в их совместной деятельности (общении) с преподавателем.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.
Средства воспитания – это предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.
Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, а средство воспитания (книга, кинофильм и пр.) и может влиять и без участия педагога.
Классификация методов воспитания:
1. Методы формирования сознания (предназначены для того, чтобы передавать информацию от преподавателя к учащемуся и обратно.)
2. Методы организации деятельности и формирования поведения (практические методы, исходящие из того, что человек является субъектом любой деятельности, в том числе и познавательной.)
3. Методы формирования чувств и отношений ( используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности и призваны стимулировать познание и деятельность воспитуемых.)
Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к двум основным методам - требованию и оценке.
Педагогические требования разделяются на:
- побуждающие к действию (в зависимости от степени категоричности это может быть: просьба, задание, приказ)
- запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание)
Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание).
При этом необходимо помнить, что негативные оценки подавляют личность, особенно если они относятся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Положительная оценка эффективнее стимулирует личность. Требования и оценки могут быть коллективными и индивидуальными.
Методы и виды влияния
Влияние в воспитании – это деятельность педагога в процессе взаимодействия с учащимся, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания.
Традиционно выделяются четыре основных способа влияния:
- убеждение - включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания и предложения
- внушение (суггестия) - направлено на снятие своеобразных «барьеров», препятствующий человеку воспринимать новую информацию и оберегающих его от заблуждений и ошибок.
- феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые
руководствуются в своем поведении общим эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, повторяют действия других людей.
- подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций, черт характера другого человека (может быть произвольным и непроизвольным)
Формы воспитания, самовоспитания, самообразования
Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся посредством воспитательных мероприятий.
Мероприятие – это организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся (массовые формы, кружковая форма, индивидуальная форма.)
При определении форм воспитательной работы, связанных с различными направлениями воспитательной деятельности, принято выделять:
при организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как:
- викторина;
- аукцион знаний;
- конкурс знатоков «Что? Где? Когда?»;
- конкурс «Умники и умницы»;
- конкурс проектов;
- деловые игры;
- научные конференции учащихся;
- конкурс изобретателей и т.п.;
при осуществлении задач нравственного воспитания - могут применяться такие формы, как:
- диспуты;
- круглый стол;
- беседа на этические темы;
- акции милосердия;
- литературно-музыкальные композиции и т.п.
Воспитание определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.
Основными психическими факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, и, как следствие, самосовершенствование.
- Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
- Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
- Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Принято выделять высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости.
Самовоспитание предполагает использование следующих приемов:
- самообязательство - как добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества;
- самоотчет – как ретроспективный взгляд на путь, пройденный за определенное время;
- осмысление собственной деятельности и поведения – предполагает выявление причин успехов и неудач;
- самоконтроль – как систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.
К основным методам самовоспитания относятся:
- Самопознание - которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
- Самообладание - которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
- Самостимулирование - которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления и формы воспитательной работы ГОУ СПО «Калязинский машиностроительный техникум».
Направления и формы воспитательной работы....
Основные направления деятельности и формы работы с учащимися детей с ОВЗ
Психолого - педагогическое сопровождение учащихся «Шербакульской школы-интернат» направлено на формирование адаптированной личности ребенка, способной к управлению психологическим и физиологичес...
Семинар-практикум педагогов-психологов «Основные направления и рекомендации коррекционной работы специалистов психологической службы».
ПЛАНрайонного семинара-практикума педагогов-психологов и социальных педагоговна базе УВК «школа-лицей»№2 п.Советский30.10.2014г. Тема семинара: «Основные направления и рекомендации коррекционной ...
Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...
Основные направления и формы воспитательной работы с подростками с ОВЗ
Цель воспитательной работы с подростками – создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и ...
Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.
Статья о совершенствовании форм и методов работы с родителями учащихся школ для детей с ментальными нарушениями....
Основные направления и содержание воспитательной деятельности в рамках программы «Открытые двери» на 2017-2018 уч.год
Основные направления и содержание воспитательной деятельности в рамках программы «Открытые двери» на 2017-2018 уч.год...