Рабочая программа по туризму
рабочая программа на тему

Смыкова Елена Николаевна

Рабочая программа для подготовки детей к туристическому походу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_turizmu_2015_god.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Быковская средняя общеобразовательная школа №14

  Раменского муниципального района Московской области

                       «Утверждаю»

                        Директор МОУ Быковской

                          СОШ  № 14

                                       /____________/ Т. В.Туманова /                

                                                                                                                     

                                                                                   Приказ № ___________от

                                                                                            «___»______________2015г.

                

                 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

             

                             (дополнительная программа)

                    туризм

                                                 

Составитель : Смыкова Елена Николаевна,

                                                                   учитель физической культуры

                                                                                       первая категория

        

2015-2016учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по туризму составлена на основе авторской программы

программа полностью соответствует нормативным требованиям по комплектованию объединений (учебных групп) спортивного профиля.

Предназначена для учащихся 7-6 классов зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний и рассчитана на 68 часов в год в соответствии

  с годовым календарным учебным графиком на 2013-2014 учебный год.

 Цель курса:

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

 Задачи курса:

Программа по данной программе позволит

1. В области образования:

- расширить  и углубить  знания учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;

- приобретать умения и навыки в работе с картой, компасом;

- приобретать специальные знания по вопросам туризма и ориентироваться в , доврачебной медицинской помощи;

- обеспечить  выживания в экстремальных условиях, знакомить с проблемами экологии и охраны природы.

2. В области воспитания:

- содействовать  гармоничному развитию личности, совершенствовать духовные и физические потребности;

- формировать  самостоятельность и волевых качеств в любой обстановке;

- гуманное отношение к окружающему миру;

- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.

3. В области физической подготовки:

- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);

- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.

охране природы

Содержание тем курса

 1. Вводное занятие.

Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.

2. Организация и подготовка похода.

Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению,  созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

3. Туристское снаряжение.

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету. 

Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу. 

Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток,  как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.

4. Гигиена туриста.

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание.  Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.

5. Туристский бивак.

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. 
Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.
Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. Организация бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке.
Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта

6. План и карта.

Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).
Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).

7. Определение расстояний простейшими способами.

Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование  без компаса и карты.  Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и картой. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на время. Ориентация во времени и пространстве (камеральная обработка).

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

8. Краеведение.

История Раменского района. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности Раменского района и его окрестностей. Охрана природы. Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, используя данные современных космических технологий, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого дневника. Географическое положение, рельеф и климат Раменского района. История заселения и освоения территории. Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и зодчества. Практические работы с картами атласа. Охрана природы. Сохранение природного единства  в зонах отдыха и туризма.

9. Физическая подготовка.

Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований. Контрольно- туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их назначение. Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка. Игры на местности.

10.Оформление документации соревнования и похода.

Знакомство  участников с положением о проведении соревнования по спортивному ориентированию и туристическому слёту. Подача заявки на участие в соревнованиях. Сбор справок о состоянии здоровья участников команды. Знакомство с правилами организации  и проведения похода  участников и их родителей под роспись с предоставлением справок о состоянии здоровья. Составление плана похода Оформление походных документов и сметы. Подбор картографического материала.

 Требования к уровню подготовки обучающихся

    Учащиеся должны знать :

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

 уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе  естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; 

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

 Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны. 

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

 Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Организация и комплектование группы.

 02.09.2013-07.09.2013

2

Введение в образовательную программу.

  02.09.2013-07.09.2013

3

История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта.

 09.09.2013-14.09.2013

4

Организация похода.

 16.09.2013-21.09.2013

5

Питание в походе. Составление рациона.

 16.09.2013-21.09.2013

6

Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи.

 23.09.2013-28.09.2013

7

Снаряжение. Личное снаряжение.

 23.09.2013-28.09.2013

8

Групповое снаряжение.

 30.09.2013-05.10.2013

9

Первая медицинская помощь.

  30.09.2013-05.10.2013

10

Первая медицинская помощь.

 07.10.2013-12.10.2013

11

Заболевания.

 07.10.2013-12.10.2013

12

Ожоги и обморожения. Помощь утопающему.

 14.10.2013-19.10.2013

13

Устройство бивака.

 14.10.2013-19.10.2013

14

Работа с палаткой.

 21.10.2013-26.10.2013

15

Работа с палаткой.

 21.10.2013-26.10.2013

16

Свёртывание лагеря.

 28.10.2013-31.10.2013

17

Костёр, его виды.

 28.10.2013-31.10.2013

18

Разведение и поддержание костра.

 11.11.2013-16.11.2013

19

Костровое хозяйство. Меры предосторожности.

 11.11.2013-16.11.2013

20

Топографические карты.

18.11.2013-23.11.2013 

21

Спортивные карты.

18.11.2013-23.11.2013  

22

Компас. Строение и работа с ним.

 25.11.2013-30.11.2013

23

Приёмы ориентирования карты по компасу.

  25.11.2013-30.11.2013

24

Определение расстояний и работа с компасом.

 02.12.2013-07.12.2013

25

Определение расстояний и работа с компасом.

 02.12.2013-07.12.2013

26

Ориентирование. Первый способ ориентирования.

 09.12.2013-14.12.2013

27

Ориентирование. Второй способ ориентирования.

 09.12.2013-14.12.2013

28

Сопоставление двух способов ориентирования.

 16.12.2013-21.12.2013

29

Азимут истинный и азимут магнитный.

  16.12.2013-21.12.2013

30

Краеведение. История Раменского  района, его культурное наследие.

 23.12.2013-28.12.2013

31

Выполнение краеведческих заданий

23.12.2013-28.12.2013 

32

Выполнение краеведческих заданий.

 30.12.2013

33

Условные знаки.

 30.12.2013

34

Условные знаки спортивных карт.

 13.01.2014-18.01.2014

35

Изготовление условных знаков.

 13.01.2014-18.01.2014

36

Сигналы бедствия.

20.01.2014-25.01.2014 

37

Закрепление навыка чтения условных знаков.

 20.01.2014-25.01.2014 

38

Закрепление навыка чтения условных знаков.

 27.01.2014-01.02.2014

39

Рельеф местности.

 27.01.2014-01.02.2014

40

Изображение рельефа местности на спортивных картах.

 03.02.2014-08.02.2014

41

Изображение рельефа местности на спортивных картах.

03.02.2014-08.02.2014 

42

Изображение рельефа местности на спортивных картах.

 10.02.2014-15.02.2014

43

Закрепление практического навыка чтения рельефа.

 10.02.2014-15.02.2014 

44

Чтение карты.

 17.02.2014

45

Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты.

 17.02.2014

46

Перенос КП.

 24.02.2014-01.03.2014

47

Учебные соревнования.

 24.02.2014-01.03.2014

48

Учебные соревнования.

 03.03.2014-07.03.2014

49

Приёмы ориентирования карты.

 03.03.2014-07.03.2014

50

Приёмы ориентирования карты.

 17.03.2014-22.03.2014

51

Способы определения точки стояния.

 17.03.2014-22.03.2014

52

Способы определения расстояний на местности.

 31.03.2014-05.04.2014

53

Движение по азимуту.

 31.03.2014-05.04.2014

54

Движение по азимуту.

 07.04.2014-12.04.2014

55

Отклонение при движении по азимуту. Выход по азимуту на КП.

 07.04.2014-12.04.2014

56

Учебные соревнования.

14.04.2014-19.04.2014 

57

Тактико-технические приёмы выбора пути движения.

 14.04.2014-19.04.2014 

58

тактико-технические приёмы выбора пути движения.

 21.04.2014-26.04.2014

59

Узлы.

 21.04.2014-26.04.2014

60

Узлы.

 28.04.2014-03.05.2014

61

Туристская песня.

  28.04.2014-03.05.2014

62

Физическая подготовка (техника бега ориентировщика).

05.05.2014-10.05.2014 

63

Развитие выносливости.

05.05.2014-10.05.2014 

64

Игры на местности..

 12.05.2014-17.05.2014

65

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии.

  12.05.2014-17.05.2014

66

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии.

 19.05.2014-24.05.2014

67

Учебные соревнования

  19.05.2014-24.05.2014

68

Учебные соревнования

 турслет

Материально – техническое оснащение учебного процесса по

кружку «Туризм»

№ п./п.

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

I Основная литература для учителя

1.

1.1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.

1

2

1.2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.

1

3

Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.

1

4

А.Евтушенко «Организация, подготовка и проведение походов выходного дня». Методическая разработка, - Ставрополь, 2004г.

1

5

.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.

1

6

Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г.

1

            Учебно – практическое оборудование

1

Обвязка верхняя

6 шт

2

Обвязка низняя

6 шт

3

Карабины

25шт

4

Веревка 40м

1шт

5

Веревка 60м

1шт

6

Усы для самостраховки

10шт

7

Перчатки для туризма

6 пар

8

Каски

6 шт

9

Компас

6 шт

10

Палатки туристические

5 шт

11

Палатка-столовая

1 шт

12

Палатка для продуктов

1 шт

13

Тент

1 шт

14

Рюкзак

5 шт

15

Пенка

10шт

16

Фонарь

2шт

17

Ремнабор

1шт

18

Аптечка

1шт

 

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Пешеходный туризм» деятельности туристской группы «Ирбис»

Программа дополнительного образования по курсу «Пешеходный туризм» нацелена  на главный ориентир современной школы -  воспитание полноценной личности: акт...

Рабочая программа "Школа туризма" 1 год обучения

"Школа туризма" срок реализации программы 1 год обучения. Занятия 1 час в неделю...

Рабочая программа по туризму

Рабочая программа по туризму...

Рабочая программа кружка «Туризм» 5-11 класс

Рабочая программа кружка «Туризм» для 5-11 класс расчитана на 1 час в неделю...

Рабочие программы по туризму.

Рабочие программы по туризму....