рабочая программа по внеурочной деятельности "К тайнам слова" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «К тайнам слова» разработана на основе Федерального государственного стандарта образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с учебным планом МБОУ «Усадовская СОШ», примерной программы по внеурочной деятельности Трунцевой Т.Н. «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология», 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УСАДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________И.П.Карповская
"01" сентября 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«К ТАЙНАМ СЛОВА»
5 КЛАСС
Составитель: Шах Асель Маратовна
учитель русского языка и литературы
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «К тайнам слова» разработана на основе Федерального государственного стандарта образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с учебным планом МБОУ «Усадовская СОШ», примерной программы по внеурочной деятельности Трунцевой Т.Н. «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология», 2014 г.
Выбор данной программы обусловлен тем, что она разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по внеурочной деятельности.
Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся.
Изучение курса «К тайнам слова» направлено на достижение следующих целей:
обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
и задач:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
Общая характеристика курса
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для 5 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в игровой доступной форме. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся пятых классов к олимпиаде по русскому языку.
Места курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами общего образования курс общекультурных занятий «К тайнам слова» изучается 5 классом по одному часу в неделю (35 часов в год).
УУД, сформированные в процессе освоения курса:
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание курса
Содержание | Количество часов |
"Ярмарка идей" | 5 |
"Слово о словах" | 19 |
"Что в имени тебе моём..." | 11 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Виды деятельности | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Плановый срок прохождения | Скорректированный срок прохожде ния | |||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||
1 | Что я умею, что могу? (беседа) | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета "Русский язык" (лексика, фразеология) | Формирование "стартовой" мотивации на изучение нового материала, саморазвитию в исследовательской и творческой деятельности | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности | |||||||
2 | Через тернии к звездам ( беседа) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности | |||||||
3-5 | Эврика (экскурсия в сельскую библиотеку с Усады) | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: в ходе проведения "Ярмарки идей" происходит выбор эффективных форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операционный опыт; сотудничать в совместном решении задач; применять методы информациооного поиска, втом числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слов, исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения; производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности. Научиться стоить реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности | |||||||
6 | Имена вещей | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской исследователя. Обучение умениюпользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задачи | |||||||
7 | В царстве смыслов много дорог (посещение школьной библиотеки) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. Проект: "Отличие многозначных слов и слов-омонимов". Игра "Грамматический атракцион" | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Научиться выполнять индивидуальный проект при консультативной помощи учителя | |||||||
8 | В царстве смыслов много дорог. («Грамматический атракцион» в актовом зале МБОУ «Усадовская СОШ») | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работаТворческой мастерской исследователя. Продолжение работы над проектом "Отличие многозначных слов и слов-омонимов". Редактирование творческой работы. Игра "Грамматический атракцион" | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Научиться корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при консультативной помощи учителя | |||||||
9 | Приготовим многослойный пирог или О многозначности слова (посещение школьной библиотеки) | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской исследователя. Работа с толковыми словарями. Ролевая игра "Прямое и переносное значение слов". Игра "Кулинарный поединок. Многозначные слова" | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы | Научиться планировать и реализовывать игровую деятельность | |||||||
10 | Приготовим многослойный пирог или О многозначности слова (посещение школьной библиотеки) | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской исследователя. Работа с толковыми словарями. Ролевая игра "Прямое и переносное значение слов". Игра "Кулинарный поединок. Многозначные слова" | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы | Научиться планировать и реализовывать игровую деятельность
| |||||||
11 | Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? (защита презентаций в актовом зале МБОУ «Усадовская СОШ») | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. Тема "Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др." Коллективный проект: составление презентации "Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы". Защита презентаций.
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проетированию, конструированию, творческой деятельности | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения пунктационных правил, конструирования словосочетаний и предложений | Научиться проводить исследование | |||||||
12 | Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? (посещение сельской библиотеки) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. Тема "Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др." Коллективный проект: составление презентации "Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы". Защита презентаций. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проетированию, конструированию, творческой деятельности | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения пунктационных правил, конструирования словосочетаний и предложений | Научиться проводить исследование | |||||||
13 | Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов (посещение школьной библиотеки) | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: формирование Творческой лаборатории исследователя. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста | Научиться проводить исследование | |||||||
14 | Об одном и том же разными словами (посещение школьной библиотеки) | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к стуктурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской исследователя. Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов. Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов. Коллективный проект: "Какого слова не хватает?" (редактирование текстов школьных сочинений) | Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы | Научиться проводить исследование | |||||||
15 | Слова-антиподы (посещение сельской библиотеки) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого "Слово о словах". Понятие "антонимы". Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов. Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов. Коллективный проект: "Легко-сложно" (редактирование текстов школьных сочинений) | Формирование умения оцениванивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научиться выполнять индивидуальное задание при консультативной помощи ученика-эксперта | |||||||
16 | Ума палата, или О фразеологичес-ких оборотах (инценирование в актовом зале МБОУ «Усадовская СОШ») | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской исследователя. Индивидуальный проект: "Иллюстирование фразеологизмов в отрывках из повести А. Рыбакова "Приключения Кроша". Коллективный проект: "Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла "Алиса в Стране чудес"". Игра " Инценирование запомнившихся фразеологизмов" | Формирование устойчивой мотивации к обучению , творческой самоактуализации | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной деятельности | Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания | |||||||
17 | Словари "чужих" слов (посещение школьной библиотеки) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. Индивидуальный проект: "Определение значения иностранных слов" (исследовательская работа со словарем иностранных слов) Коллективный проект: "Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских" | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексики | Научиться выполнять творческое задание при консультативной помощи учителя | |||||||
18 | "Он весь свободы торжество" (посещение сельской библиотеки) | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа Творческой лаборатории исследователя. Понятия "литературный язык", "живая народная речь". Коллективный проект: "Народная речь в произведениях А. С. Пушкина" | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий. | Научиться участвовать в коллективной деятельности | |||||||
19 | Мы говорим его стихами (беседа) | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа Творческой лаборатории исследователя. Понятия "крылатые выражения", "афоризмы". Коллективный проект: "Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других писателей" (по выбору учащихся)) Индивидуальный проект: "Крылатые выражения и фразеологизмы" (редактирование школьных сочинений) | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы | Научиться исследовать поэтический текст | |||||||
20 | Слова уходящие (посещение школьной библиотеки) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. атракцион".Понятия "архаизмы", "историзмы". Игра "Грамматический атракцион» Групповой проект: "Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов" | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения правил, конструирования ответов | Научиться выполнять индивидуальное задание в составе группы | |||||||
21 22 | Паронимы, или "Ошибкоопас-ные" слова (проведение игры в актовом зале МБОУ Усадовская СОШ) | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа Творческой лаборатории исследователя. Понятие "паронимы". Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра "Грамматический аукцион". Подготовка и проведение игры "Что? Где? Когда?" по итогам изучения употребления паронимов. Индивидуальный проект: "Виды паронимов и способы их образования". | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные:: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования паронимов | Научиться участвовать в творческом диалоге со сверстниками | |||||||
23, 24 | Словарь-грамотей (посещение школьной библиотеки) | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа Творческой лаборатории исследователя. Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря ("Экскурсия в детство", "Незнайка на Луне", "Тайны капитана Немо"). Индивидуальный проект: "Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря". Выставка рисунков по словарным словам | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы | ||||||||
"Что в имени тебе моём...." (10ч) | ||||||||||||
25 | Научная этимология (посещение школьной библиотеки) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. Тема "Словарная статья этимологического словаря". Индивидуальные проекты: (с использованием этимологического словаря): "Значение этимологического словаря", "История происхождения слов "вол", "волк", и "волынка", "Родственники ли слова "запонка" и "запятая"?" | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научиться находить необходимую информацию | |||||||
26 | Какие бывают имена? (посещение сельской библиотеки) | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа Творческой лаборатории исследователя. Понятия "ономастика". Коллективный проект: "Способы и причины образования омонимов среди имен собственных". Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование. Индивидуальный проект: "История происхождения традиционных кличек на Руси" | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа | Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму | |||||||
27, 28 | Древнерусские имена (защита пректов в актовом зале) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. Работа с этимологическим словарем. Коллективный проект: "Значение древнерусских имен". Индивидуальный проект: "Первые русские имена" | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научиться выполнять индивидуальный проет в составе группы | |||||||
29 | Отчество и фамилия (защита проектов в актовом зале) | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа Творческой лаборатории исследователя. Коллективный проект: "Объяснение происхождения фамилий" (на примере стихотворения С. Михалкова) | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа | Научиться производить самодиагностику результатов выполнения творческой, исследовательской работы | |||||||
30 | Времена года | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа Творческой лаборатории исследователя. Индивидуальный проект: "Как назывались месяцы в древней Руси?". Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научиться выполнять коллективный проект | |||||||
31 | О том что мы носим (посещение школьной библиотеки) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. Коллективный проект: "Названия некоторых предметов одежды". Лингвистическое иллюстрирование. Игра "Лингвистический аукцион" | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа | Научиться производить лингвистические иллюстрирование | |||||||
32 | Растения- почему их так называют? (наблюдения за растениями в пришкольном участке, работа со словарями) | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа Творческой лаборатории исследователя. Индивидуальный проект: "Названия некоторых растений". Подготовка и проведение игры "Что? Где? Когда?" | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научиться применять алгоритм проведения грамматической игры | |||||||
33, 34 | Птицы и звери - почему их так называют? (посещение сельской библиотеки) | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа Творческой лаборатории исследователя. Коллективный проект: "Названия некоторых животных". Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа | Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи (инсценирования) | |||||||
35 | Резерв |
Итого: 35 часов
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Трунцева Т.Н. К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология – М.: ВАКО, 2014г.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: В 4 т. М.: Астрель, 2004.
- Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала ХХI века: нормы и её варианты. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012
- Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз., 1994.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: М.: Советская энциклопедия, 1970.
- Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я: М.: Юнвес, 2003.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь. Происхождение слов: М.: Дрофа, 2004
- Телевизор.
- Аудиоцентр.
- Мультимедийное оборудование
- Электронные образовательные ресурсы.
Предполагаемые результаты
по окончании 5 класса:
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться: |
Раздел «Звучащая строка» | |
• проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности | -опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); -выразительно читать прозаические и поэтические тексты; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. |
Разделы «Таинства лексики», «Слово о словах» | |
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. | - объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; - аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; - опознавать омонимы разных видов; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла
№_____ от «_____» ______________ 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ Л.И. Шарапова
«______» ______________ 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуалтного уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русско...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" для 7 класса
Программа расчитана на 1 час в неделю, внеурочная деятельность...