Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
рабочая программа по химии (5 класс) на тему
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим курсом в системе изучения естественных наук в старших классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________/Тарасенко И.В./ Протокол заседания ШМО №1 от «27» августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ № 1 _________/Терпугова Л.Н./ ФИО «28» августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 1 _____________/Ивонина Т.В./ ФИО Приказ № 147 от «29» августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пропедевтический курс
«Калейдоскоп химических открытий»
Направление: исследовательская деятельность
5 класс
Лопатиной Светланы Алексеевны,
учителя химии, ВКК
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «29» августа 2014 г.
- - 2015 учебный год
- Пояснительная записка
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим курсом в системе изучения естественных наук в старших классах.
Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010., Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010., Программы внеурочной деятельности авторы Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов и пособия «Методика исследовательского обучения младших школьников» автор А. И. Савенков, Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Актуальность. Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, вузах, колледжах и т.д.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого учащегося в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи:
- Образовательные
Расширение кругозора учащихся.
Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе обучения.
- Развивающие
Создание условий для развития у учащихся потребности узнавать новое.
Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
Приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
- Воспитательные
Воспитание коммуникативно-активной, грамотной личности.
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.
Форма и режим занятий: групповая работа.
Внеурочные занятия (модуль «Калейдоскоп химических открытий», 8 час.) проводятся 1 раз в неделю в кабинете химии. Исследовательская деятельность учащихся включает проведение опытов, наблюдений, планирования и предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
- Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Практика | Дата | |
План | Факт | ||||
1 | Пищевые добавки. | 1 | 1 | ||
2 | Что делает желудок? | 1 | 1 | ||
3 | Определение кислотности растворов при помощи лаборатории «Архимед». | 1 | 1 | ||
4 | Цветы изменяют окраску. | 1 | 1 | ||
5 | Вулкан страстей. | 1 | 1 | ||
6 | Работа воды. | 1 | 1 | ||
7 | Растительные индикаторы. | 1 | 1 | ||
8 | Магический кристалл. | 1 | 1 | ||
Итого | 8 | 8 |
- Содержание программы
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся младших классов, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе представления результатов исследования.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
4. Предполагаемые результаты
Данная программа предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в подготовке учащихся к проектно-исследовательской деятельности.
В процессе обучения у школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- Формы и виды контроля
Психолого-педагогическое тестирование по следующим параметрам:
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Актуальность поставленной задачи: | 3 |
- носит вспомогательный характер; | 2 | |
- степень актуальности определить сложно; | 1 | |
- не актуальна; | 0 | |
2. | Умение выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования: | 2 |
- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; | 1 | |
- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. | 0 | |
3. | Оригинальность методов решения задачи исследования: | 3 |
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; | 2 | |
- используются традиционные методы решения. | 1 | |
4. | Практическая значимость работы: | 3 |
- можно использовать в научной работе школьников; | 2 | |
- можно использовать в учебном процессе; | 1 | |
- не заслуживает внимания. | 0 | |
5. | Эрудированность в рассматриваемой области: | 1 |
- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. | 0 | |
6. | Качество оформления работы в тетради: | 2 |
| - есть замечания по оформлению работы; | 1 |
- не соответствует требованиям оформления. | 0 | |
Итого: | 15 баллов |
- Методические рекомендации
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Список литературы:
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
2. Технические средства обучения:
- Планшет «NOVA-5000» с днабором датчиков
- Компьютер
- Принтер
- Интерактивная доска Promethean ActivBoard
- Фотоаппарат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...