Программа работы с одаренными детьми
рабочая программа (9 класс) на тему

Фуражкина Светлана Ивановна

Программа  "Одаренные дети"

программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odarennye_deti_2015-2016_4.doc416.5 КБ

Предварительный просмотр:


Программа «Одаренные дети»

МБОУ ХМР «Средняя общеобразовательная школа»  п. Горноправдинск

1. Общие положения программы.

Актуальность, цели, задачи, принципы, понятийный аппарат.
Реформирование российской системы образования обусловило необходимость
формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В соответствии с современными концепциями развития образования, которые предусматривают возможности углубления знаний учащихся в различных образовательных областях, педагогический коллектив встал перед необходимостью разработки программы «Одаренные дети».
Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.
Цели программы:

  • выявление способных и одаренных детей;
  •  обеспечение развития способностей учащихся в избранных им областях знаний, культуры, искусства и т. д.;
  •  обеспечение реализации способностей в научно-поисковой, научно-аналитической и творческой деятельности;
  •  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию

Задачи программы:

  •  создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
  •  создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;
  •  стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
  •  разрабатывать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;
  •  воспитывать сознательного гражданина России;
  • создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Принципы реализации программы:

  • гуманизм;
  •  демократизм;
  •  научность и интегративность;
  •  индивидуализация и дифференциация;
  • систематичность;
  • развивающее обучение;
  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

2. Организационное и функциональное обеспечение программы

  • функции директора в аспекте реализации программы;
  • функции заместителя директора по УВР;
  • функции методического совета;
  • функции МО;
  • функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми;
  • функции психолога.

Функции директора в аспекте реализации программы:

  • общее руководство разработкой и реализацией программы, обеспечение реализацией программы:
  • организация;
  • координация;
  •  контроль.

Функции заместителя директора по УВР:

  • определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
  •  корректировка составляющих элементов программы;
  • обеспечение связи с высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования;
  • анализ и обобщение результатов реализации программы;
  •  регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;
  • организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
  •  внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми;
  •  разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

Функции методического совета:

  •  подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети»;
  •  определение критериев эффективности реализации программы;
  •  разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;
  • координация действий учителей, работающих с одаренными детьми

Функции методических объединений:

  •  разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные комиссии;
  •  разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
  •  подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей;
  •  обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми;
  •  обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся.

Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:

  • подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;
  •  организация и проведение занятий с одаренными детьми;
  •  разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
  • диагностика интеллектуально и творчески одаренных учащихся 5 классов
  •  мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
  •  организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
  •  подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;
  •  организация контроля знаний одаренных детей
  •  обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
  •  творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы «Одаренные дети»;
  •  повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы «Одаренные дети»

Функции психолога:

  •  анализ успешности (неуспешности) учения каждого ребенка с выявлением причин;
  •  диагностирование детей с целью определения групп учеников со специальными способностями (отличающихся высоким уровнем умственных способностей в данном предмете или цикле предметов);
  •  выявление детей, отличающихся высоким уровнем умственных способностей во всех областях знаний;
  •  проведение семинаров по психологическим аспектам работы с одаренными детьми;
  •  знакомство родителей с методиками изучения и развития творческого потенциала ребенка.

3. Содержание и средства реализации программы:

Основные задачи обновления содержания образования в рамках реализации программы:

  •  ориентирование на достижения в различных областях знаний;
  •  опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле.
  • создание авторских программ на основе федеральных с учетом реализации идей программы «Одаренные дети»;
  • включение в вариативную часть учебных планов спецкурсов, факультативов, курсов по выбору, элективных курсов с учетом индивидуальных интересов и желаний учащихся и их родителей;
  • ориентирование на организацию научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации программы «Одаренные дети», научного общества «Содружество наук»;
  • разработка и внедрение новых технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;
  • учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей;
  • обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одаренных детей

Основные направления работы педагогического коллектива в рамках реализации программы:

  •  выделение факультативных часов на работу с одаренными детьми;
  •  привлечение к работе с одаренными детьми высоко профессиональных, творческих педагогов школы, высших учебных заведений, педагогов дополнительного образования;
  •  обеспечение научно-поисковой деятельностью одаренных детей в рамках школьного научного общества «Содружество наук»;
  •  обеспечение развития творческих способностей одаренных детей в школьных творческих коллективах;
  •  обеспечение развития творчески одаренных детей через вовлечение в детско- юношескую организацию «Поколение+» при организации и проведении общешкольного КТД;
  •  повышение уровня организации и проведения школьных олимпиад, предметных недель;
  •  обеспечение одаренных учащихся участие в работе окружных, городских, областных, республиканских научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах с привлечением спонсорской помощи.

4. Организация и содержание воспитательной работы в рамках реализации программы.

Основные задачи воспитания одаренных детей:

  •  Воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали;
  •  Формирование национального самосознания;
  •  Формирование духовной культуры, обусловленной семейными, классными, школьными традициями;
  •  Формирование коммуникативной компетентности;
  •  Развитие чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;
  •  Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;
  •  Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики;
  •  Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.

5. Учитель в системе реализации программы.

Для работы с одаренными детьми современный учитель должен владеть высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетентностей (высокий уровень профессиональной подготовки, знания в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка, методики корректировки деятельности и т.д.).

Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми:

  •  Наличие собственной педагогической концепции;
  •  Высокая теоретическая подготовка;
  •  Активная научно-методическая деятельность;
  •  Высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;
  •  Стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
  •  Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
  •  Высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;
  •  Педагогический такт, доброжелательность, чуткость.

6. Социально-психологическое обеспечение реализации программы.

  •  Разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создания условий поддержки учащихся;
  •  Создание банка данных одаренных детей;
  •  Разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;
  •  Создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятного для реализации программы «Одаренные дети»;
  •  Формирование навыков творческого саморазвития;
  • Организация работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

7. Материально-техническое обеспечение реализации программы.

  •  Комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией идей программы «Одаренные дети»;
  •  Оснащение кабинетов необходимыми ТСО;
  • Информатизация образовательного и воспитательного процессов;
  •  Обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов;
  •  Финансирование материального поощрения учителей, учащихся,  добившихся наиболее значительных результатов в научно-исследовательской и творческой деятельности.

План внедрения программы «Одаренные дети»

на 2015-2016 учебный год

п /п

Содержание работы

Сроки

Отметка о исполнении

1.

Диагностика  одаренных детей. Тренинги для школьников, тестирование.

В течение года

+

2.

Корректировка программ факультативных, элективных курсов, кружков, секций, ориентирование их на работу с одаренными детьми

Май-сентябрь

+

3.

Подготовка, организация и проведение Всероссийской олимпиады школьный этап

Май-ноябрь

+

4.

Отчет на заседании предметного МО по вопросам подготовки учащихся к олимпиадам

Сентябрь

5.

Подготовка и участие в научно-исследовательских конференциях различного уровня

Октябрь-май

6.

Организация и проведение заочных этапов Олимпиады по основам наук по УРФО

Ноябрь-май

7.

Организация и подготовка одаренных детей  к интеллектуальным  и творческим конкурсам различного уровня

В течение года

8.

Подготовка к Всероссийской олимпиаде  районного и окружного  этапов.   Участие  в олимпиаде.

Декабрь - январь -февраль

9.

Участие в внутришкольных творческих конкурсов (юных поэтов, художников, музыкантов и др.) Участие в  выставках детского творчества различного уровня

В течение года

10.

Стимулирование одаренных детей и их педагогов

В течение года

11.

Изучение личности одаренного ребенка и составление психолого- педагогических картотек

Постоянно в течение года

12..

Участие  и организация предметных декад  и экологического месячника

 По графику

13.

Участие в научно-исследовательской деятельности в рамках научного общества «Содружество наук»

 В течение года

14.

Подготовка и участие  в конференции «Шаг в Будущее»

Январь-февраль

15.

Корректировка программ курсов, планов, начало подготовки к олимпиадам следующего года

февраль

16.

Участие в ежегодной конференции «Защита проектов» учащихся среднего и старшего звена.

Апрель

17.

Участие в  школьном этапе конкурса «Ученик года» (5-11 классы)

Сентябрь-ноябрь

18.

Формирование  банка данных о достижениях одаренных детей

В течение года

19.

Индивидуальное консультирование обучающихся и родителей по организации и участии в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....