Программа работы с одаренными детьми
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа "Одаренные дети"
программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессеСкачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_deti_2015-2016_4.doc | 416.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Одаренные дети»
МБОУ ХМР «Средняя общеобразовательная школа» п. Горноправдинск
1. Общие положения программы.
Актуальность, цели, задачи, принципы, понятийный аппарат.
Реформирование российской системы образования обусловило необходимость
формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В соответствии с современными концепциями развития образования, которые предусматривают возможности углубления знаний учащихся в различных образовательных областях, педагогический коллектив встал перед необходимостью разработки программы «Одаренные дети».
Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.
Цели программы:
- выявление способных и одаренных детей;
- обеспечение развития способностей учащихся в избранных им областях знаний, культуры, искусства и т. д.;
- обеспечение реализации способностей в научно-поисковой, научно-аналитической и творческой деятельности;
- воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию
Задачи программы:
- создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;
- стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
- разрабатывать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;
- воспитывать сознательного гражданина России;
- создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
Принципы реализации программы:
- гуманизм;
- демократизм;
- научность и интегративность;
- индивидуализация и дифференциация;
- систематичность;
- развивающее обучение;
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
2. Организационное и функциональное обеспечение программы
- функции директора в аспекте реализации программы;
- функции заместителя директора по УВР;
- функции методического совета;
- функции МО;
- функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми;
- функции психолога.
Функции директора в аспекте реализации программы:
- общее руководство разработкой и реализацией программы, обеспечение реализацией программы:
- организация;
- координация;
- контроль.
Функции заместителя директора по УВР:
- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
- корректировка составляющих элементов программы;
- обеспечение связи с высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования;
- анализ и обобщение результатов реализации программы;
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
- внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми;
- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
Функции методического совета:
- подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети»;
- определение критериев эффективности реализации программы;
- разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;
- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми
Функции методических объединений:
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные комиссии;
- разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
- подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей;
- обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми;
- обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся.
Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;
- организация и проведение занятий с одаренными детьми;
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
- диагностика интеллектуально и творчески одаренных учащихся 5 классов
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;
- организация контроля знаний одаренных детей
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
- творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы «Одаренные дети»;
- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы «Одаренные дети»
Функции психолога:
- анализ успешности (неуспешности) учения каждого ребенка с выявлением причин;
- диагностирование детей с целью определения групп учеников со специальными способностями (отличающихся высоким уровнем умственных способностей в данном предмете или цикле предметов);
- выявление детей, отличающихся высоким уровнем умственных способностей во всех областях знаний;
- проведение семинаров по психологическим аспектам работы с одаренными детьми;
- знакомство родителей с методиками изучения и развития творческого потенциала ребенка.
3. Содержание и средства реализации программы:
Основные задачи обновления содержания образования в рамках реализации программы:
- ориентирование на достижения в различных областях знаний;
- опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле.
- создание авторских программ на основе федеральных с учетом реализации идей программы «Одаренные дети»;
- включение в вариативную часть учебных планов спецкурсов, факультативов, курсов по выбору, элективных курсов с учетом индивидуальных интересов и желаний учащихся и их родителей;
- ориентирование на организацию научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации программы «Одаренные дети», научного общества «Содружество наук»;
- разработка и внедрение новых технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;
- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей;
- обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одаренных детей
Основные направления работы педагогического коллектива в рамках реализации программы:
- выделение факультативных часов на работу с одаренными детьми;
- привлечение к работе с одаренными детьми высоко профессиональных, творческих педагогов школы, высших учебных заведений, педагогов дополнительного образования;
- обеспечение научно-поисковой деятельностью одаренных детей в рамках школьного научного общества «Содружество наук»;
- обеспечение развития творческих способностей одаренных детей в школьных творческих коллективах;
- обеспечение развития творчески одаренных детей через вовлечение в детско- юношескую организацию «Поколение+» при организации и проведении общешкольного КТД;
- повышение уровня организации и проведения школьных олимпиад, предметных недель;
- обеспечение одаренных учащихся участие в работе окружных, городских, областных, республиканских научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах с привлечением спонсорской помощи.
4. Организация и содержание воспитательной работы в рамках реализации программы.
Основные задачи воспитания одаренных детей:
- Воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали;
- Формирование национального самосознания;
- Формирование духовной культуры, обусловленной семейными, классными, школьными традициями;
- Формирование коммуникативной компетентности;
- Развитие чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;
- Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;
- Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики;
- Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.
5. Учитель в системе реализации программы.
Для работы с одаренными детьми современный учитель должен владеть высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетентностей (высокий уровень профессиональной подготовки, знания в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка, методики корректировки деятельности и т.д.).
Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми:
- Наличие собственной педагогической концепции;
- Высокая теоретическая подготовка;
- Активная научно-методическая деятельность;
- Высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;
- Стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
- Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
- Высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;
- Педагогический такт, доброжелательность, чуткость.
6. Социально-психологическое обеспечение реализации программы.
- Разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создания условий поддержки учащихся;
- Создание банка данных одаренных детей;
- Разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;
- Создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятного для реализации программы «Одаренные дети»;
- Формирование навыков творческого саморазвития;
- Организация работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
7. Материально-техническое обеспечение реализации программы.
- Комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией идей программы «Одаренные дети»;
- Оснащение кабинетов необходимыми ТСО;
- Информатизация образовательного и воспитательного процессов;
- Обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов;
- Финансирование материального поощрения учителей, учащихся, добившихся наиболее значительных результатов в научно-исследовательской и творческой деятельности.
План внедрения программы «Одаренные дети»
на 2015-2016 учебный год
№ п /п | Содержание работы | Сроки | Отметка о исполнении |
1. | Диагностика одаренных детей. Тренинги для школьников, тестирование. | В течение года | + |
2. | Корректировка программ факультативных, элективных курсов, кружков, секций, ориентирование их на работу с одаренными детьми | Май-сентябрь | + |
3. | Подготовка, организация и проведение Всероссийской олимпиады школьный этап | Май-ноябрь | + |
4. | Отчет на заседании предметного МО по вопросам подготовки учащихся к олимпиадам | Сентябрь | |
5. | Подготовка и участие в научно-исследовательских конференциях различного уровня | Октябрь-май | |
6. | Организация и проведение заочных этапов Олимпиады по основам наук по УРФО | Ноябрь-май | |
7. | Организация и подготовка одаренных детей к интеллектуальным и творческим конкурсам различного уровня | В течение года | |
8. | Подготовка к Всероссийской олимпиаде районного и окружного этапов. Участие в олимпиаде. | Декабрь - январь -февраль | |
9. | Участие в внутришкольных творческих конкурсов (юных поэтов, художников, музыкантов и др.) Участие в выставках детского творчества различного уровня | В течение года | |
10. | Стимулирование одаренных детей и их педагогов | В течение года | |
11. | Изучение личности одаренного ребенка и составление психолого- педагогических картотек | Постоянно в течение года | |
12.. | Участие и организация предметных декад и экологического месячника | По графику | |
13. | Участие в научно-исследовательской деятельности в рамках научного общества «Содружество наук» | В течение года | |
14. | Подготовка и участие в конференции «Шаг в Будущее» | Январь-февраль | |
15. | Корректировка программ курсов, планов, начало подготовки к олимпиадам следующего года | февраль | |
16. | Участие в ежегодной конференции «Защита проектов» учащихся среднего и старшего звена. | Апрель | |
17. | Участие в школьном этапе конкурса «Ученик года» (5-11 классы) | Сентябрь-ноябрь | |
18. | Формирование банка данных о достижениях одаренных детей | В течение года | |
19. | Индивидуальное консультирование обучающихся и родителей по организации и участии в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...
программа работы с одаренными детьми
программа. одаренные дети...
Программа работы с одаренными детьми
Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...
программа работы с одаренными детьми
программа разработана с 2011 по2014 год...
Программа работы с одаренными детьми
В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....
Программа работы с одаренными детьми
В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....