ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по общекультурному направлению «Надежда» (танцевальный кружок).
рабочая программа (7 класс) на тему

Программа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inga_programma_tantsevalnogo_kruzhka2.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

     РАССМОТРЕНО

Руководитель методического объединения воспитателей

 Протокол № 1  

 от «25» августа 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

    ______________ Югина С.А.

          «26» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

 ___________ Шоколева А.Е.

     Приказ № 29

     от «31» августа 2015 г.

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по общекультурному направлению

«Надежда» (танцевальный кружок).

    Воспитатель Волкова Инга Геннадьевна

    Квалификационная категория – первая

    Составлена в соответствии с Программой  внеурочной деятельности КС(К)ОУ «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии.

           

   

КАЛИНИНО

2015 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа воспитательной работы по общекультурному направлению «Надежда» (танцевальный кружок) разработана в соответствии с требованиями:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
  • ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373);
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.№2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010;
  • Концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010;
  • Внеурочной деятельности школьников под ред. Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010;
  • Устава казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашской Республики;
  • Программы внеурочной деятельности казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашской Республики.

Танцевальный кружок – это единый многоступенчатый процесс обучения и воспитания, это процесс педагогического взаимодействия педагога с ребёнком и детским коллективом. Дети усваивают  хореографические знания и умения общечеловеческих ценностей. Это сложный процесс, в ходе которого осуществляется развитие личности. Знакомство с основными элементами народного и современного танца, приобретение в процессе занятий специальных навыков развивает у детей художественный вкус, воспитывает у них благородство и изящество исполнения, формирует общую культуру. Занятия танцами учат детей красоте и выразительности движений, силе и ловкости, развивают и совершенствуют их мышечно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы. Кроме того, занятия танцами требуют от учащихся напряженных усилий и собранности, повышает их трудолюбие, закаляет волю, характер, способствует всестороннему развитию личности. Танцы - один из любимых и популярных видов искусства - дают широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Планомерные систематические тренировки с постепенно возрастающей нагрузкой развивают мышцы, укрепляют связки, придают гибкость, подвижность суставов, помогают гармоничному росту детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У них вырабатывается правильная осанка, походка, исправляются физические недостатки. Танцы развивают естественную грацию, музыкальную ритмичность. Занятия в танцевальном коллективе приучают детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самодисциплине, ответственности, культуре внешнего вида. Занятия в кружке раскрывают индивидуальные возможности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) их творческие способности.

Обучение танцевальному искусству осуществляется с помощью различных видов деятельности:

- Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развивает любознательность, которая формирует потребность в образовании.

- Трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего общественно-полезного труда.

- Общественная деятельность, которая содействует социализации школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирует его гражданскую позицию.

- Коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), когда содержанием целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

Цель программы: воспитание нравственно – эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к прекрасному, раскрытие художественно–творческих, музыкально–двигательных способностей, творческой активности, самостоятельности, выносливости, упорства и трудолюбия, способствовать физическому развитию воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи программы:

  • Создать условия для развития творческой активности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), участвующих в танцевальной деятельности;
  • Совершенствовать артистические навыки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
  • Приобщить детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к танцевальной культуре, обогатить их танцевальный опыт: знания детей о танце, его истории, устрой танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологии;
  • Развить у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) музыкального слуха, памяти, ритма;
  • Сохранить и укрепит здоровье у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Формировать красоту и пластичность движениям.

Успешное решение поставленных задач на кружковых занятиях с школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

•        индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями));

•        систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

•        наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);

•        повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

•        сознательности и  активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к своим действиям).

Место курса в плане воспитательной работы:

Программа рассчитана на учащихся 7 класса в возрасте 13-15 лет на 1 год обучения. На реализацию курса «Надежда» в 7 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПин.

90%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся. Это упражнения и движения классического, народного и современного танцев, обеспечивающие формирование осанки воспитанников, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве. Для успешной реализации программы будут использованы.

Формы и методы организации работы:

Основная форма образовательной работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребёнка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве.

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. С детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводятся беседы – диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению членов коллектива;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта исполнения танцевальных движений;
  • осознание значимости занятий танцами для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над танцем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности подборе движений
  • Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; 

- Передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

- Самостоятельно начинать движения после музыкального вступления;

- Выполнять различные упражнения с зеркального показа;

- Синхронно выполнять движения в танце;

- Слышать и чувствовать музыку;

- Оценить себя в танце и т.д. 

Содержание программы

Вводное занятие 1 час

Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Цели и задачи кружка. Техника безопасности на занятиях. Понятие «осанка». Поклон-приветствие.

История русского народного танца 1 час

История возникновения и развития русского народного танца с глубокой древности и до наших дней

Положения головы, постановка корпуса, позиции ног.

Знакомство с основными элементами русского народного танца 4 час

Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх).

Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Хороводные шаги, переменный шаг, шаг с подскоком, шаг с притопом, галоп, припадание. Элементы русского танца: «ковырялочка», «моталочка», «присядка».

Русские народные танцы 7 часов

«Кадриль», «Хороводная», «Метелица». Разучивание элементов танцев, связок.

Постановочно-репетиционная работа.

История современного танца 1 час

Происхождение, стили и особенности современных танцев.

Знакомство с основными элементами современного танца 8 часов

Музыкально-ритмические упражнения: «Шаг на месте с качанием», «Пружинка», «Мячик», шаги в комбинации с хлопками, бег на месте и в продвижении «лошадки», перестроения в линию, колонну, круг, в шахматном порядке. Комбинации движений в продвижении.

 Современные танцы 11 часов

Постановка и разучивание танцев к праздникам: 8 марта, 23 февраля.

Итоговое занятие 1 час

Организация проведения занятий

Занятие состоит из трех частей. В первой части (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия. В содержание разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.

Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым движениям, элементам, закрепляют старые. Постепенно изученные движения объединяются в танец.

В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание, артистизм.

Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем.

№/п

Название раздела

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

-

2.

История танца

1

1

3.

Знакомство с основными элементами различных танцев

5

5

4.

Современные танцы

7

7

5.

Русские народные танцы

3,5

3,5

Всего:

34 часа

Календарно-тематический план

 

 №/п

Название раздела, темы

Виды деятельности

  Дата

По плану

1 четверть 9 часов

Вводное занятие 1 час

 1

«Давайте познакомимся!»

Беседа, практическое занятие

4.09.15

История русского народного танца 1 час

 2

История возникновения и развития русского народного танца с глубокой древности и до наших дней

Беседа, презентация, практическое занятие

11.09.15

Знакомство с основными элементами русского народного танца 4 час

 3

Позиции рук, хлопки. Позиции ног.

Беседа, презентация, практическое занятие

18.09.15

 4

Хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком., галоп, шаг с притопом.

Беседа, презентация, практическое занятие

25.09.15

 5

Элементы русского танца: «ковырялочка», «моталочка», «присядка».

Беседа, презентация, практическое занятие

2.10.15

 6

Отработка изученных элементов.

Беседа, презентация, практическое занятие

9.10.15

 

Русские народные танцы 7 часов

 7

Разучивание элементов и связок танца «Хороводная»

Беседа, презентация, практическое занятие

16.10.15

 8

Постановка и разучивание танца «Хороводная»

Беседа, презентация, практическое занятие

23.10.15

 9

Разучивание элементов и связок танца «Кадриль». Отрабатывание движений «Хороводная».

Беседа, презентация, практическое занятие

30.10.15

2 четверть 7 часов

 10

Постановка и разучивание танца «Кадриль». Отрабатывание движений «Хороводная».

Беседа, презентация, практическое занятие

13.11.15

 11

Разучивание элементов и связок танца «Метелица». Отрабатывание движений «Хороводной» и «Кадрили».

Беседа, презентация, практическое занятие

20.11.15

 12

Постановка и разучивание танца «Метелица».   Отрабатывание движений «Хороводной» и «Кадрили».

Беседа, презентация, практическое занятие

27.11.15

 13

Отрабатывание точности и артистичности исполнения разученных танцев.

Беседа, презентация, практическое занятие

4.12.15

История современного танца 1 час

 14

Отрабатывание точности и артистичности исполнения разученных танцев.

Беседа, презентация, практическое занятие

11.12.15

Знакомство с основными элементами современного танца 8 часов

 15

Музыкально-ритмические упражнения, перестроения в линию, колонну.

Беседа, презентация, практическое занятие

18.12.15

3 четверть 10 часов

 16

Перестроения в линию, колонну, круг, в шахматном порядке. Бег на месте и в продвижении «лошадки».

Беседа, презентация, практическое занятие

15.01.16

 17

Упражнения «Пружинка», «Мячик».

Беседа, презентация, практическое занятие

4.03.16

 18

Музыкально-ритмические упражнения в комбинации с хлопками.

Беседа, презентация, практическое занятие

11.03.16

 19

Музыкально-ритмические упражнения в комбинации с ходьбой, бегом, прыжками.

Беседа, презентация, практическое занятие

18.03.16

 20

Комбинирование музыкально-ритмических упражнений под музыку.

Беседа, презентация, практическое занятие

25.03.16

21

Комбинирование музыкально-ритмических упражнений под музыку.

Беседа, презентация, практическое занятие

19.02.16

22

Комбинирование музыкально-ритмических упражнений под музыку.

Беседа, презентация, практическое занятие

26.02.16

Современные танцы 11 часов

 23

Разучивание элементов и связок танца к 23 февраля.

Беседа, презентация, практическое занятие

22.01.16

 24

Постановка и разучивание танца к 23 февраля.

Беседа, презентация, практическое занятие

29.01.16

 25

Отрабатывание точности и артистизма исполнения танца. Разучивание элементов и связок танца к 8 марта

Беседа, презентация, практическое занятие

5. 02.16

 26

Постановка и разучивание танца к 8 марта   Отрабатывание движений.

Беседа, презентация, практическое занятие

12.02.16

27

Разучивание элементов и связок танца «Часики».

Беседа, презентация, практическое занятие

8.04.16

4 четверть 7 часов

 28

Постановка и разучивание танца «Часики».

Беседа, презентация, практическое занятие

15.04.16

29

Отрабатывание движений танца «Часики».

Беседа, презентация, практическое занятие

22.04.16

30

Разучивание элементов и связок танца «Кукла». Отрабатывание движений танца «Часики».

Беседа, презентация, практическое занятие

29.04.16

31

Постановка и разучивание танца «Кукла». Отрабатывание движений танца «Часики».

Беседа, презентация, практическое занятие

6.05.16

32

Отрабатывание движений танцев «Часики» и «Кукла». Повторение всех разученных танцев.

Беседа, презентация, практическое занятие

13.05.16

33

Отрабатывание движений танцев «Часики» и «Кукла». Повторение всех разученных танцев.

Беседа, презентация, практическое занятие

20.05.16

Итоговое занятие 1 час

34

Урок-презентация.

практическое занятие

27.05.17

Диагностика

Диагностика проводится в форме открытых занятий в конце учебного года. Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.

Критериями оценки усвоения программы являются следующие:

•        восприятие музыкальных образов (эмоциональная отзывчивость на музыку, умение импровизировать);

•        элементарные знания в области музыкальной грамоты (характер, темпы, динамические оттенки, ритмический рисунок, строение музыкального произведения);

•        развитие природных данных детей (музыкальный слух, ритм, координация, осанка, выворотность, шаг, стопа, баллон, апломб, вестибулярный аппарат);

•        знание элементарных танцевальных понятий;

•        степень усвоения танцевального репертуара

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;

- итоговый – открытые занятия.

Критерии определения результативности программы

  1. Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
  2. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
  3. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т.д.).
  4. Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
  5. Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
  6. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
  7. Память – способность запоминать музыку и движения.

Формой подведения итогов реализации  программы являются

выступления танцевального коллектива  на школьных, муниципальных и районных праздниках, участие в конкурсных программах.

Специфическое сопровождение (оборудование):

-аудио, видео аппаратура;

-аудиокассеты, диски с записями русской народной музыки, песен, танцев;

- костюмы для  выступлений;

- элементы русского народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки, какошники, косынки.

Список литературы

  1. Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев - Русские легенды и предания. Иллюстрированная энциклопедия., М.: "Эксмо", 2004 - 208 стр.
  2. Васильева Т.К. «Секрет танца» С-П Диамант 1997
  3. Климов А. «Основы русского народного танца» М Искусство 1981
  4. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
  5. 3. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.
  6. http://barynya.com/RussianDance/russian-dance-russian.htm
  7. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskie-narodnye-tancy.html
  8. http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_sovremennye_tantsy-2561
  9. http://danceeurope.narod.ru/sites/europa.planetaru.com/ru/dancehist/text.html
  10. http://www.youtube.com/watch?v=ukc3gaZhMWk&feature=player_detailpage
  11. http://www.youtube.com/watch?v=G1IEj-AAcu8
  12. http://www.youtube.com/watch?v=jIaAXksrsrU
  13. http://www.youtube.com/watch?v=InfEab2AoYc
  14. http://www.youtube.com/watch?v=Iohit2CW6c8
  15. http://www.youtube.com/watch?v=rPUy7lFMmNw (адреса сайтов постоянно пополняются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы школы "Надежда"

Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество". Кружок "Весёлый лоскуток"

Программа кружка разработана  на 1 год занятий с детьми 12-15 лет и рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.Программа рассчитана на 35 часов ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Кружок "Весёлый лоскуток"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕй ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Кружок "Весёлый лоскуток"...

Программа воспитательной работы (спортивно-оздоровительное направление)

В содержании программы предусмотрено: расширение представлений обучающихся с умственной отсталостью о здоровом образе жизни, проведение просветительской работы с обучающимися по вопросам сохранения и ...

Программа воспитательной работы по трудовому направлению "Труд - дело чести, будь в труде на I месте"

Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту, профориентации учащихся. Внеклассная работа с 7 клас...

Программа воспитательной работы первичного отделения "Новое поколение" РДШ разновозрастного детского объединения (РДО) "Надежда" 2020-2024гг

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана программа воспитания подрастающегося поколения на пять лет, которая ориентирует педагогов и воспитателей ...